ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 4 июня 2021 г. N 305
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ С УКАЗАНИЯМИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, пунктом 9 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. N 1502, и во исполнение позиции 3.1 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:
1. Утвердить представленную Министерством внутренних дел Российской Федерации месячную форму федерального статистического наблюдения N ДТП "Сведения о дорожно-транспортных происшествиях" с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе МВД России, и ввести ее в действие с 1 января 2022 г. (приложение).
2. Первичные статистические данные по указанной в пункте 1 настоящего приказа форме федерального статистического наблюдения предоставлять по адресам и в сроки, установленные в форме.
3. С введением в действие указанной в пункте 1 настоящего приказа формы федерального статистического наблюдения признать утратившим силу приказ Росстата от 21 мая 2014 г. N 402 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации федерального статистического наблюдения о дорожно-транспортных происшествиях".
Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
С.М. ОКЛАДНИКОВ
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 04.06.2021 N 305
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ |
Нарушение порядка предоставления первичных статистических данных или несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях |
СВЕДЕНИЯ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ за январь - ____________________ 20__ г. (нарастающим итогом) |
Наименование отчитывающейся организации ______________________________ | |||
Почтовый адрес ______________________________________________________ | |||
Код формы по ОКУД | Код | ||
отчитывающейся организации по ОКПО | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
0615062 |
Раздел 1. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и пострадавшие на автомобильных дорогах общего пользования по дням недели, времени суток и категориям пострадавших за отчетный период
Раздел 2. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и пострадавшие из-за нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств за отчетный период
Раздел 3. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и пострадавшие с участием пешеходов за отчетный период
Раздел 4. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и пострадавшие с участием детей за отчетный период
Раздел 5. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и пострадавшие по видам ДТП за отчетный период
Раздел 6. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и пострадавшие по местам совершения за отчетный период
Раздел 7. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и пострадавшие в них, с места совершения которых водители или транспортные средства скрывались за отчетный период
Раздел 8. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и пострадавшие в них с участием автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта по видам сообщения за отчетный период
Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения
1. Форму федерального статистического наблюдения N ДТП "Сведения о дорожно-транспортных происшествиях" (далее - форма) предоставляют подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне, подразделение Госавтоинспекции на федеральном уровне (Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения").
2. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.
По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес).
В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, размещенного на сайте системы сбора отчетности Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://websbor.gks.ru/online/info, отчитывающаяся организация проставляет код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
3. При составлении формы должна быть обеспечена полнота заполнения и достоверность содержащихся в них статистических данных.
4. Форма заполняется в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. N 1502.
Источником формирования сведений, включаемых в форму, являются карточки учета дорожно-транспортных происшествий.
Форма заполняется за отчетный период нарастающим итогом с начала года. В течение года форма содержит оперативные (неуточненные) данные. Итоговая годовая форма содержит окончательные (уточненные) сведения за отчетный год.
При отсутствии цифровых данных в графоклетку проставляется ноль. Все показатели должны быть отражены в целых числах.
5. В форме по разделам используются следующие основные понятия и термины:
Дорожно-транспортное происшествие <1> - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
<1> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
К дорожно-транспортным происшествиям с особо тяжкими последствиями относятся ДТП, при которых погибло 5 человек и более, либо ранены 10 человек и более <2>.
<2> Здесь и далее значение понятия приведено исключительно в целях заполнения настоящей формы.
Темное время суток <3> - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Механическое транспортное средство <3> - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Транспортное средство <3> - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Велосипед <3> - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Мопед <3> - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Мотоцикл <3> - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Участник дорожного движения <3> - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Водитель <3> - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Пешеход <3> - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Пассажир <3> - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Велосипедист <3> - лицо, управляющее велосипедом.
Иной участник движения <2> - лицо, кроме водителя, пешехода или пассажира транспортного средства - это может быть: сотрудник Госавтоинспекции, дорожный рабочий или другое.
Пешеходный переход <3> - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения".
Муниципальный район <4> - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
<4> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Город федерального значения - город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации, такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Автомобильная дорога <5> - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К автомобильным дорогам приравниваются улично-дорожная сеть городов и населенных пунктов.
Автомобильная дорога общего пользования <5> - автомобильная дорога, предназначенная для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильные дороги общего пользования федерального значения <5> находятся в федеральной собственности и их перечень утверждается Правительством Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения <5> находятся в собственности субъектов Российской Федерации и их перечень утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Автомобильные дороги общего пользования местного значения <5> находятся в собственности муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа).
Частные автомобильные дороги общего пользования <5> относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
<5> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Платные автомобильные дороги - автомобильные дороги, которые ограничены начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации <6>.
<6> Статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Граждане (физические лица) - лица, наделенные способностью иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность), признаваемой в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью <7>.
<7> Статья 17 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Регулярные перевозки (перевозки по заказам) в городском сообщении <8> осуществляются в границах населенных пунктов.
Регулярные перевозки (перевозки по заказам) в пригородном сообщении <8> осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.
Регулярные перевозки (перевозки по заказам) в междугородном сообщении <8> осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.
Регулярные перевозки (перевозки по заказам) в международном сообщении <8> осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.
<8> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
6. Виды дорожно-транспортных происшествий и их определения <2>.
<2> Здесь и далее значение понятия приведено исключительно в целях заполнения настоящей формы.
Столкновение транспортных средств - происшествие, при котором движущиеся по дороге транспортные средства столкнулись между собой или с железнодорожным подвижным составом.
К данному виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, пешеходным переходом, внезапно возникшим препятствием, для предоставления преимущества другому участнику дорожного движения, при заторе движения, из-за технической неисправности и так далее) и столкновения железнодорожного подвижного состава с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание транспортного средства - происшествие, при котором движущееся по дороге транспортное средство опрокинулось (перевернулось, свалилось на бок) непосредственно при движении в заданном направлении. К опрокидываниям также следует относить падения мототранспортных средств.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство совершило наезд на человека (в том числе, находящегося в коляске, на руках (плечах), санках (тележках), в инвалидной коляске без двигателя и так далее, а также управляющего электрическими средствами передвижения малой мощности) или он сам столкнулся с движущимся транспортным средством.
К данном виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и тому подобное) в результате падения с транспортного средства груза, обрыва буксировочного троса и прочего.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось (в том числе касательно) о неподвижный предмет или сооружение (опора моста или путепровода, столб, дерево, ограждение, бетонный блок, здание, насыпь, склон, подпорную стенку и так далее).
К данному виду относятся случаи, когда лицо, в том числе не участвующее в дорожном движении, получило ранения или погибло от воздействия объекта, на который совершен наезд, или его части (например, падение столба, на который совершен наезд, на пешехода и другое).
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором движущееся по дороге транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира из движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и другое, если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке), в том числе на обозначенных местах остановок, не является дорожно-транспортным происшествием.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились (натолкнулись) о движущееся транспортное средство.
К данному виду ДТП также следует относить наезд транспортного средства на всадника.
Наезд на животное - происшествие, при котором движущееся транспортное средство по дороге наехало на животное, либо само животное натолкнулось на движущееся транспортное средство, в результате которого погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.
К данному виду не может быть отнесен наезд на гужевой транспорт, но может быть отнесен наезд на вьючных животных.
Съезд с дороги - происшествие, при котором транспортное средство (в том числе из-за потери управления) осуществило съезд с дороги, в том числе с последующем опрокидыванием, наездом на препятствие и другое.
Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам, а также к какому-либо из приведенных ниже подвидов "иных" происшествий. Применяется при единичных и нетипичных случаях совершения происшествий, которые по механизму возникновения невозможно отнести ни к другим видам ДТП, ни к подвидам.
Наезд на внезапно возникшее препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало на внезапно возникшее препятствие на дороге (упавшее дерево, камень, груз, конструкцию либо ее часть, осыпь или оползень и другое).
Падение груза - происшествие, при котором гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств произошло непосредственно в результате падения, опрокидывания или сползания перевозимого груза с транспортного средства.
Отбрасывание предмета (отсоединение колеса) - происшествие, при котором произошло отбрасывание колесом (гусеничной лентой) транспортного средства предмета, а также отсоединение колеса, в результате которого погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Наезд на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее несение службы - происшествие, при котором транспортное средство наехало на лицо, не являющееся участником дорожного движения (либо такое лицо натолкнулось на движущееся транспортное средство), наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения и (или) надзору за дорожным движением и непосредственно осуществляющее данную деятельность, а также осуществлявшее иную деятельность, обусловившую необходимость нахождения на дороге и связанную с выполнением служебных обязанностей (оформление ДТП, оказание помощи пострадавшим в ДТП, ликвидация последствий ДТП, несение службы по охране общественного порядка, ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и так далее).
Наезд на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее производство работ - происшествие, при котором транспортное средство наехало на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее производство работ на дороге (строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация автомобильных дорог, пусконаладочные, строительно-монтажные работы, деятельность, связанная реконструкцией, благоустройством и так далее).
Наезд на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее какую-либо другую деятельность - происшествие, при котором транспортное средство наехало на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее какую-либо другую деятельность на дороге (торговая, рекламная или иная деятельность, ремонт транспортного средства, умышленное перекрытие проезжей части и так далее).
Возгорание вследствие технической неисправности движущегося или остановившегося транспортного средства, участвующего в дорожном движении - происшествие, в результате которого произошло возгорание (задымление, взрыв) транспортного средства вследствие технической неисправности его узлов (агрегатов), возникшее в движущемся или остановившемся транспортном средстве, в результате которого погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
К данному виду не относятся возгорания, возникшие впоследствии в результате ДТП других видов (например, столкновений, опрокидываний и так далее), умышленных поджогов, а также неосторожного обращения с огнем (курение в салоне, пользование нагревательными приборами и приспособлениями, не предусмотренными конструкцией (не входящими в комплектацию транспортного средства).
При заполнении формы необходимо учитывать следующие контрольные соотношения:
строка 01 = сумме строк 02 08;
строка 01 = сумме строк 09 32;
строка 01 = строке 01 раздела 5.
строка 58 = сумме строк 59 65.
строка 02 >= сумме строк 07 14
строка 22 = сумме строк 35 и 36
строка 22 >= сумме строк 23 30.
строка 01 = сумме строк 02 12;
строка 16 = сумме строк 17 20.
строка 08 = сумме строк 09, 12, 15, 18;