Зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2022 г. N 70639
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 июля 2022 г. N 517
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОТБОРА ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВЫПУСК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, КОТОРЫЕ ДОПУСКАЮТСЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), а также пунктом 1 и подпунктом 4.2.9 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. N 450 "О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2015 г., регистрационный N 38259).
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 4 июля 2022 г. N 517
ПОРЯДОК ОТБОРА ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВЫПУСК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, КОТОРЫЕ ДОПУСКАЮТСЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - отбор, организации, учебные пособия), осуществляется Научно-методическим советом по учебникам <1>.
<1> Подпункт 3.4.1 пункта 3 Положения о Научно-методическом совете по учебникам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2020 г. N 462 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2020 г., регистрационный N 60232), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. N 679 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2021 г., регистрационный N 62896).
Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение проведения отбора возлагается на Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" (ФГБНУ "ИСРО РАО") <2> (далее - уполномоченная организация).
<2> Пункт 3 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343).
2. Для участия в отборе руководитель организации или уполномоченное им лицо подает в Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Министерство) лично или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.
Информация о сроках приема заявлений размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее чем за 2 месяца до начала приема заявлений и не реже 1 раза в 4 года.
Регистрация заявления и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления в Министерство.
Датой приема заявления и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, считается дата его официальной регистрации в Министерстве.
3. Заявление подписывается руководителем организации или уполномоченным им лицом.
В заявлении указываются:
2) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, адрес электронной почты, контактные номера телефонов, доменное имя официального сайта организации в сети "Интернет";
3) сведения об отсутствии в издаваемой организацией литературе информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность;
4) информация об отсутствии в издаваемой организацией литературе изданий, предлагающих готовые ответы к заданиям в практикумах, задачниках без пошаговых решений и методического сопровождения;
5) информация об издании организацией учебников, включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (при наличии) <3>;
<3> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59808), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 766 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2021 г., регистрационный N 62645).
6) перечень прилагаемых к заявлению документов.
1) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (представляется организацией по собственной инициативе);
2) документ, подтверждающий полномочия представителя организации (в случае если заявление подается уполномоченным лицом);
3) список учебных пособий, изданных за последние 4 года на момент подачи заявления, с указанием наименования, авторов, года издания, формы (печатная и (или) электронная), подписанный руководителем организации или уполномоченным им лицом.
5. Поступившие в Министерство заявление и прилагаемые к нему документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, организации не возвращаются.
6. В случае соответствия комплектности представленных документов и соблюдения сроков подачи заявлений Министерство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления уведомляет организацию о допуске к участию в отборе и передает заявление и документы уполномоченной организации для организации отбора.
7. В случае несоответствия комплектности представленных документов и (или) нарушения сроков подачи заявлений Министерство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления уведомляет организацию об оставлении заявления без рассмотрения с указанием причин(-ы).
В случае устранения причин(-ы), явившихся(-ейся) основанием для оставления заявления без рассмотрения, организация вправе до истечения сроков подачи заявления повторно подать в Министерство заявление и прилагаемые к нему документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка.
8. Для проведения отбора уполномоченной организацией отбирается по одному учебному пособию для каждого класса обучения по каждому учебному предмету из представленного организацией в Министерство списка учебных пособий.
Для проведения отбора также отбираются учебные пособия, которые невозможно отнести к определенному учебному предмету и (или) классу обучения.
Сведения об отобранных в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта учебных пособиях передаются уполномоченной организацией в Министерство не позднее 15 рабочих дней со дня окончания срока приема заявлений.
9. Министерство в течение 20 рабочих дней со дня окончания срока приема заявлений размещает на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" и уведомляет организацию путем направления письма на адрес электронной почты, указанный в заявлении, об учебных пособиях организации, подлежащих рассмотрению Научно-методическим советом по учебникам при проведении отбора.
10. Организация, получившая уведомление об учебных пособиях, подлежащих рассмотрению Научно-методическим советом по учебникам при проведении отбора, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления направляет в уполномоченную организацию учебные пособия в печатной форме в 1 экземпляре с приложением их электронной копии, представленной в формате PDF на цифровом носителе, в 1 экземпляре, и электронную форму учебного пособия в 1 экземпляре на цифровом носителе (при наличии) с приложением инструкции по установке, настройке и использованию электронной формы учебного пособия в 1 экземпляре на цифровом носителе (при необходимости).
11. Уполномоченная организация привлекает к участию в проведении отбора специалистов в области знаний представленных на рассмотрение учебных пособий, получает от них письменные заключения, рекомендуемый образец которых приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку, о соответствии или несоответствии учебных пособий каждому из критериев, предусмотренных подпунктами 17.1 - 17.3 пункта 17 настоящего Порядка (далее соответственно - заключение, специалисты,) и в течение 5 рабочих дней со дня получения заключений специалистов направляет их в Научно-методический совет по учебникам для рассмотрения.
12. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации <4> в соответствии с пунктами 13 - 15 настоящего Порядка.
<4> Часть 8 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134) (далее - Закон об образовании).
13. При поступлении заявления об отборе организации, осуществляющей выпуск учебного пособия по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней со дня получения учебного пособия направляет его в уполномоченный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в целях его участия в отборе.
14. Уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации проводится анализ учебного пособия по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке и его оценка на соответствие следующим критериям:
1) отражены национальные российские ценности, региональные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации, а также многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества;
2) представлен материал по истории и культурному наследию соответствующего субъекта Российской Федерации;
3) отсутствуют материалы, актуализирующие межнациональные, межэтнические конфликты, превосходство одного (одной) народа (национальности) над другим (другой (другими);
4) языковая составляющая учебного пособия соответствует современному литературному языку народов Российской Федерации (при наличии).
15. По результатам анализа учебного пособия по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке и его оценки в срок не позднее 30 рабочих дней со дня поступления учебного пособия, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в уполномоченную организацию подписанное руководителем уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заключение, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку, о соответствии либо несоответствии учебного пособия критериям, предусмотренным пунктом 14 настоящего Порядка.
16. Уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о соответствии либо несоответствии учебного пособия по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке критериям, предусмотренным пунктом 14 настоящего Порядка, направляет его в Научно-методический совет по учебникам.
17. В течение 20 рабочих дней со дня получения заключений специалистов и заключений уполномоченных органов субъектов Российской Федерации (для учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке) по всем учебным пособиям, поступившим в Министерство для организации отбора в текущем периоде, уполномоченная организация обеспечивает проведение заседания Научно-методического совета по учебникам, на котором проводится анализ учебных пособий и оценка их соответствия следующим критериям:
17.1. Общие критерии:
1) обеспечение соответствия содержания учебного пособия требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ и их части;
2) наличие в наименовании учебного пособия информации о наименовании учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта;
3) представление в содержании учебного пособия научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету (при условии применимости);
4) использование в содержании учебного пособия понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания (при условии применимости);
5) наличие в учебном пособии сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 <5> (при условии применимости);
<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6887; 2021, N 12, ст. 1982.
6) изложение материалов учебного пособия с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебных пособий, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (при условии применимости);
7) структурированность, логичность и последовательность содержания учебного пособия в изложении предметного материала;
8) проработанность методического аппарата учебного пособия в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся;
9) проработанность методического аппарата учебного пособия в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему;
10) проработанность методического аппарата учебного пособия в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности (при условии применимости);
11) проработанность методического аппарата учебного пособия в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения;
12) обеспечение возможности использования учебного пособия в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений (при условии применимости);
13) разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебного пособия (при условии применимости);
14) изложение материалов учебного пособия с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся;
15) соответствие формы подачи материалов учебного пособия примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебных пособий);
16) наличие в тексте учебного пособия ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации (при условии применимости);
17) отражение в учебном пособии вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости);
18) направленность содержания учебного пособия на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности (при условии применимости);
19) правильность отображения государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов <6>, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при условии применимости);
<6> Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5718; 2022, N 1, ст. 18).
20) отсутствие в учебном пособии ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям);
21) соответствие текста учебного пособия нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издано учебное пособие, а также отсутствие в учебном пособии ненормативной лексики;
22) соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебном пособии, целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности (при наличии);
23) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение;
24) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам;
25) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству);
26) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических;
27) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции;
28) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным;
29) отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов <7> и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" <8>;
<7> Статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3031; 2015, N 10, ст. 1393).
<8> Часть 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2012, N 31, ст. 4328; 2021, N 27, ст. 5183).
30) отсутствие в учебном пособии информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
31) отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебного пособия недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны;
32) наличие пошаговых решений к задачам (для задачников и практикумов).
17.2. Дополнительные критерии для электронной формы учебного пособия:
1) соответствие структуры и содержания печатной и электронной форм учебного пособия друг другу (при условии применимости);
2) корректное отображение и функционирование электронной формы учебного пособия с помощью программ для операционных систем;
3) корректное отображение и функционирование электронной формы учебного пособия на электронных устройствах;
4) наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебного пособия заметок, закладок и перехода к ним;
5) наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебного пособия, на которой расположено содержание текущей страницы учебного пособия в электронной форме (при условии применимости);
6) наличие в электронной форме учебного пособия дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету (при условии применимости).
17.3. При рассмотрении специальных учебных пособий, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся, помимо критериев, перечисленных в подпунктах 17.1 и 17.2 настоящего пункта, применяются следующие критерии:
1) выполнение печатной формы учебного пособия шрифтом Брайля;
2) наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефнографическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебного пособия и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся (при условии применимости).
18. Научно-методический совет по учебникам имеет право пригласить на заседание специалистов, подготовивших заключение, автора (авторский коллектив), издателя(-ей) или иное лицо, которому принадлежит исключительное право на учебное пособие, а также иных лиц, которые могут сообщить сведения, имеющие значение для проведения отбора, запросить у них дополнительные материалы.
19. По результатам рассмотрения учебных пособий и заявлений с прилагаемыми к ним документами, поступивших в Министерство для организации проведения отбора в текущем периоде, с учетом заключений специалистов и заключений уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (для учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке), Научно-методический совет по учебникам принимает одну из следующих рекомендаций:
1) включить организацию в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования <9> (далее - перечень организаций);
<9> Часть 8 статьи 18 Закона об образовании.
2) не включать организацию в перечень организаций.
Рекомендация считается принятой в случае, если на заседании Научно-методического совета по учебникам присутствовало более половины от числа лиц, входящих в его состав, и за ее принятие проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании членов Научно-методического совета по учебникам путем открытого голосования.
20. Основанием для принятия Научно-методическим советом по учебникам рекомендации не включать организацию в перечень организаций является выявление в результате анализа представленного(-ых) организацией учебного пособия (учебных пособий) несоответствия одному или нескольким критериям, предусмотренным пунктом 14 и подпунктами 17.1 - 17.3 пункта 17 настоящего Порядка.
21. Рекомендации Научно-методического совета по учебникам оформляются протоколом, который направляется в Министерство в течение 10 рабочих дней со дня его подписания.
Министерство в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения протокола Научно-методического совета по учебникам, размещает его на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
Включение организации в перечень организаций осуществляется путем издания приказа Министерства в течение 90 рабочих дней со дня поступления в Министерство протокола Научно-методического совета по учебникам, содержащего соответствующую рекомендацию.
22. В случае принятия Министерством решения на основе полученных от Научно-методического совета по учебникам рекомендаций не включать организацию в перечень организаций, Министерство в течение 30 рабочих дней со дня получения протокола Научно-методического совета по учебникам, указанного в пункте 21 настоящего Порядка, направляет указанной организации уведомление об отказе во включении в перечень организации с указанием причин(-ы) такого отказа.
23. В перечень организаций включаются следующие сведения:
1) порядковый номер организации в перечне организаций;
2) наименование организации;
3) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;
4) контактный(-ые) номер(-а) телефон(-ов);
5) адрес электронной почты;
6) доменное имя официального сайта организации в сети "Интернет".
24. Руководитель организации, включенной в перечень организаций, или уполномоченное им лицо, в случае изменения сведений об организации, указанных в пункте 23 настоящего Порядка, представляет в Министерство лично или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление, содержащее информацию об изменении сведений с приложением подтверждающих документов, на основании которого приказом Министерства вносятся соответствующие изменения в перечень организаций в течение 60 рабочих дней со дня регистрации указанного заявления.
25. Основанием для исключения организации из перечня организаций являются:
1) письменное заявление организации, направленное в Министерство, о ее исключении из перечня организаций;
2) ликвидация и (или) реорганизация организации (за исключением реорганизации организации путем присоединения к ней других юридических лиц);
3) выявление несоответствия учебного пособия одному или нескольким критериям, предусмотренным пунктом 14 и подпунктами 17.1 - 17.3 пункта 17 настоящего Порядка.
Исключение организации из перечня организаций осуществляется путем внесения соответствующих изменений в перечень организаций приказом Министерства в течение 90 рабочих дней со дня поступления в Министерство информации о наличии основания для исключения организации из перечня организаций.
26. Приказы Министерства об утверждении перечня организаций, о включении организаций в перечень организаций, об исключении организаций из перечня организаций и о внесении изменений в перечень организаций размещаются на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня вступления их в силу.
27. Отказ во включении организации в перечень организаций, а также исключение из него могут быть обжалованы в судебном порядке.
Приложение N 1
к Порядку отбора организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 4 июля 2022 г. N 517
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
3. Критерии выборочной экспертизы учебного пособия
N п/п | Критерии выборочной экспертизы учебного пособия | Соответствует/не соответствует критерию | Примечание |
3.1. Общие критерии: | |||
3.1.1. | Обеспечение соответствия содержания учебного пособия требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ и их части | ||
3.1.2. | Наличие в наименовании учебного пособия информации о наименовании учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта | ||
3.1.3. | Представление в содержании учебного пособия научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету (при условии применимости) | ||
3.1.4. | Использование в содержании учебного пособия понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания (при условии применимости) | ||
3.1.5. | Наличие в учебном пособии сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости) | ||
3.1.6. | Изложение материалов учебного пособия с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебных пособий, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (при условии применимости) | ||
3.1.7. | Структурированность, логичность и последовательность содержания учебного пособия в изложении предметного материала | ||
3.1.8. | Проработанность методического аппарата учебного пособия в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся | ||
3.1.9. | Проработанность методического аппарата учебного пособия в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему | ||
3.1.10. | Проработанность методического аппарата учебного пособия в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности (при условии применимости) | ||
3.1.11. | Проработанность методического аппарата учебного пособия в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения | ||
3.1.12. | Обеспечение возможности использования учебного пособия в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений (при условии применимости) | ||
3.1.13. | Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебного пособия (при условии применимости) | ||
3.1.14. | Изложение материалов учебного пособия с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся | ||
3.1.15. | Соответствие формы подачи материалов учебного пособия примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников) | ||
3.1.16. | Наличие в тексте учебного пособия ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации (при условии применимости) | ||
3.1.17. | Отражение в учебном пособии вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости) | ||
3.1.18. | Направленность содержания учебного пособия на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности (при условии применимости) | ||
3.1.19. | Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при условии применимости) | ||
3.1.20. | Отсутствие в учебном пособии ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям) | ||
3.1.21. | Соответствие текста учебного пособия нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издано учебное пособие, а также отсутствие в учебном пособии ненормативной лексики | ||
3.1.22. | Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебном пособии, целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности (при наличии) | ||
3.1.23. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение | ||
3.1.24. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам | ||
3.1.25. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству) | ||
3.1.26. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических | ||
3.1.27. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции | ||
3.1.28. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным | ||
3.1.29. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные, имена, указатели страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" | ||
3.1.30. | Отсутствие в учебном пособии информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи | ||
3.1.31. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебного пособия недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны | ||
3.1.32. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебного пособия фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий | ||
3.1.33. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебного пособия недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов | ||
3.1.34. | Наличие пошаговых решений к задачам (для задачников и практикумов) | ||
3.2. Дополнительные критерии для электронной формы учебного пособия: | |||
3.2.1. | Соответствие структуры и содержания печатной и электронной форм учебного пособия друг другу (при условии применимости) | ||
3.2.2. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебного пособия с помощью программ для операционных систем | ||
3.2.3. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебного пособия на электронных устройствах | ||
3.2.4. | Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебного пособия заметок, закладок и перехода к ним | ||
3.2.5. | Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебного пособия, на которой расположено содержание текущей страницы учебного пособия в электронной форме (при условии применимости) | ||
3.2.6. | Наличие в электронной форме учебного пособия дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету (при условии применимости) | ||
3.3. Дополнительные критерии для специальных учебных пособий, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся: | |||
3.3.1. | Выполнение печатной формы учебного пособия шрифтом Брайля | ||
3.3.2. | Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся (при условии применимости) | ||
4. Общий вывод | |||
4.1. | Учебное пособие рекомендовано | да/нет |
Приложение N 2
к Порядку отбора организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 4 июля 2022 г. N 517
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ЧИСЛА ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЛИТЕРАТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ
3. Критерии выборочной экспертизы учебного пособия
Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации