31 марта 1999 г. N 15/99-ОЗ
ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Закона МО от 03.12.99 N 83/99-ОЗ, от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ, от 07.12.2004 N 168/2004-ОЗ)
Принят
решением
Московской областной Думы
от 17 марта 1999 года
N 18/48
Настоящий Закон устанавливает правовую основу договорного регулирования социально - трудовых отношений, развития и функционирования системы социального партнерства в Московской области.
Действие Закона распространяется на работников и их представителей, работодателей и их представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 1. Основные понятия
Основные понятия, используемые для целей настоящего Закона:
- социальное партнерство - основа социально - трудовых отношений между работниками, работодателями, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Московской области;
- система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера, используемых для обеспечения социального партнерства на областном (региональном), отраслевом, территориальном уровнях, уровне организации;
- работник - физическое лицо, выполняющее трудовые функции, с которым трудовой договор (контракт) заключен работодателем либо должен быть заключен, а также лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;
- работодатель - организация (юридическое лицо) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
- объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- организация - юридическое лицо независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании учредительных документов и использующее в своей деятельности труд наемных работников;
- коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально - трудовые и иные связанные с трудовыми отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения с работодателем;
- соглашение - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения между работниками, работодателями, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления, заключаемый на уровне Московской области, муниципального образования, отрасли, профессии;
- уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений - регистрация соответствующим органом по труду коллективных договоров и соглашений на основе письменного уведомления, направленного работодателем с приложением коллективного договора или соглашения, подписанных сторонами;
- социально - трудовые отношения - совокупность отношений между работниками и работодателями в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 2. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства в Московской области (далее - Стороны) являются работники и работодатели в лице их представителей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области в лице их представителей.
1. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений (областные, отраслевые, территориальные), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или иные представители, избираемые на общем собрании (конференции) работников и уполномоченные им в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
2. Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные лица в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами, полномочные органы объединений работодателей (ассоциаций, союзов товаропроизводителей, промышленников, предпринимателей и т.п.), иные уполномоченные этими органами лица.
3. Представители органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Московской области - руководители этих органов или другие уполномоченные ими лица.
4. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной государственной власти Московской области.
Статья 3. Задачи социального партнерства
Задачами социального партнерства в Московской области являются:
- реализация социально - трудовых прав и гарантий граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
- содействие договорному регулированию социально - трудовых вопросов, включая вопрос установления уровня заработной платы, соответствующей размеру прожиточного минимума в Московской области;
- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально - трудовых отношений;
- укрепление и развитие социально - трудовых отношений на демократических принципах;
- создание условий для обеспечения занятости населения Московской области и развития рынка труда. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 4. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства в Московской области являются:
- равноправие Сторон;
- полномочность представителей Сторон;
- паритетность Сторон;
- социальная и экономическая обоснованность принимаемых решений и обязательств;
- реальность обеспечения принимаемых Сторонами обязательств;
- взаимный контроль и открытость перед партнерами;
- ответственность Сторон за невыполнение обязательств, решений, соглашений, договоров;
- достоверность и регулярность информации по вопросам деятельности Сторон. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 5. Основные формы осуществления социального партнерства
Основными формами осуществления социального партнерства в Московской области являются:
- переговоры и консультации;
- разработка, принятие и реализация совместных решений;
- заключение коллективных договоров, соглашений;
- взаимное информирование Сторон о выполнении принятых обязательств;
- другие формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 6. Органы социального партнерства
1. Социальное партнерство в Московской области обеспечивается органами, формируемыми представителями работников, представителями работодателей, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Московской области.
2. На уровне Московской области постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений (далее - Московская областная трехсторонняя комиссия), областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее - областные отраслевые (межотраслевые) комиссии), Координационный комитет содействия занятости населения Московской области (далее - Координационный комитет).
3. На уровне муниципальных образований постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются территориальные (городские, районные) комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее - территориальные (городские, районные) комиссии), отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее - отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии). (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
4. На уровне организации органом, обеспечивающим социальное партнерство, является комиссия по подготовке и заключению коллективного договора.
5. Стороны социального партнерства на основе взаимной договоренности могут формировать иные органы, способствующие развитию социально - трудовых отношений в Московской области.
Статья 7. Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений
1. Московская областная трехсторонняя комиссия формируется областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей, Правительством Московской области и действует на принципах добровольности, паритетности и полномочности представителей, равноправия и ответственности сторон.
2. Московская областная трехсторонняя комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Законом Московской области "О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" и иными нормативными правовыми актами Московской области. (в ред. Закона МО от 03.12.99 N 83/99-ОЗ)
3. Основными полномочиями Московской областной трехсторонней комиссии являются:
- подготовка проекта и заключение регионального трехстороннего соглашения;
- содействие заключению областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений, коллективных договоров;
- осуществление контроля за выполнением Московского областного трехстороннего (регионального), областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений, коллективных договоров;
- внесение предложений в органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области о предоставлении организациям, заключившим коллективный договор (соглашение), преимущественного права на решение вопросов социально - экономического развития (размещение областных заказов, содействие в кредитовании и другие);
- внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательства, предусмотренные соглашениями, коллективными договорами;
- разработка и внесение предложений органам государственной власти Московской области о принятии нормативных правовых актов в сфере социально - трудовых отношений;
- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в социально - трудовых отношениях. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 8. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия по регулированию социально - трудовых отношений
1. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия формируется областными отраслевыми объединениями профсоюзов, представителями работодателей (их объединений), органами исполнительной государственной власти Московской области, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли.
2. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и Положением о Московской областной отраслевой (межотраслевой) комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.
Основными полномочиями областной отраслевой (межотраслевой) комиссии являются:
- ведение коллективных переговоров, подготовка проектов соглашений, разработка и заключение областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;
- оказание методической и практической помощи Сторонам при заключении областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений и коллективных договоров;
- осуществление контроля за выполнением условий областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;
- внесение предложений по привлечению к ответственности лиц, не выполняющих обязательства соглашений, коллективных договоров;
- подготовка и внесение предложений в Правительство Московской области по разработке нормативных правовых актов, направленных на развитие отрасли, предоставление гарантий и льгот работникам отрасли;
- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений в отрасли;
- взаимодействие с Московской областной трехсторонней комиссией. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
3. Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области может осуществлять общую координацию ведения переговоров между соответствующими профсоюзами, объединениями работодателей и органами исполнительной государственной власти Московской области по заключению областного отраслевого (межотраслевого) соглашения.
Статья 9. Координационный комитет содействия занятости населения Московской области
Координационный комитет создается и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Координационном комитете содействия занятости населения Московской области.
Координационный комитет формируется Правительством Московской области из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей (их объединений), органов службы занятости населения, органов исполнительной государственной власти Московской области.
Основными полномочиями Координационного комитета являются:
- содействие разработке и реализации программ по проблемам занятости населения Московской области;
- разработка рекомендаций, направленных на содействие занятости населения Московской области, уменьшение численности увольняемых работников и обеспечение их занятости;
Абзац - Утратил силу. (в ред. Закона МО от 07.12.2004 N 168/2004-ОЗ)
Организация и порядок работы Координационного комитета определяются сторонами, представленными в нем.
Статья 10. Территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
1. Территориальные (городские, районные) комиссии формируются территориальными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, органами местного самоуправления на принципах добровольности, паритетности и равноправия сторон.
2. Отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии формируются отраслевыми территориальными объединениям профсоюзов, работодателями (их объединениями), органами местного самоуправления.
3. Территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также Положением о территориальных комиссиях по регулированию социально - трудовых отношений. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
4. Основными полномочиями территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, комиссий являются:
- подготовка проекта и заключение территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных (заключенных сторонами на уровне территории) соглашений;
- осуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;
- подготовка органам местного самоуправления Московской области предложений по принятию нормативных правовых актов в сфере социально - трудовой деятельности;
- участие в разрешении конфликтных ситуаций и коллективных трудовых споров. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 11. Комиссия по подготовке и заключению коллективного договора
Комиссия по подготовке и заключению коллективного договора в организации формируется из равного числа представителей администрации и профсоюзных комитетов либо иных уполномоченных работниками лиц.
Правовое положение, основы формирования и деятельности Комиссии регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях". (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 12. Ведение коллективных переговоров
Каждая Сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению коллективных договоров, соглашений.
Представители профсоюзов, их объединений вправе выходить с инициативой ведения переговоров по заключению территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, и иных соглашений к работодателям, не организованным в общественные объединения, союзы, ассоциации. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Работодатели обязаны вести переговоры по вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями профсоюзов.
Заключенные территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные и иные соглашения подписываются всеми работодателями или их полномочными представителями, принимавшими участие в переговорах. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 13. Виды соглашений
1. На территории Московской области заключаются следующие виды соглашений: Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные (городские, районные) соглашения, отраслевые (межотраслевые) территориальные и иные соглашения. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Все соглашения заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Все виды соглашений заключаются до принятия областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
2. Обязательства Сторон, содержащиеся во всех соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
Статья 14. Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение
Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение заключается Правительством Московской области, объединениями профсоюзов Московской области, объединениями работодателей Московской области.
Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение является основой для заключения областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение подлежит подписанию в десятидневный срок со дня принятия решения о подписании Соглашения всеми сторонами. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 15. Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения
Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются объединениями профсоюзов отрасли (отраслей), представителями работодателей (их объединений) отрасли (отраслей) и органом исполнительной государственной власти Московской области, осуществляющим координацию деятельности соответствующей отрасли (отраслей).
Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).
Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения являются основой для заключения отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений.
Условия и обязательства областных отраслевых (межотраслевых) соглашений не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении.
Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.
Статья 16. Территориальные (городские, районные) соглашения
Территориальные (городские, районные) соглашения заключаются территориальными объединениями профсоюзов, работодателями (их объединениями) и органами местного самоуправления.
Территориальные (городские, районные) соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально - трудовых отношений для работников организаций конкретной территории с учетом местных особенностей.
Территориальные (городские, районные) соглашения не могут содержать условия и обязательства, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении, областных отраслевых (межотраслевых) соглашениях.
Территориальные (городские, районные) соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.
Статья 17. Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения
Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения заключаются отраслевыми (межотраслевыми) территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления.
Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально - трудовых отношений для работников отрасли (отраслей) соответствующей территории.
Условия и обязательства, содержащиеся в отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашениях, не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении, областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных) соглашениях.
Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.
Статья 18. Иные соглашения (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Иные соглашения могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально - трудовых отношений.
Статья 19. Действие соглашений. Присоединение к соглашениям (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
1. Действие Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения, областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений распространяется на работников, работодателей, органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области, уполномочивших участников соглашения заключить его от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.
2. Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.
3. В случаях когда на уровне Московской области, муниципальных образований Московской области заключены областное трехстороннее (региональное) соглашение, областные отраслевые (межотраслевые), территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные и иные соглашения, руководитель соответствующего органа по труду вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к соглашению.
4. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в соответствующий орган по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
5. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений.
Статья 20. Коллективный договор
1. В коллективном договоре предусматриваются нормативные положения законодательных актов Российской Федерации и законодательных актов Московской области, содержащие прямое предписание об обязательности закрепления в коллективном договоре этих положений, а также могут включаться условия, устанавливающие дополнительные гарантии работникам в процессе социально - трудовых отношений.
2. Порядок ведения коллективных переговоров, подписания коллективного договора, внесения в него изменений и дополнений, разрешения возникших разногласий между Сторонами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях". (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 21. Разрешение разногласий
Разногласия по вопросам социально - трудовых отношений, не урегулированные в ходе переговоров, разрешаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
В целях содействия разрешению коллективных трудовых споров, путем организации примирительных процедур и участия в них решением Губернатора Московской области в составе Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области создается областная служба по урегулированию коллективных трудовых споров. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 22. Уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений
Коллективные договоры и соглашения направляются работодателями на уведомительную регистрацию в течение 7 дней со дня их подписания.
Коллективные договоры, Московское областное (региональное) трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые), территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, и иные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области и соответствующими органами по труду муниципальных образований в порядке, утвержденном Московской областной трехсторонней комиссией. (в ред. Закона МО от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)
Статья 23. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений
Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется Сторонами (их представителями), а также соответствующими органами по труду.
Статья 24. Ответственность сторон социального партнерства
1. Стороны коллективных договоров, соглашений, нарушающие или не выполняющие взятые обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. По требованию профсоюзных органов работодатель обязан принять меры, предусмотренные действующим законодательством, к должностному лицу, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора, соглашения.
3. Стороны коллективного договора, соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать договорную ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если предусмотренная ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения договорной ответственности к Сторонам предусматриваются в коллективном договоре, соглашении.
4. Привлечение к ответственности не освобождает Стороны от выполнения обязательств по коллективному договору, соглашению.
Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Московской области
А.С. ТЯЖЛОВ
31 марта 1999 года
N 15/99-ОЗ