Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 декабря 2000 г. N 2480
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 ноября 2000 г. N 274
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
В связи с изменением структуры органов федеральной государственной службы занятости населения на территории субъектов Российской Федерации и источников финансирования их деятельности приказываю:
1. Утвердить Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения по субъекту Российской Федерации (территориальном органе Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения) согласно приложению и ввести его в действие с 1 декабря 2000 г.
2. Считать утратившим силу Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения по субъекту Российской Федерации (территориальном органе Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения), утвержденное Министром труда и социального развития Российской Федерации 14 августа 1998 г. и зарегистрированное Минюстом России 6 октября 1998 г., регистрационный N 1631.
Министр
А.П.ПОЧИНОК
Утверждено
Приказом Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
от 30 ноября 2000 г. N 274
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(территориальном органе Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения)
I. Общие положения
1.1. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по субъекту Российской Федерации <*> является территориальным органом Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения, получателем и распределителем бюджетных средств. Департамент создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Министерства труда и социального развития Российской Федерации <**> в установленном порядке.
<**> Далее - Минтруд России.
1.2. Департамент наделяется правами юридического лица, имеет единый баланс по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, лицевой счет по учету объемов финансирования из федерального бюджета в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, расчетный и иные счета (в том числе валютный) в учреждениях Банка России (при их отсутствии - в организациях Сберегательного банка Российской Федерации), печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, другие печати, штампы и бланки.
1.3. Департамент является правопреемником реорганизованного Департамента в отношении прав, обязательств и имущества согласно разделительному балансу. Имущество Департамента, приобретенное за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и федерального бюджета, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Департамента.
1.4. Департамент в соответствии с приказом Минтруда России осуществляет организационно - методическое руководство деятельностью государственных учреждений - центров занятости населения, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и выделенных из состава Департамента в соответствии с Приказом Минтруда России от _____________ N ______, осуществляет контроль за их деятельностью, а также направляет и распределяет между ними финансовые средства и наделяет необходимым имуществом.
1.5. Департамент по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации координирует свою работу с работой органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции, а также в рамках Координационного комитета содействия занятости населения субъекта Российской Федерации взаимодействует с профессиональными союзами, иными представительными органами работников, работодателей и другими заинтересованными организациями.
1.6. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Минтруда России и иных федеральных органов исполнительной власти, решениями органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, нормативными правовыми актами Минтруда России, а также настоящим Положением.
II. Цели и задачи
2.1. Департамент совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (в пределах их компетенции) осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей субъекта Российской Федерации.
2.2. Основными задачами Департамента являются:
разработка территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития, а также организация работы по ее реализации центрами занятости населения;
определение основных направлений развития и совершенствования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных граждан и незанятого населения в субъекте Российской Федерации;
организация работы центров занятости населения в субъекте Российской Федерации, включая реализацию специальных программ для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
организация работы по обеспечению государственных гарантий и компенсаций безработным гражданам.
III. Основные направления деятельности
3.1. Основными направлениями деятельности Департамента являются:
анализ положения на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению и сокращению негативных социально - экономических последствий массового высвобождения работников;
разработка территориальной программы содействия занятости населения;
организация взаимодействия и координация деятельности с территориальными органами Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации;
распределение и контроль за использованием финансовых средств, расходуемых на реализацию основных задач и направлений деятельности центров занятости населения, в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами, постановлениями и приказами Минтруда России;
организация работы и контроль за ее проведением в центрах занятости населения в части закрепленных за ними основных задач и функций, в том числе: приема граждан и незанятого населения, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признания их безработными, профессионального обучения, назначения и выплаты пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению центров занятости населения, оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании (Федеральный закон от 20.04.96 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации") <*>, а также снятию их с регистрационного учета в соответствии с установленным порядком;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915.
разработка методических документов и иных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
формирование предложений по финансированию мероприятий по содействию занятости населения, развитию центров занятости населения и других государственных учреждений, обеспечивающих содействие занятости населения, материальной поддержке безработных граждан в субъекте Российской Федерации;
координация деятельности центров занятости населения по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных граждан и незанятого населения;
определение основных направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда и сложившегося рынка рабочей силы, формирование или использование имеющейся учебно - производственной базы для реализации указанных целей, содействие в опережающем профессиональном обучении высвобожденных работников;
создание территориального банка данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест для профессионального обучения по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;
обеспечение работы центров занятости населения по реализации специальных программ содействия занятости населения, включая подготовку и внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений о приостановке или о проведении поэтапного массового высвобождения работников;
организация работы центров занятости населения по развитию и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости, возрождению народных промыслов и прикладного искусства;
координация работы центров занятости населения по реализации федеральных, межрегиональных, территориальных, городских и районных программ содействия занятости населения;
организация информационного обслуживания населения о возможностях трудоустройства, в том числе с переездом в другую местность, проведение межтерриториального перераспределения трудовых ресурсов совместно с заинтересованными организациями;
подготовка и внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений по реализации мер активной политики занятости населения на основе софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;
изучение, обобщение и распространение отечественного и международного опыта в области занятости, осуществление мер по переподготовке и повышению квалификации сотрудников Департамента и подведомственных центров занятости;
контроль за исполнением работодателями независимо от форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости;
обеспечение разработки и внедрения автоматизированных информационных систем, их обслуживание и ремонт технических средств, контроль за эксплуатацией указанных систем в центрах занятости населения, обеспечение внедрения и сопровождения информационно - телекоммуникационных средств, обеспечение требований информационной безопасности, создание единой информационной системы в субъекте Российской Федерации;
организация связей с общественностью и средствами массовой информации;
координация взаимодействия центров занятости населения с негосударственными организациями, оказывающими платные услуги, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой, профориентацией и психологической поддержкой граждан;
подготовка и обеспечение представления в установленные сроки форм статистической и финансовой отчетности в Минтруд России о деятельности Департамента и центров занятости населения, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам, относящимся к деятельности Департамента;
материально - техническое обеспечение деятельности структурных подразделений Департамента и центров занятости населения;
проведение ревизий и проверок финансово - хозяйственной деятельности центров занятости населения, а также проверок целевого использования средств федерального бюджета и внебюджетных средств;
выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Федеральные законы от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" <*> и от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" <**>);
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1014.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799.
обеспечение защиты государственной тайны (Федеральный закон от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне") <*>.
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673.
IV. Права департамента
4.1. Департамент имеет право в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами:
распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (центрам занятости населения), составлять бюджетную роспись, распределять лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направлять их в органы, исполняющие бюджет;
утверждать сметы доходов и расходов центров занятости, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществлять контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств;
запрашивать и получать в установленном порядке у соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица материалы, необходимые для разработки программ занятости населения и выполнения своих функций;
направлять своих представителей, в установленном порядке в организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, участия в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения работников, а также для решения других вопросов, входящих в компетенцию Департамента;
вносить предложения в органы государственной власти субъекта Российской Федерации по объемам и профессионально - квалификационной структуре подготовки кадров в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с расчетами перспективной потребности рынка труда на основе оценки состояния и прогноза развития занятости населения;
разрабатывать и вносить на рассмотрение органов государственной власти субъекта Российской Федерации предложения об установлении организациям квоты приема на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего и высшего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей);
вносить предложения по размерам минимальных и обязательных нормативов экономической и социальной защищенности граждан от безработицы;
принимать в пределах своей компетенции решения по результатам финансового контроля, устранению нарушений и недостатков финансово - хозяйственной деятельности центров занятости населения;
принимать участие совместно с органами по труду, органами управления образованием, образовательными учреждениями и иными организациями субъекта Российской Федерации, независимо от их форм собственности, в разработке и организации выполнения мероприятий по психологической поддержке, профессиональной ориентации и профессиональному обучению безработных граждан;
быть учредителем центров психологической поддержки, профессиональной ориентации и профессионального обучения, социально - деловых центров, а также других государственных учреждений, способствующих содействию занятости населения;
быть получателем бюджетных и иных средств, осуществлять финансирование расходов на содержание Департамента и центров занятости населения;
заключать договоры с организациями по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
определять по согласованию с Минтрудом России порядок перераспределения и использования внебюджетных средств, поступивших в центры занятости населения за оказанные ими платные услуги работодателям;
участвовать в подготовке, проведении и финансировании семинаров, совещаний и других организационно - методических мероприятий по вопросам занятости;
давать в пределах своей компетенции консультации организациям, предпринимателям и гражданам по вопросам применения законодательства о занятости населения;
выступать в качестве истца, ответчика, третьего лица в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах;
участвовать в пределах своей компетенции в организации международного сотрудничества по решению проблем занятости, включая вопросы трудовой деятельности граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан в России в соответствии с международными соглашениями в рамках международных программ;
включать своих представителей в состав координационных комитетов содействия занятости населения, других общественных и консультативных органов, образованных в субъекте Российской Федерации и связанных с деятельностью Департамента.
V. Организация управления
5.1. Департамент возглавляет руководитель. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя Департамента производится Минтрудом России по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации с учетом мнения администрации субъекта Российской Федерации.
Назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителя Департамента производится руководителем Департамента по согласованию с Минтрудом России.
Назначение на должность и освобождение от должности других работников производится руководителем Департамента.
5.2. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются его руководителем в пределах выделенных Минтрудом России численности работников и фонда оплаты труда. В штатное расписание Департамента могут включаться в пределах общей численности работников должности, не относящиеся к государственным должностям, для технического обеспечения и обслуживания деятельности Департамента.
Руководитель Департамента в установленном порядке представляет на утверждение в Минтруд России смету расходов на содержание Департамента.
5.3. По поручению Минтруда России руководитель Департамента назначает на должность и освобождает от занимаемой должности директоров центров занятости населения, утверждает положения о структурных подразделениях Департамента, предельную штатную численность центров занятости, их фонд оплаты труда и лимиты выделенных им бюджетных средств.
Руководитель Департамента вносит предложения в Минтруд России об увеличении или уменьшении количества центров занятости населения, их реорганизации, с учетом мнения органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего органа местного самоуправления.
5.4. Департамент имеет право создавать коллегию для принятия важнейших решений, касающихся проблем занятости населения.
5.5. Руководитель Департамента несет персональную ответственность за:
выполнение соответствующих федеральных целевых, межрегиональных и территориальных программ содействия занятости;
расходование в соответствии с нормативными правовыми документами выделенных бюджетных средств на содержание Департамента, центров занятости населения, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и реализацию программ занятости;
результаты финансовой и хозяйственной деятельности Департамента и центров занятости населения, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, организацию контроля за финансово - хозяйственной деятельностью центров занятости населения;
подбор, расстановку и повышение квалификации работников, соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка;
сохранность закрепленных на праве оперативного управления производственных помещений и другого имущества;
выполнение в установленном порядке мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;
сохранность документов (управленческих, финансово - хозяйственных, по личному составу и других), передачу на хранение документов, имеющих научно - историческую и культурную ценность или практическое значение, в территориальный орган Государственного архива Российской Федерации в соответствии с перечнем документов в установленном порядке.
5.6. Внесение изменений и дополнений в Положение о Департаменте осуществляется приказами Минтруда России.
5.7. Юридический адрес Департамента: _________________________