Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 по делу N А56-36589/2013

"Об отказе в удовлетворении заявления: отказав в иске об оспаривании решения ФСС РФ, суд исходил из того, что расходы по выплате работнику пособия по беременности и родам произведены заявителем с нарушением действующего законодательства"
Редакция от 16.10.2013 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N А56-36589/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 16 октября 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:

судьи Семеновой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шитовой М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Источник"

заинтересованное лицо Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

об оспаривании решений от 26.03.2013 N 344 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, об отказе в выделении средств на осуществлении (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения

при участии

от заявителя: представитель Латынцева Е.А., доверенность от 29.08.2013;

от заинтересованного лица: представитель Стефогло Т.В., доверенность от 28.08.2013; представитель Николаева С.Н., доверенность от 11.10.2013;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Источник" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решений, вынесенных Государственным учреждением - Санкт-Петербургским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение) от 26.03.2013 N 344 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, об отказе в выделении средств на осуществлении (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представители Отделения возражали против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы, суд установил, что:

- из представленных материалов дела, следует, что Шурухина Елена Александровна (далее - застрахованное лицо) работает у работодателя - Общества с ограниченной ответственностью "Источник" с 01.10.2011 по настоящее время. Периоды работы Шурухиной Е.А. по трудовой книжке: с 28.05.2003 по 27.02.2010 - ООО "Развитие недвижимости", с 01.03.2010 по 30.09.2011 - ООО "Доверие", с 01.10.2011 по настоящее время - ООО "Источник". На момент проведения проверки предоставлены справки о сумме заработка в следующих организациях: с 07.07.2013 по 31.12.2011 - ООО "Бюро путешествий и экскурсий "ЛенКруиз", с 28.01.2002 по 31.12.2011 - ООО "Петро Арт", с 03.06.2010 по 31.12.2011 - ООО "Источник", с 10.09.2007 по 30.09.2011 - ООО "Доверие", с 01.08.2007 по 30.09.2011 - ООО "Дизайн -Ремонт", с 01.07.2011 по 31.12.2011 - ООО "Элофт". Перерасчет пособий сделан с учетом всех сумм заработка по всем организациям и по основному месту работы и по совместительству в ООО "Источник";

- первоначально Отделением было назначено пособие по уходу за одним ребенком до 1,5 лет Шурухиной Е.А., среднедневной заработок для назначения ежемесячного пособия рассчитан на основании представленных справок по форме N 4Н: ООО "Бюро путешествий и экскурсий "ЛенКруиз", ООО "ПетроАрт", ООО "Источник", ООО "Доверие", ООО "Дизайн-Ремонт" в размере 14131,70 руб. на одного ребенка, на двоих - 28263,40 руб.;

- с 01.10.2012 пособие перерасчитано на основании представленной справки по форме N 4Н от страхователя ООО "Элофт" от 30.09.2012, Размер ежемесячного пособия на одного ребенка с учетом представленной справки составил 14625,35 руб. (на двоих-29250,70 руб.), в октябре страхователь произвел доплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком (двойня) Шурухиной Е. А. за период с 15.02.2012 по 30.09.2012. Сумма доплаты на двоих детей составила 7412,78 руб.;

- ООО "Источник" обратилось в Отделение с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения (пособия по беременности и родам) за счет средств обязательного социального страхования Российской Федерации в сумме 92764 руб. 94 коп., в связи с чем, Отделением была произведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем составлен акт N 344 от 01.03.2013;

- 26.03.2013 в отсутствии представителя Общества Отделением рассмотрены материалы камеральной проверки страхователя, в том числе возражения заявителя по акту проверки, о чем был составлен протокол от 26.03.2013 N 344;

- на основании проведенной проверки вынесены решение N 344 от 26.03.2013 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных Обществом, в сумме 180298 руб. 94 коп., и решение N 344 от 26.03.2013 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 92764 руб. 94 коп.;

- полагая указанные ненормативные правовые акты необоснованными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением;

- в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию; граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются застрахованными лицами;

- согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств;

- в силу с подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик обязан обеспечивать своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;

- в соответствии с положениями подпункта 7, 10, 11 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка;

- в Федеральном законе от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) определены порядок назначения и выплаты пособия по беременности и родам;

- согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам;

- в силу части 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ лицами, работающими по трудовым договорам, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством;

- в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;

- согласно положению статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы также осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом N 255-ФЗ;

- в силу части 1 статьи 2.2 Закона N 255-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право, в том числе: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;

- при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика, на основании части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки;

- согласно части 5 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения;

- в силу статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия;

- в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 343-ФЗ) пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ в 2010 году;

- согласно части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;

- в силу положений части 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;

- в соответствии с частью 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;

- таким образом, в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 застрахованным лицам представлена возможность выбора порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2011, либо по новым правилам. Застрахованное лицо вправе выбрать порядок исчисления пособия по беременности и родам, однако выбранный порядок должен быть единым независимо от количества страхователей, осуществляющих назначение и выплату указанного пособия застрахованному лицу, поскольку в данном случае имеет место один страховой случай. Следовательно, порядок исчисления пособия по основной работе и на работе по совместительству должен быть единым;

- из материалов дела усматривается, что застрахованное лицо в заявлении от 01.03.2013 просит назначить и выплатить ей пособие по беременности и родам в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 343-ФЗ из расчета среднего заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, т.е. по новым правилам;

- Отделением установлено, что Шурухиной Е.А получено пособие по беременности и родам в максимальном размере по основному месту работы в ООО "Источник", по правилам, действующим до 01.01.2011, с учетом пункта 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, устанавливающего предельный размер пособия по беременности и родам, исходя из среднего заработка застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам;

- за период с 01.10.2011 по настоящее время Шурухина Е.А, помимо работы в ООО "Источник" состояла в трудовых отношениях с 07.07.2013 по 31.12.2011 - ООО "Бюро путешествий и экскурсий "ЛенКруиз"", с 28.01.2002 по 31.12.2011 - ООО "Петро Арт", с 03.06.2010 по 31.12.2011 - ООО "Источник", с 10.09.2007 по 30.09.2011 - ООО "Доверие", с 01.08.2007 по 30.09.2011 - ООО "Дизайн -Ремонт", с 01.07.2011 по 31.12.2011 - ООО "Элофт", следовательно, Шурухина Е.А на момент наступления отпуска по беременности и родам была занята у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах была занята у других работодателей;

- в связи с тем, что расходы по выплате работнику Шурухиной Е.А. пособия по беременности и родам в сумме 180 298 руб. 94 коп. произведены заявителем с нарушением действующего законодательства, поскольку по представленным Шурухиной Е.А. справкам формы 4Н есть наложения периодов работы и сумм заработка за расчетный период: 2010 и 2011 года, указанные расходы в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ не подлежат возмещению за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

- согласно положениям части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования;

- при вышеуказанных обстоятельствах оснований для признания недействительными оспариваемых решений не имеется, в связи с чем, заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат;

- при отказе в удовлетворении требований расходы по государственной пошлине возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьей 167, п. 2 ст. 176, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья
И.С. СЕМЕНОВА