Решение ФАС РФ от 21.06.2018 по делу N 18/44/105/701

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 21.06.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2018 г. по делу N 18/44/105/701

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении АО "Р" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФКУ "У" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара -Уфа - Челябинск км 1194+500 - км 1202+000, Оренбургская область; Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара -Уфа - Челябинск км 1202+000 - км 1210+000, Оренбургская область" (номер извещения - 0301100012718000076) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации неправомерно установлены требования к товарам, которые по своему функциональному назначению не относятся к объекту закупки, а также ряд товаров технического задания документации об Аукционе указан в техническом задании документации об Аукционе несколько раз, что вводит участников закупки в заблуждение;

2. Заказчиком в документации об Аукционе по ряду товаров технического задания документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о соответствии товаров ГОСТ, что вводит участников закупки в заблуждение;

3. Заказчиком по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены требования к товарам не в соответствии с ГОСТ, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе;

4. Требования технического задания документации об Аукционе и проектной документации, размещенная Заказчиком в ЕИС, содержат разночтения;

5. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно предусмотрено выполнение работ за счет средств подрядчика;

6. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, а также ненадлежащая Инструкция, не позволяющая указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ;

7. Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.06.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 096 885 845 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.06.2018;

5) дата проведения Аукциона - 02.07.2018.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации неправомерно установлены требования к товарам, которые по своему функциональному назначению не относятся к объекту закупки, а также ряд товаров технического задания документации об Аукционе указан в техническом задании документации об Аукционе несколько раз, что вводит участников закупки в заблуждение.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

По мнению Заявителя, ряд товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе установлены излишне, так как не относятся к объекту закупки, так, например, мастика, техническая пакля, ветошь.

Кроме того, по мнению Заявителя, ряд товаров указан в техническом задании документации об Аукционе несколько раз, так, например, щебень, знаки дорожные, что вводит участников закупки в заблуждение.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные товары технического задания документации об Аукционе установлены в связи с потребностью Заказчика и оказывают влияние на качество работ, выполняемых по контракту.

Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что перечень работ и товаров, используемых при их выполнении, установлен в техническом задании в соответствии со сметной документацией и ведомостью выполняемых работ, в связи с чем, ряд товаров технического задания документации об Аукционе, в том числе щебень, знаки дорожные, указаны в техническом задании документации об Аукционе несколько раз в зависимости от их использования при выполнении конкретного вида работ.

На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе по ряду товаров технического задания документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о соответствии товаров ГОСТ, что вводит участников закупки в заблуждение.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), отсутствие в техническом задании требования о соответствии товара ГОСТ означает, что соответствие товара ГОСТ не требуется и участнику закупки необходимо представить в составе заявки значение показателя товара в соответствии с требованиями технического задания документации об Аукционе.

Кроме того, в соответствии с Инструкцией, в случае отсутствия в нормативной документации по каким-либо из используемых при выполнении работ товаров сведений или если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется (не нормируется), исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик и конструкции, то по требуемым показателям товара значения не указываются.

Кроме того, представители Заказчика пояснили, что по вышеуказанному вопросу Заказчиком в ответ на соответствующий вопрос участника закупки предоставлены разъяснения положений документации об Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены требования к товарам не в соответствии с ГОСТ, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.

По мнению Заявителя, Заказчиком по позициям N 18 и N 215 установлены требования к товарам "Канаты пеньковые пропитанные" не в соответствии с ГОСТ 30055-93.

Пунктами N 18 и N 215 технического задания документации об Аукционе к товарам "Канаты пеньковые пропитанные" установлены, в том числе, следующие требования: "длина окружности> 50мм, диаметр >16мм, число витков на 1 м каната необходимо не менее 35 шт.", а также установлено требование о соответствии вышеуказанных товаров ГОСТ 30055-93.

ГОСТ 30055-93 установлены, в том числе, следующие показатели товара "Канаты пеньковые пропитанные": "Длина окружности канатов пеньковых пропитанных 30-350 мм, диаметр 10-112 мм, число витков на 1 м каната 8-92 штук".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования по пунктам N 18 и N 215 технического задания документации об Аукционе установлены в связи с потребностью Заказчика, не противоречат ГОСТ 30055-93, при этом Инструкция позволяет указать требуемые значения одновременно в соответствии с требованиями технического задания и ГОСТ.

По мнению Заявителя, Заказчиком, в том числе, по позициям N 3 и N 36 установлены требования к товарам "Пиломатериалы хвойных пород" не в соответствии с ГОСТ 30055-93.

Пунктами N 3 и N 36 технического задания документации об Аукционе к товарам "Пиломатериалы хвойных пород" установлены, в том числе, следующие требования: "Длина должна быть 4,0-6,5м, ширина должна быть 75-150мм, толщина должна быть 40-75мм, сорт должен быть III", также установлено требование о соответствии вышеуказанных товаров ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 24454-80.

В соответствии с вышеуказанным ГОСТ к товарам "Пиломатериалы хвойных пород" установлены, в том числе, следующие требования к значениям показателей: "толщина 16-250 мм, ширина 75-275 мм, длина 0,5-6,5 м".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования по пунктам N 3 и N 36 технического задания документации об Аукционе установлены в связи с потребностью Заказчика, не противоречат ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 24454-80, при этом Инструкция позволяет указать требуемые значения одновременно в соответствии с требованиями технического задания и ГОСТ.

По мнению Заявителя, Заказчиком по пунктам N 42 и N 242 "Щебень" технического задания документации об Аукционе неправомерно не установлено требование к показателю фракции щебня, что не соответствует ГОСТ 8267-93.

Пунктами N 42 и N 242 технического задания документации об Аукционе к товару "Щебень" установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8267-93, при этом требование в отношении фракции щебня Заказчиком не установлено.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование к значению показателя фракции щебня по позициям N 42 и N 242 технического задания документации об Аукционе не установлены в связи с отсутствием у Заказчика соответствующей потребности, в связи с чем значение указанного показателя в составе заявки на участие в Аукционе не указывается.

По мнению Заявителя, Заказчиком, в том числе, по пунктам N 33 и N 28 к товару "Термопластик" неправомерно не установлено требование к цвету товара, что не соответствует ГОСТ Р 52575-2006.

Пунктами N 33 и N 28 технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, требование в отношении показателя коэффициента яркости товара, а также требование о соответствии товара "Термопластик" ГОСТ Р 52575-2006.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование в отношении цвета товара "Термопластик" пунктами N 28 и N 33 не установлено в связи с отсутствуем у Заказчика соответствующей потребности, при этом участнику закупки по вышеуказанным пунктам технического задания документации об Аукционе необходимо указать значение показателя коэффициента яркости товара "Термопластик" и сведения о соответствии товара "Термопластик" ГОСТ Р 52575-2006.

На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, требования технического задания документации об Аукционе и проектной документации, размещенных Заказчиком в ЕИС, содержат разночтения.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Пунктом N 214 технического задания документации об Аукционе к товару "Асфальтобетонные смеси" установлено, в том числе следующее требование: "Тип А; Б; В", что по мнению Заявителя не соответствует проектной документации, размещенной Заказчиком в ЕИС, поскольку в проектной документации установлено требование: "Смесь асфальтобетонная тип А".

Согласно Инструкции: "В случае установления значений с использованием союзов "или", "либо", знака ";" участник должен выбрать одно из предложенных значений".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что локально сметным расчетом N 02-01-03, входящим в состав проектной и сметной документации, установлено, что асфальтобетонная смесь может быть типа А, Б, В.

Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что по пункту N 214 участникам закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретное значение типа товара "Асфальтобетонная смесь" в соответствии с требованиями Инструкции.

На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно предусмотрено выполнение работ за счет средств подрядчика, так, например, услуги по страхованию объекта, работы по установке видеокамер, поскольку вышеуказанные услуги и работы не содержатся в сметной документации.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что объем выполненных работ по контракту определяется в соответствии со статьей 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что страхование собственного имущества осуществляются подрядчиком по собственной инициативе, при этом услуги по страхованию не включены Заказчиком в цену контракта.

Кроме того, представители Заказчика пояснили, что работы по контракту осуществляются, в том числе, в соответствии с проектной и сметной документацией, имеющей положительное заключение о прохождении процедуры государственной экспертизы, включающей полный объем услуг и работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, в том числе, работы, связанные с видео оборудованием.

На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, а также ненадлежащая Инструкция, не позволяющая указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ.

По мнению Заявителя, Заказчиком по показателю "ширина" позиции N 63 "Геотекстиль" технического задания документации об Аукционе неправомерно не установлены требования в отношении единиц измерения.

Инструкцией установлено, что при указании конкретных показателей товаров участник закупки обязан указать единицы измерения показателей, точно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе.

Пунктом N 63 технического задания документации об Аукционе к товару "Геотекстиль" установлены, в том числе следующие требования: "Ширина не менее 150 не более 525, допустимое отклонение +/- 4см", при этом, как пояснили представители Заказчика на заседании Комиссии, требование о единицах измерения относится одновременно к величине ширины, так и к величине допустимого отклонения.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что исходя из вышеуказанных требований технического задания документации об Аукционе участнику закупки не представляется возможным определить единицы измерения величины ширины товара "Геотекстиль", что вводит участников закупки в заблуждение.

Кроме того, в пункте N 43 технического задания документации об Аукционе установлено следующее наименование товара "Щебень фракции 40-70 или 20-40 мм".

В соответствии с Инструкцией наименования товаров, содержащихся в техническом задании документации об Аукционе, указываются в составе заявки на участие в Аукционе в неизменном виде, при этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при указании показателя фракции щебня, содержащегося в наименовании товара, участнику закупки необходимо выбрать конкретное значение, тем самым изменить наименование товара, что, по мнению Комиссии вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом указать вышеуказанные значения в составе заявки на участие в Аукционе.

Пунктами N 33 и N 172 технического задания документации об Аукционе к товару "Комплект металлоконструкций барьерного ограждения" установлены, в том числе следующие требования: "Энергия удара 250 кДж, высота ограждения 0,75 м, толщина балки 3; 4 мм, шаг стоек 2 м, профиль стойки швеллер N 14, динамический прогиб ограждения 1,2 м".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с Инструкцией, товары, указанные, в том числе, в пунктах N 33 и N 172 технического задания документации об Аукционе, должны соответствовать ГОСТ или ТУ.

Вместе с тем с тем, согласно ГОСТ 26804-2012, показатель шага стоек барьерного ограждения с уровнем удерживающей способности У3 составляет 1,33, либо 1,5 м, при этом требованиями технического задания документации об Аукционе установлено требование к величине шага стоек, равной 2 м.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Инструкция не позволяет указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.

Пунктами NN 11, 37, 42 технического задания документации об Аукционе к товару "Щебень" установлено, в том числе, следующее требование: "Полные остатки на ситах (диаметр отверстий контрольных сит 0,5 (d+D) от 30 до 80% по массе", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 8267-93.

Пунктом N 211 к товару "Температура растворных смесей в момент использования должна соответствовать таблице ГОСТ 28013-98", при этом, по мнению Заявителя, участнику закупки не представляется возможным определить, какие именно значения показателей необходимо указывать в составе заявки на участие в Аукционе.

По мнению Комиссии вышеуказанные требования по пунктам NN 11, 37, 42, 211 технического задания документации об Аукционе являются избыточными, поскольку определяются по результатам испытаний определенной партии товаров, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу, указание по пункту N 211 технического задания документации об Аукционе о соответствии показателей ГОСТ, без указания конкретных значений показателей, которые необходимо указывать в составе заявки на участие в Аукционе, не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе и вводит участников закупки в заблуждение.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, а также ненадлежащая Инструкция, которая не позволяет указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ, что, по мнению Комиссии вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, и не соответствует требованиям пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

На заседании Комиссии установлено, что по ряду пунктов технической части документации об Аукционе установлены в том числе, следующие требования к товарам, так, например: по N 65 "Ацетилен газообразный технический" - "Объемная доля ацетилена необходима не менее 98,5%, объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов не должна быть более 1,4%, объемная доля фосфористого водорода не должна быть более 0,08%, объемная доля сероводорода не должна превышать 0,05%"; по позиции N 35 "Растворитель" - "Массовая доля воды по Фишеру должна быть не 1%, летучесть по этиловому эфиру должна быть не менее 5, кислотное число не должно быть более 0,1 мг КОН/г, число коагуляции не должно быть менее 22%"; по позиции N 60 "Керосин" - "50% перегоняется при темпера-туре не ниже +190°C, 90% перегоняется при темпера-туре от +240 до +275°C, 98% перегоняется при темпера-туре не выше +300°C, кислотность на 100 см3 керосина должна быть не более 4,5мг КОН, зольность должна быть не более 0,005% по массе, массовая доля серы должна быть не более 1%".

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

9. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Пунктом 4 требований к составу заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее, требование к составу второй части заявки участника закупки: "участник Аукциона должен представить Выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении о проведении Аукциона".

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено условие о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части установления ненадлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ, а также ненадлежащей Инструкции.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.06.2018 N 18/44/105/701 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.