Письмо ЦБ РФ от 25.11.2022 N 59-8-2/53103

"О предоставлении кредитных каникул ООО, в котором мобилизован единственный участник, а также членам семьи военнослужащих, получившим кредит в целях осуществления предпринимательской деятельности"

Данный документ дополнен Письмом ЦБ РФ от 28.12.2022 N 59-8-2/60208.

Вопрос: У банков - членов АРБ возникли вопросы в части применения Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее - Закон N 106-ФЗ), а также Федерального закона от 07.10.2022 N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 377-ФЗ).

В связи с внесением Федеральным законом от 20.10.2022 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) изменений в Закон N 106-ФЗ, в том числе путем включения в него ст. 7.3 <1>, возникли следующие вопросы, требующие оперативного разрешения.

<1> Статья 5 Закона N 406-ФЗ.

1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7.3 Закона N 106-ФЗ одним из условий обращения заемщика к кредитору с требованием об установлении льготного периода является факт призыва единственного участника общества с ограниченной ответственностью, являющегося заемщиком, на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Верно ли понимание того, что к указанной категории заемщиков относятся только заемщики, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (то есть военнослужащие, указанные в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 377-ФЗ, не относятся к данной категории заемщиков)?

2. В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 Закона N 106-ФЗ срок льготного периода рассчитывается как срок мобилизации, увеличенный на 90 дней, и продлевается на период нахождения участника общества в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в стационарных условиях на излечении от увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в период военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации, а в случае признания участника общества безвестно отсутствующим - также на период до отмены решения суда о признании участника общества безвестно отсутствующим либо до объявления участника общества судом умершим.

При предоставлении "кредитных каникул" кредитору необходимо понимать, на какой срок изменяются условия кредитного обязательства / в течение какого периода времени он не может воспользоваться предоставленными ему законодательством правами. Поскольку кредитор не имеет возможности определить момент окончания действия "кредитных каникул", возникает вопрос: каким образом при установлении льготного периода он должен определить момент его окончания (ставится "открытая дата" или определяется минимальный срок (какой именно) с возможностью продления)?

Аналогичный вопрос возникает по установлению льготного периода в рамках Закона N 377-ФЗ.

3. Согласно п. 4 ст. 7.3 Закона N 106-ФЗ заемщик при представлении требования, указанного в ч. 1 данной статьи, вправе приложить документы, подтверждающие факт мобилизации участника общества. В случае если заемщик не представил указанные документы, кредитор после предоставления льготного периода вправе потребовать представления таких документов у заемщика. В случае получения такого требования от кредитора заемщик обязан представить указанные документы не позднее окончания льготного периода.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона N 377-ФЗ военнослужащий при представлении требования об изменении условий кредитного договора, предусматривающего приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период, вправе приложить документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации его участие в специальной военной операции.

В связи с этим возникает вопрос: правильно ли понимание того, что для целей предоставления льготного периода мобилизованному индивидуальному предпринимателю (в рамках Закона N 377-ФЗ) и для целей предоставления льготного периода обществу с ограниченной ответственностью, в котором мобилизован единственный участник (в рамках Закона N 406-ФЗ), должны представляться разные подтверждающие документы?

Также в дополнение к ранее направленным вопросам <2> по применению Закона N 377-ФЗ требуют рассмотрения следующие вопросы.

<2> Письмо АРБ от 24.10.2022 N А-02/5-479.

1. Имеют ли право члены семьи военнослужащих, указанных в п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 377-ФЗ, требовать предоставления льготного периода по кредитным договорам, заключенным ими (соответствующими членами семьи) в предпринимательских целях?

2. Как следует из ч. 6 ст. 8 Закона N 377-ФЗ, положения данной статьи, ст. ст. 1 - 3 Закона N 377-ФЗ и законодательных актов, измененных Законом N 377-ФЗ, распространяются на лиц, проходящих службу в управлениях (отделах, службах, отрядах) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (в пограничных органах) на территории Российской Федерации, обеспечивающих проведение специальной военной операции, и членов их семей, определенных в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона N 377-ФЗ.

Частью 1 ст. 1 Закона N 377-ФЗ определяются моменты заключения кредитных договоров, имеющие значение для возможности признания лица заемщиком в целях применения Закона N 377-ФЗ. Однако в отношении лиц, проходящих вышеуказанную службу в пограничных органах, момент заключения ими кредитных договоров не определен.

В связи с этим возникает вопрос: до какой даты должен быть заключен кредитный договор с соответствующим лицом, проходящим службу в пограничных органах, в целях признания его и (или) членов его семьи заемщиком(ами) согласно требованиям Закона N 377-ФЗ?

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 ноября 2022 г. N 59-8-2/53103

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России рассмотрела обращение от 27.10.2022 (далее - обращение) о порядке применения отдельных положений Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее - Федеральный закон N 106-ФЗ) и сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не обладает полномочиями по толкованию положений федерального законодательства. Вместе с тем по существу поставленных в обращении вопросов полагаем возможным отметить следующее.

По вопросам применения Федерального закона N 106-ФЗ

По вопросу 1

Полагаем возможным согласиться с изложенной в обращении позицией. В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Федерального закона N 106-ФЗ льготный период может быть предоставлен обществу с ограниченной ответственностью при одновременном соблюдении ряда условий, одним из которых является наличие единственного участника, который призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 7.3 Федерального закона N 106-ФЗ).

По вопросу 2

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Федерального закона N 106-ФЗ срок льготного периода рассчитывается как срок мобилизации, увеличенный на 90 дней, и продлевается на период нахождения участника общества в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в стационарных условиях на излечении от увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в период военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации, а в случае признания участника общества безвестно отсутствующим - также на период до отмены решения суда о признании участника общества безвестно отсутствующим либо до объявления участника общества судом умершим.

В связи с изложенным, а также принимая во внимание, что в настоящее время продолжительность льготного периода на дату его начала неизвестна, кредитной организации для целей бухгалтерского учета необходимо самостоятельно сформировать профессиональное суждение о сроке льготного периода.

По вопросу 3

Следует отметить, что Федеральный закон от 07.10.2022 N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) предусматривает более широкий перечень оснований предоставления льготного периода, чем статья 7.3 Федерального закона N 106-ФЗ. В частности, по статье 7.3 льготный период предоставляется лишь в связи с мобилизацией единственного участника общества - заемщика. При этом факт мобилизации может подтверждаться одинаковыми документами как для целей Федерального закона N 377-ФЗ, так и для целей Федерального закона N 106-ФЗ.

По вопросам применения Федерального закона N 377-ФЗ

По вопросу 1

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ с требованием о предоставлении льготного периода вправе обратиться члены семьи военнослужащего. При этом следует отметить, что в отличие от пунктов 1 и 3 части 1 статьи 1 указанного Федерального закона данная норма не содержит указания на возможность обращения с соответствующим требованием члена семьи, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем полагаем, что Федеральный закон N 377-ФЗ не распространяется на кредиты (займы) членов семьи военнослужащего, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, полученные в целях осуществления ими предпринимательской деятельности.

По вопросу 2 позиция будет представлена дополнительно после ее согласования с заинтересованными структурными подразделениями Банка России.

Заместитель руководителя
Е.С. НЕНАХОВА