МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Министерство просвещения Российской Федерации направляет для использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года N 286 <1> и N 287 <2> (далее - ФГОС НОО и ООО), достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность.
<1> Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) - http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 389561/
<2> Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) - http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 389560/
Целью информационно-методического письма является рассмотрение основных особенностей реализации внеурочной деятельности, как неотъемлемой части образовательного процесса, а также определение посредством ее организации способов достижения единства образовательного пространства Российской Федерации, обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для развития воспитательной среды, реализация рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.
Реализация внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной <3>.
<3> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме <4>), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
<4> Методические рекомендации - http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 278827/2a682f0091a7354a5b60bd9e8e699b237680585c/
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего образования, до 1750 часов на уровне основного общего образования).
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности;
с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы;
с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
Содержательное наполнение моделей плана внеурочной деятельности приведено в таблице 1.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся:
1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" (понедельник, первый урок) <5>;
<5> Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. N 03-871 "Об организации занятий "Разговоры о важном"
1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности <6>);
<6> Методические рекомендации - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности целесообразно включить:
3 часа в неделю - на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России");
2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта "Россия - страна возможностей").
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в таблице 2.
Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации
<7> Тематика занятий "Разговоры о важном" на 2022 - 2023 уч. год - https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deeatelnost.htm
<8> Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
<9> Количество часов в неделю вариативной части определяется с учетом выбранной модели реализации плана внеурочной деятельности
О мерах дополнительной методической поддержки образовательных организаций
В дополнение к имеющимся методическим ресурсам в 2022 году будут представлены в общедоступной форме методические материалы для организации цикла еженедельных занятий "Разговоры о важном", включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент для обучающихся 1 - 2, 3 - 4, 5 - 7, 8 - 9, 10 - 11 классов, обучающихся профессиональных организаций, осваивающих программы среднего общего образования <10> (материалы будут размещены в разделе "Внеурочная деятельность" на портале "Единое содержание общего образования"), а также направлены в субъекты Российской Федерации дополнительно.
<10> https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" будет реализована серия интенсивов методической поддержки педагогических работников, реализующих занятия проекта "Разговоры о важном" <11>.
<11> https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" разрабатывает серию материалов по реализации внеурочной деятельности <12>:
<12> https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
Для начального общего образования:
1. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования. Формирование функциональной грамотности в процессе изучения дополнительных учебных курсов:
"Формирование информационной культуры младшего школьника на уроках математики и окружающего мира".
Поисково-исследовательская деятельность как фактор формирования метапредметных результатов обучения:
"Мир слов: всему название дано";
"Наша биологическая лаборатория".
2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования. Художественно-творческая практика как форма освоения основ изобразительной грамоты: "Арт-студия "Мое творчество".
Для начального общего и основного общего образования:
1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: "Хоровое пение".
2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: "Музыкальный театр".
3. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: "Фольклорный ансамбль".
4. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: "Танец".
Для основного общего образования:
1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Профориентация.
2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Функциональная грамотность.
3. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования Проектно-исследовательская деятельность (естественно-научный блок).
4. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Проектного-исследовательская деятельность (гуманитарный блок).
5. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Экологичный образ жизни.
6. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Умей вести за собой.
7. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Мир визуально-пространственных искусств:
"Мир декоративно-прикладного искусства";
"Мир изобразительного искусства";
"Метаморфозы в архитектуре и дизайне (графический, средовой, одежды, элементов 3 декорирования)";
"Фотография и художественное изображение в зрелищных и экранных искусствах".
ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Орленок" и Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников" разрабатывает учебно-методический комплекс по реализации Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России".
ФГБУК "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий" и Театральный институт им. Б. Щукина разрабатывает учебно-методический комплекс по развитию школьных театров.
ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей" разрабатывает учебно-методический комплекс по развитию школьных музеев.
ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" разрабатывает учебно-методический комплекс по развитию школьных спортивных клубов.
Об управленческих механизмах организации внеурочной деятельности
Реализация основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в том числе в рамках внеурочной деятельности, должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий.
К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
внесение изменений в локальные акты общеобразовательной организации;
планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и т.п.);
организация работы методических служб на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.
В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, учителя, педагоги дополнительного образования, советники директора по воспитанию, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги-библиотекари и т.д.
Организацию работы по проведению информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" целесообразно возложить на классных руководителей (кураторов), учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев и т.д.
На подготовительном этапе к введению обновленных ФГОС НОО и ООО целесообразно провести самодиагностику готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности (примерный чек-лист для проведения самодиагностики приведен в приложении к настоящему письму).