Постановление Правительства РФ от 09.12.2022 N 2274

"Об особенностях осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и о внесении изменений в основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178"
Редакция от 09.12.2022 — Действует с 12.12.2022

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2022 г. N 2274

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ В ПРЕДЕЛАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ) В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2011 Г. N 1178

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 и абзацем третьим пункта 5 статьи 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об особенностях осуществления оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем (далее - Положение);

изменения, которые вносятся в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2022, N 36, ст. 6236).

2. Установить, что:

особенности осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, установленные Положением, применяются в течение периода с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно;

требования пунктов 11 и 12 Положения о необходимости согласования с системным оператором документации, разработанной при технологическом присоединении объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, и технических решений по строительству, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов электроэнергетики, предусмотренных такой документацией, не распространяются на документацию, согласованную и утвержденную в установленном законодательством Российской Федерации порядке, до вступления в силу Положения;

Положение действует до 15 января 2024 г. включительно.

3. Министерству энергетики Российской Федерации обеспечить мониторинг подготовки и осуществления передачи субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и принятия системным оператором:

функций диспетчерского управления (ведения) в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств, входящих в состав технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, 28 декабря 2023 г. в 12 часов 00 минут по местному времени;

функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в полном объеме 31 декабря 2023 г.

4. Федеральной антимонопольной службе в месячный срок пересмотреть установленные на второе полугодие 2023 г. цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и осуществления проектирования развития электроэнергетических систем, оказываемые акционерным обществом "Системный оператор Единой энергетической системы", в целях учета при их установлении расходов системного оператора, связанных с организацией выполнения им функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в переходный период до 31 декабря 2023 г.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 декабря 2022 г. N 2274

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ В ПРЕДЕЛАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1. Настоящее Положение устанавливает особенности осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, в том числе в части передачи системному оператору электроэнергетических систем России (далее - системный оператор) необходимых документов и информации, организации систем связи и порядка взаимодействия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, зонами диспетчерской ответственности которых до 31 декабря 2023 г. включительно являются технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, перечень которых определен Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" (далее - субъекты оперативно-диспетчерского управления), других субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с системным оператором на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно (далее - переходный период).

2. Субъекты оперативно-диспетчерского управления обязаны передать системному оператору 28 декабря 2023 г. в 12 часов 00 минут по местному времени, а системный оператор в указанные дату и время принять функции диспетчерского управления (ведения) в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств, входящих в состав технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

Передача субъектами оперативно-диспетчерского управления системному оператору функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в полном объеме осуществляется 31 декабря 2023 г.

3. Порядок осуществления технологического взаимодействия субъектов оперативно-диспетчерского управления с системным оператором при осуществлении в течение переходного периода функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также при подготовке к передаче системному оператору функций по оперативно-диспетчерскому управлению технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, включая порядок и сроки представления системному оператору документов и информации, согласования с ним соответствующих решений и документов, порядок участия системного оператора в переходный период в осуществлении субъектами оперативно-диспетчерского управления функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в иных формах, определяется настоящим Положением и соглашением о взаимодействии, заключаемым между каждым субъектом оперативно-диспетчерского управления и системным оператором.

Субъекты оперативно-диспетчерского управления и системный оператор обязаны до 15 декабря 2022 г. согласовать условия взаимодействия на переходный период и заключить в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации указанные в абзаце первом настоящего пункта соглашения о взаимодействии.

4. Системный оператор не позднее 1 февраля 2023 г. обязан сформировать и довести до сведения субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы:

а) перечень линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы и в отношении которых системный оператор будет осуществлять диспетчерское управление (ведение) начиная с 28 декабря 2023 г. (далее - перечень объектов диспетчеризации);

б) перечень устройств релейной защиты и автоматики, в отношении которых системный оператор начиная с 1 января 2024 г. будет выполнять функции по расчету и выбору параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования в соответствии с распределением функций по расчету и выбору параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, предусмотренным правилами взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе ( далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

5. В течение переходного периода субъекты оперативно-диспетчерского управления обязаны передавать системному оператору:

документы и информацию, полученные ими в соответствии с правилами предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - правила предоставления информации), от субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих объектами электроэнергетики или энергопринимающими устройствами, а также комплексами и устройствами релейной защиты и автоматики, включенными системным оператором в указанные в пункте 4 настоящего Положения перечни, - не позднее 5 рабочих дней со дня получения таких документов и (или) информации;

информацию, полученную ими от субъектов электроэнергетики в соответствии с пунктом 117 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", в отношении каждого из объектов по производству электрической энергии установленной генерирующей мощностью 5 МВт и более, функционирующих в составе технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, - начиная с 1 октября 2023 г. в день получения такой информации.

В течение переходного периода субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие объектами электроэнергетики или энергопринимающими устройствами, комплексами и устройствами релейной защиты и автоматики, включенными системным оператором в указанные в пункте 4 настоящего Положения перечни, и системный оператор осуществляют взаимодействие между собой для организации предоставления начиная с 1 января 2024 г. субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии документов и информации, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, непосредственно в диспетчерские центры системного оператора. В ходе указанного взаимодействия в том числе осуществляется предоставление такими субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в диспетчерские центры системного оператора соответствующих документов и информации в тестовом режиме.

Субъекты оперативно-диспетчерского управления, совмещающие деятельность по производству и купле-продаже (поставке) электрической энергии и (или) передаче электрической энергии с деятельностью по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, обязаны предоставлять системному оператору в течение переходного периода информацию о принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электроэнергетики в объеме, порядке и сроки, которые определены правилами предоставления информации для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

6. Помимо указанной в пункте 5 настоящего Положения информации субъекты оперативно-диспетчерского управления обязаны передать системному оператору в течение переходного периода следующие документы и информацию, связанные с осуществлением ими деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению соответствующими технологически изолированными электроэнергетическими системами:

а) в срок до 15 февраля 2023 г.:

информацию о технических параметрах и характеристиках линий электропередачи, оборудования объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, полученную субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с правилами предоставления информации, - в отношении объектов электроэнергетики, оборудования, включенных системным оператором в перечень объектов диспетчеризации, сформированный в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения, по состоянию на указанную в абзаце первом настоящего подпункта дату;

нормальные схемы электрических соединений технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также имеющиеся у субъектов оперативно-диспетчерского управления нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объектов электроэнергетики, входящих в состав указанных электроэнергетических систем, оборудование которых будет относиться к объектам диспетчеризации системного оператора, утвержденные на 2023 год;

перечень технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям в составе технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы (далее - технические условия для технологического присоединения) энергопринимающих устройств максимальной мощностью 150 кВт и выше;

копии согласованных субъектами оперативно-диспетчерского управления и не завершенных выполнением технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электросетевого хозяйства максимальной мощностью более 5 МВт, объектов по производству электрической энергии установленной генерирующей мощностью более 5 МВт, а также копии проектной документации по исполнению таких технических условий и проектной документации на строительство (реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение) объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше, в отношении которых выполнение указанных работ не завершено;

б) акты об общесистемных технических параметрах и характеристиках функционирующего в составе технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы генерирующего оборудования, составленные и утвержденные в соответствии с правилами проведения испытаний и определения общесистемных технических параметров и характеристик генерирующего оборудования, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - в срок до 1 мая 2023 г., а в дальнейшем в течение 5 рабочих дней со дня получения такого акта субъектом оперативно-диспетчерского управления от собственника или иного законного владельца генерирующего оборудования;

в) утвержденные субъектом оперативно-диспетчерского управления сводные месячные графики ремонта энергетического оборудования, линий электропередачи, электросетевого оборудования и сводные месячные графики технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики (далее - устройства защиты), а также средств диспетчерского и технологического управления (далее - средства управления) - не позднее 24-го числа каждого месяца, предшествующего планируемому, в течение периода с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно;

г) проекты инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и вносимых в инвестиционные программы корректировок, рассматриваемые субъектом оперативно-диспетчерского управления в 2023 году, а также заключения по результатам рассмотрения субъектом оперативно-диспетчерского управления указанных проектов инвестиционных программ (корректировок) - в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта инвестиционной программы (корректировки) или направления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключения по нему соответственно;

д) в срок до 1 сентября 2023 г. следующие документы (их копии) и информацию, необходимые для выполнения расчетов и выбора (согласования) параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств защиты, в отношении устройств защиты, включенных системным оператором в указанный в подпункте "б" пункта 4 настоящего Положения перечень:

действующие задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по настройке устройств защиты;

полученные от собственников или иных законных владельцев объектов электроэнергетики (далее - владельцы объектов электроэнергетики) уведомления о выполнении заданий субъекта оперативно-диспетчерского управления по настройке устройств защиты;

параметры настройки (уставки) и алгоритмы функционирования устройств защиты, расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования которых осуществляются владельцами объектов электроэнергетики, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления;

копии исполнительных схем устройств защиты (в электронном виде или на бумажном носителе);

файлы параметрирования (для микропроцессорных устройств защиты);

методики расчета и выбора параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств защиты, имеющиеся у субъекта оперативно-диспетчерского управления;

руководства по эксплуатации устройств защиты, содержащие функционально-логические схемы и схемы программируемой логики с описанием алгоритмов работы указанных схем и учитывающие используемую на объектах электроэнергетики версию программного обеспечения устройств защиты;

е) отчетную информацию о выполнении заданий по настройке автоматики частотной разгрузки и объемам нагрузки потребителей, подключенной под действие автоматики частотной разгрузки, полученную в 2023 году в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - в течение 5 рабочих дней со дня ее получения;

ж) результаты проведенных в 2023 году контрольных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения и сформированную по результатам обработки контрольных замеров расчетную модель соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы - в течение 30 календарных дней со дня проведения соответствующих контрольных замеров;

з) результаты проведенных в 2023 году внеочередных замеров нагрузок по присоединениям и энергопринимающим устройствам, подключенным под действие противоаварийной автоматики и (или) включенным в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), - в течение 10 рабочих дней со дня проведения таких замеров;

и) документы и информацию (в том числе содержащиеся в соответствующих программно-аппаратных или информационных комплексах и базах данных), поступившие в адрес соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления и (или) согласованные (подписанные, утвержденные, используемые) таким субъектом оперативно-диспетчерского управления при осуществлении функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в соответствии с перечнем таких документов и информации, сформированным системным оператором при подписании соглашения о взаимодействии, - в течение 2023 года в установленные таким перечнем сроки, но не позднее 15 декабря 2023 г.;

к) в срок до 15 января 2024 г. документы и информацию, указанные в подпункте "и" настоящего пункта, поступившие в адрес субъекта оперативно-диспетчерского управления и (или) им согласованные (подписанные, утвержденные) в период с 15 по 31 декабря 2023 г.

7. В случае изменения в период с 1 сентября 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно документов или информации, представленных субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 6 настоящего Положения, субъект оперативно-диспетчерского управления обязан направить в адрес системного оператора актуальные документы или информацию в течение 5 рабочих дней со дня соответствующих изменений.

8. В период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно функции по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, результаты реализации которых подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике учету, исполнению или использованию системным оператором, иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии (мощности) при осуществлении ими деятельности в области электроэнергетики в период начиная с 1 января 2024 г., субъект оперативно-диспетчерского управления обязан осуществлять по согласованию с системным оператором. Перечень таких функций и порядок участия системного оператора в их осуществлении (включая порядок и сроки рассмотрения и согласования соответствующих документов) в части, не урегулированной настоящим Положением, определяются соглашениями о взаимодействии, заключаемыми в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения.

9. В течение переходного периода субъекты оперативно-диспетчерского управления обязаны согласовывать с системным оператором следующие документы до их утверждения (подписания, согласования):

а) сводные годовые графики ремонта энергетического оборудования, линий электропередачи, электросетевого оборудования, а также сводные годовые графики технического обслуживания устройств защиты и средств управления, относящихся к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления, разрабатываемые и утверждаемые на 2024 год;

б) сводные месячные графики ремонта энергетического оборудования, линий электропередачи, электросетевого оборудования и сводные месячные графики технического обслуживания устройств защиты и средств управления, относящихся к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления, на январь 2024 г.;

в) заключения субъекта оперативно-диспетчерского управления о возможности либо о невозможности вывода из эксплуатации объектов диспетчеризации, а также предложения в отношении перечня мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта диспетчеризации в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86 "Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации";

г) формируемый субъектом оперативно-диспетчерского управления прогноз плановой мощности, потребляемой в часы максимальных нагрузок, и прогноз планового потребления электрической энергии на территории технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы в осенне-зимний период с 2023 года по 2024 год;

д) задания по настройке автоматики частотной разгрузки и объемам нагрузки потребителей, подключенной под действие автоматики частотной разгрузки и частотного автоматического повторного включения на период с 2023 года по 2024 год;

е) задания на разработку графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) на период с 1 октября 2023 г. по 30 сентября 2024 г., а также графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), разработанные на указанный период, и изменения, вносимые в утвержденные графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности);

ж) задания субъекта оперативно-диспетчерского управления на проведение в 2023 году контрольных (внеочередных) замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;

з) диспетчерские заявки на изменение технологического режима работы и эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления начиная с 1 декабря 2023 г.

10. Нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объектов электроэнергетики, оборудование которых будет относиться к объектам диспетчеризации системного оператора в соответствии с перечнем объектов диспетчеризации, разрабатываемые и утверждаемые на 2024 год, до их утверждения подлежат согласованию владельцами таких объектов электроэнергетики с системным оператором с соответствии с требованиями к графическому исполнению нормальных (временных нормальных) схем электрических соединений объектов электроэнергетики и порядку их согласования с диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в сроки и порядке, которые установлены указанными требованиями для согласования нормальных (временных нормальных) схем с субъектом оперативно-диспетчерского управления.

11. В период с 1 октября 2023 г. по 31 декабря 2023 г. при строительстве (реконструкции) и технологическом присоединении к электрическим сетям в субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, объектов электросетевого хозяйства максимальной мощностью более 5 МВт и (или) проектным номинальным классом напряжения 110 кВ и выше, а также энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, применяются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила технологического присоединения), с учетом следующих особенностей:

а) проекты схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (проекты по внесению изменений в утвержденные схемы выдачи мощности или схемы внешнего электроснабжения) подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления и системным оператором;

технические условия для технологического присоединения указанных в настоящем пункте объектов и вносимые в них изменения подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления и системным оператором;

системный оператор и субъект оперативно-диспетчерского управления рассматривают проектную документацию, разработанную заявителем и сетевой организацией, и подтверждают ее соответствие (несоответствие) требованиям технических условий для технологического присоединения, выполнение которых обеспечивает возможность надежной работы присоединяемого объекта в составе соответствующей электроэнергетической системы;

системный оператор и субъект оперативно-диспетчерского управления участвуют в проверках выполнения технических условий для технологического присоединения с оформлением по результатам таких проверок актов о выполнении технических условий, согласованных в том числе с системным оператором;

б) для обеспечения участия системного оператора в процедуре технологического присоединения к электрическим сетям объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, субъект оперативно-диспетчерского управления в течение 2 рабочих дней со дня получения указанных ниже документов направляет системному оператору:

копию заявки на технологическое присоединение объекта, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

технические условия для технологического присоединения (вносимые в них изменения), разработанные сетевой организацией и направленные на согласование субъекту оперативно-диспетчерского управления;

копию проектной документации, разработанной сетевой организацией или заявителем;

копию уведомления о готовности к проверке выполнения технических условий для технологического присоединения, полученного от заявителя или сетевой организации, с приложением документов, предусмотренных Правилами технологического присоединения;

в) рассмотрение и согласование системным оператором технических условий для технологического присоединения и иных документов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также его участие в проверке выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий для технологического присоединения осуществляются в порядке и в пределах сроков, которые предусмотрены Правилами технологического присоединения для субъекта оперативно-диспетчерского управления. При наличии замечаний к представленным на согласование техническим условиям для технологического присоединения или иным документам, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, системный оператор и субъект оперативно-диспетчерского управления в письменной форме уведомляют сетевую организацию об имеющихся замечаниях;

г) в случае если технологическое присоединение объекта электроэнергетики или энергопринимающего устройства осуществляется к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании субъекту оперативно-диспетчерского управления, указанный субъект осуществляет взаимодействие с системным оператором в ходе технологического присоединения к электрическим сетям в порядке, установленном Правилами технологического присоединения и настоящим Положением для сетевой организации, в том числе:

направляет на рассмотрение системному оператору копию заявки на технологическое присоединение;

осуществляет подготовку технических условий для технологического присоединения и их согласование с системным оператором;

осуществляет согласование с системным оператором изменений, вносимых в такие технические условия;

направляет на рассмотрение системному оператору проектную документацию, разработанную субъектом оперативно-диспетчерского управления или заявителем;

привлекает представителей системного оператора к участию в проверке выполнения субъектом оперативно-диспетчерского управления и заявителем технических условий для технологического присоединения с оформлением по ее результатам соответствующих документов, согласованных с системным оператором.

12. В случае строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объекта по производству электрической энергии установленной генерирующей мощностью 5 МВт и более или объекта электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше, принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании субъекту оперативно-диспетчерского управления, совмещающему деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже (поставке) электрической энергии и (или) деятельностью по передаче электрической энергии, указанный субъект:

осуществляет согласование с системным оператором технических решений, обеспечивающих работу строящихся, реконструируемых, модернизируемых, технически перевооружаемых объектов электроэнергетики в составе технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, и вносимых в такие технические решения изменений;

обеспечивает участие системного оператора в проверке выполнения мероприятий и технологических требований, обеспечивающих работу строящихся, реконструируемых, модернизируемых, технически перевооружаемых объектов электроэнергетики в составе технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы;

осуществляет согласование с системным оператором технических заданий на разработку проектной документации, проектной и рабочей документации на создание (модернизацию) комплексов и устройств защиты.

Требования пунктов 11 - 12 Положения о необходимости согласования с системным оператором документации, разработанной при технологическом присоединении объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, и технических решений по строительству, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов электроэнергетики, предусмотренных такой документацией, не распространяются на документацию, согласованную и утвержденную в установленном законодательством РФ порядке, до 12.12.2022 (абзац третий пункта 2).

13. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, соответствующие критериям отнесения к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, установленным Правилами отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 114 "О порядке отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике", заключают до 1 декабря 2023 г. договоры возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором с условием о начале исполнения обязательств по указанным договорам с 1 января 2024 г.

14. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, не соответствующие критериям отнесения к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, установленным Правилами отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, указанными в пункте 13 настоящего Положения, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств которых влияют на электроэнергетический режим технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, до 1 декабря 2023 г. заключают с системным оператором безвозмездные соглашения, которыми устанавливается порядок осуществления технологического взаимодействия в целях обеспечения надежности функционирования соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, с условием о начале исполнения обязательств по указанным соглашениям с 1 января 2024 г.

15. Указанные в пунктах 13 и 14 настоящего Положения договоры возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашения о технологическом взаимодействии должны включать в том числе установленные системным оператором технические требования, необходимые для управления электроэнергетическим режимом работы технологически изолированных электроэнергетических систем, и сроки выполнения этих требований.

16. Начиная с 1 января 2024 г. действие договоров возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом взаимодействии, заключенных субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии с субъектами оперативно-диспетчерского управления, зоной диспетчерской ответственности которых до 31 декабря 2023 г. являлись соответствующие технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, прекращается.

Положение действует до 15.01.2024 включительно (абзац четвертый пункта 2).

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 декабря 2022 г. N 2274

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ) В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2011 Г. N 1178

1. Абзац пятнадцатый пункта 80 после слов "системным оператором" дополнить словами "электроэнергетических систем России (далее - системный оператор)".

2. Пункт 83 дополнить абзацами следующего содержания:

"При установлении на 2023 год цен (тарифов) на оказываемые системным оператором услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков учитываются расходы системного оператора, связанные с организацией выполнения им функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, включая расходы на:

обеспечение диспетчерских центров системного оператора помещениями, их технологическое и инженерное оснащение, трудоустройство и подготовку персонала, оснащение диспетчерских центров информационно-технологической инфраструктурой, включая совокупность оборудования, программно-технических средств и каналов связи, необходимых для организации выполнения функций по оперативно- диспетчерскому управлению в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

организацию и осуществление технологического и информационного взаимодействия и участие системного оператора в осуществлении оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в установленный Правительством Российской Федерации переходный период в соответствии с Положением об особенностях осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 2274.".