ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2021 г. N 223ФЗ-570/21
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "К" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА И ОПЕРАТОРА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе: <...>,
при участии представителей: "Р": <...>, ООО "К": <...>,
представители АО "С" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "К" от 21.10.2021 N 1 на действия (бездействие) заказчика "Р", оператора электронной площадки АО "С" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ПЭВМ и комплектующих для нужд Московского колледжа транспорта (извещение N 32110708317), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "К" (далее - Заявитель) от 21.10.2021 N 1 на действия (бездействие) заказчика "Р" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки АО "С" (далее - Оператор) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ПЭВМ и комплектующих для нужд Московского колледжа транспорта (извещение N 32110708317) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг "Р", утвержденным решением наблюдательного совета Заказчика (протокол от 14.05.2021 N 10/НС) (далее - Положение о закупке).
Согласно извещению о проведении Конкурса, закупочной документацией (далее соответственно - Извещение, Документация) Конкурс осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы и сайта электронной торговой площадки АО "С", расположенного по адресу: http://sberbank-ast.ru.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": utp.sberbank-ast.ru, регулируются Регламентом Торговой секции "Закупки по 223-ФЗ" Универсальной торговой платформы utp.sberbank-ast.ru, утвержденным генеральным директором АО "С" А.
В соответствии с Извещением, Документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.10.2021.
2. Начальная (максимальная) цена договора - 4 311 203 рубля.
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.10.2021.
4. На участие в Аукционе подано 4 заявки.
5. Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 18.10.2021.
6. К участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено 4 участника закупки.
7. Дата проведения Аукциона 19.10.2021.
8. Во время проведения Аукциона ценовые предложения подали 2 участника закупки.
9. Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе - 19.10.2021.
10. По результатам рассмотрения вторых частей заявок соответствующими требованиям Документации признаны 2 заявки участников закупки.
11. Дата подведения итогов Аукциона - 19.10.2021.
12. Победителем Аукциона признано ООО "В" с предложением о цене договора в размере 3 928 443,98 рубля.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, Заказчиком и Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:
1. Заказчиком в Документации и Извещении установлены противоречивые сведения о времени проведения Аукциона;
2. Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств при проведении Аукциона, поскольку Оператором проведен Аукцион в несоответствующее Документации время.
Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика и Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Извещении установлено время, не соответствующее Документации.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 8 статьи 4 Закона о закупках установлено, что извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).
Согласно Извещению дата и время проведения Аукциона - 19.10.2021 в 00:00, при этом согласно Документации дата и время проведения Аукциона - 19.10.2021 в 09:00
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком в Извещении установлены противоречивые сведения о времени проведения Аукциона.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что при размещении Извещения Заказчиком допущена техническая ошибка, выразившаяся в установлении ненадлежащего времени проведения Аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика противоречат пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.
2. Согласно доводу Жалобы Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств при проведении Аукциона, в связи с чем Оператором проведен Аукцион в несоответствующее Документации время.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что Оператором неправомерно проведен Аукцион в отличное от установленного в Документации время, в связи с чем Заявитель не смог принять участие в Аукционе.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил сведения и пояснил, что согласно пункту 10.2 Регламента торговая сессия при проведении аукциона проводится в день и во время, указанное организатором аукциона в Извещении.
Также представитель Оператора сообщил, что программно-технический комплекс Оператора в день проведения Аукциона работал в штатном режиме, без сбоев, Аукцион проведен по времени, указанному в Извещении, что и противоречит Закону о закупках.
Кроме того, согласно сведениям специализированного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор", предназначенного для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, 19.10.2021 в период проведения Аукциона сбоев на сайте Оператора электронной площадки не зафиксировано.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих, что Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите Комиссия ФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "К" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 21.10.2021 N 1 на действия (бездействие) заказчика "Р" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) и оператора электронной площадки АО "С" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ПЭВМ и комплектующих для нужд Московского колледжа транспорта (извещение N 32110708317) обоснованной в части действий Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Извещении сведения о времени проведения Аукциона.
2. Признать "Р" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 28.10.2021 N 223ФЗ-570/21.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.