МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 июля 2022 г. N ИЧ-191-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ПУНКТОМ 65 ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. ФОРМА И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ В ДЕЙСТВИЕ И АННУЛИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ", УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2022 Г. N 10
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2022 г. N 231 "О распределении обязанностей между Министром и заместителями Министра транспорта Российской Федерации":
Утвердить прилагаемые официальные разъяснения обязательных требований, установленных пунктом 65 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10.
Заместитель Министра
И.П. ЧАЛИК
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Минтранса России
от 29 июля 2022 г. N ИЧ-191-р
ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ПУНКТОМ 65 ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. ФОРМА И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ В ДЕЙСТВИЕ И АННУЛИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ", УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2022 Г. N 10
В соответствии с пунктом 65 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10 (далее - ФАП N 10), в случае, если эксплуатант осуществляет коммерческую воздушную перевозку грузов на воздушном судне, руководство по летной эксплуатации которого предусматривает наличие кабинного экипажа, то эксплуатант должен принять на работу бортоператоров и допустить их к выполнению обязанностей в качестве членов кабинного экипажа в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 240, бортоператоры включены в перечень специалистов авиационного персонала, входящих в состав кабинного экипажа гражданской авиации.
Пунктом 2 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.
В соответствии с пунктом 21.4 Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21" (далее - ФАП N 184), утвержденных приказом Минтранса России от 17 июня 2019 г. N 184, эксплуатационные характеристики и ограничения, регламентирующие летную эксплуатацию, техническое обслуживание, поддержание летной годности в процессе эксплуатации авиационной техники, содержатся в эксплуатационной документации.
В силу пункта 21.8 ФАП N 184 эксплуатационная документация является неотъемлемой частью типовой конструкции авиационной техники и включает в себя, в частности руководство по летной эксплуатации.
Эксплуатационная документация оформляется и утверждается разработчиком авиационной техники (пункт 21.8 ФАП N 184).
Обеспечение ведения и сохранности эксплуатационной и судовой документации возлагается на эксплуатанта (пункт 43 ФАП N 10).
В силу статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации наличие руководства по летной эксплуатации на борту гражданского воздушного судна (за исключением сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов) является обязательным.
В соответствии с пунктом 66 ФАП N 10 эксплуатант должен обеспечить наличие на борту кабинного экипажа в составе не менее чем в количестве, установленном в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна.
Таким образом, необходимость наличия в составе кабинного экипажа бортоператоров определяется эксплуатантом в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна, утвержденном в составе эксплуатационной документации, разработчиком авиационной техники.