Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 205

"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения"
Редакция от 19.03.2001 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 27.05.2002 N 346»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2001 г. N 205

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ, ПРОИЗВОДСТВУ И ИСПЫТАНИЯМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 марта 2001 г.
N 205

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ, ПРОИЗВОДСТВУ, И ИСПЫТАНИЯМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (далее именуется - авиационная техника), осуществляемой юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы.

2. Лицензирование деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники осуществляется в целях государственного регулирования развития авиации, обеспечения национальных интересов и безопасности государства, прав, законных интересов и здоровья граждан, соблюдения законодательства и международных обязательств Российской Федерации.

3. Лицензирование деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники осуществляет Российское авиационно-космическое агентство (далее именуется - лицензирующий орган).

Деятельность по разработке, производству и испытаниям авиационной техники составляют работы и услуги согласно приложению.

4. Лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники являются:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и взрывобезопасных норм и правил;

б) наличие специалистов, имеющих соответствующую квалификацию;

в) наличие зданий, сооружений и производственных площадей, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;

г) оснащение рабочих мест оборудованием, инструментом, контрольно-проверочной аппаратурой и иными техническими средствами, необходимыми для осуществления лицензируемого вида деятельности;

д) осуществление лицензируемого вида деятельности в соответствии с нормативными документами, регламентирующими состав работ и порядок их осуществления;

е) организация учета и хранения авиационной техники (в том числе документации), а также материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

ж) наличие системы управления качеством продукции;

з) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также осуществление мероприятий, направленных на повышение технической защиты зданий, сооружений и помещений организаций соискателя лицензии;

и) обеспечение безопасности взрывоопасных производств.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения (в том числе места нахождения территориально обособленных объектов), наименования банка и номера расчетного счета в банке;

лицензируемого вида деятельности, в том числе работ и услуг, и срока, в течение которого он будет осуществляться;

б) копии учредительных документов (устава, учредительного договора) и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) копия документа, подтверждающего право владения и пользования зданиями, сооружениями, а также оборудованием и иными техническими средствами, необходимыми для осуществления лицензируемого вида деятельности;

д) пояснительная записка о работах и услугах, выполняемых в ходе осуществления лицензируемого вида деятельности, видах продукции, о наличии профессионально подготовленных специалистов, об укомплектованности необходимым производственными оборудованием и наличии соответствующей нормативной и технической документации;

е) документ, удостоверяющий наличие у соискателя лицензии системы управления качеством продукции;

ж) документ, подтверждающий, что доля участия иностранного капитала составляет менее 25 процентов уставного капитала соискателя лицензии, а его руководитель и входящие в органы управления лица являются гражданами Российской Федерации;

з) копия лицензии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О государственной тайне" (в случае если осуществление работ не связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, представляется соответствующая справка);

и) копия документа, подтверждающего обеспечение соискателем технических мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, выданного органом, уполномоченным Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, или заключение об отсутствии указанных сведений;

к) копия сертификата безопасности взрывоопасных производств (в случае отсутствия взрывоопасных производств представляется соответствующая справка);

л) копия документа надзорного органа, подтверждающего соответствие условий осуществления лицензируемого вида деятельности требованиям экологической безопасности;

м) копия документа органа государственной противопожарной службы, подтверждающего соответствие условий осуществления лицензируемого вида деятельности требованиям пожарной безопасности;

н) копия свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности, в государственном реестре опасных производственных объектов и копия договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта или страхового полиса (при отсутствии опасных производственных объектов уполномоченным федеральным органом представляется соответствующая справка);

о) документ, подтверждающий наличие у соискателя лицензии условий, обеспечивающих сохранность и полный учет авиационной техники;

п) копия платежного поручения с отметкой банка о внесении соискателем лицензии платы за рассмотрение заявления;

р) копия свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" соискателя лицензии в качестве научной организации при осуществлении им научно-исследовательских работ, предусмотренных в приложении к настоящему Положению.

6. В случае если копии документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригиналов.

7. При лицензировании деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники для государственных нужд необходимо согласовать с государственным заказчиком заявление, указанное в подпункте "а", с представителем государственного заказчика документы, указанные в подпунктах "е", "з", "о", а также заключение и справку, указанные в подпунктах "и" и "к" пункта 5 настоящего Положения.

8. Требовать от соискателя лицензий представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

9. Документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате их приема.

10. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 дней с даты получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

12. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 3 дней после принятия соответствующего решения.

Соискателю лицензии направляется (вручается) уведомление о выдаче лицензии с указанием срока уплаты лицензионного сбора и реквизитов банковского счета либо уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причины отказа.

13. Лицензия выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.

14. Передача лицензии другому юридическому лицу запрещается.

15. Выдача лицензии производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

16. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) и заверяется гербовой печатью этого органа.

17. В лицензии указывается:

а) наименование лицензирующего органа;

б) наименование и место нахождения лицензиата (с указанием места нахождения территориально обособленных объектов);

в) код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

г) идентификационный номер налогоплательщика;

д) лицензируемый вид деятельности (работы и услуги, предусмотренные в приложении к настоящему Положению, а также наименование продукции);

е) срок, в течение которого будет осуществляться лицензируемый вид деятельности;

ж) номер лицензии и дата ее выдачи;

з) лицензионные требования и условия.

18. При осуществлении лицензируемого вида деятельности на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные лицензирующим органом копии соответственно числу указанных объектов. Плата за выдачу копий не взимается.

19. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) несоответствие деятельности соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

20. В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение заявления не возвращается.

21. Соискатель лицензии имеет право обжаловать решения и действия лицензирующего органа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При обжаловании в административном порядке решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы.

Независимая экспертиза проводится на договорной основе за счет соискателя лицензии.

22. Лицензирующий орган привлекает для проведения независимой экспертизы по согласованию с соискателем лицензии независимых экспертов или экспертные организации. Независимая экспертиза проводится в течение 30 дней с даты подачи соискателем лицензии соответствующего заявления.

Заключение независимых экспертов или экспертной организации представляется в лицензирующий орган, который в течение 5 дней после его получения уведомляет соискателя лицензии о принятом решении.

23. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в таком же порядке, как и ее переоформление.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время ее действия зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

24. В случае преобразования лицензиата, изменения его наименования или места нахождения лицензиат или его правопреемник обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов.

25. При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит изменения в реестр лицензий.

26. Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней с даты представления лицензиатом соответствующего заявления.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданного документа.

27. Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:

а) проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

б) запрашивать у лицензиата объяснения и документы по вопросам, возникающим при проведении проверок;

в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

д) выносить предупреждение лицензиату и приостанавливать действие лицензии;

е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

29. Лицензирующий орган не вправе требовать от лицензиата возмещение расходов, связанных с проведением проверок.

30. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщать в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.

31. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

32. Лицензирующий орган имеет право приостановить действие лицензии в случае:

а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, а также обороноспособности и безопасности государства;

б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих его устранить выявленные нарушения.

33. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной:

а) в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора;

б) с даты ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования;

34. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

35. Основанием для аннулирования лицензии является:

а) обнаружение недостоверной или искаженной информации в документах, представленных для получения лицензии;

б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

в) незаконность решения о выдаче лицензии.

36. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до сведения лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием в 3-дневный срок с даты принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

37. Лицензирующий орган устанавливает срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев.

В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в 15-дневный срок принимает решение о возобновлении ее действия и в 3-дневный срок уведомляет о своем решении государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.

38. На период приостановления действия лицензии лицензиат сдает в лицензирующий орган лицензию и ее копии (при осуществлении деятельности на территориально обособленных объектах).

При возобновлении действия лицензии лицензирующий орган возвращает ее лицензиату. Плата при этом не взимается.

39. Лицензирующий орган информирует заинтересованные органы о приостановлении действия лицензии, о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии и аннулировании лицензии в письменной форме в течение 3 дней с даты принятия решения.

40. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) сведения о лицензиате с указанием его наименования, организационно-правовой формы, кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и места его нахождения (в том числе места нахождения территориально обособленных объектов);

б) лицензируемый вид деятельности;

в) номер лицензии и дата ее выдачи;

г) срок действия лицензии;

д) сведения о лицензирующем органе;

е) условия осуществления лицензируемого вида деятельности;

ж) сведения о переоформлении лицензии;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основание и дата аннулирования лицензии.

41. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой в той части, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну, и предоставляется на платной основе в виде выписок о лицензиатах.

42. Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.

43. Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать 3 дня с даты подачи (регистрации) соответствующего заявления при условии предъявления документа, подтверждающего оплату этой услуги.

44. За рассмотрение заявления соискателя лицензии вносится плата в размере 300 рублей, за выдачу лицензии вносится лицензионный сбор в размере 1000 рублей, за переоформление лицензии, внесение в нее изменений и выдачу новой лицензии - плата в размере 10 рублей, за предоставление из реестра лицензий информации об одном лицензиате - плата в размере 10 рублей.

45. Средства, внесенные в качестве платы за рассмотрение заявлений, выдачу, продление, переоформление лицензий и предоставление информации из реестра лицензий, зачисляются в федеральный бюджет.

46. Финансирование расходов лицензирующего органа, связанных с осуществлением лицензионной деятельности, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Российскому авиационно-космическому агентству на содержание центрального аппарата.

47. За нарушение или ненадлежащее исполнение установленного порядка лицензирования должностные лица лицензирующего органа несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

48. Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о лицензировании
деятельности по разработке,
производству и испытаниям авиационной
техники, в том числе авиационной
техники двойного назначения

ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ И УСЛУГ ПО РАЗРАБОТКЕ, ПРОИЗВОДСТВУ И ИСПЫТАНИЯМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.

Создание систем для научных исследований, систем проектирования и управления на основе компьютерных технологий.

Разработка системных и прикладных программ.

Разработка диагностических и экспертных систем.

Разработка и изготовление наземного технологического оборудования, контрольно-проверочной аппаратуры, испытательного оборудования и запасных частей.

Моделирование систем, комплексов, процессов.

Проведение экспертизы проектов.

Производство летательных аппаратов, двигателей, агрегатов и оборудования для летательных аппаратов, оборудования для контроля и диагностики, тренажеров.

Производство наземного и испытательного технологического оборудования, запасных частей.

Производство учебно-тренировочных средств и тренажеров.

Производство средств измерений и испытательного оборудования.

Проведение летных и наземных испытаний образцов авиационной техники, авиационных двигателей и оборудования.

Обеспечение испытаний летательных аппаратов летным и инженерно-техническим составом.