ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2022 г. по делу N 28/06/105-2239/2022
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "И" (далее - Заявитель) на действия СПб ГКУ "Д" (далее - Заказчик), "К" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Загородная ул." для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172200002522000212) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) в проекте контракта извещения о проведении Аукциона не установлен запрет на выплату аванса в случае заключения контракта с участником, указанным в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе;
2) в проекте контракта извещения о проведении Аукциона установлено неправомерное условие о выплате аванса исключительно при наличии ордера на производство работ и распоряжения об ограничении (закрытии) движения транспорта;
3) в проекте контракта извещения о проведении Аукциона не установлены виды и объемы работ, которые исполнитель по контракту обязан выполнить по каждому из этапов исполнения контракта;
4) в проекте контракта извещения о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлен порядок актирования выполненных по контракту работ.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 13.07.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.07.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 29.06.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 135 432 049,40 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Санкт-Петербурга, КБК - 86804090510060040243;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.07.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукциона признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана только одна заявка;
7) по итогам рассмотрения единственной заявки АО "Т" (ИНН: <...>), такая заявка признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Аукциона не установлен запрет на выплату аванса в случае заключения контракта с участником, указанным в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Согласно части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3.9 проекта контракта извещения о проведении Аукциона Заказчик по письменной заявке подрядчика предоставляет подрядчику аванс в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента заключения дополнительного соглашения к контракту на выдачу аванса.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в проекте контракта извещения о проведении Аукциона Заказчиком, Уполномоченным органом не предусмотрено положение части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе о неосуществлении выплаты аванса исполнителю, предложившему стоимость цены контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное действие Заказчика, Уполномоченного органа нарушает пункт 1 часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Аукциона установлено условие о выплате аванса исключительно при наличии ордера на производство работ и распоряжения об ограничении (закрытии) движения транспорта, выданное Заказчику Государственной административно-технической инспекции (далее - ГАТИ), в связи с чем выплата аванса ставится в зависимость от волеизъявления Заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3.1.1 правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Постановление N 875, Правила) заказчик обязан получить ордер ГАТИ) на производство работ, указанных в разделе 4 Правил.
Согласно пункту 6.1 Правил заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено.
В соответствии с пунктом 6.5 Правил уполномоченным представителем заказчика признается его руководитель, действующий на основании учредительных документов или положения об исполнительном органе государственной власти (в случае если заказчик является юридическим лицом), а также лицо, уполномоченное на подпись заявки соответствующей доверенностью (договором, решением собрания).
Пунктом 3.9 проекта контракта извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе, что обязательным условием при необходимости авансирования является наличие ордера на производство работ и распоряжения об ограничении (закрытии) движения транспорта, выданных ГАТИ.
В соответствии с пунктом 5.2.38 проекта контракта извещения о проведении Аукциона подрядчик обязан в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта письменно сообщить Заказчику фамилию, имя, отчество и должность представителя организации, который будет представлять интересы Заказчика в ГАТИ.
Согласно пункту 5.2.40 контракта извещения о проведении Аукциона подрядчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта подать в ГАТИ заявку на издание распоряжения об ограничении движения на объекте в соответствии с актуализированной схемой организации дорожного движения на период производства работ.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что выполнение работ по контракту, требующих наличие ордера ГАТИ, без такого ордера на их производство запрещено в соответствии с пунктом 6.1 правил Постановления N 875, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Аукциона установлено обязательное условие для получения аванса наличие ордера на производство работ и распоряжения об ограничении (закрытии) движения транспорта, выданных ГАТИ.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 7.1 Правил для оформления ордера ГАТИ принимает от заказчика оформленную в соответствии с разделом 6 Правил заявку. При этом в соответствии с пунктом 6.4 Правил заявка должна быть подписана уполномоченным представителем заказчика, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 5.2.38 проекта контракта извещения о проведении Аукциона установлено условие о том, что подрядчик обязан в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта письменно сообщить Заказчику фамилию, имя, отчество и должность представителя организации, который будет представлять интересы заказчика в ГАТИ для получения ордера на производство работ и распоряжения об ограничении (закрытии) движения транспорта.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с условиями проекта контракта извещения о проведении Аукциона, представление интересов заказчика в ГАТИ осуществляется подрядчиком, выплата аванса не ставится в зависимость от волеизъявления Заказчика.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Аукциона не установлены виды и объемы работ, которые исполнитель по контракту обязан выполнить по каждому из этапов исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии со сметой контракта приложения N 2 к проекту контракта извещения о проведении Аукциона предусмотрены, в том числе количество (объем) выполняемых работ.
Кроме того, приложением N 3 к проекту контракта извещения о проведении Аукциона установлен перечень этапов исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта закупки, а также сроки выполнения данных этапов.
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика об установлении объема выполняемых работ в соответствующих этапах исполнения контракта.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлен порядок актирования выполненных по контракту работ, поскольку в соответствии с положениями проекта контракта извещения о проведении Аукциона исполнитель по контракту обязан разместить документ о приемке ранее даты истечения срока фактического исполнения обязательств по контракту, к примеру по 1 этапу исполнения контракта дата исполнения этапа - 25.10.2022, вместе с тем дата размещения исполнителем в ЕИС документа о приемке - 15.09.2022.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Пунктом 4 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона о контрактной системе) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установленные в проекте контракта извещения о проведении Аукциона сроки исполнения контракта и размещения исполнителем документов о приемке обусловлены порядком приемки выполненных работ, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе, так при размещении исполнителем по контракту в ЕИС документов о приемке, срок осуществления Заказчиком, Уполномоченным органом действий, предусмотренных пунктом 4 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе, составляет не более 20 рабочих дней.
Таким образом, изучив проект контракта извещения о проведении Аукциона, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу ООО "И" обоснованной в части пункта 1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 15.07.2022 по делу N 28/06/105-2239/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.