Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2004 г. N 6144
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 25 октября 2004 г. N 484
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
(в ред. Приказов МЧС РФ от 11.09.2013 N 606, от 10.11.2016 N 595, от 28.09.2021 N 639)
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (подпункт 2, пункт 8, раздел III), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), и решением совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4) приказываю:
Утвердить прилагаемый типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение
к Приказу МЧС России
от 25 октября 2004 г. N 484
УТВЕРЖДАЮ | ||
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), глава местной администрации | ||
Подпись | инициалы, фамилия | |
"___" ________________ 20__ г. | ||
М.П. | ||
(в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639) |
ТИПОВОЙ ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
(в ред. Приказов МЧС РФ от 11.09.2013 N 606, от 10.11.2016 N 595, от 28.09.2021 N 639)
(наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования) | ||
(в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639) |
Наименование населенного пункта, год (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
1. Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и решением совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5а).
2. Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования используется при разработке паспортов безопасности территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов. (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
3. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач:
определение количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций <1>; (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
<1> Пункт 10 раздела 2 "ГОСТ Р 55059-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2012 г. N 724-ст (Стандартинформ, 2014). (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.
4. Разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования). (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
5. При заполнении форм паспорта безопасности территории разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенности территории.
6. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации разрабатывается в трех экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации остается в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Второй экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации. Третий экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации направляется в МЧС России.
7. Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования). Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование. (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
8. Паспорт безопасности территории включает в себя:
титульный лист;
раздел I. Общая характеристика территории;
раздел II. Характеристика опасных объектов на территории;
раздел III. Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций;
раздел IV. Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций;
раздел V. Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;
раздел VI. Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории;
раздел VII. Расчетно-пояснительная записка.
9. Расчеты по количественным показателям риска чрезвычайных ситуаций на территории представляются в расчетно-пояснительной записке, которая входит в состав паспорта безопасности территории. (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
10. К паспорту безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования прилагаются карты, планы с нанесенными на них зонами последствий возможных чрезвычайных ситуаций, а также зонами индивидуального (потенциального) риска.
Кроме того, на карту территории наносятся маршруты перевозок опасных грузов.
11. В расчетно-пояснительной записке к паспорту безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования приводятся диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма).
12. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается на основе количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах. (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
13. Отнесение к государственной тайне сведений, содержащихся в заполненном паспорте безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. (в ред. Приказа МЧС РФ от 11.09.2013 N 606)
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
<*> Другие наименования определяются исходя из местных условий.
III. ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)
IV. ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)
Сноска <*> - Исключена. (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
V. ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)
VI. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
Наименование показателя | Значение показателя | |
Значение показателя на момент разработки паспорта | Значение показателя через пять лет | |
1. Количество мест массового скопления людей (образовательные учреждения, медицинские учреждения, культурно-спортивные учреждения, культовые и ритуальные учреждения, автостоянки, остановки маршрутного городского общественного транспорта и т.д.), оснащенных техническими средствами экстренного оповещения правоохранительных органов, ед./% от потребности | ||
2. Количество мест массового скопления людей, оснащенных техническими средствами, исключающими несанкционированное проникновение посторонних лиц на территорию, ед./% от потребности | ||
3. Количество мест массового скопления людей, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны, ед./% от потребности | ||
4. Количество мест массового скопления людей, оснащенных техническими средствами, исключающими пронос (провоз) на территорию взрывчатых и химически опасных веществ, ед./% от потребности | ||
5. Количество систем управления гражданской обороной, ед./% от планового числа этих систем | ||
6. Количество созданных локальных систем оповещения, ед./% от планового числа этих систем | ||
7. Численность населения, охваченного системами оповещения, тыс. чел./% от общей численности населения территории | ||
8. Вместимость существующих защитных сооружений гражданской обороны (по видам сооружений и их назначению), в т.ч. в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от нормативной потребности | ||
9. Запасы средств индивидуальной защиты населения (по видам средств защиты), в т.ч. в зонах вероятной ЧС, ед./% от нормативной потребности | ||
10. Количество подготовленных транспортных средств (по маршрутам эвакуации), ед./% от расчетной потребности (поездов, автомобилей, судов, самолетов и вертолетов) | ||
11. Количество коек в подготовленных для перепрофилирования стационарах, ед./% от потребности | ||
12. Численность подготовленных врачей и среднего медицинского персонала к работе в эпидемических очагах, чел. | ||
13. Объем резервных финансовых средств для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, тыс. руб./% от расчетной потребности | ||
14. Защищенные запасы воды, м3/% от расчетной потребности | ||
15. Объем подготовленных транспортных емкостей для доставки воды, м3/% от их нормативной потребности | ||
16. Запасы продуктов питания (по номенклатуре), тонн/% от расчетной потребности | ||
17. Запасы предметов первой необходимости (по номенклатуре), ед./% от расчетной потребности | ||
18. Запасы палаток и т.п., в т.ч. в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, ед./% от расчетной потребности | ||
19. Запасы топлива, тонн/% от расчетной потребности | ||
20. Запасы технических средств и материально-технических ресурсов локализации и ликвидации ЧС (по видам ресурсов), ед./% от расчетной потребности | ||
21. Количество общественных зданий, в которых имеется автоматическая система пожаротушения, ед./% от общего количества зданий | ||
22. Количество общественных зданий, в которых имеется автоматическая пожарная сигнализация, ед./% от общего количества зданий | ||
23. Количество критически важных объектов, оснащенных техническими системами, исключающими несанкционированное проникновение посторонних лиц на территорию объекта, ед./% от потребности | ||
24. а) Количество критически важных объектов, охраняемых специальными военизированными подразделениями или подразделениями вневедомственной охраны, ед./% от потребности; | ||
б) Количество особо важных пожароопасных объектов, охраняемых объектовыми подразделениями Государственной противопожарной службы, ед./% от потребности | ||
25. Количество критически важных объектов, оснащенных техническими системами, исключающими пронос (провоз) на территорию объекта взрывчатых и химически опасных веществ, ед./% от потребности | ||
26. Количество химически опасных, пожаро- и взрывоопасных объектов, на которых проведены мероприятия по замене опасных технологий и опасных веществ на менее опасные, ед./% от их общего числа | ||
27. Количество предприятий с непрерывным технологическим циклом, на которых внедрены системы безаварийной остановки, ед./% от их общего числа | ||
28. Количество ликвидированных свалок и мест захоронения, содержащих опасные вещества, ед./% от их общего числа | ||
29. Количество свалок и мест захоронения опасных веществ, на которых выполнены мероприятия по локализации зон действия поражающих факторов опасных веществ, ед./% от их общего числа | ||
30. Количество предприятий, обеспеченных системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами, ед./% от числа предприятий, подлежащих обеспечению этими системами | ||
31. Количество объектов, обеспеченных автономными источниками электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, ед./% от числа предприятий промышленности, подлежащих оснащению автономными источниками | ||
32. Количество резервных средств и оборудования на объектах системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, ед./% от расчетной потребности: | ||
средств для очистки воды; | ||
оборудование для очистки воды | ||
33. Количество созданных и поддерживаемых в готовности к работе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, ед./% от расчетной потребности: | ||
гидрометеостанций; | ||
санитарно-эпидемиологических станций; | ||
ветеринарных лабораторий; | ||
агрохимических лабораторий | ||
34. Количество абонентских пунктов ЕДДС "01" в городах (районах), ед./% от планового количества | ||
35. Количество промышленных объектов, для которых создан страховой фонд документации (СФД), ед./% от расчетного числа объектов, для которых планируется создание СФД | ||
36. Численность сил гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательных и поисково-спасательных формирований, чел./% от расчетной потребности | ||
37. Оснащенность сил гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательных и поисково-спасательных формирований техникой и специальными средствами, ед./% от расчетной потребности | ||
38. Численность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (по видам), ед./% от расчетной потребности | ||
39. Оснащенность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований приборами и оборудованием, ед./% от расчетной потребности (по видам) | ||
40. Численность нештатных аварийно-спасательных формирований (по видам), чел./% от расчетной потребности | ||
41. Оснащенность нештатных аварийно-спасательных формирований приборами и оборудованием, ед./% от расчетной потребности (по видам) | ||
42. Фактическое количество пожарных депо, ед./% от общего количества пожарных депо, требующихся по нормам | ||
43. Количество пожарных депо, требующих реконструкции и капитального ремонта, ед./% от общего количества пожарных депо | ||
44. Количество пожарных депо, не укомплектованных необходимой техникой и оборудованием, ед./% от общего количества пожарных депо | ||
45. Количество пожарных депо, не укомплектованных личным составом в соответствии со штатным расписанием, ед./% от общего количества пожарных депо | ||
46. Количество пожарных депо, у которых соблюдается норматив радиуса выезда на тушение жилых зданий, ед./% от общего количества пожарных депо | ||
47. Количество пожарных депо, в которых соблюдается соответствие технической оснащенности пожарных депо требованиям климатических и дорожных условий, а также основным показателям назначения пожарных автомобилей, ед./% от общего количества пожарных депо | ||
48. Численность личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прошедших аттестацию, чел./% от их общего числа | ||
49. Численность руководящих работников предприятий, прошедших подготовку по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. руководителей объектов, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от их общего числа | ||
50. Численность персонала предприятий и организаций, который прошел обучение по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. предприятий и организаций, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от общего числа персонала предприятий и организаций, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций | ||
51. Численность населения, прошедшего обучение по вопросам гражданской обороны и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях по месту жительства, в т.ч. населения, проживающего в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от общей численности населения, проживающего в зонах возможных чрезвычайных ситуаций | ||
52. Численность учащихся общеобразовательных учреждений, прошедших обучение по вопросам гражданской обороны и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, в т.ч. учреждений, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от общего числа учащихся | ||
53. Количество организаций - исполнителей работ по восстановлению территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | ||
(в ред. Приказов МЧС РФ от 10.11.2016 N 595, от 28.09.2021 N 639) |
VII. РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие количественные показатели риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности территории. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру: (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
титульный лист;
список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
аннотацию;
содержание (оглавление);
задачи и цели оценки риска;
краткое описание основных опасностей на территории;
использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций; (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;
результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуация на объектах, расположенных на территории, транспортные коммуникации, а также природные явления;
анализ результатов оценки риска;
выводы с количественными показателями риска чрезвычайных ситуаций для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций; (в ред. Приказа МЧС РФ от 28.09.2021 N 639)
рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на территории.