Постановление арбитражного суда ВВО от 16.03.2022 N Ф01-7350/2021 по делу N А31-13409/2020

"Об оставлении без изменения решения: частично удовлетворив иск о взыскании задолженности, суд исходил из того, что при определении значения показателя ФКI необходимо руководствоваться результатами названного контрольного мероприятия и учитывать описанное исключение при начислении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с чем контррасчет общества правомерно признан соответствующим требованиям"
Редакция от 16.03.2022 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2022 г. N Ф01-7350/2021

Дело N А31-13409/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Жегловой О.Н., Ионычевой С.В.,

при участии представителей

от общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис": Хряпиной Н.В. по доверенности от 05.03.2022, Смирновой В.В. по доверенности от 01.01.2022,

от общества с ограниченной ответственностью "Свисс Кроно": Черных К.Л. по доверенности от 01.02.2021 N 58

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.04.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А31-13409/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (ИНН: 4401095293, ОГРН: 1084401010748) к обществу с ограниченной ответственностью "Свисс Кроно" (ИНН: 4407006010, ОГРН: 1024402034117) о взыскании задолженности и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (далее - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Свисс Кроно" (далее - Общество) о взыскании 18 014 348 рублей 77 копеек задолженности в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов за июль 2020 года.

Арбитражный суд Костромской области решением от 16.04.2021 (с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 20.04.2021), оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021, частично удовлетворил иск: взыскал с ответчика в пользу истца 94 541 рубль 88 копеек задолженности.

При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).

Не согласившись с принятыми судебными актами, Водоканал обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой (с учетом дополнительных пояснений), в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.

Заявитель жалобы считает, что при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов за июль 2020 года значение фактической концентрации загрязняющего вещества и фактического показателя сточных вод абонента (ФКi) должно определяться на основании данных декларации Общества о составе и свойствах сточных вод на 2020 год, поскольку в июле 2020 года Водоканал отбор сточных вод у Общества не производил. Данное подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.12.2021 N 53741-ИА/04, согласно которому в случае, если последующий отбор организацией, осуществляющей водоотведение, не производился, такая организация может применить в расчетах значение ФКi на свое усмотрение за один, два или три календарных месяца.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и дополнении к ней, поддержаны представителями в заседании.

Общество в отзыве (дополнениях к нему) на кассационную жалобу, поддержанном его представителем в заседании суда округа, отклонило доводы, изложенные в ней, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.

В порядке, установленном в статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное разбирательство откладывалось (определения суда округа от 13.12.2021, от 13.01.2022 и от 09.02.2022).

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание суда округа проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.

Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как следует из материалов дела, Водоканал (гарантирующая организация) и Общество (абонент) заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.08.2014 N 132, по условиям которого гарантирующая организация обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены в договоре, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с пунктом 4.1.11 договора гарантирующая организация обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3.8 договора).

Сведения о фактической концентрации загрязняющего вещества и фактического показателя сточных вод абонента (ФКi) отражены в декларации Общества о составе и свойствах сточных вод на 2020 год.

За июль 2020 года Водоканал выставил Обществу плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на сумму 7 008 458 рублей 89 копеек и плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в сумме 13 118 093 рублей 71 копейки. При расчете указанных видов платы Водоканал руководствовался сведениями о фактической концентрации загрязняющего вещества и фактического показателя сточных вод абонента (ФКi) в соответствии с декларацией о составе и свойствах сточных вод на 2020 год (письма Водоканала от 04.08.2020 N 01-3/25/2048 и N 01-3/25/2049).

Сославшись на наличие у Общества задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов за июль 2020 года, Водоканал обратился с иском в арбитражный суд.

В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.

Согласно подпункту "в" пункта 36 Правил N 644 осуществление контроля состава и свойств сточных вод, в том числе контроля за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, является и обязанностью организации ВКХ.

Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

В силу пункта 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:

а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению 4(1);

б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 данных Правил.

В соответствии с пунктом 123(1) Правил N 644 при расчете платы за негативное воздействие учитывается ФКi - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, заявленные абонентом в декларации либо зафиксированные в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, на конкретном канализационном выпуске (мг/куб.дм). При наличии у абонента нескольких канализационных выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) значение ФКi определяется как усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, на которых было зафиксировано превышение максимальных допустимых значений, а также показатель Qпр - объем сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (кубических метров). При расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации.

Разногласия сторон по существу сводятся к способу определения фактической концентрации загрязняющего вещества и фактического показателя сточных вод абонента (ФКi), используемой в формулах пунктов 123(1) и 198 Правил N 644.

По мнению Водоканала, при определении показателя ФКi в июле 2020 необходимо руководствоваться сведениями декларации Общества на 2020 год, результаты отбора проб, полученные в ходе осуществления Водоканалом контроля состава и свойств сточных вод в июне 2020 года, не подлежат применению при расчете. Общество же полагает, что указанные результаты должны быть учтены при расчете платы в спорном периоде.

Согласно пунктам 123(1), 123(2), 198 Правил N 644 следует, что значение показателя ФКi определяется двумя способами: на основании декларации абонента либо в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод. При этом значение ФКi, полученное в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, подлежит применению с начала календарного месяца, в котором в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод выявлены нарушения, до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, был произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца.

Таким образом, законодатель закрепляет приоритет определения показателя ФКi по результатам осуществления контроля состава и свойств сточных вод, которое действительно в течение 3-х месяцев (при условии, если в данный период не были произведены последующие контрольные отборы проб сточных вод).

При этом в пунктах 123(1), 123(2) (с учетом позиции, изложенной в письме Минстроя России от 24.05.2017 N 18063-АЧ/04) содержится исключение из описанного правила, применяемого в отношении расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения: ФКi по результатам осуществления контроля состава и свойств сточных вод не подлежит применению в случае, если такой показатель отличается от значения, заявленного в декларации, менее чем в 1,5 раза. В отношении размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов такое исключение не действует.

Суды установили, что контрольный отбор проб сточных вод Общества произведен Водоканалом в июне 2020 года. При этом ФКi по ряду показателей имел отклонения в сторону уменьшения от заявленных в декларации значений более чем в 1,5 раза.

Следовательно, при определении значения показателя ФКi необходимо руководствоваться результатами названного контрольного мероприятия и учитывать описанное исключение при начислении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с чем контррасчет Общества правомерно признан судами соответствующим требованиями пунктов 123(1), 123(2) и 198 Правил N 644.

Толкование Водоканалом норм, касающихся порядка определения спорного показателя, свидетельствует о неверном толковании им приведенных норм права, а предъявление Водоканалом требования о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на систему централизованного водоотведения, платы за сброс сточных вод с концентрацией загрязняющих веществ, превышающей допустимую норму, в июле 2020 без учета результатов контрольного мероприятия в июне 2020, является неправомерным.

Несостоятельна ссылка Водоканала в обоснование заявленного требования на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.12.2021 N 53741-ИА/04, поскольку названный документ носит информационный характер и не входит в систему нормативных правовых актов, исполнение которых является обязательным.

Приняв во внимание конкретные фактические обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции счел, что изложенные в кассационной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 16.04.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А31-13409/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.Ю. ТРУБНИКОВА

Судьи
О.Н. ЖЕГЛОВА
С.В. ИОНЫЧЕВА