ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 5 июня 2015 г. N 259
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО СПЛОШНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СТАТИСТИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(в ред. Приказов Росстата от 04.09.2015 N 414, от 06.11.2015 N 544, от 18.02.2016 N 72)
В целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" приказываю:
утвердить прилагаемые Основные методологические и организационные положения по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
А.Л. КЕВЕШ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
5 июня 2015 г. N 259,
с изменениями и дополнениями,
утвержденными приказом Росстата
4 сентября 2015 г. N 414,
приказом Росстата
6 ноября 2015 г. N 544,
приказом Росстата
18 февраля 2016 г. N 72
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СПЛОШНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СТАТИСТИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ВВЕДЕНИЕ
Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - сплошное наблюдение) - это комплексное федеральное статистическое обследование, предусматривающее сбор основных экономических показателей по производству товаров (работ, услуг), занятости и оплате труда, финансовым результатам и т.п. по состоянию на определенную дату. Сплошное наблюдение периодически проводится на всей территории Российской Федерации по единой официальной статистической методологии в целях получения официальной статистической информации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Целью сплошного наблюдения является формирование официальной статистической информации, содержащей комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, для улучшения качества социально-экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и ее отдельных секторов в географическом распределении.
Достижение этой цели осуществляется за счет решения следующих задач:
повышение качества оценок по показателям, в отношении которых выборочный метод наблюдения не позволяет получить представительный результат;
определение базисных пропорций по экономическим показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в целях повышения представительности оценок по данному сектору экономики и по основным параметрам функционирования экономики в целом в период между проведениями сплошных наблюдений;
создание основы выборок для проведения обследования структуры затрат на производство и реализацию продукции в рамках построения базовых таблиц "затраты-выпуск";
обеспечение возможности получения статистической информации в области малого и среднего предпринимательства по муниципальным образованиям;
идентификация индивидуальных предпринимателей по типам предприятий (малое, микро, среднее) и формирование официальной статистической информации в данном разрезе по совокупности хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм;
уточнение круга экономически активных субъектов хозяйствования, видов экономической деятельности, которыми они фактически занимаются, их объемов и параметров;
создание актуальной основы выборок для планирования и организации скоординированной системы выборочных обследований деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства по широкому спектру проблем; расширение практики применения выборочного метода наблюдения за данным сектором экономики в целях оптимизации нагрузки на респондентов по представлению ими информации в адрес государства;
приближение российской практики наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства к требованиям международных стандартов; формирование статистики демографии предприятий по данному сектору экономики.
Созданная в рамках проведения сплошного наблюдения официальная статистическая информация обеспечит повышение качества статистических оценок параметров и структуры экономики, наличия и использования ресурсного потенциала экономики страны, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 5 Закона федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.
Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (с дополнениями и изменениями).
3. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Сбор первичных статистических данных по программе сплошного наблюдения осуществляется за 2015 год.
Срок представления сведений субъектами малого и среднего предпринимательства - до 1 апреля 2016 года.
Подведение и опубликование итогов сплошного наблюдения малого и среднего бизнеса - в 2016 - 2017 г.
4. ОБЪЕКТЫ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Объекты сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства определены в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Сплошному наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат следующие категории хозяйствующих субъектов.
1. Юридические лица, являющиеся коммерческими корпоративными организациями.
В категорию коммерческие корпоративные организации входят хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственные общества, акционерные общества (публичные и непубличные), общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.
2. Потребительские кооперативы (юридические лица, являющиеся некоммерческими корпоративными организациями), внесенные в единый государственный реестр юридических лиц.
В категорию потребительские кооперативы входят добровольные объединения граждан или граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов <1>.
<1> Пункт 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.
Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (статья 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, главы которых не прошли государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства и не подлежат сплошному наблюдению.
4. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Параметры деятельности хозяйствующего субъекта для его отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства должны соответствовать установленным российским законодательством условиям по размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, средней численности работников, структуре уставного капитала (последнее только в отношении юридических лиц).
1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства":
средние предприятия - 2000 млн. рублей
малые предприятия (без микропредприятий) - 800 млн. рублей
микропредприятия - 120 млн. рублей.
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно
малые предприятия (без микропредприятий) - до 100 человек включительно
микропредприятия - до 15 человек.
3. Структура уставного капитала для юридических лиц:
суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ),
суммарная доля участия иностранных юридических лиц и суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая.
Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившиеся статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>.
<1> Ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
5. ПРОГРАММА СПЛОШНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Разработка программы сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства - системы статистических показателей базируется на принципах:
сопоставимость;
достоверность;
достаточность.
Система статистических показателей сплошного наблюдения содержит не только показатели, характеризующие собственные ресурсы и финансово-экономические результаты их деятельности, но и позволяют оценить вклад наблюдаемого сектора в макроэкономические показатели.
Система статистических показателей обеспечивает получение официальной статистической информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по экономике страны в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Система статистических показателей обеспечивает идентификацию индивидуальных предпринимателей по типам предприятий (малое, микро, среднее) и формирование официальной статистической информации в данном разрезе по совокупности хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм.
Система статистических показателей сплошного наблюдения дифференцирована для различных типов хозяйствующих субъектов в целях оптимизации нагрузки на учетный персонал, соответствия правилам первичного и бухгалтерского учета на предприятии, что позволит получить более достоверную и качественную информацию.
При этом информация, полученная по данной системе показателей, должна дать широкую и комплексную характеристику состояния и развития всего сектора малого и среднего предпринимательства во всем его многообразии.
В ходе статистического наблюдения сбору будут подлежать следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства:
адрес (место нахождения) согласно государственной регистрации и место(а) осуществления экономической деятельности (наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
виды осуществляемой экономической деятельности;
параметры производственной деятельности (выручка от реализации товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, расходы на производство и продажу товаров (работ, услуг);
стоимость и состав основных средств;
размеры и направления инвестиций в основной капитал;
численность работников и начисленная заработная плата.
При разработке статистического инструментария сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства реализованы следующие этапы работ:
Определение проекта системы показателей сплошного наблюдения и примерных образцов бланков форм сплошного наблюдения.
Рассмотрение проекта системы показателей сплошного наблюдения на Рабочей группе по проведению сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации с заинтересованными департаментами Минэкономразвития России.
Доработка с учетом рекомендаций Минэкономразвития Российской Федерации и отраслевых Управлений Росстата проектов бланков форм сплошного наблюдения.
Разработка окончательных вариантов бланков форм сплошного наблюдения по малым предприятиям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Представление бланков форм сплошного наблюдения на утверждение руководству Росстата.
После утверждения размещение бланков форм сплошного наблюдения на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статистический инструментарий состоит из форм сплошного наблюдения и указаний по заполнению форм.
Программа сплошного наблюдения дифференцирована по категориям хозяйствующих субъектов в целях оптимизации нагрузки на учетный персонал, соответствия правилам первичного бухгалтерского учета на предприятии, что позволит получить более достоверную и качественную информацию от респондентов.
Программа сплошного наблюдения - система показателей будет размещаться в следующих формах федерального статистического наблюдения:
1) Форма N МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год";
2) Форма N 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год";
3) Совокупность форм федерального статистического наблюдения, действующих в настоящее время для обследования средних предприятий (приложение N 2).
6. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ОБЪЕКТОВ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Главным условием формирования полных и достоверных данных сплошного наблюдения является обеспечение полноты охвата хозяйствующих субъектов данного сектора, фактически осуществлявших деятельность в отчетном году, максимальное получение информации от экономически активных хозяйствующих субъектов.
Ввиду большой мобильности сектора малого и среднего предпринимательства это возможно лишь при тесном взаимодействии Росстата с органами исполнительной власти и другими организациями путем обмена имеющейся информации о субъектах малого и среднего предпринимательства.
Основой формирования совокупности хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (респондентов), является Статистический регистр хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр Росстата).
При ориентации только на данные Статрегистра Росстата число единиц наблюдения на конкретный период времени может значительно отличаться от числа реально хозяйствующих субъектов на этот же период, так как в настоящем регистре содержится достаточное количество недействующих, то есть неработающих или вообще не существующих (ликвидированных) хозяйствующих субъектов.
Для своевременной и качественной актуализации совокупности объектов сплошного наблюдения предусматривается использование административных данных.
В первую очередь, это базы федерального и/или территориального уровня Федеральной налоговой службы Российской Федерации (федерального и/или территориального уровня, (далее - ФНС России), содержащие информацию, позволяющую определить реальный статус хозяйствующего субъекта (действующие, временно приостановившее деятельность, ликвидированное и т.п.) по состоянию на конец 2015 года.
Совместным приказом Росстата и ФНС России от 18.01.2008 N 5/ММ-3-11/14@ "О совершенствовании информационного взаимодействия Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы" предусмотрено представление ФНС России в Росстат перечня сдающих налоговую отчетность налогоплательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).
В качестве альтернативных источников для актуализации совокупности хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, рассматривается возможность взаимодействия с органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующих сферах экономики и лицензирование отдельных видов экономической деятельности, государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Привлечение административных данных позволит уточнить круг обследуемых организаций, исключив ложно активные объекты.
Таким образом, перечень хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, будет формироваться на основе Статрегистра Росстата и административных данных, определяющих экономически активные объекты.
После представления ФНС России в Росстат перечня сдающих налоговую отчетность налогоплательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) из Статрегистра Росстата отбираются хозяйствующие субъекты (с указанием основных реквизитов <1>):
<1> Реквизиты: наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для индивидуальных предпринимателей); код ОКПО, основной государственный регистрационный номер (ОГРН - для юридических лиц, ОГРНИП - для индивидуальных предпринимателей), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН); код территории по ОКТМО, код ОКВЭД основного вида деятельности и т.п.
- юридические лица, которым на основании информации, содержащейся в регистре, присвоен статус "среднего", "малого (без микро) предприятия" и "микропредприятия",
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, включенные в фонд "Индивидуальные предприниматели" регистра,
- хозяйствующие субъекты, статус которых не определен.
По указанным хозяйствующим субъектам из Статрегистра Росстата при наличии выгружаются данные о выручке от реализации товаров (работ, услуг), численности занятых.
Путем сопоставления по реквизитам с данными, представленными ФНС России, в совокупность хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, отбираются хозяйствующие субъекты:
- объекты, включенные в перечень сдающих налоговую отчетность налогоплательщиков,
- объекты, не включенные в перечень сдающих налоговую отчетность налогоплательщиков, но представившие в органы статистики годовую бухгалтерскую отчетность за 2013 и 2014 годы,
- объекты, зарегистрированные с 01.01.2015 независимо от наличия или отсутствия налоговой и статистической отчетности.
Все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные до 01.01.2015, не включенные в перечень ФНС России и по которым бухгалтерская отчетность не представлялась после 2013 года, считаются "условно ликвидированными" и не отбираются в формируемую совокупность объектов, подлежащих сплошному наблюдению.
С учетом прогнозируемого роста хозяйствующих субъектов предполагается, что Статистический Регистр, являющийся основой для проведения федеральных статистических наблюдений, к концу 2015 года может охватывать в целом по России 2,8 млн. малых и 50 тыс. средних предприятий, являющихся юридическими лицами, около 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей.
7. МЕТОДЫ СБОРА СВЕДЕНИЙ В ХОДЕ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Сбор сведений осуществляется с использованием форм статистического наблюдения на бумажном носителе и в электронном виде.
Возможны следующие методы сбора первичной статистической информации от респондентов:
- с использованием машиночитаемых форм статистического наблюдения;
- с использованием технологии web-сбора;
- на немашиночитаемых формах статистического наблюдения на бумажном носителе <1>;
<1> Немашиночитаемые бланки форм используются в случае самостоятельной распечатки бланков форм с сайта Росстата или других случаях самостоятельного тиражирования.
- посредством телефонного опроса;
- с использованием планшетных компьютеров;
При формировании совокупного информационного ресурса по субъектам малого и среднего предпринимательства будет использоваться комбинированный метод получения информации от респондентов.
1. Средние предприятия.
В настоящее время средние предприятия - юридические лица обследуются по весьма широкому кругу показателей, характеризующих различные аспекты их деятельности, в том числе в годовом режиме.
Официальная статистическая информация по средним предприятиям будет формироваться на основании действующих форм федерального государственного статистического наблюдения с учетом сопряжения системы показателей и адаптации, действующих программно-электронных комплексов обработки к задачам сплошного наблюдения.
2. Малые предприятия - юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В отношении данной совокупности хозяйствующих субъектов организован сбор первичных данных с использованием машиночитаемых и немашиночитаемых форм статистического наблюдения на бумажном носителе и в электронном виде.
Предварительно на этапе актуализации списка хозяйствующих субъектов предусмотрен обход адресов массовой регистрации юридических лиц - субъектов сплошного наблюдения (в бизнес-центрах, рынках, торговых центрах) регистраторами с целью уточнения фактических адресов респондентов и передачи им статистического инструментария.
Рассылка бланков форм статистического наблюдения респондентам, которых не обошли регистраторы, и представление заполненных форм статистического наблюдения респондентами проводится путем почтовых отправлений. Представление заполненных форм статистического наблюдения респондентами может осуществляться в электронном виде при наличии у респондентов соответствующих информационно-технических средств.
Отправка в ТОГС заполненных респондентами самостоятельно форм статистического наблюдения осуществляется до 01.04.2016.
От индивидуальных предпринимателей - субъектов сплошного наблюдения, не представивших формы статистического наблюдения в установленные сроки, осуществляется сбор данных посредством опроса респондентов привлеченным работником (интервьюером) с использованием планшетных компьютеров и других способов добора отчетов (в частности, путем телефонного опроса).
8. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
План организационных мероприятий по подготовке и проведению сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно актуализируется.
9. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Организация сплошного наблюдения осуществляется на федеральном, территориальном, районном и полевом уровнях.
На федеральном уровне выполняются следующие функции:
1. Формирование программы - системы показателей сплошного наблюдения.
2. Методологическое и организационное обеспечение, планирование, координация всех работ по подготовке, проведению сплошного наблюдения и автоматизированной обработке его материалов.
3. Подготовка и принятие соответствующих приказов Росстата по вопросам сплошного наблюдения.
4. Разработка мер, обеспечивающих гарантию защиты содержащихся в бланках форм сплошного наблюдения сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства.
5. Формирование и уточнение смет затрат на подготовку, проведение сплошного наблюдения и подведения его итогов; обеспечение финансирования и контроль за использованием бюджетных средств.
6. Организация проведения научно-исследовательских работ по вопросам методологии и организации сплошного наблюдения, анализ результатов научно-исследовательских работ.
7. Подготовка, включая тиражирование, статистического инструментария и другой документации сплошного наблюдения.
8. Методическое сопровождение сбора и обработки информации.
9. Организация поставки в территориальные органы Росстата материально-технических средств.
10. Организация проведения информационно-разъяснительной работы при подготовке и проведении сплошного наблюдения; взаимодействие со средствами массовой информации.
11. Разработка программы обучения временного персонала.
12. Организация обучения специалистов территориальных органов Росстата по вопросам подготовки и проведения сплошного наблюдения.
13. Разработка системы автоматизированной обработки материалов и формирования итогов сплошного наблюдения.
14. Организация автоматизированной обработки материалов, включая авторедактирование и импутацию пропущенных данных по субъектам малого предпринимательства; формирование итогов сплошного наблюдения.
15. Формирование централизованной базы данных сплошного наблюдения; организация обеспечения авторизованного доступа к централизованной базе данных государственного информационного ресурса органам исполнительной власти и другим пользователям по регламентным и не регламентным запросам с обеспечением конфиденциальности полученной информации.
16. Формирование официальной статистической информации (подведение итогов, подготовка публикационных макетов таблиц в электронном виде), хранение итогов сплошного наблюдения.
17. Анализ результатов сплошного наблюдения и опубликование официальной статистической информации в электронном виде.
На территориальном уровне выполняются следующие функции:
1. Координация в субъекте Российской Федерации действий органов государственной власти по подготовке и проведению сплошного наблюдения; содействия привлечению граждан, проживающих в соответствующих административно-территориальных образованиях, к сбору сведений об объектах сплошного наблюдения.
2. Контроль качества выполнения работ по проведению сплошного наблюдения и собираемой информации.
3. Организация подбора и обучения лиц (регистраторов и интервьюеров), осуществляющих сбор сведений об объектах сплошного наблюдения.
4. Организация работы по составлению списков объектов сплошного наблюдения с использованием программных средств.
5. Организация работы по формированию конвертов со статистическим инструментарием, по формированию маршрутных листов для регистраторов для предварительного обхода предприятий-респондентов по адресам массовой регистрации для уточнения фактического адреса деятельности и передачи им статистического инструментария.
6. Организация работы по подбору физических лиц, привлекаемых для выполнения работ по сплошному наблюдению и доведения до респондентов статистического инструментария.
7. Контроль поступления заполненных форм статистического наблюдения от респондентов.
8. Проверка реквизитов поступивших отчетов по малым предприятиям.
9. Первичный визуальный контроль отчетов по малым предприятиям.
10. Организация работы временно привлекаемого персонала по дополнительному сбору отчетов от респондентов, не предоставивших отчетность (интервьюеров).
11. Контроль поступления заполненных форм статистического наблюдения с районного уровня по результатам обхода интервьюерами индивидуальных предпринимателей, не представивших заполненные формы в срок.
12. Автоматизированная обработка материалов сплошного наблюдения, включая:
- ввод (сканирование) заполненных форм статистического наблюдения по малым предприятиям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и создание базы электронных образов с документов,
- операторский ввод немашиночитаемых форм и кодировка первичных данных в машиночитаемых и немашиночитаемых формах статистических наблюдений (в случае необходимости),
- обработка заполненных форм статистического наблюдения, представленных в электронном виде,
- формально-логический контроль заполненных форм статистического наблюдения,
- обработка информации по средним предприятиям в рамках соответствующих КЭОИ,
- создание интегрированной базы первичных данных территориального уровня по типам субъектов малого и среднего предпринимательства,
- передача электронных образов документов и пообъектных данных на федеральный уровень для проведения процедур авторедактирования и импутации данных,
- анализ полученных с федерального уровня после проведения процедур авторедактирования и импутации данных, создание базы согласованных пообъектных данных и формирование сводных итогов,
- передача на федеральный уровень согласованных пообъектных данных.
13. Обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации статистическими данными по итогам сплошного наблюдения по соответствующему субъекту Российской Федерации.
На районном уровне выполняются следующие функции:
1. Контроль поступления от регистраторов информации о фактическом местонахождении респондента и обеспечении его статистическим инструментарием.
2. Контроль за работой интервьюеров и сбор заполненных форм статистического наблюдения от интервьюеров и передача их на территориальный уровень.
3. Взаимодействие с органами исполнительной власти районного уровня по вопросам подготовки и проведения сплошного наблюдения.
4. Информационно-разъяснительная работа среди респондентов.
На полевом уровне выполняются следующие функции:
1. Обход мест массовой регистрации юридических лиц регистраторами с целью уточнения фактических адресов респондентов и передачи им статистического инструментария.
2. Сбор сведений интервьюерами методом опроса и заполнение бланков сплошного наблюдения по индивидуальным предпринимателям, не представившим заполненные формы сплошного наблюдения.
3. Передача заполненных форм сплошного наблюдения на районный уровень.
10. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ПЕРСОНАЛА ДЛЯ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
На период подготовки, проведения и автоматизированной обработки первичных статистических данных сплошного наблюдения в территориальных органах государственной статистики организуется подбор лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению следующих работ, связанных с проведением сплошного статистического наблюдения:
1. Сопровождение всего комплекса работ по сплошному наблюдению: формирование списков субъектов малого предпринимательства, организации работы по доведению бланков наблюдения до респондентов, контроля поступления заполненных отчетов, организации работы по добору не поступивших отчетов, организации автоматизированной обработки, подведения и анализа итогов наблюдения, подготовки к публикации итогов сплошного наблюдения, начиная с 4-го квартала 2015 года.
2. Организация работы по подбору пакета документов сплошного наблюдения и отправке их респондентам.
3. Предварительный обход регистраторами респондентов - юридических лиц в местах их концентрации с целью уточнения почтового адреса и вручения бланков форм и инструктивных материалов.
4. Дополнительная работа с предприятиями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не представившими отчетность в период сбора данных.
5. Кодирование и ввод поступивших первичных статистических данных сплошного наблюдения в АС МиСП-2016.
Сроки работы лиц (включая обучение), привлекаемых для выполнения работ, связанных со сплошным наблюдением малых и средних предприятий <1>:
<1> Сроки работы и перечень лиц, привлекаемых для выполнения работ, связанных со сплошным наблюдением малых и средних предприятий в 2016 - 2017 годах, могут быть изменены исходя из объемов финансирования сплошного наблюдения.
Переписчики привлекаются на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации на 33 дня, включая обучение.
В период с 6 по 9 апреля 2016 года переписчики проходят обучение по изучению порядка проведения сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства и заполнения бланков форм статнаблюдения. Организуют работу переписчиков, проводят обучение и оказывают им необходимую помощь инструкторы территориального уровня. Также в этот период переписчики получают от инструкторов территориального уровня инструктивные документы, канцелярские принадлежности, материальные ценности (в том числе планшетные компьютеры), удостоверения лиц, осуществляющих сбор сведений об объектах сплошного наблюдения малого и среднего предпринимательства, знакомятся с участком своей работы.
В период с 10 апреля по 8 мая 2016 года переписчики проводят обход и опрос индивидуальных предпринимателей, не представивших отчетность в установленные сроки, в соответствии с маршрутным листом переписчика, полученным от инструктора территориального уровня. Сведения, полученные в результате опроса, заносятся в планшетный компьютер.
В планшетный компьютер каждого переписчика загружен:
- маршрутный лист переписчика, содержащий информацию об адресах и других реквизитах респондента, подлежащих обходу;
- программа ввода сведений об индивидуальном предпринимателе в соответствии с бланком формы N 1-предприниматель.
При необходимости маршрутные листы и бланки форм N 1-предприниматель могут быть переданы переписчику на бумажном носителе.
Функциональные обязанности лиц, привлекаемых для выполнения работ, связанных со сплошным наблюдением малых и средних предприятий, отражены в Приложении N 1.
При привлечении физических лиц следует руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказом Росстата от 14.03.2014 N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21.04.2014 за N 32045), письмами Росстата от 13.08.2013 N КЛ-17-1/3698-ТО и от 30.04.2015 N 17-17-1/2319-ТО.
Регистраторам и инструкторам районного уровня производится компенсация затрат на проезд до респондентов и обратно в пределах общего объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных территориальным органам государственной статистики на эти цели.
11. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ СО СПЛОШНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Способы организации обучения лиц, привлекаемых для выполнения работ, связанных со сплошным наблюдением:
централизованное обучение;
обучение на полевом уровне.
На федеральном уровне будет проведен семинар-совещание с участием территориальных органов государственной статистики по вопросам организации и проведения сплошного наблюдения.
Территориальные органы Росстата на местах проводят инструктаж лиц, осуществляющих актуализацию списков респондентов сплошного наблюдения (регистраторов) и лиц, формирующих корреспонденцию для почтовой отправки, обучение лиц, осуществляющих сбор данных (интервьюеров), порядку заполнения бланков форм сплошного наблюдения, правилам кодирования информации.
Обучение порядку подготовки первичных статистических данных сплошного наблюдения к автоматизированной обработке осуществляется организацией - победителем конкурса на выполнение работ по сопровождению АС МиСП-2016 с использованием средств дистанционного обучения в программном комплексе АС МиСП-2016.
12. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Территориальный уровень
- Полученные с использованием машиночитаемых и немашиночитаемых форм статистического наблюдения сведения подготавливаются к обработке, после чего выполняется их ввод (сканирование), распознавание, верификация и кодирование, формально-логический контроль и редактирование. Данные, полученные таким образом, консолидируются со сведениями, полученными в электронном виде, и передаются на федеральный уровень.
Федеральный уровень
После проведения выверки и корректировки первичных данных, они консолидируются на федеральном уровне, где проходят процедуры обработки, включающие повторный формально-логический контроль, автокоррекцию и импутацию.
На основании обработанных данных федерального уровня выполняется формирование расчетных и сводных показателей, которые выверяются и при необходимости используются для корректировки процедур обработки данных федерального уровня.
Создаются базы согласованных данных и формируются сводные итоги и публикационные таблицы по сплошному наблюдению.
Осуществляется загрузка данных по субъектам малого и среднего предпринимательства по итогам сплошного наблюдения в БД "Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения", БД "Индивидуальные предприниматели".
13. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Гарантии защиты содержащихся в бланках сплошного наблюдения сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства определены в статье 9 "Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения" Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов о потенциале и состоянии сектора малого и среднего предпринимательства России.
Обработка содержащихся в формах федерального статистического наблюдения первичных статистических данных осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.
Должностные лица, а также иные лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имеют доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным по субъектам малого и среднего предпринимательства, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, полученные в ходе проведения сплошного наблюдения, предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку данных по объектам сплошного наблюдения, а в отношении должностных лиц - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов.
При автоматизированной обработке материалов сплошного наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
14. ПУБЛИКАЦИЯ ИТОГОВ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Сводные итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства являются доступными и подлежат официальному опубликованию.
Подведение и публикацию сводных итогов сплошного наблюдения на федеральном уровне осуществить в два этапа:
Предварительные данные по основным экономическим показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будут опубликованы в электронном виде по России, а также субъектам Российской Федерации в группировке по видам экономической деятельности.
Окончательные данные будут опубликованы в электронном виде по всем показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, информация по которым получена в рамках проведения сплошного наблюдении. Данные будут приведены по более детализированным разрезам по видам экономической деятельности и в территориальном распределении. Публикация будет содержать группировки хозяйствующих субъектов по размерам бизнеса.
Публикация сводных итогов будет осуществляться с соблюдением требований законодательства по обеспечению конфиденциальности в отношении первичных данных, представленных респондентами.
15. ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Основной задачей проведения информационно-разъяснительной работы среди хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства является повышение их мотивации участвовать в сплошном наблюдении и предоставить достоверные сведения о своей деятельности по программе сплошного наблюдения.
Проводимая разъяснительная работ должна обеспечить:
повышение осведомленности респондентов о целях и задачах сплошного наблюдения, о правовой обязанности участвовать в наблюдении и о возможных санкциях в случаи отказа с их стороны, о гарантиях и механизмах соблюдения конфиденциальности в отношении представленной информации и т.п.,
повышение осведомленности о выгодах от проведения и получения результатов сплошного наблюдения среди потенциальных пользователей, т.е. респонденты должны осознать, что они являются также потенциальными пользователями и в конечном итоге выиграют в случае высокого уровня участия и точности представленной информации.
В состав информационно-разъяснительной работы среди хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства входят следующие мероприятия:
а) выступления и интервью руководства Росстата в федеральных средствах массовой информации;
б) обсуждение проекта Программы сплошного наблюдения с представителями научных и общественных кругов;
в) интервью в местных средствах массовой информации руководителей территориальных органов государственной статистики, представителей структур поддержки малого и среднего предпринимательства, а также размещение информационных материалов по вопросам сплошного наблюдения;
г) подготовка информационных материалов и пресс-релизов и предоставление их средствам массовой информации;
д) размещение методологических материалов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, организационных положений его проведения, информационных материалов, пресс-релизов и других материалов на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.gks.ru;
е) распространение средств наглядной агитации (плакаты и листовки).
16. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Материально-техническое обеспечение сплошного наблюдения в 2015 - 2017 годы осуществляется в соответствии с планами закупок (утверждаемыми руководством Росстата) для нужд сплошного наблюдения малого и среднего предпринимательства и на основе разработанных нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке, проведению и подведению итогов сплошного наблюдения малого и среднего предпринимательства.
В целях материально-технического обеспечения работ по подготовке, проведению и подведению итогов сплошного наблюдения малого и среднего предпринимательства разрабатываются и утверждаются приказами Росстата нормативы обеспечения привлекаемых на договорной основе лиц техническими средствами, канцелярскими принадлежностями, необходимым инвентарем, а также нормы обеспечения территориальных органов Росстата расходными материалами.
Закупки однородных товаров (расходные материалы, канцелярские принадлежности) осуществляются централизовано Росстатом.
Изготовление и поставка в территориальные органы Росстата тиражей бланков машиночитаемых форм сплошного наблюдения малого и среднего предпринимательства выполняется централизовано.
17. ФИНАНСИРОВАНИЕ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением сплошного наблюдения малого и среднего предпринимательства, обработкой ее материалов и публикацией итогов, в период с 2015 по 2017 годы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Росстату на проведение указанных мероприятий на соответствующий год.
Плановые финансовые показатели на соответствующий период доводятся до территориальных органов Росстата в установленном порядке.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ СО СБОРОМ И ОБРАБОТКОЙ ПЕРВИЧНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЛОШНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 2015 Г.
Код формы по ОКУД | Наименование | N формы |
0601009 | Основные сведения о деятельности организации | ф. N 1-предприятие |
0606010 | Сведения о численности, заработной плате и движении работников | ф. N П-4 |
0602001 | Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов | ф. N 11 |
0609703 | Сведения об объеме платных услуг населению | ф. N 1-услуги |
0615071 | Сведения об автотранспорте и о протяженности автодорог необщего пользования | ф. N 1-ТР (автотранспорт) - год |
0604017 | Сведения об инновационной деятельности организации | ф. N 4-инновация |
0617010 | Сведения об инвестиционной деятельности | ф. N П-2 (инвест) |
0710002 | Отчет о финансовых результатах БОО | |
0613034 | Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности | ф. N 8-ВЭС (услуги) |
0613035 | Сведения о транспортных услугах во внешнеэкономической деятельности | ф. N 8-ВЭС (транспортные услуги) |