ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2018 г. N КГОЗ-199/18
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "А" (далее - Оператор электронной площадки) закрытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы "Разработка подвижных лабораторий измерительной техники ПЛИТ-А2-4/4М" (шифр "ПЛИТ-А2-4/4М") (номер извещения 0173100004518000390) (далее - Закрытый конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Закрытого конкурса.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 24.05.2018 на 25.05.2018.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего требования в документации о Закрытом конкурсе, совокупности которым соответствует только АО "Н", что ограничивает количество участников закупки;
2) описавшего объект закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе;
3) не ответившего должным образом на запрос о даче разъяснений положений документации о Закрытом конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закрытого конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Закрытого конкурса, документацией о Закрытом конкурсе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Закрытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 23.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 128 393 610,60 руб.;
3) на участие в Закрытом конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытом конкурсе - 09.06.2018.
В соответствии с пояснениями представителей Заказчика указанная закупка проводится с использованием функционала специализированной электронной площадки "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства".
1. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в документации о Закрытом конкурсе установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, в части разработки вооружения и военной техники (класс ЕКПС 6627 "Средства измерений военного назначения": "подвижные и стационарные метрологические комплексы"), выданной уполномоченным органом (далее - Лицензия). Вместе с тем, действия Заказчика, установившего подкласс "подвижные и стационарные метрологические комплексы", ограничивают количество участников закупки, поскольку указанной Лицензией обладает только АО "Н".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом "а" раздела 15 "Требования к участникам закрытого конкурса" документации о Закрытом конкурсе установлено следующее требование к участникам закупки о наличии у участника закупки Лицензии.
Пунктами 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники являются лицензируемыми видами деятельности.
Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2012 N 581, предусмотрена обязанность соискателя лицензии представлять в лицензирующий орган номенклатуру вооружения и военной техники, в отношении которых будут выполняться заявленные работы (услуги) в соответствии с Единым кодификатором предметов снабжения (далее - ЕКПС).
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в рамках выполнения опытно-конструкторской работы (объект закупки) должна быть разработана подвижная лаборатория измерительной техники в целях метрологического обеспечения вооружения, военной и специальной техники в местах их дислокации. В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 780 техническую основу обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства образуют военные эталоны единиц величин Министерства обороны Российской Федерации (эталоны-переносчики, рабочие эталоны и мобильные метрологические комплексы) различного назначения, стандартные образцы и рабочие средства измерений военного и специального назначения. Согласно ГОСТ РВ 8.572-99 подвижной лабораторией измерительной техники военного назначения является подвижный метрологический комплекс военного назначения, размещенный на различных транспортных средствах, оснащенных системами жизнеобеспечения и энергообеспечения, и предназначенный для поверки и ремонта средств измерений военного назначения в местах дислокаций войск. Согласно ЕКПС класс 6627 "Средства измерений военного назначения" содержит подкласс "Подвижные и стационарные метрологические комплексы". В связи с указанным, Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки Лицензии.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанной Лицензией обладает только АО "Н", что приводит к ограничению количества участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Так же согласно жалобе Заявителя по установленному Заказчиком в документации о Закрытом конкурсе порядку оценки по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" необходимым опытом работ и деловой репутацией обладает только АО "Н". По мнению Заявителя указанный порядок оценки не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 85 Закона о контрактной системе при проведении закрытого конкурса применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом положений статьи 85 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил оценки установлено, что заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в том числе: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация).
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно подпунктам "б", "д" пункта 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки Квалификация может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; деловая репутация участника закупки.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 20%;
2) Квалификация - Значимость критерия: 80%.
По критерию Квалификация установлены показатели, в том числе "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1); "Деловая репутация участника конкурса" (далее - Показатель N 2).
По Показателю N 1 оцениваются успешно выполненные контракты сопоставимого характера и объема за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в Закрытом конкурсе. Сопоставимыми по характеру считаются выполненные работы в области разработки подвижных метрологических комплексов, подвижных мастерских, соответствующих описанию объекта закупки и тактико-техническому заданию документации о Закрытом конкурсе.
По Показателю N 2 оцениваются положительные отзывы организаций, выданных участнику закупки по результатам выполненных работ в области разработки подвижных метрологических комплексов, подвижных мастерских за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в Закрытом конкурсе.
Изучив порядок оценки по Показателям NN 1, 2, Комиссия приходит к выводу, что установленный в документации о Закрытом конкурсе Заказчиком порядок оценки заявок не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что необходимым опытом выполнения работ и деловой репутацией по критерию Квалификация порядка оценки документации о Закрытом конкурсе обладает только АО "Н".
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в документации о Закрытом конкурсе не установлены ссылки на основные концептуальные документы по развитию системы метрологического обеспечения вооружения, военной и специальной техники, в том числе по облику перспективных подвижных лабораторий измерительной техники, не предусмотрена разработка указанных документов в рамках выполнения опытно-конструкторской работы "Разработка подвижных лабораторий измерительной техники ПЛИТ-А2-4/4М". Также в документации о Закрытом конкурсе отсутствует порядок ознакомления с указанными документами. Указанное не позволяет участникам закупки ознакомится с основными концептуальными документами по развитию системы метрологического обеспечения вооружения, военной и специальной техники, в том числе по облику перспективных подвижных лабораторий измерительной техники, что не позволяет создать ПЛИТ-А2-4/4М как базовое изделие, являющегося основой для широкого заимствования при создании новых образцов подвижных метрологических комплексов.
Кроме того, в документации о Закрытом конкурсе не указано по каким критериям и качественным показателям Заказчик будет оценивать качество выполненных работ и степень их соответствия требованиям тактико-технического задания.
Также в документации о Закрытом конкурсе отсутствует объективная оценка полноты и качества системно-технической проработки участниками закупок требований тактико-технического задания, оценка научно-технической перспективности, инновационной направленности, четкий критерий требований по инновациям.
Указанные действия Заказчика ограничивают количество участников закупки и обеспечивают преимущество АО "Н".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчики при описании в документации о закупки объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки содержится в приложении N 3 к документации о Закрытом конкурсе. В приложении N 6 к документации о Закрытом конкурсе содержится тактико-техническое задание на выполнение опытно-конструкторской работы "Разработка подвижных лабораторий измерительной техники ПЛИТ-А2-4/4М" (шифр "ПЛИТ-А2-4/4М").
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что описание объекта закупки и положения тактико-технического задания установлены исходя из потребностей Заказчика. Кроме того, концептуальные документы по развитию системы метрологического обеспечения вооружения, военной и специальной техники, в том числе по облику перспективных подвижных лабораторий измерительной техники не требуются. Также представители Заказчика пояснили, что критерии оценки качества выполненных работ по положениям тактико-технического задания не требуется.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, что описание объекта закупки и тактико-техническое задание не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, ограничивают количество участников закупки и обеспечивают преимущество АО "Н".
При этом представители Заказчика сообщили, что на участие в Закрытом конкурсе подано 5 заявок от участников закупки.
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, на запросы о разъяснении положений документации о Закрытом конкурсе Заказчиком направлены соответствующие требованиям Закона о контрактной системе ответы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "М" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.