ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2022 г. N 731
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, УЧИТЫВАЮЩИХ УРОВНИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ОКТЯБРЯ 2020 Г. N 1604
В соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта.
2. Положения подпункта "д" пункта 5 и подпункта "б" пункта 11 требований, утвержденных настоящим постановлением, подлежат применению:
в отношении воздушных судов, включенных в сертификат эксплуатанта субъекта транспортной инфраструктуры после 1 сентября 2025 г., - с 1 сентября 2025 г.;
в отношении воздушных судов, не указанных в абзаце втором настоящего пункта, - с 1 сентября 2027 г.
3. Утвержденные субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1604 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта" паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства воздушного транспорта в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления подлежат аннулированию одновременно с утверждением указанного паспорта в соответствии с положениями требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных настоящим постановлением, и направлением этого паспорта в течение 7 дней после его утверждения в Федеральное агентство воздушного транспорта.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1604 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 41, ст. 6445).
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 апреля 2022 г. N 731
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, УЧИТЫВАЮЩИЕ УРОВНИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
1. Настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта (далее - транспортные средства).
2. Настоящий документ применяется в отношении следующих транспортных средств:
а) воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;
б) воздушные суда авиации общего назначения, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - Закон).
3. Настоящий документ является обязательным для исполнения:
а) субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств (далее - субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчики);
б) перевозчиками иностранных государств, осуществляющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации (далее - перевозчики иностранных государств).
4. Субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчики в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:
а) представить в Федеральное агентство воздушного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона;
б) утвердить в течение 1 месяца со дня вступления в силу настоящего документа паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства воздушного транспорта (далее - паспорт транспортного средства), разработанный в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Закона по типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств) воздушного транспорта, используемого для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ, согласно приложению N 1, и (или) по типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств) воздушного судна авиации общего назначения согласно приложению N 2. Для однотипных транспортных средств, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться на группу транспортных средств;
в) разработать и утвердить организационно-распорядительные документы, указанные в приложении к паспорту транспортного средства;
г) вносить изменения (дополнения) в паспорт транспортного средства и переутверждать его в течение 1 месяца со дня изменения положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства, либо содержащейся в паспорте транспортного средства информации (кроме информации и сведений, указанных в подпункте "д" настоящего пункта), в том числе сведений об оснащенности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, либо организационной структуры (схемы) управления силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
д) при изменении содержащейся в паспорте транспортного средства контактной информации субъекта транспортной инфраструктуры (телефон, факс, адрес электронной почты), сведений о привлечении подразделения транспортной безопасности уведомлять Федеральное агентство воздушного транспорта о произошедших изменениях в течение 14 дней со дня таких изменений;
е) направлять в Федеральное агентство воздушного транспорта 2 экземпляра утвержденного паспорта транспортного средства и его электронную копию в течение 7 дней со дня его утверждения в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" и абзацем третьим подпункта "и" настоящего пункта;
ж) реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа транспортных средств - не позднее 9 месяцев со дня введения их в эксплуатацию;
з) реализовать мероприятия, предусмотренные изменениями (дополнениями), внесенными в паспорт транспортного средства, не позднее 6 месяцев со дня их внесения;
и) при переходе права собственности на транспортное средство или переходе права его использования на ином законном основании (далее - право на транспортное средство):
аннулировать ранее утвержденный паспорт транспортного средства и в течение 14 дней со дня перехода права на транспортное средство направить в Федеральное агентство воздушного транспорта информацию об этом аннулировании с указанием причины и даты перехода права на транспортное средство (для субъекта транспортной инфраструктуры, утвердившего указанный паспорт);
разработать и утвердить паспорт транспортного средства в течение 1 месяца со дня перехода права на транспортное средство (для субъекта транспортной инфраструктуры, к которому перешло право на транспортное средство);
к) обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с паспортом транспортного средства;
л) обеспечить обращение со сведениями, содержащимися в паспорте транспортного средства, в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 5 Закона;
м) проверять лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в порядке, установленном в соответствии с частью 1.1 статьи 10 Закона;
н) не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона;
о) информировать в наглядной и доступной форме пассажиров, находящихся в салоне транспортного средства, о требованиях законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, предусмотренном паспортом транспортного средства, в части:
запрета на перемещение в зону транспортной безопасности транспортного средства запрещенных для этих целей предметов и веществ;
запрета нахождения на транспортном средстве физических лиц, у которых отсутствуют правовые основания для нахождения в зоне транспортной безопасности транспортного средства;
п) обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядками, предусмотренными частями 1 и 2 статьи 12.1 Закона. В случае отсутствия подготовки и аттестации в соответствии с порядками, предусмотренными частями 1 и 2 статьи 12.1 Закона, у лица, назначенного ответственным за обеспечение транспортной безопасности в период полета из состава членов экипажа воздушного судна, обеспечить подготовку указанного лица по образовательным программам в области авиационной безопасности;
р) устанавливать границы зоны транспортной безопасности транспортного средства по внешним конструктивным границам транспортного средства;
с) осуществлять проверку информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в отношении транспортного средства в соответствии с порядком, предусмотренным частью 7 статьи 4 Закона;
т) незамедлительно информировать Федеральное агентство воздушного транспорта и уполномоченные подразделения органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел, а также органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об угрозах совершения и (или) о совершении актов незаконного вмешательства в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации;
у) незамедлительно объявлять (устанавливать) и отменять уровень безопасности транспортного средства на основании решения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, принятого в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона;
ф) реализовать предусмотренные паспортом транспортного средства дополнительные меры при изменении уровня безопасности в течение 1 часа с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства;
х) обеспечить защиту технических средств обеспечения транспортной безопасности на транспортных средствах (за исключением воздушных судов авиации общего назначения) от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и накопления (хранения) данных, их непрерывное функционирование в процессе осуществления перевозки и посадки, высадки пассажиров;
ц) поддерживать в период эксплуатации транспортного средства средства связи в постоянной готовности к использованию;
ч) не допускать перевозку пассажирами (при пассажирах, в их личных вещах, ручной клади) оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, на которые имеются соответствующие разрешения на хранение и ношение, без их передачи для размещения на период полета в изолированном отсеке транспортного средства (на воздушных судах, не имеющих изолированных багажных отсеков, оружие перевозится в кабине экипажа в опечатываемых мешках, изготовленных из плотной ткани), за исключением боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, специальных средств сотрудников и (или) военнослужащих:
Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Межправительственной фельдъегерской связи, сопровождающих корреспонденцию, предусмотренную Федеральным законом "О федеральной фельдъегерской связи" и Соглашением о Межправительственной фельдъегерской связи;
Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, сопровождающих объекты государственной охраны, обеспечивающих безопасность лиц, подлежащих государственной защите, и иных лиц на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Указанные в настоящем подпункте сотрудники и (или) военнослужащие должны иметь соответствующее командировочное удостоверение с отметкой о наличии боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, специальных средств и печатью с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, а сотрудники Межправительственной фельдъегерской связи - соответствующее командировочное удостоверение с отметкой о наличии боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, специальных средств и гербовой печатью фельдъегерской службы государства, выдавшей удостоверение. Командировочное удостоверение также должно содержать запись о цели командировки - сопровождение и обеспечение государственной охраны (государственной защиты) и безопасности лиц или сопровождение корреспонденции;
ш) информировать командира воздушного судна и всех членов экипажа о местонахождении каждого кресла, занимаемого вооруженным лицом на борту транспортного средства, в порядке, предусмотренном паспортом транспортного средства (при наличии соответствующей информации).
5. Субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчики в целях обеспечения транспортной безопасности воздушных судов гражданской авиации, используемых для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего документа, обязаны:
а) при наличии более одного транспортного средства назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности у субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика);
б) назначить на период полета лицо, ответственное за обеспечение транспортной (авиационной) безопасности транспортного средства, из состава членов экипажа воздушного судна. Права и обязанности указанного лица определяются в должностных инструкциях (регламентах) с учетом требований, установленных в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации;
в) назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в отношении одного транспортного средства или группы транспортных средств, находящихся в местах стоянки без экипажа воздушного судна, при отсутствии привлеченного подразделения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры. Права и обязанности указанных лиц определяются в должностных инструкциях (регламентах);
г) обеспечить наличие у лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства во время полета над территорией Российской Федерации, средств связи, обеспечивающих через органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры, являющимся пунктом назначения воздушной перевозки (выполнения авиационных работ);
д) обеспечить оснащение воздушных судов, используемых для перевозки пассажиров и багажа, с максимальной сертифицированной взлетной массой, превышающей 45500 килограммов, в соответствии с утвержденным паспортом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Закона и обеспечивающими видеонаблюдение и видеозапись объектов видеонаблюдения в кабине транспортного средства, на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства и в салоне транспортного средства;
е) обеспечить хранение не менее 30 суток полученной с технических средств обеспечения транспортной безопасности, предусмотренных подпунктом "д" настоящего пункта, видеоинформации. Допускается хранение указанной видеоинформации у субъекта транспортной инфраструктуры вне воздушного судна;
ж) обеспечить доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, предусмотренных подпунктом "д" настоящего пункта, подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также передачу таких данных подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти в порядке, устанавливаемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Закона;
з) в течение 6 месяцев со дня утверждения паспорта транспортного средства образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты транспортного средства подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности транспортного средства;
и) осуществлять допуск физических лиц, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов (далее - объекты досмотра) в зону транспортной безопасности транспортного средства на основании утвержденной инструкции о пропускном режиме на транспортное средство (далее - инструкция о пропускном режиме), включающей порядок допуска к воздушному судну, в зону транспортной безопасности транспортного средства, к системам, агрегатам, механизмам, средствам управления и обеспечения функционирования транспортного средства (далее критические элементы) пассажиров и членов экипажа воздушного судна, иных физических лиц, материальных объектов, а также порядок сверки и (или) проверки документов с описанием требований к содержанию разовых и постоянных пропусков;
к) в соответствии с инструкцией о пропускном режиме ограничить доступ пассажиров, лиц, не имеющих правовых оснований для нахождения в зоне транспортной безопасности транспортного средства и на критических элементах;
л) организовать в соответствии с инструкцией о пропускном режиме следующий порядок допуска в зону транспортной безопасности транспортного средства:
члены экипажей воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей допускаются в зону транспортной безопасности транспортного средства на основании удостоверений членов экипажей гражданских воздушных судов, соответствующих стандартам Международной организации гражданской авиации и требованиям, установленным в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (для членов экипажей воздушных судов, базирующихся на территории Российской Федерации), и заданиям на полет (в том числе в электронном виде) или генеральной декларации (для членов экипажей гражданских воздушных судов перевозчиков иностранных государств);
пассажиры допускаются в зону транспортной безопасности транспортного средства на основании документов, удостоверяющих личность, перевозочных документов или посадочных талонов, оформленных в установленном порядке (в том числе в электронном виде) и имеющих отметку о прохождении пассажиром досмотра (если посадочный талон оформлен в электронном виде - при наличии в электронной базе данных досмотра информации о прохождении пассажиром досмотра);
физические лица, не указанные в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, допускаются в зону транспортной безопасности транспортного средства и на его критические элементы при наличии у них разовых либо постоянных пропусков, выданных субъектом транспортной инфраструктуры объекта транспортной инфраструктуры, с которым имеется технологическое взаимодействие, или субъектом транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиком, осуществляющим эксплуатацию транспортного средства;
уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти, прибывающие на транспортное средство, допускаются в зону транспортной безопасности, на критические элементы транспортного средства для выполнения служебных задач и функций на основании служебных удостоверений и заданий, предписаний, командировочных удостоверений в сопровождении представителей подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел, обладающих постоянными пропусками для прохода на объект транспортной инфраструктуры, с которым имеется технологическое взаимодействие, и указанное транспортное средство, или лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, с которым имеется технологическое взаимодействие, или перевозчика;
м) обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства при осуществлении технологического взаимодействия транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
н) обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности транспортного средства объектов досмотра при технологическом взаимодействии транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
o) обеспечить проведение досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в отношении транспортного средства перед его подачей под посадку пассажиров, физических лиц, не являющихся пассажирами, проведением погрузочных операций силами подразделений транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, устанавливаемыми в соответствии с частью 13 статьи 12.2 Закона, предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения), выявление физических лиц, не имеющих правовых оснований для нахождения в зоне транспортной безопасности транспортного средства;
п) при отсутствии на объекте транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, привлечение которого законодательством в области обеспечения транспортной безопасности не предусмотрено, обеспечить предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты командиром воздушного судна или назначенным им членом экипажа воздушного судна;
p) принимать меры по недопущению проникновения физических лиц на транспортное средство вне установленных (обозначенных) мест на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства, в которых осуществляется перемещение на транспортное средство объектов досмотра;
с) обеспечить проведение сверки и (или) проверки документов в отношении физических лиц, а также грузов, багажа, почтовых отправлений, проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности транспортного средства в целях перевозки;
т) проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с их компетенцией учения и тренировки для оценки эффективности и полноты реализации паспорта транспортного средства с периодичностью не реже 1 раза в год. Уведомлять не позднее чем за 2 месяца до даты их проведения подразделения федеральных органов исполнительной власти в целях возможности их участия.
6. Субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчики в целях обеспечения транспортной безопасности воздушных судов гражданской авиации, используемых для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ, и в случае объявления уровня безопасности N 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязаны:
а) обеспечить ограничение передвижения пассажиров в местах их размещения на транспортном средстве;
б) обеспечить проведение выборочного дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности не менее 10 процентов перемещаемых в зону транспортной безопасности транспортного средства физических лиц, находящихся при них личных вещей и ручной клади, не менее 10 процентов перемещаемых в зону транспортной безопасности транспортного средства грузов, багажа, почты, бортового питания и бортовых припасов. При отсутствии подразделений транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры провести осмотр (обследование) объектов досмотра силами членов экипажа воздушного судна;
в) обеспечить выявление угроз совершения или совершения актов незаконного вмешательства путем патрулирования территории вокруг транспортного средства силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с периодичностью не реже 1 раза в 12 часов.
7. Субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчики в целях обеспечения транспортной безопасности воздушных судов гражданской авиации, используемых для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ, в случае объявления уровня безопасности N 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего документа, обязаны:
а) прекратить перевозку, выполнение авиационных работ;
б) прекратить посадку пассажиров на транспортное средство, а также проведение погрузочно-разгрузочных операций;
в) принять меры по эвакуации физических лиц, находящихся на транспортном средстве, за исключением лиц, входящих в состав сил обеспечения транспортной безопасности.
8. Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности воздушных судов авиации общего назначения дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего документа, обязаны:
а) назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства;
б) не допускать перемещение на транспортное средство предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности транспортного средства;
в) обеспечить проведение досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в отношении транспортного средства перед его подачей под посадку физических лиц, проведением погрузочных операций силами подразделений транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, для обнаружения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
г) при отсутствии на объекте транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, наличие которого на таком объекте не предусмотрено законодательством в области обеспечения транспортной безопасности, обеспечить предполетный досмотр физических лиц и багажа, в том числе вещей, находящихся при физических лицах и членах экипажа воздушного судна, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты командиром воздушного судна или назначенным им членом экипажа воздушного судна;
д) обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства при осуществлении технологического взаимодействия транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (при его наличии);
е) при отсутствии на объекте транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, наличие которого на таком объекте не предусмотрено законодательством в области обеспечения транспортной безопасности, обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства при осуществлении технологического взаимодействия транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры силами персонала воздушного судна, прошедшего специальную подготовку в области обеспечения авиационной безопасности.
9. Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности воздушных судов авиации общего назначения и в случае объявления уровня безопасности N 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 8 настоящего документа, обязаны обеспечить выявление угроз совершения или совершения актов незаконного вмешательства путем патрулирования территории вокруг транспортного средства силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с периодичностью не реже 1 раза в 12 часов.
10. Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности воздушных судов авиации общего назначения и в случае объявления уровня безопасности N 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 8 и 9 настоящего документа, обязаны:
а) прекратить посадку физических лиц на транспортное средство, а также проведение погрузочно-разгрузочных операций;
б) принять меры по эвакуации физических лиц, находящихся на транспортном средстве (за исключением воздушного судна, находящегося в полете).
11. Перевозчики иностранных государств обязаны:
а) обеспечить наличие программы безопасности эксплуатанта воздушного судна, предусмотренной Приложением 17 к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г., и ее направление на рассмотрение в Федеральное агентство воздушного транспорта;
б) обеспечить оснащение воздушных судов, используемых для перевозки пассажиров и багажа, с максимальной сертифицированной взлетной массой, превышающей 45500 килограммов, техническими средствами, обеспечивающими видеонаблюдение и видеозапись объектов видеонаблюдения в кабине транспортного средства, на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства и в салоне транспортного средства;
в) обеспечить хранение не менее 30 суток полученной с технических средств обеспечения транспортной безопасности, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта, видеоинформации. Допускается хранение указанной видеоинформации у субъекта транспортной инфраструктуры вне воздушного судна;
г) обеспечить защиту технических средств, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта, транспортного средства от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и накопления (хранения) данных, их непрерывное функционирование в процессе осуществления перевозки, посадки, высадки пассажиров, погрузки, выгрузки грузов, бортовых запасов;
д) поддерживать в период эксплуатации воздушного судна средства связи в постоянной готовности к использованию;
е) обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства при осуществлении технологического взаимодействия транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
ж) обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на транспортное средство объектов досмотра, при технологическом взаимодействии транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры, работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
з) принимать меры по недопущению проникновения физических лиц на транспортное средство вне установленных (обозначенных) мест на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства, в которых осуществляется перемещение на транспортное средство объектов досмотра;
и) обеспечить проведение сверки и (или) проверки документов физических лиц, грузов, багажа, почтовых отправлений, проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности транспортного средства в целях перевозки;
к) не допускать перевозку пассажирами (при пассажирах, в их личных вещах, ручной клади) оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, на которые имеются соответствующие разрешения на хранение и ношение, без их передачи для размещения на период полета в изолированном отсеке транспортного средства (на воздушных судах, не имеющих изолированных багажных отсеков, оружие перевозится в кабине экипажа в опечатываемых мешках, изготовленных из плотной ткани);
л) обеспечить во время полета защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства силами экипажа воздушного судна;
м) организовать незамедлительное информирование об угрозе совершения или о совершении акта незаконного вмешательства во время полета через оперативные органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;
н) обеспечить проведение досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в отношении транспортного средства перед его подачей под посадку пассажиров, физических лиц, проведением погрузочных операций силами подразделений транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
12. Перевозчики иностранных государств в случае объявления уровня безопасности N 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 11 настоящего документа, обязаны:
а) обеспечить ограничение передвижения пассажиров в местах их размещения на транспортном средстве;
б) обеспечить проведение выборочного дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности не менее 10 процентов перемещаемых в зону транспортной безопасности транспортного средства физических лиц, находящихся при них личных вещей и ручной клади, не менее 10 процентов перемещаемых в зону транспортной безопасности транспортного средства грузов, багажа, почты, бортового питания и бортовых припасов. При отсутствии подразделений транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры провести осмотр (обследование) объектов досмотра силами членов экипажа воздушного судна;
в) обеспечить выявление угроз совершения или совершения актов незаконного вмешательства путем патрулирования территории вокруг транспортного средства силами субъекта транспортной инфраструктуры с периодичностью не реже 1 раза в 12 часов.
13. Перевозчики иностранных государств в случае объявления уровня безопасности N 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 11 и 12 настоящего документа, обязаны:
а) прекратить посадку пассажиров на транспортное средство, а также проведение погрузочно-разгрузочных операций;
б) принять меры по эвакуации физических лиц, находящихся на транспортном средстве (за исключением воздушного судна, находящегося в полете);
в) прекратить перевозку, выполнение авиационных работ.
Приложение N 1
к требованиям по обеспечению
транспортной безопасности, учитывающим
уровни безопасности для транспортных
средств воздушного транспорта
ТИПОВАЯ ФОРМА ПАСПОРТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ГРУППЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ) ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК И (ИЛИ) ВЫПОЛНЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ РАБОТ
ПАСПОРТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ГРУППЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ) ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК И (ИЛИ) ВЫПОЛНЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ РАБОТ
1. Общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (перевозчике):
(полное и краткое наименование, организационно-правовая форма по ОКОПФ) |
(адрес места нахождения) |
(контактные данные: телефон (факс), адрес электронной почты) |
(регистрационный номер и дата внесения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) |
(идентификационный номер налогоплательщика и дата его присвоения) |
2. Сведения о транспортном средстве (группе транспортных средств) и об осуществляемых перевозках:
3. Сведения об оснащенности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства:
4. Описание реализуемых мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств), направленных на исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 731 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1604":
4.1. При уровне безопасности N 1 (постоянный):
4.2. При объявлении (установлении) уровня безопасности N 2:
4.3. При объявлении (установлении) уровня безопасности N 3:
5. Сведения о лицах, назначенных субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) ответственными за обеспечение транспортной безопасности:
1. Результаты обследования и изучения реализуемых на транспортном средстве мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 731 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1604", на ____ л. в 1 экз.
2. Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности транспортного средства и (или) копия договора, заключенного с привлеченным подразделением транспортной безопасности, на ____ л. в 1 экз. (прилагаются к паспорту в течение 6 месяцев с даты его утверждения).
3. Перечень штатных должностей работников (персонала) субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства, на ____ л. в 1 экз.
4. Перечень штатных должностей работников (персонала) субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств, на ____ л. в 1 экз.
5. Перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства (за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти) на ____ л. в 1 экз.
6. Организационная структура (схема) управления силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства на ____ л. в 1 экз.
7. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и экипажа транспортного средства информации об изменении уровней безопасности транспортного средства, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ____ л. в 1 экз.
8. Правила обращения со сведениями, содержащимися в паспорте обеспечения транспортной безопасности транспортного средства воздушного транспорта, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона "О транспортной безопасности", на ____ л. в 1 экз.
9. Согласованные с соответствующими подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта правила доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также передачи таких данных подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности", на ____ л. в 1 экз. (прилагаются к паспорту обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (группы транспортных средств) воздушного транспорта в срок до 6 месяцев с даты оснащения транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности).
10. Должностная инструкция (регламент), определяющая права и обязанности лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств, на ____ л. в 1 экз.
11. Порядок оценки эффективности мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, реализуемых субъектом транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом обеспечения безопасности транспортного средства, на ____ л. в 1 экз.
12. Порядок организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в отношении проходящих, перемещаемых объектов досмотра на транспортное средство, на ____ л. в 1 экз.
13. Порядок реагирования на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (при его наличии), на ____ л. в 1 экз.
14. Порядок информирования командира воздушного судна и членов экипажа о нахождении вооруженных лиц на борту воздушного судна на ____ л. в 1 экз.
15. Порядок информирования пассажиров, находящихся на борту воздушного судна, о требованиях законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на ____ л. в 1 экз.
16. Инструкция о пропускном режиме на транспортное средство, включая порядок допуска к воздушному судну, в зону транспортной безопасности транспортного средства, на критические элементы транспортного средства пассажиров и членов экипажа транспортного средства, иных физических лиц, материальных и технических объектов, а также порядок сверки и (или) проверки документов, на основании которых осуществляется допуск объектов досмотра в зону транспортной безопасности транспортного средства, с описанием требований к содержанию разовых и постоянных пропусков на ____ л. в 1 экз.
Приложение N 2
к требованиям по обеспечению
транспортной безопасности, учитывающим
уровни безопасности для транспортных
средств воздушного транспорта
ТИПОВАЯ ФОРМА ПАСПОРТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ГРУППЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ) ВОЗДУШНОГО СУДНА АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПАСПОРТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ГРУППЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ) ВОЗДУШНОГО СУДНА АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
1. Общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (эксплуатанте):
(полное и краткое наименование, организационно-правовая форма по ОКОПФ) |
(адрес места нахождения) |
(контактные данные: телефон (факс), адрес электронной почты) |
(регистрационный номер и дата внесения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) |
(идентификационный номер налогоплательщика и дата его присвоения) |
2. Сведения о транспортном средстве (группе транспортных средств) и об осуществляемых перевозках:
3. Описание реализуемых мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств), направленных на исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 731 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1604":
3.1. При уровне безопасности N 1 (постоянный):
3.2. При объявлении (установлении) уровня безопасности
3.3. При объявлении (установлении) уровня безопасности N 3:
4. Сведения о лицах, назначенных субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) ответственными за обеспечение транспортной безопасности:
1. Результаты обследования и изучения реализуемых
на транспортном средстве мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 731 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1604", на ____ л. в 1 экз.
2. Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности транспортного средства и (или) копия договора, заключенного с привлеченным подразделением транспортной безопасности, на ____ л. в 1 экз. (прилагаются к паспорту в течение 6 месяцев с даты его утверждения).
3. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и экипажа транспортного средства информации об изменении уровней безопасности транспортного средства, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ____ л. в 1 экз.
4. Правила обращения со сведениями, содержащимися в паспорте обеспечения транспортной безопасности транспортного средства воздушного транспорта, согласно порядку, установленному Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона "О транспортной безопасности", на ____ л. в 1 экз.
5. Порядок оценки эффективности мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, реализуемых субъектом транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом обеспечения безопасности транспортного средства, на ____ л. в 1 экз.
6. Порядок реагирования на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности субъекта транспортной инфраструктуры (при его наличии), на ____ л. в 1 экз.
7. Порядок информирования командира воздушного судна и членов экипажа о нахождении вооруженных лиц на борту воздушного судна на ____ л. в 1 экз.