Приказ Минфина РФ от 01.09.2022 N 134Н

"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита"
Редакция от 01.09.2022 — Действует с 11.10.2022

Зарегистрировано в Минюсте России 29 сентября 2022 г. N 70293


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 1 сентября 2022 г. N 134н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; 2019, N 30, ст. 4101), а также в целях совершенствования нормативного правового регулирования осуществления внутреннего финансового аудита приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита.

Министр
А.Г. СИЛУАНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.09.2022 N 134н

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208):

а) пункт 3 дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Финансовый менеджмент - деятельность должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств, направленная на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств, включая оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.";

б) в пункте 16:

изложить в следующей редакции:

"16. В целях повышения качества финансового менеджмента, в том числе подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств, деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:

а) оценка исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента (например, анализируются показатели качества финансового менеджмента, значения которых ниже целевых значений или значения которых снижаются в течение длительного (не менее двух лет) периода времени, а также факторы, влияющие на недостижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента или снижение значений показателей качества финансового менеджмента);

б) оценка исполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, включая, в частности, оценку:

порядка формирования (актуализации), достаточности и актуальности ведомственных (внутренних) актов и документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур и результатам выполнения бюджетных процедур;

качества подготовки и полноты обоснований бюджетных ассигнований при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих предоставление и использование субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, межбюджетных трансфертов, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (например, своевременность определения условий и порядка предоставления субсидий, субвенций и дотаций, соответствие соглашения (договора) о предоставлении субсидии общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации <4>);

обоснованности объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, а также принимаемых мер по сокращению объема незавершенного строительства;

обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, в том числе оценку достижения значений результатов использования субсидии, установленных соглашениями о предоставлении субсидий;

обоснованности объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, в том числе субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;

обоснованности показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;

обоснованности объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также соблюдения получателями субсидий порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения получателями субсидий результатов предоставления субсидий (иных показателей), установленных при их предоставлении;

обоснованности объемов бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов, в том числе оценку причин и условий возникновения и наличия судебных актов и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) главного администратора (администратора) бюджетных средств либо его должностных лиц;

полноты обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая оценку объективности и достоверности показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;

своевременности доведения и полноты распределения бюджетных ассигнований, а также полноты обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;

своевременности и равномерности принятия и исполнения бюджетных обязательств с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;

качества обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись, бюджетную смету;

соответствия объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;

наличия, объема и структуры дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной;

соответствия кассового исполнения бюджета по доходам прогнозу поступлений по доходам, а также оценку причин отклонения прогнозных показателей от кассового исполнения бюджета по доходам;

своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих администрирование доходов бюджетов (например, наличие утвержденной методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет и ее соответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4476; 2021, N 39, ст. 6711) или наличие актуального перечня подведомственных администраторов доходов бюджета);

своевременности и качества подготовки сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, а также сведений для составления и ведения кассового плана;

качества осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании);

обоснованности и своевременности принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании);

в) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;

г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, совершенствованию информационного взаимодействия и (или) разграничению полномочий между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки;

д) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;

е) оценка экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств <5>, в том числе путем формирования субъектом внутреннего финансового аудита суждения о:

планируемых мероприятиях, этапах, сроках и планируемых результатах (промежуточных и окончательных) по годам их выполнения, предусмотренных планом деятельности (планом мероприятий по реализации документов стратегического планирования) органа государственной власти, органа местного самоуправления и (или) учреждения (при наличии);

степени достижения (возможности достижения) целей, задач и конечных (промежуточных) результатов деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе установленных в плане деятельности (плане мероприятий по реализации документов стратегического планирования) органа государственной власти, органа местного самоуправления и (или) учреждения (при наличии);

возможных причинах и условиях недостижения целей, задач и результатов деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств;

своевременности корректировки мероприятий (показателей результата выполнения мероприятий), в том числе в связи с корректировкой документов стратегического планирования;

достоверности, актуальности и объективности показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);

уровне достижения и достоверности значений показателей результата выполнения мероприятий;

полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов;

возможности достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств (экономности) при выполнении мероприятий;

возможности достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности);

степени обеспеченности и качестве распределения и использования ресурсов (временных, трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов, которые способны оказать влияние на качество исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств), в том числе о возможности использования наименьшего объема ресурсов для достижения заданных результатов;

соотношении полученных результатов с затраченными ресурсами;

обоснованности использования и эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом во взаимосвязи с использованием бюджетных средств на содержание этого имущества (например, имущество, правом оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования и другими вещными правами на которое обладает главный администратор (администратор) бюджетных средств);

обоснованности и эффективности использования бюджетных средств на выполнение мероприятий по информатизации деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств;

качестве формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок;

обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальных цен единиц товаров, работ, услуг, начальных сумм цен единиц товаров, работ, услуг;

обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2021, N 27, ст. 5188; 2022, N 16, ст. 2606) с целью достижения экономии бюджетных средств;

влиянии выбранных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на экономию бюджетных средств;

соответствии поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки, а также об эффективности использования этих товаров, работ или услуг, в том числе во взаимосвязи с расходами бюджета на осуществление закупок и в целях подготовки предложений и рекомендаций, направленных на повышение результативности и экономии использования бюджетных средств;

соответствии работников контрактной службы, контрактного управляющего требованиям, установленным статьями 9 и 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2022, N 24, ст. 3920), в том числе о достаточности мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.";

дополнить сносками "4" и "5" следующего содержания:

"<4> Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6069; 2022, N 15, ст. 2508).

<5> Принцип эффективности использования бюджетных средств определен статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 19, ст. 2331) и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).".

2. Пункт 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 2020 г. N 263н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61364), от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208), после слов "проводится в целях подтверждения достоверности" дополнить словом "годовой".

3. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208):

а) в пункте 4:

в подпункте "в" слова ", а также" заменить словами "и одновременно";

в подпункте "г" слова ", а также" заменить словами "и одновременно";

б) в подпункте "д" пункта 16 слова ", которыми оформлены факты хозяйственной жизни" исключить;

в) в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 32 после слов "о достоверности бюджетной отчетности" дополнить словами "не формируется и".