ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2020 г. N 12-4-4/2904
Банк России не наделен правом официального толкования норм федеральных законов. При этом Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) считает возможным изложить свою позицию по поставленным в обращении вопросам, которая не является официальным толкованием Федерального закона N 173-ФЗ <1>.
<1> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
1. Согласно Федеральному закону N 173-ФЗ ключевым условием выполнения резидентом требования о репатриации является получение от нерезидента в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров, на свои банковские счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (часть 1 статьи 19).
При этом Федеральный закон N 173-ФЗ не ставит обязанность резидентов обеспечить получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации по внешнеторговому договору (контракту) в зависимость от формы безналичных расчетов, которую стороны внешнеторгового договора (контракта) на основании статьи 862 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вправе избрать самостоятельно. Исходя из статей 862 и 867 ГК РФ аккредитив является одной из форм безналичных расчетов, при которой банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств либо дать полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств. Учитывая изложенное, факт получения денежных средств от уполномоченного банка, выступающего в качестве банка-эмитента, открывшего аккредитив, или исполняющего банка по аккредитиву, по мнению Департамента, по своей правовой природе равносилен факту получения денежных средств напрямую от нерезидента с использованием платежных поручений.
Досрочная выплата денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации по аккредитиву, открытому нерезидентом в пользу резидента, уполномоченным банком (исполняющим банком) получателю средств - резиденту до получения денежных средств от банка-нерезидента (банка - эмитента аккредитива) не будет противоречить части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ при условии последующего получения уполномоченным банком эквивалентной суммы денежных средств от банка-нерезидента в сроки, установленные внешнеторговым договором и условиями аккредитива.
В данных по операциям и в ведомости банковского контроля отражается информация об исполняющем банке в соответствии с примечанием к ведомости банковского контроля по контракту Приложения 4 и перечнем данных по операциям, приведенным в Приложении 2 к Инструкции N 181-И <2>.
<2> Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления".
Банк УК отражает в разделе II ведомости банковского контроля сведения об исполнении аккредитива с кодом вида операции исходя из существа обязательства и вида контракта, по которому исполняется аккредитив.
Недополучение денежных средств, причитающихся резиденту в соответствии с условиями контракта в связи с дисконтированием аккредитива, отражается резидентом в справке о подтверждающих документах с кодом подтверждающего документа 13_3.
При этом полагаем, что документы, на основании которых Банк в случае, указанном в пункте 14.5 Инструкции N 181-И, отражает информацию в разделе II ведомости банковского контроля, должны определяться банком УК самостоятельно с учетом условий исполняемого аккредитива.
2. В отношении вопроса о возможности использования банковской гарантии в рамках исполнения обязательств по внешнеторговым контрактам отмечаем, что независимую гарантию, в том числе банковскую гарантию, исходя из параграфа 6 главы 23 ГК РФ нельзя отнести к форме безналичных расчетов.
Таким образом, учитывая требования части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, поступление денежных средств на счет резидента от уполномоченного банка по банковской гарантии, выпущенной таким уполномоченным банком в рамках обеспечения исполнения обязательств нерезидента, формально может рассматриваться как невыполнение резидентом требования о репатриации, тогда как поступление денежных средств на счет резидента от банка-нерезидента по банковской гарантии, выпущенной этим банком-нерезидентом, не будет являться нарушением.
Дополнительно считаем необходимым отметить, что на основании части 5 статьи 22 Федерального закона N 173-ФЗ контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в Федеральном законе N 86-ФЗ <3>) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля осуществляют в пределах своей компетенции ФТС России <4> и ФНС России <5>, являющиеся органами валютного контроля, которые также применяют к резидентам меры административной ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
<3> Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
<4> Подпункт 5.3.3 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809.
<5> Подпункт 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
На основании изложенного и во избежание привлечения резидентов - клиентов уполномоченного банка к административной ответственности за нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации считаем целесообразным рекомендовать указанным резидентам обратиться в вышеуказанные органы валютного контроля.