ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗ
от 29 марта 1994 г. N 607
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В целях повышения эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств - участников Содружества Независимых Государств и обеспечения выполнения мероприятий, связанных с созданием российской части межгосударственной системы правовой информации, постановляю:
1. Утвердить представленную Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и предварительно согласованную в Федеральном Собрании Российской Федерации прилагаемую Программу взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств - участников Содружества Независимых Государств.
2. Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации ускорить работы по созданию Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания как неотъемлемой составной части межгосударственной системы правовой информации Содружества Независимых Государств, обеспечить ввод в действие первой очереди указанной системы в первом полугодии 1995 г.
3. Правительству Российской Федерации предусмотреть финансирование работ по созданию российской части межгосударственной системы правовой информации Содружества Независимых Государств по представлению генерального заказчика.
4. Контроль за своевременным выполнением мероприятий, предусмотренных Программой взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств - участников Содружества Независимых Государств, возложить на Федеральную комиссию по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
5. Указ вступает в силу с момента его подписания.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Утверждена
Указом Президента
Российской Федерации
от 29 марта 1994 г. N 607
ПРОГРАММА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Раздел I. Общие положения
1.1. Актуальность и характеристика проблемы
Принятие новой Конституции Российской Федерации, кардинальные политические и экономические реформы, формирование демократических институтов как никогда остро ставят сложнейшие задачи в области взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Возрастающее значение эта проблема приобретает в связи с развитием межгосударственных отношений Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Одним из главных приоритетов политики Российской Федерации в рамках СНГ является содействие интеграции государств - участников СНГ на новой экономической основе, создание условий, с одной стороны, для сохранения существующих экономически эффективных взаимосвязей, с другой - для налаживания новых форм социально - экономического сотрудничества.
Расширение и углубление интеграционных социально-экономических связей между государствами - участниками СНГ, развитие совместной хозяйственной деятельности, в том числе в сфере взаимных инвестиций, существенно сдерживаются отсутствием доступной, оперативной, полной и достоверной информации о правовых актах, принимаемых государствами - участниками СНГ. Проблема осложняется быстрым ростом национального законотворчества государств - участников СНГ, резким увеличением числа многосторонних и двусторонних соглашений между ними и в то же время объективными сложностями развития их национального законодательства из-за социально-экономических преобразований переходного периода. До настоящего времени не выработаны общая концепция и критерии межгосударственного обмена правовой информацией в рамках СНГ, отсутствует единый организационно-правовой и технический механизм его осуществления.
Отмеченные факторы в значительной степени препятствуют началу работы по сближению национальных законодательств государств - участников СНГ, затрудняют своевременную (то есть еще на стадии разработки законопроектов) сравнительно-правовую и международно-правовую экспертизу законодательных актов государств - участников СНГ, двусторонних соглашений в отношении их соответствия учредительным документам СНГ, общепризнанным принципам и нормам международного права, не позволяют своевременно запустить механизм консультаций и переговоров с целью устранения возможных противоречий.
Кроме того, следует отметить, что в Российской Федерации отсутствует целостная система обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти правовой информацией по вопросам сотрудничества с государствами - участниками СНГ. Недостаточность информационно-правового обеспечения федеральных органов государственной власти Российской Федерации в настоящее время осложняется наличием различных информационных, правовых, аналитических, организационных структур в федеральных органах государственной власти Российской Федерации и научных учреждениях, деятельность которых практически не связана между собой, а также отсутствием координирующего информационно-правового центра. На рис. 1 отражена автономность функционирующих структур органов государственной власти Российской Федерации по вопросам информационно-правового сотрудничества с государствами - участниками СНГ. Разобщенность деятельности информационных структур, неупорядоченность информационных потоков, пересечение функций и дублирование друг друга, функционирование в автономном режиме и т.п. - отличительные черты состояния информационной системы в Российской Федерации в настоящее время.
Серьезными последствиями такого состояния являются: путаница и неразбериха в обеспечении деятельности органов государственной власти по вопросам информационно-правового сотрудничества с государствами - участниками СНГ; несоответствие между характером, содержанием и объемом информации, накапливаемой в информационных структурах, и их возможностями по ее обработке, а также чрезвычайно низким коэффициентом ее использования; недостаток кадров, способных квалифицированно оперировать, анализировать и обобщать правовую информацию; возможность исключения информации (или вольной, неквалифицированной, ее интерпретации, а также сознательного манипулирования данными в ведомственных интересах); ошибочные решения федеральных органов государственной власти Российской Федерации на основе необъективной информации; неоправданные материальные затраты. Отсутствие замкнутого контура передачи правовой информации оказывает негативное влияние на весь процесс сотрудничества с государствами - участниками СНГ.
В этих условиях назрела необходимость разработки комплекса мер концептуального, методологического, организационного, правового, аналитического, информационно-технического характера по созданию эффективной системы информационно-правового обеспечения сотрудничества Российской Федерации с другими государствами - участниками СНГ, что предполагает использование системного подхода в решении данных проблем.
Стратегия создания открытой информационно-правовой системы в СНГ предполагает решение следующих задач:
- повышение правосознания и правовой культуры работников органов государственной власти Российской Федерации, основанных на знании действующей международной и национальной правовой базы;
- укрепление связи органов государственной власти с населением через средства массовой информации с использованием информационно-правовой системы в целях дальнейшей демократизации общества и институтов государственного управления;
- анализ и социальный мониторинг действующего законодательства на предмет своевременного выявления в нем противоречий;
- координация и упорядочение информационно-правовых потоков как на международном, так и на национальном уровнях, как по вертикали, так и по горизонтали.
Данные задачи можно решать с учетом заключенных международных соглашений государств - участников СНГ, рекомендательных (модельных) законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, других правовых актов, регулирующих процесс информационно-правового сотрудничества в рамках СНГ, а также Соглашения об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений, принятого на Совете глав правительств государств - участников СНГ, от 24 сентября 1993 г., Указов Президента Российской Федерации от 19 октября 1993 г. N 1665 "Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами - членами Содружества Независимых Государств" и от 27 декабря 1993 г. N 2293 "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" и т.д.
Основная часть работы по созданию системы информационно - правового обеспечения в рамках СНГ ложится на Российскую Федерацию. В этих условиях ключевую роль для успеха создания всей системы информационно-правового сотрудничества в рамках СНГ играет эффективность взаимодействия в решении этой задачи органов государственной власти Российской Федерации и их структурных подразделений, в первую очередь Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Комитета при Президенте, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, научных и научно-исследовательских учреждений, аналитических центров.
1.2. Цели и задачи Программы
Целями Программы взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств - участников Содружества Независимых Государств (далее именуется - Программа) являются создание в Российской Федерации единой государственной системы информационно-правового обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области сотрудничества с государствами - участниками СНГ и российской части межгосударственной системы правовой информации, а также обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации с органами власти государств - участников СНГ.
1.2.1. Достижение целей Программы обеспечивается решением следующих задач:
- формирование единой государственной политики Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с другими государствами - участниками СНГ;
- совместная с другими государствами - участниками СНГ разработка концепции и программы создания межгосударственной системы правовой информации, межгосударственных соглашений и протоколов по вопросам информационно-правового сотрудничества;
- разработка долгосрочной программы взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации с целью повышения уровня научной обоснованности стратегии и тактики их деятельности в области информационно-правового сотрудничества с другими государствами - участниками СНГ;
- оптимизация и модернизация управленческих процессов и структур в области информационно-правового сотрудничества как в рамках взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации, так и во взаимоотношениях Российской Федерации с другими государствами - участниками СНГ;
- создание надежного механизма обмена правовой информацией Российской Федерации с другими государствами-участниками СНГ, обеспечивающего ее максимальную полноту, оперативность и достоверность;
- обеспечение правового анализа межгосударственных актов актов государств - участников СНГ, их национальных законодательных актов, разработка рекомендаций по их совершенствованию;
- изучение принципов организации и опыта функционирования информационно-правовых систем, баз данных других международных интеграционных объединений (в частности, Европейского Союза и т.п.);
- прогнозирование и моделирование развития информационно - правовых отношений государств - участников СНГ.
Осуществление этих задач, кардинальное повышение эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в сфере информационно-правового сотрудничества с другими государствами - участниками СНГ предполагают совершенствование управленческих процессов в данной области, в том числе путем оптимизации деятельности существующих служб и подразделений.
Целесообразным является создание специального подразделения, способного на высоком профессиональном уровне осуществлять правовой анализ и подготовку для Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации правовой информации о принятых межгосударственных актах СНГ, национальных законодательных и других актах, необходимой для принятия компетентных управленческих решений в целях реализации положений Договора о создании Экономического союза и других документов Содружества. Таким подразделением должна стать координационная информационно-правовая служба (см. рис. 1).
1.2.2. Функциями координационной информационно-правовой службы могли бы стать:
- сбор, хранение, интеграция и систематизация правовой информации;
- комплексный анализ правовой базы межгосударственных актов государств - участников СНГ и их национальных законодательных актов;
- разработка на этой основе предложений, рекомендаций по предотвращению и устранению юридических коллизий в процессе сотрудничества государств - участников СНГ, а также прогнозов международного и национального нормотворческого процесса государств - участников СНГ и их моделирование;
- экспертная оценка процесса реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ, их результатов;
- разработка правовых информационных технологий и методик.
1.2.3. Создание координационной информационно-правовой службы позволит:
- объединить все потоки правовой аналитической информации в рамках единой системы;
- придать системе завершенный характер, выстроив строгую иерархию составляющих ее элементов;
- обеспечить четкую, упорядоченную, непрерывную циркуляцию потоков правовой информации в Российской Федерации;
- организованно подключиться к международным и национальным базам правовой информации, осуществлять межгосударственный обмен в области правовой информации.
Важным условием высокой результативности функционирования координационной информационно-правовой службы явится ее выход на высшие органы государственной власти Российской Федерации, включение в состав указанной службы видных ученых, известных специалистов - практиков. Интеграция в рамках этой службы баз правовой информации и привлечение в нее лучших интеллектуальных ресурсов Российской Федерации создают предпосылки для:
- интеграции передовых идей и правовых информационных технологий;
- обеспечения на основе объективной научно-правовой информации единства действий высших органов государственной власти Российской Федерации в сфере информационно-правового сотрудничества с государствами - участниками СНГ;
- нейтрализации влияния колебаний политической конъюнктуры на разработку и осуществление стратегии и тактики федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с государствами - участниками СНГ;
- оперативного реагирования на возникновение возможных коллизий в информационно-правовой сфере.
Создание единой системы информационно-правового обеспечения федеральных органов государственной власти Российской Федерации может стать важным фактором развития сотрудничества с государствами - участниками СНГ.
1.3. Пользователи Программы
Основными пользователями предлагаемой Программы в Российской Федерации являются Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и их аппараты, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, а также все заинтересованные учреждения и их информационно-аналитические подразделения.
Пользователями Программы в Российской Федерации, помимо вышеперечисленных, также являются:
- региональные и муниципальные органы власти и управления - в порядке, определяемом организацией, отвечающей за реализацию Программы;
- средства массовой информации;
- государственные органы и организации, производящие социальный мониторинг на территории Российской Федерации;
- международные правительственные и неправительственные организации, реализующие свои социально-экономические программы на территории Российской Федерации, - в порядке, определяемом организацией, отвечающей за реализацию Программы;
- другие государственные и негосударственные организации, работающие в российском информационно-правовом пространстве, решающие проблемы социально-экономического развития России, - на основании двусторонних договоров, заключаемых между ними и государственными органами, реализующими Программу.
Порядок пользования объемами правовой информации, находящейся в государственной системе правовой информации, регламентируется:
общепризнанными принципами и нормами международного права, документами и решениями ООН;
на международном уровне - двусторонними и многосторонними договорами, заключаемыми между заинтересованными субъектами международного права;
на национальном уровне - действующей правовой базой Российской Федерации.
Программа осуществляется в тесном взаимодействии с уставными органами СНГ, органами власти государств - участников СНГ. Целесообразно взаимодействовать также с рабочими органами международных организаций и объединений (Европейского Союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и т.п.), высшими органами государственной власти и управления иностранных государств, международными неправительственными организациями. Переход к новому, более высокому качественному уровню обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти Российской Федерации правовой информацией может дать экономический, социальный, политический и нравственный эффект и реально способствовать выполнению Договора о создании Экономического союза.
Для реализации Программы необходимо разработать и осуществить комплекс организационных, информационных, правовых, аналитических, научно-методических мероприятий.
Раздел II. Организационное обеспечение информационно-правового сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ
Раздел III. Предложения по созданию в рамках СНГ российской части межгосударственной системы правовой информации и базы данных межгосударственных актов СНГ, законодательных актов государств - участников СНГ
Раздел IV. Информационно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти Российской Федерации
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Не приводится.