Зарегистрировано в Минюсте России 13 декабря 2021 г. N 66300
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 ноября 2021 г. N 819
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962), пунктом 1 и подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2020, N 11, ст. 1547), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Порядок).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 695 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57418).
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца тринадцатого пункта 5 и абзаца восьмого подпункта 7.1 пункта 7 Порядка, которые вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
Исполняющий обязанности
Министра
А.А. КОРНЕЕВ
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 12 ноября 2021 г. N 819
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - Порядок, федеральный перечень учебников, общеобразовательные программы), устанавливает правила формирования федерального перечня учебников, включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении экспертизы учебников, права и обязанности экспертов, порядок отбора экспертов для проведения экспертизы учебников, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников из указанного федерального перечня.
2. Учебники включаются в федеральный перечень учебников путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам экспертизы учебников, которая проводится Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с Порядком <1>.
<1> Часть 6 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962) (далее - Федеральный закон об образовании).
Организационно-техническое и аналитическое обеспечение проведения экспертизы учебников возлагается на подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации организации <2>.
<2> Пункт 3 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343) (далее - Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации).
3. Федеральный перечень учебников включает в себя <3>:
<3> Часть 5 статьи 18 Федерального закона об образовании.
а) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части общеобразовательной программы, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке;
б) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации части общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
4. Перечни учебников, указанные в пункте 3 Порядка, состоят из следующих разделов:
4.1. По уровням общего образования:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
4.2. По организации общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разделы, предусмотренные настоящим пунктом, состоят из подразделов по наименованию предметных областей и входящих в них учебных предметов.
5. В федеральный перечень учебников включаются:
порядковый номер строки федерального перечня учебника;
порядковый номер учебника в федеральном перечне учебников;
наименование учебника;
автор (авторский коллектив) учебника;
класс, для которого учебник разработан;
порядковый номер издания (переиздания) учебника;
реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации, утвердившего федеральный государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым издан учебник;
наименование издателя (издателей);
правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник);
язык издания учебника (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);
информация о возможности использования учебника при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение);
информация о возможности использования учебника при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования;
Абзац тринадцатый пункта 5 Порядка действует с 01.09.2023 (пункт 3).
информация о возможности использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ (далее - специальный учебник);
реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации, на основании которого учебник включен в федеральный перечень учебников;
срок действия экспертного заключения на основании которого учебник включен в федеральный перечень учебников.
6. Объектом экспертизы является учебник, содержащий систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части, модуля), соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня образования <4>, федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) <5> (для специального учебника) (далее вместе - федеральные государственные образовательные стандарты), а также примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) примерной адаптированной образовательной программе (для специального учебника), обеспечивающий учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России народном языке.
<4> Часть 6 статьи 2 Федерального закона об образовании.
<5> Часть 6 статьи 11 Федерального закона об образовании.
7. Экспертиза учебника заключается в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания следующим критериям <6>:
<6> Часть 7 статьи 18 Федерального закона об образовании.
7.1. Общие критерии:
обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ;
принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (далее - завершенная предметная линия учебников) (за исключением специального учебника);
соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта;
полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету;
использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания;
наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 <7> (при условии применимости);
<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6887; 2021, N 12, ст. 1982.
изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования);
Абзац восьмой подпункта 7.1 пункта 7 Порядка действует с 01.09.2023 (пункт 3).
структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала;
проработанность методического аппарата учебника в части:
реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся;
обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему;
формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности;
формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения;
обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений;
разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника;
изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся;
соответствие формы подачи материалов учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников);
соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии);
отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;
наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации;
отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости);
направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности;
правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов <8>, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал);
<8> Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5718; 2016, N 1, ст. 51).
отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям);
соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики;
соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности;
отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение;
отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам;
отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству);
отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических;
отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции;
отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным;
отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов <9> и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" <10>.
<9> Статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3031; 2015, N 10, ст. 1393).
<10> Статья 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2021, N 27, ст. 5183).
отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны;
отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий;
отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов;
7.2. Дополнительные критерии экспертизы для электронной формы учебников:
соответствие структуры и содержания печатной и электронной форм учебника друг другу;
корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств;
корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере, и иным электронным устройствам вывода информации);
наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним;
наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме;
наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.
7.3. При экспертизе специальных учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся, помимо критериев, перечисленных в подпунктах 7.1 и 7.2 настоящего пункта, применяются следующие критерии:
выполнение печатной формы учебника шрифтом Брайля;
наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся;
наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету "Изобразительное искусство", "Технология", "Физическая культура") электронного приложения к учебнику, которое не является аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.
При экспертизе электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся и перечисленным в подпунктах 7.1 и 7.2 настоящего пункта (при наличии), применяются следующие критерии:
соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений);
представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате;
наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля;
наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрестные ссылки);
замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.
8. Оценивание каждого критерия заключается в присвоении ему экспертом числового значения от 3 до 0 баллов, при котором:
"3" - "да", то есть полное соответствие учебника критерию, подлежащему оценке;
"2" - "скорее да", то есть соответствие учебника критерию, подлежащему оценке, с незначительными замечаниями и исключениями;
"1" - "скорее нет", то есть соответствие учебника критерию, подлежащему оценке, со значительными замечаниями;
"0" - "нет", то есть несоответствие учебника критерию, подлежащему оценке.
В случае оценки экспертом критерия значением, соответствующим "2" - "скорее да", "1" - "скорее нет" или "0" - "нет", эксперт отражает в графе "Примечание" соответствующего листа экспертного заключения, форма которого приведена в приложении N 1 к Порядку (далее - экспертное заключение), все выявленные фрагменты содержания учебника, подтверждающие несоответствие содержания учебника критерию, подлежащему оценке.
В случае если критерий оценки не применим к учебнику, то эксперт отображает в графе "Экспертная оценка по критерию" соответствующего листа экспертного заключения знак "-", а в графе "Примечание" указывает "Критерий не применяется".
9. Автор (авторский коллектив) учебника, издатель (издатели) либо иное лицо, которому принадлежит исключительное право на учебник, с целью получения независимой оценки учебника вправе провести его общественную экспертизу.
Для проведения общественной экспертизы учебника автор (авторский коллектив) учебника, издатель (издатели) либо иное лицо, которому принадлежит исключительное право на учебник, самостоятельно определяет организацию, отвечающую следующим требованиям:
организация является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также деятельность, направленную на поддержку и развитие российского образования;
в уставе организации предусмотрено полномочие на проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов (за исключением организаций, проводящих экспертизу учебников по родным языкам народов России);
наличие в организации специалистов, заключивших с данной организацией трудовые договоры и (или) договоры гражданско-правового характера, отвечающих требованиям, установленным пунктом 15 Порядка.
10. При проведении общественной экспертизы устанавливается соответствие учебника и его содержания следующим критериям:
содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, многократность использования, практичность, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника;
отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям).
Дополнительные критерии общественной экспертизы для электронной формы учебников:
представление электронной формы учебника в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательных отношений;
функционирование электронной формы учебника на устройствах пользователей без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок).
11. Организация, определенная в соответствии с пунктом 9 Порядка, по результатам проведения общественной экспертизы учебника присваивает ему оценку по каждому критерию в соответствии с 8 Порядка и заполняет лист В экспертного заключения (далее - заключение по результатам общественной экспертизы).
Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы определяется путем сложения экспертных оценок по каждому оцениваемому критерию общественной экспертизы учебника и учитывается при подсчете итогового значения экспертной оценки учебника по совокупности критериев.
Заключение по результатам общественной экспертизы подписывается руководителем организации, проводившей общественную экспертизу учебника, или уполномоченным им лицом, скрепляется печатью соответствующей организации и прикладывается к заявлению об организации проведения экспертизы учебника для включения учебника в федеральный перечень учебников. Результаты общественной экспертизы учитываются создаваемым при Министерстве просвещения Российской Федерации в целях повышения качества учебников и формирования федерального перечня учебников совещательным экспертным органом <11> (далее - Научно-методический совет по учебникам) при принятии рекомендации в соответствии с пунктами 28 - 30 Порядка.
<11> Подпункт 5.3 пункта 5 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации.
12. Для проведения экспертизы учебника лицо, которому принадлежит исключительное право на учебник (далее - заявитель), в период с 20 июля до 5 сентября (в 2022 году - с 21 марта по 29 апреля 2022 года) подает лично, через уполномоченного представителя или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Министерство просвещения Российской Федерации:
12.1. Заявление о проведении экспертизы учебника (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Порядку);
12.2. Учебник в печатной форме в 1 экземпляре и его электронную копию, представленную в формате PDF на цифровом носителе, в 1 экземпляре, и (или) электронную форму учебника в 1 экземпляре на цифровом носителе;
12.3. Инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника (в печатной и электронной формах);
12.4. Методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модулей), по методике воспитания, а также пример рабочей программы по учебному предмету (в электронной форме);
12.5. Заключение по результатам общественной экспертизы учебника, проведенной не ранее чем за 6 месяцев до подачи заявления (при наличии);
В случае приложения к заявлению заключения по результатам общественной экспертизы учебника заявитель дополнительно прикладывает копии документов, подтверждающих соответствие организации, проводившей общественную экспертизу, требованиям пункта 9 Порядка, в том числе сведения о проведении экспертизы лицами, соответствующими требованиям, установленным пунктом 15 Порядка.
12.6. Электронное приложение в плоскопечатном текстовом или звуковом формате (при направлении на экспертизу специальных учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся, предусматривающих наличие электронных приложений).
13. Датой получения Министерством просвещения Российской Федерации указанных документов и материалов считается дата регистрации заявления. Регистрация заявления осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления в Министерство просвещения Российской Федерации.
Представленные в соответствии с подпунктами 12.1 - 12.6 пункта 12 Порядка документы и материалы заявителю не возвращаются.
14. Министерство просвещения Российской Федерации проверяет прилагаемые к заявлению документы и материалы на предмет соответствия требованиям Порядка в части комплектности и соответствия документов, представленных на бумажном носителе, документам, представленным в электронной форме.
В случае несоответствия представленных документов и материалов требованиям Порядка, в том числе нарушения сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 12 Порядка, Министерство просвещения Российской Федерации в течение 7 календарных дней со дня регистрации заявления уведомляет заявителя в письменной и (или) в электронной форме об оставлении заявления без рассмотрения с указанием причин.
В случае устранения причин (причины), явившихся (явившейся) основанием для оставления заявления без рассмотрения, заявитель вправе повторно подать в Министерство просвещения Российской Федерации документы и материалы в пределах срока, установленного абзацем первым пункта 12 Порядка.
В случае если прилагаемые к заявлению документы и материалы соответствуют требованиям Порядка, Министерство просвещения Российской Федерации не позднее 7 календарных дней со дня их регистрации направляет их в уполномоченную организацию для организации проведения экспертизы учебника (учебников).
15. Уполномоченная организация в течение 10 календарных дней со дня получения документов и материалов осуществляет отбор не менее четырех экспертов для проведения экспертизы учебника (за исключением экспертизы учебников на языках народов России, для проведения которой требуется не менее трех экспертов).
Эксперты, привлекаемые к проведению экспертизы учебника, должны:
иметь в области знаний представленного на экспертизу учебника высшее образование;
иметь в области знаний представленного на экспертизу учебника ученую степень и (или) ученое звание либо стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ не менее 5 лет в соответствующей области знаний (кроме экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке);
иметь в области знаний представленного на экспертизу учебника ученую степень и (или) ученое звание либо стаж научной и (или) научно-педагогической деятельности не менее 5 лет в соответствующей области знаний, либо педагогический опыт реализации образовательных программ предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература" не менее 5 лет (для экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке);
знать требования нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования, в том числе федеральных государственных образовательных стандартов;
иметь опыт разработки или использования учебника (учебников) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ для электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов (для экспертизы электронной формы учебников);
иметь опыт осуществления картографической деятельности не менее 5 лет (для экспертизы учебников, содержащих картографический материал);
иметь высшее образование (квалификацию) в области коррекционной педагогики, а также обладать опытом работы не менее 5 лет в соответствующей области (для проведения экспертизы специальных учебников).
16. Уполномоченная организация не позднее срока, указанного в абзаце первом пункта 15 Порядка, почтовым отправлением, непосредственно или посредством электронной почты уведомляет эксперта о том, что указанный эксперт отобран для проведения экспертизы учебника (далее - уведомление).
Уведомление должно содержать следующую информацию:
наименование учебника;
автор (авторский коллектив) учебника;
класс, для которого учебник разработан;
наименование издателя (издателей);
правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому принадлежит исключительное право на учебник);
язык издания учебника (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);
возможность использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ, а также общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы;
срок проведения экспертизы учебника;
срок предоставления письменного согласия эксперта на участие в проведении соответствующей экспертизы учебника.
17. В случае согласия на участие в проведении экспертизы, эксперт в течение 5 календарных дней с даты получения уведомления почтовым отправлением, непосредственно или посредством электронной почты направляет в уполномоченную организацию письменное согласие на участие в проведении соответствующей экспертизы, в котором должен подтвердить отсутствие обстоятельств, при которых при проведении экспертизы учебника у него возникает личная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное проведение экспертизы учебника (далее - конфликт интересов) <12>, а также обязуется не распространять документы и материалы, указанные в подпунктах 12.1 - 12.6 пункта 12 Порядка.
<12> Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2015, N 41, ст. 5639) (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) экспертом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эксперт и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями <13>.
<13> Часть 7 статьи 2 Федерального закона о противодействии коррупции.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ.
18. В случае если конфликт интересов возник в период проведения экспертизы учебника, эксперт письменно обращается в уполномоченную организацию с заявлением о самоотводе с указанием обстоятельств, препятствующих его дальнейшему участию в проведении экспертизы.
Уполномоченная организация по результатам рассмотрения заявления, указанного в абзаце первом настоящего пункта Порядка, принимает решение об отстранении эксперта от участия в проведении экспертизы учебника и привлечении к проведению экспертизы учебника другого эксперта.
19. Уполномоченная организация обеспечивает эксперту, привлеченному для проведения экспертизы учебника, доступ ко всем документам и материалам, указанным в пункте 13 Порядка, не позднее 3 рабочих дней с даты получения его письменного согласия на участие в проведении экспертизы учебника.
20. Срок проведения экспертизы учебника не должен превышать 60 календарных дней со дня поступления в уполномоченную организацию письменного согласия эксперта на участие в проведении соответствующей экспертизы учебника и 90 календарных дней с даты поступления заявления.
21. Эксперт при проведении экспертизы учебника обязан:
провести исследование представленных ему документов и материалов;
дать заключение о соответствии либо несоответствии учебника установленным пунктом 7 Порядка критериям;
самостоятельно оценить результаты исследования, сформулировать выводы по каждому критерию, установленному пунктом 7 Порядка;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы учебника, в том числе сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
соблюдать срок и порядок проведения экспертизы учебника;
обеспечить сохранность представленных документов и материалов;
сообщить в письменной форме Министерству просвещения Российской Федерации и (или) уполномоченную организацию в период проведения экспертизы учебника в случае, если выполнение обязанностей эксперта может повлечь за собой конфликт интересов, способный повлиять на полноту и объективность экспертной оценки учебника.
22. В случае если информация, содержащаяся в учебнике, выходит за пределы квалификации эксперта, эксперт обращается в уполномоченную организацию с письменным ходатайством о привлечении к проведению экспертизы учебника других экспертов в области знаний представленного на экспертизу учебника не позднее чем за 45 календарных дней, а в случае дополнительной экспертизы не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока проведения экспертизы учебника, в которой данный эксперт участвует, с обоснованием необходимости привлечения к проведению экспертизы других экспертов.
Уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней рассматривает ходатайство о привлечении к проведению экспертизы учебника других экспертов и привлекает к проведению экспертизы экспертов в соответствии с пунктами 15 - 17 Порядка.
23. По результатам проведения экспертизы учебника эксперт присваивает учебнику оценку по каждому критерию в соответствии с пунктом 8 Порядка, заполняет и подписывает собственноручно лист А экспертного заключения (далее - индивидуальный лист эксперта).
24. При поступлении в соответствии с пунктом 12 Порядка заявления о проведении экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, уполномоченная организация не позднее 7 календарных дней со дня принятия заявления к рассмотрению дополнительно направляет цифровую копию и электронную форму учебника, а также прилагаемые к нему инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника, методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модулей), по методике воспитания, пример рабочей программы по учебному предмету, в уполномоченный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в целях его участия в проведении экспертизы учебника <14>.
<14> Часть 6 статьи 18 Федерального закона об образовании.
25. Уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при анализе и оценке учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, устанавливается, что в его содержании:
отражены национальные российские ценности, региональные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации, а также многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества;
представлен материал по истории и культурному наследию соответствующего субъекта Российской Федерации;
отсутствуют материалы, актуализирующие межнациональные, межэтнические конфликты, превосходство одного народа (национальности) над другим;
языковая составляющая учебника соответствует современному литературному языку народов Российской Федерации (при наличии).
26. По результатам экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, в срок не позднее 60 календарных дней с даты его поступления в соответствии с пунктом 25 Порядка уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации присваивает учебнику оценку по каждому критерию в соответствии с пунктом 8 Порядка и представляет в уполномоченную организацию заполненный и подписанный руководителем уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации лист Б экспертного заключения (далее - экспертный лист органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
27. Индивидуальные листы экспертов, экспертный лист органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке) и заключение по результатам общественной экспертизы (при наличии) прикладываются к титульному листу экспертного заключения и с соответствующим учебником в форме цифровой копии и прилагаемыми к нему документами и материалами направляются уполномоченной организацией на рассмотрение в Научно-методический совет по учебникам в срок не позднее 5 календарных дней с даты поступления последнего индивидуального листа эксперта или экспертного листа органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке).
28. Научно-методический совет по учебникам рассматривает представленные уполномоченным органом индивидуальные листы экспертов, экспертные листы органов государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке) и заключения по результатам общественной экспертизы (при наличии) одновременно по всем учебникам и прилагаемым к ним документам и материалам, поступившим в Министерство просвещения Российской Федерации для организации проведения экспертизы в срок, установленный абзацем первым пункта 12 Порядка, на заседании Научно-методического совета по учебникам в течение 30 рабочих дней с даты окончания срока экспертизы учебника (учебников), поступившего (поступивших) в этот период последним (последними).
29. По результатам рассмотрения индивидуальных листов экспертов, отобранных для проведения экспертизы учебника, экспертных листов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке) и заключений по результатам общественной экспертизы (при наличии), а также учебников и прилагаемых к ним документов и материалов, поступивших в Министерство просвещения Российской Федерации для организации проведения экспертизы в текущем периоде, Научно-методический совет по учебникам принимает по каждому учебнику одну из следующих рекомендаций:
включить учебник в федеральный перечень учебников;
не включать учебник в федеральный перечень учебников;
направить учебник на дополнительную экспертизу.
Рекомендация считается принятой в случае, если на заседании Научно-методического совета присутствовало более половины от числа лиц, входящих в его состав, и за ее принятие проголосовало не менее двух третей членов Научно-методического совета по учебникам, присутствующих на заседании, путем открытого голосования.
30. Научно-методический совет по учебникам принимает рекомендацию включить учебник в федеральный перечень учебников в случае, если:
учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников (за исключением специальных учебников) и по результатам проведенной экспертизы получил наиболее высокую оценку;
учебник рекомендован соответствующим уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке).
Учебник считается получившим по результатам экспертизы наиболее высокую оценку, если итоговое значение экспертной оценки по совокупности критериев, определенное путем сложения общих экспертных оценок по каждому критерию экспертизы и значения экспертной оценки учебника по совокупности критериев общественной экспертизы (при наличии), больше среднеарифметического числового значения экспертной оценки, определенного Научно-методическим советом по учебникам по результатам рассмотрения в соответствии с пунктом 28 Порядка всех представленных Министерством просвещения Российской Федерации документов и материалов, а также при наличии обоснованного особого мнения (рекомендации включить учебник в федеральный перечень учебников) члена Научно-методического совета по учебникам, представленного в письменном виде в Научно-методический совет.
Общая экспертная оценка по каждому критерию рассчитывается как среднеарифметическое значение оценок, присвоенных экспертами, проводящими экспертизу учебника, по соответствующему критерию для каждой предметной области отдельно.
31. Научно-методический совет по учебникам принимает рекомендацию не включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:
учебник не принадлежит к завершенной предметной линии учебников (за исключением специальных учебников);
один из учебников, принадлежащих к завершенной предметной линии учебников, не прошел экспертизу в соответствии с Порядком или получил по результатам экспертизы минимальное значение экспертной оценки;
учебник не рекомендован органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке).
32. Научно-методический совет по учебникам принимает рекомендацию о направлении учебника на дополнительную экспертизу в случае наличия обращений от физических и (или) юридических лиц, поступивших в Министерство просвещения Российской Федерации и (или) уполномоченную организацию, указывающих на несоответствие содержания учебника требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, либо установления им при рассмотрении представленных Министерством просвещения Российской Федерации и (или) уполномоченной организацией документов и материалов факта (фактов), подтверждающего (подтверждающих) нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника, в том числе наличие конфликта интересов, вмешательства в процедуру проведения экспертизы лиц, не участвующих в ее проведении, но оказавших влияние на ее результаты, а также в случае полярных оценок экспертов по совокупности всех критериев.
Рекомендация Научно-методического совета по учебникам о направлении учебника на дополнительную экспертизу оформляется протоколом, который передается в уполномоченную организацию в срок, не превышающий 5 календарных дней со дня его принятия.
33. Проведение дополнительной экспертизы учебника обеспечивается уполномоченной организацией в соответствии с пунктами 7 - 28 Порядка в срок, не превышающий 45 календарных дней со дня принятия Научно-методическим советом по учебникам соответствующей рекомендации.
В проведении дополнительной экспертизы учебника не вправе принимать участие эксперты, ранее проводившие экспертизу по данному учебнику.
34. Уполномоченная организация в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления индивидуальных листов экспертов, соответствующего экспертного листа органа государственной власти субъекта Российской Федерации, полученных по результатам дополнительной экспертизы учебника, с приложением соответствующих документов и материалов, а также информации, послужившей основанием для проведения дополнительной экспертизы учебника, направляет указанные в настоящем пункте документы и материалы в Научно-методический совет по учебникам, который в месячный срок рассматривает их и с учетом положений, предусмотренных пунктами 28, 30 и 31 Порядка, принимает одну из следующих рекомендаций:
включить учебник в федеральный перечень учебников;
не включать учебник в федеральный перечень учебников.
35. Срок действия экспертного заключения, на основании которого учебник был включен Министерством просвещения Российской Федерации в федеральный перечень учебников, составляет 5 лет <15>.
<15> Часть 7 статьи 18 Федерального закона об образовании.
36. В случае принятия Научно-методическим советом по учебникам рекомендации не включать учебник в федеральный перечень учебников, заявитель вправе направить в соответствии с пунктом 12 Порядка заявление по такому учебнику не ранее чем через год после принятия соответствующей рекомендации.
В случае принятия Научно-методическим советом по учебникам рекомендации включить учебник в федеральный перечень учебников заявитель вправе подать заявление по соответствующему учебнику не ранее чем через 4 года с даты включения учебника в федеральный перечень учебников.
37. Результат экспертизы оформляется по каждому учебнику путем заполнения листа Г экспертного заключения (далее - решение Научно-методического совета по учебникам), который подписывается председательствующим на заседании Научно-методического совета по учебникам и ответственным секретарем Научно-методического совета по учебникам и передается со всеми соответствующими документами и материалами в Министерство просвещения Российской Федерации в срок, не превышающий 10 календарных дней с даты принятия решения Научно-методического совета по учебникам.
38. Включение учебника в федеральный перечень учебников осуществляется путем внесения в указанный перечень соответствующих изменений приказом Министерства просвещения Российской Федерации в течение 90 календарных дней с даты поступления решения Научно-методического совета по учебникам в Министерство просвещения Российской Федерации.
39. Информация о принятии в соответствии с Порядком решения о включении учебника в федеральный перечень учебников размещается на обороте титульного листа учебника и включает в себя реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации о включении учебника в федеральный перечень учебников.
40. Основаниями исключения учебников из федерального перечня учебников являются:
а) выявление в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
б) отзыв учебника из обращения по заявлению лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник;
в) наличие обращений от физических и (или) юридических лиц, поступивших в Министерство просвещения Российской Федерации и указывающих на несоответствие содержания учебника требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов;
г) наличие документально подтвержденной информации, поступившей в Министерство просвещения Российской Федерации после принятия Научно-методическим советом по учебникам рекомендации включить учебник в федеральный перечень учебников либо после включения учебника в указанный перечень, о наличии конфликта интересов, а также вмешательстве в процедуру проведения экспертизы лиц, не участвующих в ее проведении, но оказавших влияние на ее результаты;
д) результаты экспертизы, на основании которой учебник включен в федеральный перечень учебников, не обновлены в соответствии с пунктом 35 Порядка.
41. Исключение учебников из федерального перечня учебников по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 40 Порядка, осуществляется по обращению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - обращение) <16>, путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений приказом Министерства просвещения Российской Федерации в сроки, определенные в обращении, но не позднее чем через 90 календарных дней с даты его поступления.
<16> Статья 20 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48, 2014, N 42, ст. 5615).
42. Исключение учебников из федерального перечня учебников по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 40 Порядка, осуществляется в случае подачи лицом, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник, в Министерство просвещения Российской Федерации заявления об отзыве учебника из федерального перечня учебников с приложением документов, подтверждающих права на данный учебник, путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений приказом Министерства просвещения Российской Федерации в срок не позднее чем через 90 календарных дней с даты поступления заявления об отзыве учебника из федерального перечня учебников.
Заявление лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник, об отзыве учебника из федерального перечня учебников и прилагаемые к нему документы представляются на бумажном носителе (лично или по почте) или в форме электронного документа.
43. Обращения и (или) информация, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 40 Порядка, направляются Министерством просвещения Российской Федерации в Научно-методический совет по учебникам в течение 7 календарных дней с даты их поступления в Министерство просвещения Российской Федерации, который проводит анализ и проверку достоверности содержащихся в них сведений. Вопрос об исключении учебников из федерального перечня учебников по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 40 Порядка, рассматривается на заседании Научно-методического совета по учебникам в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты их поступления в Научно-методический совет по учебникам.
44. Научно-методический совет по учебникам имеет право пригласить на заседание экспертов, проводивших экспертизу учебника, уполномоченных представителей организаций, проводивших общественную экспертизу, автора (авторский коллектив), издателя (издателей) или иное лицо, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник, и запросить у них дополнительные материалы.
Отсутствие лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на заседании Научно-методического совета по учебникам не является обстоятельством для отказа в рассмотрении вопроса об исключении учебников из федерального перечня учебников по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 40 Порядка.
45. По результатам рассмотрения вопроса об исключении учебников из федерального перечня учебников по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 40 Порядка, Научно-методический совет по учебникам принимает одну из следующих рекомендаций:
исключить учебники из федерального перечня учебников;
не исключать учебники из федерального перечня учебников.
Рекомендация Научно-методического совета по учебникам оформляется протоколом, который передается со всеми материалами в Министерство просвещения Российской Федерации в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня его принятия.
Министерство просвещения Российской Федерации в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня получения протокола Научно-методического совета по учебникам, организует его размещение на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исключение учебников из федерального перечня учебников по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 40 Порядка, осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений приказом Министерства просвещения Российской Федерации в течение 90 календарных дней с даты поступления в Министерство просвещения Российской Федерации протокола Научно-методического совета по учебникам.
46. В случае если заявитель в соответствии с абзацем вторым пункта 36 Порядка не обратился в Министерство просвещения Российской Федерации с заявлением, все учебники, принадлежащие к соответствующей завершенной предметной линии учебников (за исключением специального учебника), исключаются из федерального перечня учебников по основанию, предусмотренному подпунктом "д" пункта 40 Порядка, путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений приказом Министерства просвещения Российской Федерации в срок не позднее 90 календарных дней с даты окончания приема заявлений.
47. В случае переиздания учебника в период действия экспертного заключения, выходные сведения переизданного учебника должны содержать информацию о том, что переиздание учебника является стереотипным (неизменным) по отношению к изданию (переизданию) учебника, прошедшему экспертизу.
Министерство просвещения Российской Федерации посредством почтовой связи не позднее 5 рабочих дней со дня получения протокола Научно-методического совета по учебникам направляет заявителю уведомление о принятии указанного решения с указанием причин исключения учебника из федерального перечня учебников, а также предельного срока его использования.
48. Изменения в федеральный перечень учебников в связи с допущенными техническими ошибками вносятся приказом Министерства просвещения Российской Федерации в течение 45 календарных дней с даты поступления в Министерство просвещения Российской Федерации информации о наличии такой ошибки в федеральном перечне учебников.
Изменение сведений о правообладателе (наименовании юридического лица либо фамилии, имени, отчестве (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник) осуществляется на основании заявления соответствующего лица с приложением документов, подтверждающих указанное изменение, в течение 45 календарных дней со дня поступления в Министерство просвещения Российской Федерации соответствующих документов путем внесения в федеральных перечень учебников изменений приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
49. Приказы Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении федерального перечня учебников, о включении учебников в федеральный перечень учебников, об исключении учебников из федерального перечня учебников и о внесении изменений в федеральный перечень учебников размещаются на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней с даты вступления их в силу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденному
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 12 ноября 2021 г. N 819
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ <1>
<1> Титульный лист экспертного заключения заполняется Министерством просвещения Российской Федерации.
Лист А экспертного заключения
(для заполнения экспертом, привлеченным
для проведения экспертизы учебника)
Индивидуальный лист эксперта по результатам проведения экспертизы учебника
3. Критерии экспертизы учебника.
N п/п | Критерии экспертизы учебника | Экспертная оценка по критерию в соответствии с пунктом 10 Порядка | Примечание |
3.1. | Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника). | ||
3.2. | Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. | ||
3.3. | Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ. | ||
3.4. | Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал). | ||
3.5. | Отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям). | ||
3.6. | Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики. | ||
3.7. | Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня общего образования и направленности; | ||
3.8. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение; | ||
3.9. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам. | ||
3.10. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству). | ||
3.11. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических. | ||
3.12. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции. | ||
3.13. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным. | ||
3.14. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". | ||
3.15. | Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. | ||
3.16. | Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету. | ||
3.17. | Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания. | ||
3.18. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. | ||
3.19. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий. | ||
3.20. | Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости). | ||
3.21. | Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости). | ||
3.22. | Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности. | ||
3.23. | Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала. | ||
3.24. | Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся. | ||
3.25. | Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему. | ||
3.26. | Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности. | ||
3.27 | Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения. | ||
3.28. | Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений. | ||
3.29. | Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника. | ||
3.30. | Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся. | ||
3.31. | Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (для заполнения начиная с 1 сентября 2023 года). | ||
3.32. | Соответствие формы подачи материала учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников). | ||
3.33. | Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии). | ||
3.34. | Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника. | ||
3.35. | Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации. Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя, содержанию соответствующего учебника. | ||
4. Дополнительные критерии экспертизы для электронной формы учебников: | |||
4.1. | Соответствие структуры и содержания цифровой копии и электронной форм учебника друг другу. | ||
4.2. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств. | ||
4.3. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере, и иным электронным устройствам вывода информации). | ||
4.4. | Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним. | ||
4.5. | Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме. | ||
4.6. | Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету. | ||
5. Дополнительные критерии экспертизы для учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся: | |||
5.1. | Печатная форма учебника должна быть выполнена шрифтом Брайля. | ||
5.2. | Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся. | ||
5.3. | Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету "Изобразительное искусство", "Технология", "Физическая культура") электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся. | ||
6. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся: | |||
6.1. | Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений). | ||
6.2. | Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате. | ||
6.3. | Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля. | ||
6.4. | Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрестные ссылки). | ||
6.5. | Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций), содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями. |
Лист Б экспертного заключения
(для заполнения уполномоченным органом
государственной власти
субъекта Российской Федерации
по результатам проведения экспертизы учебника)
Заключение уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке
3. Критерии экспертизы учебника.
Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Лист В экспертного заключения
(для заполнения организацией, проводившей
общественную экспертизу учебника)
Заключение по результатам проведения общественной экспертизы учебника
3. Критерии общественной экспертизы учебника.
Руководитель или уполномоченное лицо организации, проводившей общественную экспертизу
МП (при наличии)
Лист Г экспертного заключения
(для заполнения ответственным секретарем
или иным уполномоченным лицом
Научно-методического совета по учебникам)
Результат экспертизы и рекомендации Научно-методического совета по учебникам
Раздел I. Результат проведения экспертизы учебника.
2. Критерии экспертизы учебника.
N п/п | Критерии экспертизы учебника | Общая экспертная оценка по критерию в соответствии с абзацем пятым пункта 31 Порядка | Примечание |
2.1. | Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника). | ||
2.2. | Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. | ||
2.3. | Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ. | ||
2.4. | Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал). | ||
2.5. | Отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям). | ||
2.6. | Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики. | ||
2.7. | Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня и направленности; | ||
2.8. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение. | ||
2.9. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам. | ||
2.10. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству). | ||
2.11. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических. | ||
2.12. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции. | ||
2.13 | Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным. | ||
2.14. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". | ||
2.15. | Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. | ||
2.16. | Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету. | ||
2.17. | Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания. | ||
2.18. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. | ||
2.19. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий. | ||
2.20. | Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости). | ||
2.21. | Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости). | ||
2.22. | Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности. | ||
2.23. | Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала. | ||
2.24. | Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся. | ||
2.25. | Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему. | ||
2.26. | Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности. | ||
2.27. | Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения. | ||
2.28. | Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений. | ||
2.29. | Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника. | ||
2.30. | Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся. | ||
2.31. | Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (для заполнения начиная с 1 сентября 2023 года). | ||
2.32. | Соответствие формы подачи материала учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников). | ||
2.33. | Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии). | ||
2.34. | Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника. | ||
2.35. | Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации. Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя содержанию соответствующего учебника. | ||
3. Дополнительные критерии экспертизы учебников, представленных в электронной форме: | |||
3.1. | Соответствие структуры и содержания цифровой копии и электронной форм учебника друг другу. | ||
3.2. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств. | ||
3.3. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и, и иным электронным устройствам вывода информации). | ||
3.4. | Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним. | ||
3.5. | Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме. | ||
3.6. | Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету. | ||
4. Дополнительные критерии экспертизы для учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся: | |||
4.1. | Печатная форма учебника должна быть выполнена шрифтом Брайля. | ||
4.2. | Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся. | ||
4.3. | Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету "Изобразительное искусство", "Технология", "Физическая культура") электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся. | ||
5. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся: | |||
5.1. | Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений). | ||
5.2. | Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате. | ||
5.3. | Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля. | ||
5.4. | Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрестные ссылки). | ||
5.5. | Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций), содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями. | ||
4. Вывод по результатам общественной экспертизы заполняется в случае представления результатов общественной экспертизы учебника. | |||
В электронном документе нумерация пунктов в таблице соответствует официальному источнику. | |||
4.1. | Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы (при наличии) составила: (значение экспертной оценки учебника по совокупности критериев общественной экспертизы, отраженное в соответствующей графе пункта 4.1 Листа В экспертного заключения) | ||
5. Общий вывод | |||
5.1. | Итоговое значение экспертной оценки учебника по совокупности критериев в соответствии с абзацем четвертым пункта 31 Порядка. |
Раздел II. Рекомендации Научно-методического совета по учебникам
Протокол заседания Научно-методического совета от "__" ____________ 20__ г. N _______
Приложение N 2
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденному
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 12 ноября 2021 г. N 819
ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНИКА
В соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от "__" ____________ 20__ г. N _______, для включения в федеральный перечень учебников прошу провести экспертизу прилагаемого (прилагаемых) учебника (учебников).
(автор (авторский коллектив учебника);
(класс, для которого учебник разработан);
(редакция учебника);
(дата и номер приказа Министерства просвещения Российской Федерации, утвердившего федеральный государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым издан учебник);
(наименование издателя (издателей);
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник);
(язык издания учебника (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);
(информация о возможности использования учебника при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение);
(информация о возможности использования учебника при реализации образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования) (для заполнения начиная с 1 сентября 2023 года);
(информация о возможности использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ);
(информация о том, что издание учебника является переработанным, дополненным, исправленным, адаптированным или стереотипным (неизменным) по отношению к изданию учебника, включенному в федеральный перечень учебников по итогам предшествующей экспертизы (в случае подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 36 Порядка).
Заявление принято "__" ____________ 20__ г. N __________
Приложение
к заявлению
от "__" _________ 20__ г.
<1> Часть 10 статьи 12 Федерального закона об образовании.