Письмо Минтруда РФ от 15.09.2022 N 26-6/ООГ-3592

"Об учете лиц без определенного места жительства и обеспечении им доступа к медицинской помощи и социальным услугам"

Вопрос: Об учете лиц без определенного места жительства и обеспечении им доступа к медицинской помощи и социальным услугам.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 15 сентября 2022 г. N 26-6/ООГ-3592

Департамент социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу ресоциализации лиц без определенного места жительства (далее - лица БОМЖ), выражает признательность за желание участвовать в разработке мер, направленных на улучшение качества жизни граждан России.

Все предложения, поступающие от граждан и организаций в органы государственной власти Российской Федерации, в частности в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, внимательно рассматриваются, изучаются и при наличии необходимых средств на их реализацию с учетом других (социальных и правовых) факторов по возможности учитываются.

Одновременно сообщаем, что правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) и основывается на заявительном принципе и индивидуальных потребностях граждан в социальных услугах.

Согласно статье 8 Федерального закона N 442-ФЗ организация социального обслуживания, а также утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Согласно статье 16 Федерального закона N 442-ФЗ орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации, с учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг, в которой указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

На основании статьи 19 Федерального закона N 442-ФЗ социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 442-ФЗ получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

- социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

- социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

Статьей 21 Федерального закона N 442-ФЗ определен состав срочных социальных услуг:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах, предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

Исходя из норм пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ критерием отнесения гражданина к категории лиц БОМЖ относится отсутствие у гражданина места пребывания или жительства. Данные критерии учитываются при признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

В настоящее время уже предусмотрен механизм временного миграционного учета по месту пребывания лиц БОМЖ. В соответствии с пунктом 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, регистрация по месту пребывания лиц БОМЖ осуществляется территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам БОМЖ на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией организации социального обслуживания.

Необходимо отметить, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Действующий правовой режим позволяет без регистрации по месту жительства и месту пребывания обеспечить доступ указанной категории лиц как к медицинской помощи, так и к социальным услугам.

Так, согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 323-ФЗ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от имущественного и должностного положения, места жительства.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

В пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 323-ФЗ закреплено право гражданина на выбор врача и медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно нормам пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии с нормами части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Мнение Минтруда России по вопросу, содержащемуся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Заместитель директора Департамента
социальной защиты и
социального обслуживания
Л.Б. СЕМЕНОВА