Зарегистрировано в Минюсте России 17 ноября 2022 г. N 70991
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 июня 2022 г. N 386
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕВИЗИОННЫХ СОЮЗОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <1>, пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <2>, абзацем пятым пункта 2 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202 <3>, приказываю:
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6076; 2021, N 24, ст. 4188.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2014, N 42, ст. 5615.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6709; 2021, N 30, ст. 5774.
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент осуществления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (далее - Административный регламент).
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2015 г. N 127 "Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов" <4>;
<4> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2015 г., регистрационный N 37454.
приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 февраля 2017 г. N 46 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов" <5>.
<5> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2017 г., регистрационный N 45763.
3. Контроль за исполнением Административного регламента возложить на первого заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации О.Н. Лут.
4. Настоящий приказ действует до 31 декабря 2024 года включительно.
Министр
Д.Н. ПАТРУШЕВ
УТВЕРЖДЕН
приказом Минсельхоза России
от 23 июня 2022 г. N 386
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕВИЗИОННЫХ СОЮЗОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ
I. Общие положения
Наименование функции
1. Федеральный государственный надзор (далее - государственный надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (далее - саморегулируемые организации).
Наименование органа, осуществляющего государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
2. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство).
3. В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> (далее - Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") Министерство при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций может привлекать к проведению проверки экспертов, экспертные организации.
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249.
Аттестация граждан и организаций, привлекаемых Министерством в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению проверок саморегулируемых организаций, осуществляется Министерством в соответствии с Правилами аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 <2>.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4142; 2018, N 1, ст. 381.
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
4. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется в соответствии с перечнем нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), размещаемым на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт Министерства, сеть "Интернет"), в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок" (далее - Единый реестр проверок) согласно Правилам формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 <3> (далее - Правила формирования и ведения единого реестра проверок).
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2021, N 17, ст. 2971.
Предмет государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
5. Предметом государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций является соблюдение саморегулируемыми организациями следующих требований, установленных Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <4> (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях") и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций (далее - обязательные требования):
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6076; 2021, N 27, ст. 5187.
1) соответствие числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями;
2) разработка и установление условий членства субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемых организациях;
3) разработка стандартов и правил предпринимательской деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
4) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных работ, услуг и иными лицами;
5) осуществление саморегулируемой организацией контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных стандартами и правилами саморегулируемой организации, условий членства в ней, а также применение мер дисциплинарного воздействия;
6) обеспечение информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
7) аттестация работников членов саморегулируемой организации или сертификация произведенных членами саморегулируемой организации работ, услуг;
8) рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами обязательных требований;
9) осуществление мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом саморегулируемой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации;
10) выполнение предписаний, выданных саморегулируемой организации.
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
6. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими структурного подразделения Министерства, уполномоченного на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (далее соответственно - должностные лица, уполномоченные на осуществление надзора, Департамент).
7. При осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций должностные лица, уполномоченные на осуществление надзора, вправе <5>:
<5> В соответствии с пунктом 9 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6709; 2021, N 30, ст. 5774) (далее - Положение о федеральном государственном надзоре).
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от саморегулируемых организаций информацию и документы по вопросам, связанным с предметом проверки;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения Министерства о проведении проверки посещать здания и помещения, используемые саморегулируемой организацией при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по государственному надзору;
3) обращаться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (далее - государственный реестр);
4) выдавать саморегулируемой организации предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения.
8. В отношении саморегулируемых организаций Министерство обязано истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р <6> (далее - межведомственный перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы.
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; 2022, N 17, ст. 2987.
9. Информационное взаимодействие осуществляется одним из следующих способов:
1) посредством направления запросов о предоставлении информации и предоставления ответов на указанные запросы в форме электронных документов, подписанных в порядке, установленном пунктом 9 Правил предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" <7>;
<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 11, ст. 1830.
2) в автоматическом или автоматизированном режимах без направления запросов о предоставлении информации.
10. Запрещается требовать от саморегулируемых организаций представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в межведомственный перечень.
11. Должностные лица, уполномоченные на осуществление надзора, обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать права и законные интересы саморегулируемых организаций, в отношении которых проводится проверка;
3) проводить проверку в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время осуществления служебных обязанностей;
5) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю саморегулируемой организации, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
6) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю саморегулируемой организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя саморегулируемой организации с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов саморегулируемой организации;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании саморегулируемой организацией;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом "О саморегулируемых организациях";
11) не требовать от саморегулируемой организации документы и сведения, представление которых не предусмотрено настоящим Административным регламентом, а также документы, которые ранее были представлены в Министерство или могут быть получены у других органов государственного контроля (надзора), кредитных и иных финансовых организаций;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя саморегулируемой организации ознакомить их с положениями настоящего Административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
13) не вмешиваться в деятельность саморегулируемой организации, в том числе при участии в проводимых саморегулируемой организацией мероприятиях, за исключением случаев выявления нарушений обязательных требований;
14) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (в случае выездной проверки);
15) в объеме и в сроки, определенные Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, вносить в Единый реестр проверок информацию о саморегулируемой организации, проведении и результатах проверок.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций
12. Руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители саморегулируемых организаций при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций вправе:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора, информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора;
4) обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора, повлекшие за собой нарушение прав саморегулируемых организаций при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке;
5) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень;
6) по собственной инициативе представлять документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень.
13. В случае если документы и (или) информация, представленные проверяемой саморегулируемой организацией, не соответствуют документам и (или) информации, полученным Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия, должностные лица, уполномоченные на осуществление надзора, информируют об этом руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя саморегулируемой организации с требованием представить необходимые пояснения в письменной форме.
Проверяемая саморегулируемая организация, направляющая в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в документах, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
14. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель саморегулируемой организации при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций обязаны:
1) обеспечивать при необходимости присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя саморегулируемой организации при проведении проверки;
2) представлять по запросам должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора, относящуюся к предмету проверки информацию (документы, сведения), включая их заверенные копии, письменные пояснения, в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса (при проведении мероприятий по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в форме документарных проверок), в течение двух рабочих дней со дня получения запроса (при проведении мероприятий по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в форме выездных проверок);
3) предоставлять возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, и обеспечивать доступ проводящих выездную проверку должностных лиц в помещения и территории, которые занимает саморегулируемая организация, в отношении которой проводится мероприятие по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;
4) предоставлять места для осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в период проведения выездной проверки в служебном помещении по месту нахождения саморегулируемой организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.
Описание результата осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
15. Результатом осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций являются:
1) выявление и пресечение нарушений саморегулируемыми организациями обязательных требований;
2) установление соответствия деятельности саморегулируемых организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям.
16. Результатами административных процедур, осуществляемых в рамках государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, являются:
1) при проведении проверки саморегулируемой организации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства:
составление акта проверки саморегулируемой организации;
принятие мер, указанных в пункте 82 настоящего Административного регламента, в случае выявления нарушений обязательных требований;
2) при анализе отчетов саморегулируемых организаций - принятие мер, указанных в пункте 82 настоящего Административного регламента, в случае выявления нарушений обязательных требований;
3) при принятии мер, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля":
вынесение предписания об устранении выявленных нарушений;
подготовка документов, предусмотренных пунктами 88, 90 настоящего Административного регламента.
Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций и достижения целей и задач проведения проверки
17. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки у проверяемой саморегулируемой организации <8>:
<8> В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 и подпунктом "а" пункта 9 Положения о федеральном государственном надзоре.
1) отраслевые правила (стандарты) деятельности саморегулируемых организаций, предусматривающие:
а) правила осуществления ревизионными союзами ревизий и оказания сопутствующих им услуг;
б) требования к формированию членами саморегулируемой организации своих органов управления и к квалификации работников, осуществляющих ревизии и оказывающих сопутствующие им услуги;
в) правила ведения учета и составления отчетности, представляемой в саморегулируемую организацию ее членами, порядок представления отчетности и иной информации о деятельности членов саморегулируемых организаций, а также утвержденную форму отчета;
г) порядок реализации результатов проверок, проведенных саморегулируемой организацией в отношении своих членов, порядок ознакомления с ними других членов саморегулируемой организации;
д) требования к предоставлению информации для проверок, осуществляемых саморегулируемой организацией;
е) порядок применения мер ответственности в отношении членов саморегулируемой организации и их работников при выявлении нарушений в их деятельности;
ж) положение о контроле за исполнением санкций и иных мер, применяемых к членам саморегулируемой организации и их работникам, и порядок учета этих санкций;
з) порядок размещения средств компенсационного фонда в целях его сохранения и увеличения, меры контроля за целевым использованием средств компенсационного фонда, порядок ведения саморегулируемой организацией учета по операциям со средствами, предназначенными для компенсационных выплат;
и) правила саморегулируемой организации о порядке и размерах внесения в компенсационный фонд дополнительных взносов в случае недостаточности средств компенсационного фонда для осуществления компенсационных выплат, утвержденные решением общего собрания членов саморегулируемых организаций;
к) положение о порядке и нормах распределения между членами саморегулируемой организации издержек, выплат и сборов, образующихся в процессе осуществления ее уставной деятельности, в том числе в связи с недостаточностью средств компенсационного фонда;
л) программа саморегулируемой организации по проведению проверок ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (далее - РССК);
2) сведения о проведенных саморегулируемой организацией проверках деятельности членов саморегулируемой организации и о результатах этих проверок;
3) информация об изменении наименования саморегулируемой организации, ее адреса в пределах места ее нахождения, адреса официального сайта (при наличии таких изменений);
4) отчет о размере компенсационного фонда саморегулируемой организации и его использовании;
5) выписка из лицевого счета, подтверждающая размещение на счете саморегулируемой организации средств компенсационного фонда;
6) отчеты РССК о количестве кооперативов, входящих в ревизионный союз;
7) годовые отчеты о деятельности РССК;
8) положение о порядке членства в саморегулируемой организации;
9) журнал учета отказов в приеме в члены саморегулируемой организации;
10) план проведения проверок деятельности РССК - членов саморегулируемой организации, утвержденный президентом саморегулируемой организации;
11) реестр РССК и ревизоров-консультантов, который ведется саморегулируемой организацией;
12) план ежегодного повышения квалификации ревизоров-консультантов;
13) программа квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата ревизора-консультанта;
14) программа повышения квалификации ревизоров-консультантов на текущий год и протокол ее утверждения;
15) форма сертификата, выдаваемого ревизору-консультанту, прошедшему ежегодное повышение квалификации;
16) копии протоколов аттестационной комиссии саморегулируемой организации;
17) форма проведения и порядок сдачи экзаменов при заочном повышении квалификации;
18) уведомление руководителей РССК о порядке проведения заочного повышения квалификации для ревизоров-консультантов, не прошедших очное повышение квалификации;
19) протоколы саморегулируемой организации о рассмотрении дел о применении к РССК - членам саморегулируемой организации, их должностным лицам и ревизорам-консультантам мер ответственности, принятия решения о применении или об отмене таких мер в порядке, предусмотренном уставом и правилами саморегулируемой организации;
20) порядок ведения реестра членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, который осуществляется саморегулируемой организацией;
21) положение о внутреннем контроле РССК (при наличии);
22) положение о дисциплинарной комиссии РССК (при наличии);
23) положение о наблюдательном совете РССК (при наличии);
24) положение о научно-методическом совете РССК (при наличии);
25) положение о президенте саморегулируемой организации (при наличии);
26) положение об общем собрании саморегулируемой организации (при наличии).
18. В случае если сведения, содержащиеся в документах, представленных в Министерство, недостоверны либо эти сведения не позволяют оценить исполнение саморегулируемой организацией обязательных требований, Министерство направляет в адрес саморегулируемой организации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
19. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных саморегулируемой организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, информация об этом направляется саморегулируемой организации с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
II. Требования к порядку осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
Порядок информирования об осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
20. Информирование по вопросам осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора, посредством электронной почты, по справочным телефонам, телефонам-автоинформаторам (при наличии), а также путем размещения информации на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", на информационных стендах в доступных для ознакомления помещениях Министерства.
21. Информация по вопросам осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций включает:
1) перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
2) сроки осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;
3) порядок получения информации по вопросам осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, сведений о ходе осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;
4) результаты осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, порядок направления документа, являющегося результатом осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;
5) сведения о месте нахождения, графике работы, справочных телефонах, телефонах-автоинформаторах (при наличии), адресе официального сайта Министерства в сети "Интернет", а также электронной почте;
6) порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, а также его должностных лиц.
22. Информация о месте нахождения, графике работы, справочных телефонах, телефонах-автоинформаторах (при наличии), адресе официального сайта и электронной почте Министерства размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", а также на информационных стендах в доступных для ознакомления местах.
Срок осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
23. Срок проведения проверки (продолжительность времени между датой начала проверки и датой окончания проверки) не может превышать двадцати рабочих дней.
24. Срок проведения выездной проверки, установленный при назначении выездной проверки, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз, может быть продлен на основании распоряжения Министерства в связи с мотивированными предложениями должностных лиц Департамента, но не более чем на двадцать рабочих дней.
25. Общий срок проведения проверки с учетом предусмотренного пунктом 24 настоящего Административного регламента срока продления не может превышать сорок рабочих дней.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
Исчерпывающий перечень административных процедур
26. Осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций включает в себя следующие административные процедуры:
1) подготовка плановой проверки;
2) подготовка внеплановой проверки;
3) подготовка программы проверки;
4) осуществление плановой (внеплановой) проверки и оформление акта проверки;
5) принятие мер при выявлении нарушений в деятельности саморегулируемых организаций.
Подготовка плановой проверки
27. Основанием для проведения плановой проверки является план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждаемый Министерством в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - план проведения проверок).
28. Основанием для включения саморегулируемых организаций в план проведения проверок является истечение трех лет со дня:
1) включения организации в государственный реестр;
2) окончания проведения последней плановой проверки саморегулируемых организаций.
29. Проект плана проведения проверок (далее - проект плана) составляется Департаментом в соответствии с типовой формой плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющейся приложением к Правилам подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 <9>.
<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2019, N 5, ст. 393.
30. Проект плана формируется на основе поручений Министра сельского хозяйства Российской Федерации, его заместителей, предложений Департамента.
31. Проект плана составляется не позднее 30 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок.
32. При подготовке проекта плана Департамент учитывает следующие критерии:
1) законность, своевременность и периодичность проведения проверок;
2) актуальность и обоснованность планируемых проверок;
3) степень обеспеченности Министерства ресурсами (материальными, трудовыми и финансовыми);
4) оптимальность планируемых мероприятий, равномерность распределения нагрузки (по временным и трудовым ресурсам);
5) наличие резерва времени для выполнения внеплановых проверок.
33. В проекте плана указываются следующие сведения:
1) наименование проверяемой саморегулируемой организации, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), дата государственной регистрации;
2) цель и основание проведения плановой проверки;
3) дата начала проведения плановой проверки;
4) срок проведения плановой проверки;
5) адрес саморегулируемой организации в пределах места ее нахождения или место фактического осуществления деятельности саморегулируемой организации;
6) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку.
34. Департамент не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет проект плана на согласование в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
35. Согласование проекта плана с Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
36. Согласованный с Генеральной прокуратурой Российской Федерации проект плана утверждается Министром сельского хозяйства Российской Федерации (его заместителем) и до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
37. При внесении Генеральной прокуратурой Российской Федерации замечаний или предложений Министерство по итогам их рассмотрения направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденный Министром сельского хозяйства Российской Федерации (его заместителем) план проведения проверок.
38. Утвержденный Министром сельского хозяйства Российской Федерации (его заместителем) план проведения проверок доводится до сведения саморегулируемых организаций посредством его размещения на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" либо иным доступным способом не позднее 15 января года проведения проверок.
39. Внесение изменений в план проведения проверок допускается в следующих случаях:
1) исключение проверки из плана проведения проверок:
в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности саморегулируемой организации вследствие ее ликвидации;
в связи с прекращением саморегулируемой организацией деятельности, подлежащей проверке;
2) изменения сведений о саморегулируемой организации, указанных в плане проведения проверок:
в связи с изменением адреса саморегулируемой организации;
в связи с изменением наименования саморегулируемой организации.
40. Сведения о внесенных в план проведения проверок изменениях направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня их внесения на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений.
41. Решение о проведении плановой проверки саморегулируемой организации оформляется распоряжением Министерства о проведении проверки (далее - распоряжение Министерства) в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <10> (далее - приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141).
<10> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915, с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264) и от 30 сентября 2016 г. N 620 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2016 г., регистрационный N 44118).
Проект распоряжения Министерства представляется на подпись Министру сельского хозяйства Российской Федерации (его заместителю).
42. Результатами исполнения административной процедуры и порядком его передачи являются:
1) утвержденный Министром сельского хозяйства Российской Федерации (его заместителем) план проведения проверок и его направление в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;
2) подписанное Министром сельского хозяйства Российской Федерации (его заместителем) распоряжение Министерства о проведении плановой проверки и его размещение в Едином реестре проверок.
43. Способами фиксации результата выполнения административной процедуры подготовки плановой проверки являются:
1) размещение плана проведения проверок на официальном сайте Министерства в сети Интернет;
2) регистрация распоряжения Министерства о проведении плановой проверки.
Подготовка внеплановой проверки
44. Основанием для проведения внеплановой проверки является распоряжение Министерства, изданное в связи с:
1) истечением срока исполнения саморегулируемой организацией выданного Министерством предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступлением в Министерство обращений (заявлений) граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и из средств массовой информации о фактах нарушения обязательных требований;
3) наличием распоряжения Министерства о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках государственного надзора за исполнением законов по поступившим в Генеральную прокуратуру Российской Федерации материалам и обращениям.
45. Обращения и заявления, не позволяющие установить заявителя, обратившегося в Министерство, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 44 настоящего Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
46. Внеплановая выездная проверка проводится по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 44 настоящего Административного регламента, после согласования с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
47. При наличии оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 44 настоящего Административного регламента, Департаментом подготавливается докладная записка на имя Министра сельского хозяйства Российской Федерации.
48. При подготовке докладной записки о проведении внеплановой проверки Департамент учитывает следующие критерии:
1) законность назначения внеплановой проверки;
2) обоснованность назначения внеплановой проверки;
3) степень обеспеченности Министерства ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми).
49. Решение о проведении внеплановой проверки оформляется распоряжением Министерства в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141.
50. Результатом исполнения административной процедуры и порядком его передачи является подписанное Министром сельского хозяйства Российской Федерации (его заместителем) распоряжение Министерства о проведении внеплановой проверки и ознакомление с ним саморегулируемой организации.
51. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры подготовки проверки является регистрация распоряжения Министерства о проведении внеплановой проверки.
Подготовка программы проверки
52. Основаниями принятия решения о начале подготовки программы проверки являются:
1) утвержденный Министром сельского хозяйства Российской Федерации (его заместителем) план (в случае проведения плановой проверки);
2) подписанное Министром сельского хозяйства Российской Федерации (его заместителем) распоряжение Министерства (в случае проведения плановой и внеплановой проверки).
53. Проведение проверки саморегулируемой организации осуществляется в соответствии с программой проверки.
54. Программа проверки саморегулируемой организации составляется и утверждается до начала проверки.
55. Составление программы проверки саморегулируемой организации осуществляет Департамент.
56. Программа проверки должна содержать:
1) объект проверки;
2) основания для проведения проверки;
3) цель проверки;
4) предмет проверки;
5) перечень основных вопросов, по которым осуществляется государственный надзор.
57. Цель проверки в программе проверки указывается в соответствии с планом проведения проверок либо в соответствии с документами, послужившими основанием для назначения проверки (в случае проведения внеплановых проверок).
58. Результатом исполнения административной процедуры и порядком его передачи является подписанная руководителем Департамента программа проверки и ознакомление с ней саморегулируемой организации.
59. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры подготовки программы проверки является подписание директором Департамента программы проверки саморегулируемой организации.
Осуществление плановой (внеплановой) проверки и оформление акта проверки
60. Основанием для осуществления административной процедуры является распоряжение Министерства.
61. В отношении саморегулируемых организаций проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок.
62. Проверки проводятся комиссией в составе должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора (далее - комиссия). Руководство комиссией осуществляется председателем, назначаемым из числа членов комиссии.
63. Состав комиссии и председатель комиссии определяются и изменяются распоряжением Министерства.
64. О проведении плановой проверки Министерство уведомляет саморегулируемую организацию не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения Министерства о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
65. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление надзора, совместно с руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем саморегулируемой организации определяет лиц, с которыми будет осуществляться взаимодействие в ходе проверки, и временной режим проверки (с учетом действующего режима работы саморегулируемой организации).
66. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление надзора, осуществляет проверку, в ходе которой запрашивает и получает от работников саморегулируемой организации в рамках предмета проверки необходимые документы (информацию) за проверяемый период, а также письменные пояснения по вопросам, возникающим в ходе проверки.
Запрашиваемые документы (информацию) саморегулируемая организация вправе представить как в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя саморегулируемой организации, так и в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя саморегулируемой организации, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемой саморегулируемой организации.
67. Документы саморегулируемой организации, необходимые для проведения проверки, представляются должностному лицу, уполномоченному на осуществление надзора.
68. Передача запрашиваемых документов при плановой выездной проверке осуществляется по акту приема-передачи.
69. Должностным лицом, уполномоченным на осуществление надзора, проводится анализ необходимой информации для составления акта проверки саморегулируемой организации.
70. По результатам проверки должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора, составляется акт проверки по типовой форме акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141.
71. Акт проверки должен быть пронумерован, не должен иметь подчисток, приписок.
72. К акту проверки прилагаются документы или их копии, связанные с проверкой, объяснения работников саморегулируемой организации, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
73. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю саморегулируемой организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя саморегулируемой организации, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства.
74. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю саморегулируемой организации под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства.
75. Выявленные нарушения обязательных требований указываются в акте проверки со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций, которые нарушены.
76. В акте проверки также указываются (в случае их наличия) нарушения саморегулируемой организацией нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Министерства, для направления копии акта проверки с указанными выявленными нарушениями в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы, к компетенции которых относятся выявленные нарушения.
При согласии проверяемой саморегулируемой организации на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт проверки, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю саморегулируемой организации. При этом акт проверки, направленный саморегулируемой организации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт проверки, направляется способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа.
77. В журнале учета проверок, оформленном в соответствии с типовой формой журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141, должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности уполномоченных на осуществление надзора лиц, и их подписи.
78. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается запись о его отсутствии.
79. Результатом исполнения административной процедуры и порядком его передачи является оформленный акт проверки и его направление в адрес саморегулируемой организации.
80. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры осуществления плановой (внеплановой) проверки является размещение акта проверки в Едином реестре проверок.
Принятие мер при выявлении нарушений в деятельности саморегулируемых организаций
81. Основанием для принятия мер являются указанные в акте проверки нарушения обязательных требований, выявленные в деятельности саморегулируемых организаций в ходе проверки.
82. В случае выявления нарушений в деятельности саморегулируемых организаций должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора, принимаются следующие меры:
1) вынесение предписания об устранении выявленных нарушений (далее - предписание);
2) направление в арбитражный суд заявления об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра;
3) исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра (в случае вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра);
4) направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы (в случае выявления нарушения саморегулируемыми организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Министерства).
83. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <11>.
<11> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235; 2022, N 32, ст. 5809.
84. В предписании об устранении выявленных нарушений (далее - предписание) указываются:
1) дата вынесения предписания;
2) наименование и адрес саморегулируемой организации в пределах места нахождения ее, в адрес которой направляется предписание;
3) содержание нарушений (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые нарушены, и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям проверенной саморегулируемой организации);
4) срок устранения нарушения;
5) срок извещения должностного лица, вынесшего предписание, о принятии мер по устранению перечисленных в предписании нарушений.
85. Решение о продлении сроков устранения нарушений принимается Министерством при наличии ходатайства саморегулируемой организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер.
86. В случае выявления нарушения саморегулируемой организацией обязательных требований должностное лицо, уполномоченное на осуществление надзора, направляет в саморегулируемую организацию одновременно с актом проверки предписание об их устранении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю саморегулируемой организации.
87. О принятом решении о продлении сроков исполнения предписания саморегулируемая организация информируется письмом в течение одного дня со дня принятия такого решения по электронной почте.
88. При неисполнении саморегулируемой организацией требований предписания об устранении нарушений в соответствии с пунктом 24 статьи 33.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <12> Министерство направляет в арбитражный суд заявление об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра.
<12> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4870; 2006, N 45, ст. 4635.
89. Обращение в арбитражный суд готовится Департаментом правового обеспечения Министерства совместно с должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора.
90. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
91. Саморегулируемая организация, проверка которой проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Министерство в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом саморегулируемая организация вправе приложить к указанным возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Министерство.
92. Председатель комиссии рассматривает обоснованность поступивших возражений по акту проверки и готовит по ним письменный ответ в установленном порядке. Копия ответа и оригинал возражений приобщаются к материалам проверки.
93. Ответ на возражения по акту проверки направляется проверенной саморегулируемой организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной саморегулируемой организации.
94. Ответ на возражения по акту проверки подготавливается и направляется Департаментом проверенной саморегулируемой организации в течение тридцати рабочих дней с момента получения указанных возражений.
95. Результатом исполнения административной процедуры и порядком его передачи являются меры, принятые по результатам проверки, и ознакомление с ними саморегулируемой организации.
96. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры принятия мер при выявлении нарушений в деятельности саморегулируемых организаций является размещение должностным лицом, уполномоченным на осуществление надзора, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем принятия Министром сельского хозяйства Российской Федерации (его заместителем) решения о применении к проверенной саморегулируемой организации мер воздействия по результатам проверки, информации о мерах, принятых по результатам проверки в Едином реестре проверок.
IV. Порядок и формы контроля за осуществлением государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами Министерства положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, а также за принятием ими решений государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (далее - текущий контроль)
97. Министерство осуществляет текущий контроль, ведет учет случаев ненадлежащего осуществления должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора, своих служебных обязанностей, проводит проверки и принимает в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" меры в отношении таких должностных лиц Министерства.
О мерах, принятых в отношении виновных должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора, в течение десяти календарных дней со дня принятия таких мер Министерство обязано сообщить в письменной форме саморегулируемой организации, права и (или) законные интересы которой нарушены.
98. Текущий контроль осуществляется должностными лицами Министерства по каждой процедуре в соответствии с установленными настоящим Административным регламентом содержанием и сроками действий, а также путем проведения директором Департамента проверок исполнения должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора, положений настоящего Административного регламента.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
99. Контроль за полнотой и качеством осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций включает проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав саморегулируемых организаций, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора.
Проверки полноты и качества осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций могут быть плановыми и внеплановыми. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок устанавливаются директором Департамента.
По результатам проверок в случае выявления нарушений прав граждан и организаций виновные лица привлекаются к ответственности, установленной Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Для проведения проверки создается комиссия, в состав которой включаются должностные лица Министерства.
Результаты проверки оформляются в акте, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.
Ответственность должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора, за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
100. Должностные лица, уполномоченные на осуществление надзора, несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка исполнения административных процедур, правильность и обоснованность принятых решений, законность применяемых мер, соблюдение порядка их применения и соответствие применяемых мер совершенным нарушениям, соблюдение прав проверяемых саморегулируемых организаций.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление надзора, в случае ненадлежащего исполнения своих функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
101. Саморегулируемые организации, граждане, их объединения и организации имеют право направлять в Министерство обращения по вопросам осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, а также заявления и жалобы с сообщением о нарушении должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора, требований настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, а также его должностных лиц
Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
102. Саморегулируемая организация вправе подать жалобу на действия (бездействие) органа, осуществляющего государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций, а также его должностных лиц и решения, принятые (осуществляемые) в ходе осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в досудебном (внесудебном) порядке.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
103. В досудебном (внесудебном) порядке обжалуются действия (бездействие) и решения должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения Министерством жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
104. В случае если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр сельского хозяйства Российской Федерации (его заместитель) вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направленные жалобы направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу, в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <13> (далее - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
<13> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2018, N 53, ст. 8454.
105. При получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, жалоба может быть оставлена без ответа по существу поставленных в ней вопросов с одновременным сообщением заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
106. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в Министерство от заявителя в письменном виде по почте, по электронной почте либо непосредственно в структурное подразделение Министерства, ответственное за регистрацию документов.
107. В жалобе указываются либо наименование государственного органа, в который направляется жалоба, либо должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, уполномоченного на осуществление надзора, а также полное наименование для юридического лица, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, уведомление о переадресации жалобы, излагается суть жалобы, ставятся личная подпись и дата.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.
Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
108. Заявитель вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
109. Поступившие в Министерство жалобы направляются структурным подразделением, ответственным за регистрацию документов, для ответа заместителям Министра сельского хозяйства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) и директору Департамента.
Сроки рассмотрения жалобы
110. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с даты ее регистрации в структурном подразделении Министерства, ответственном за регистрацию документов.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса другим государственным органам, иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов руководство Министерства продлевает срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать календарных дней, письменно уведомив об этом заявителя незамедлительно.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования
111. По результатам рассмотрения жалобы может быть полное, частичное удовлетворение заявленных претензий либо отказ в их удовлетворении с обоснованием причин.
112. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте, по электронной почте.
113. Если заявитель не удовлетворен решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы, или решение не было принято, то заявитель вправе обратиться с жалобой на решения и действия (бездействие) Министерства, а также его должностных лиц в суд.