Письмо Минфина РФ от 16.09.2022 N 02-07-10/90224

"О бюджетном (бухгалтерском) учете титульных временных зданий и сооружений"

Вопрос: О бюджетном (бухгалтерском) учете титульных временных зданий и сооружений.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 сентября 2022 г. N 02-07-10/90224

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в рамках компетенции письмо от 17.08.2021 (далее - Запрос) по вопросу порядка отражения в бюджетном учете титульных временных зданий и сооружений и сообщает.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, федеральным стандартам бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), информация в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, их изменяющих, подлежит отражению в бюджетном учете (бухгалтерском учете государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений) (далее - бухгалтерский учет).

В соответствии с пунктом 36 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Контроль над активом имеет место, если субъект учета обладает правом использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности (выполняемых функций, полномочий) и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.

Согласно Методике определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 19.06.2020 N 332/пр (далее - Методика), проектной документацией строительства определяются необходимый для обеспечения производственных нужд подрядчика и обслуживания работников строительства набор и характеристика временных зданий и сооружений.

Основные группы временных зданий и сооружений по их функциональному назначению и особенностям создания, использования (эксплуатации) определены пунктом 3 Методики. Временные здания и сооружения подразделяются на:

- основные, предназначенные для обеспечения нужд строительства (далее - титульные);

- вспомогательные, предназначенные для организации работ на строительной площадке (далее - нетитульные);

- иные временные сооружения и специальные вспомогательные сооружения и устройства, необходимые на период выполнения отдельных видов строительных работ и работ по монтажу оборудования (монтажных работ).

Принимая во внимание функциональное назначение титульных временных зданий и сооружений как имущества, обеспечивающего нужды строительства и используемого подрядчиком (условие контроля над активом), указанные объекты имущества на время осуществления строительных работ следует признавать балансовыми объектами бухгалтерского учета (активами), учитываемыми в составе нефинансовых активов подрядчиком.

При рассмотрении вопроса отражения титульных временных сооружений (расходов на их создание (приобретение) на счетах бухгалтерского учета как у государственного (муниципального) заказчика (далее - Заказчик), так и подрядчика, необходимо принимать во внимание не только наличие условий контроля над активом, но и функциональное назначение имущества (условий эксплуатации и (или) использования (оборачиваемости актива)).

Согласно пункту 4 Методики титульные, нетитульные временные здания и сооружения и специальные вспомогательные сооружения и устройства по оборачиваемости подразделяются на амортизируемые (далее - инвентарные) и сооружаемые на строительной площадке или и границах полосы отвода линейного объекта в целях однократного использования, применение которых после окончания их эксплуатации и разборки не представляется возможным (далее - неинвентарные).

В соответствии с утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации федеральными стандартами бухгалтерского учета, федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов при отражении в бухгалтерском учете операций по созданию, использованию и передаче временных зданий и сооружений следует руководствоваться:

а) для подрядчика, не являющегося организацией бюджетной сферы:

в части неинвентарных объектов - федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.11.2019 N 180н. При этом операционным циклом использования имущества рассматривается период реализации государственного контракта;

в части инвентарных объектов (амортизируемые титульные временные здания и сооружения) - федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.09.2020 N 204н;

б) для подрядчика - организации бюджетной сферы:

Инструкцией N 157н и федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов:

в части неинвентарных объектов - федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Запасы", утвержденным приказом Минфина России от 07.12.2018 N 256н. При этом стоимость неинвентарных временных зданий и сооружений, используемых для обеспечения строительства, не подлежащих использованию по завершении строительства (исполнения строительного подряда), относится на расходы, связанные с исполнением строительного подряда;

в части инвентарных объектов (амортизируемые титульные временные здания и сооружения) - федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.

Согласно Инструкции N 157н операции, связанные с получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством) материальных ценностей, в том числе по формированию сумм фактических материальных вложений в объекты имущества, признаваемые основными средствами, а также с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), подлежат отражению Заказчиком на соответствующих балансовых счетах учета нефинансовых активов рабочего плана счетов субъекта учета (Заказчика).

Департамент обращает внимание: в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России). В связи с этим вопросы порядка определения объемов выполненных работ при осуществлении строительства, по мнению Департамента, находятся в компетенции Минстроя России.

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В. СИВЕЦ