Решение ФАС РФ от 30.05.2018 по делу N 18/44/99/264

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 30.05.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2018 г. по делу N 18/44/99/264

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "В" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации (далее - Заказчик), при осуществлении Заказчиком закупки у единственного поставщика на право заключения контракта на оказание услуг почтовой связи для нужд федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, органов судейского сообщества (номер извещения - 0173100004718000004) (далее - Закупка у единственного поставщика), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 04.04.2018 N 429/18,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Закупки у единственного поставщика.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком в один объект закупки одновременно включены услуги общедоступной почтовой связи, которые относятся к деятельности субъектов естественных монополий, так и услуги, не относящиеся к деятельности субъектов естественных монополий.

2. Заказчиком в извещении о проведении закупки не указано краткое изложение условий контракта, содержащих наименование и описание объекта закупки, место и сроки оказания услуг, а также сведения в отношении обеспечения исполнения контракта.

3. Заказчиком в извещении о проведении закупки ненадлежащим образом установлена цена единицы услуги, равная начальной (максимальной) цене контракта.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки у единственного поставщика Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения обращения Заявителя 29.05.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения довод, изложенных в обращении Заявителя Комиссией объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.05.2018.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.05.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Закупка у единственного поставщика;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 033 983 800 рублей;

4) 28.05.2018 по результатам проведения закупки Заказчиком заключен государственный контракт с ФГУП "П" по цене 2 033 983 800 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком в один объект закупки одновременно включены услуги общедоступной почтовой связи, которые относятся к деятельности субъектов естественных монополий, так и услуги, не относящиеся к деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе при осуществлении закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.

Согласно извещению о проведении закупки, "закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" (далее - Постановление Правительства N 637) утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба (далее - Перечень).

Согласно Перечню услуги по пересылке почтовых отправлений (корреспонденции) относятся к услугам общедоступной почтовой связи.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что перечень услуг, оказываемых по контракту Закупки у единственного поставщика, установлен Заказчиком не в противоречии требований Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 637, а также, что указанные услуги по пересылке почтовых отправлений являются единым технологическим процессом, подразумевающим под собой комплекс неразрывно связанных между собой услуг, которые выполняются одним оператором связи.

Вместе с тем, исходя из пояснений и сведений, представленных представителем Заявителя на заседании Комиссии, Комиссии не представляется возможным сделать однозначный вывод, о том, что обжалуемые действия Заказчика не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении закупки не указано краткое изложение условий контракта, содержащих наименование и описание объекта закупки, место и сроки оказания услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что извещение о проведении Закупки у единственного поставщика содержит информацию, предусмотренную частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе в отношении способа определения исполнителя (поставщика, подрядчика), наименования Заказчика, места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты, номера контактных телефонов Заказчика, предмета контракта; место, условий и сроков оказания услуг; начальной (максимальной) цены контракта; источника финансирования заказа; требования обеспечения исполнения контракта; ограничения участия в определении исполнителя (поставщика, подрядчика).

Кроме того, представители Заказчика пояснили, что требования к обеспечению исполнения контракта не установлены в силу положений части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода обращения, Комиссия считает указанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении закупки ненадлежащим образом установлена цена единицы услуги, равная начальной (максимальной) цене контракта.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33, статьей 42 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в извещении о проведении Закупки у единственного поставщика указана цена за весь объем услуг по пересылке почтовых отправлений, оказываемых в рамках исполнения контракта, что, в свою очередь, является одной условной единицей, при этом в приложении N 2 к государственному контракту, представленному Заказчиком на заседании Комиссии, установлены тарифы за оказание единицы услуги по контракту.

Вместе с тем, учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода обращения, Комиссия считает указанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

4. Частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Извещение размещено Заказчиком в ЕИС 22.05.2018, при этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что государственный контракт заключен 28.05.2018.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Учитывая, что регламентированный частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе срок, ранее которого Заказчик не должен заключать контракт по итогам проведения Закупки у единственного поставщика, приходится на нерабочий день, а, следовательно, переносится на следующий за ним рабочий день, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего контракт 28.05.2018, то есть ранее срока, предусмотренного Законом о контрактной системе, не соответствуют части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 04.04.2018 N 429/18, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе

2. В связи с тем, что по результатам проведения Закупки у единственного поставщика заключен государственный контракт, предписание не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.