АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2022 г. N Ф06-27615/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Вим-Авиа" - Братковой Д.Д. (доверенность от 16.02.2022 N 1),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан - Бурганова И.Р. (доверенность от 01.02.2022), Хусаинова Р.Т. (доверенность от 19.12.2022 N 843), Минемуллина Р.Р. (доверенность от 08.04.2022),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Вим-Авиа" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.07.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по делу N А65-33533/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Вим-Авиа" в лице конкурсного управляющего Стручалиной Анастасии Валерьевны о признании безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию с лицевого счета задолженности, заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Приволжской транспортной прокуратуры,
общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Вим-Авиа" (далее - ООО "Авиакомпания "Вим-Авиа", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по РТ, инспекция, налоговый орган) о признании безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию с лицевого счета задолженности:
- по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (КБК 18210602010020000110) в размере суммы недоимки - 615 768 руб., суммы пени - 253 675 руб. 09 коп., суммы штрафа - 1 000 руб.;
- по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110) в размере суммы пени - 21 096 08 коп.;
- по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (КБК 18210102010010000110) в размере суммы недоимки - 86 403 899 руб. 47 коп., суммы пени - 39 111 398 руб. 93 коп., суммы штрафа - 3 961 239 руб. 62 коп.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года (КБК 18210202101080013160) в размере суммы недоимки - 36 258 500 руб. 51 коп., суммы пени - 16 402 153 руб. 06 коп., суммы штрафа - 234 165 руб. 13 коп.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) (КБК 18210202010060010160) в размере суммы недоимки - 44 936 233 руб. 66 коп., суммы пени - 22 334 415 руб. 22 коп., суммы штрафа - 961 015 руб. 71 коп.;
- по транспортному налогу с организаций (КБК 18210604011020000110) в размере суммы недоимки - 606 387 руб., суммы пени - 215 713 руб. 54 коп., суммы штрафа -59 200 руб.;
- по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии (КБК 18210202080060000160) в размере суммы недоимки - 13 941 113 руб. 32 коп., суммы пени - 3 663 994 руб. 89 коп., суммы штрафа - 92 931 руб. 95 коп.;
- по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) (КБК 18210202090070010160) в размере суммы недоимки - 7 262 419 руб. 71 коп., суммы пени - 3 144 283 руб. 68 коп., суммы штрафа - 116 686 руб. 41 коп.;
- по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) (КБК: 18210202132060020160) в размере суммы недоимки - 62 923 руб. 17 коп., суммы пени - 31 345 руб. 17 коп., суммы штрафа - 1179 руб. 81 коп.;
- по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) (КБК 18210202132060010160) в размере суммы недоимки - 2 208 525 руб. 09 коп., суммы пени - 1 768 175 руб. 77 коп., суммы штрафа - 42 965 руб. 13 коп.;
- по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) (КБК: 18210202131060010160) в размере суммы недоимки - 5 606 576 руб. 65 коп., суммы пени - 3 264 506 руб. 67 коп., суммы штрафа - 127 987 руб. 24 коп.;
- задолженности по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии (КБК: 18210202080060000160) до суммы недоимки - 4 288 074 руб. 94 коп., суммы пени - 1 579 038 руб. 01 коп., суммы штрафа - 92 931 руб. 95 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Приволжская транспортная прокуратура.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.07.2022 по делу N А65-33533/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Вим-Авиа" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2018 (резолютивная часть оглашена 26.09.2018) по делу N А65-37758/2017 ООО "Авиакомпания "ВИМ-АВИА" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Максимов Александр Николаевич.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.11.2020 Максимов Александр Николаевич освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Авиакомпания "Вим-Авиа". Конкурсным управляющим утвержден Кононов Вячеслав Юрьевич.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2022 конкурсным управляющим ООО "Авиакомпания "Вим-Авиа" утверждена Стручалина Анастасия Валерьевна.
Согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, а также выписок операций по расчету с бюджетом за 2018-2020 годы вышеупомянутая задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам относится к текущей задолженности общества.
По мнению заявителя, указанная задолженность является безнадежной к взысканию и подлежащей списанию. Заявитель полагает, что ответчиком нарушен внесудебный порядок взыскания обязательных платежей. В этой связи обществом заявлены требования о признании данной задолженности безнадежной ко взысканию.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Мерами принудительного характера, применяемыми в бесспорном порядке, предусмотренном НК РФ, и направленными на исполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов либо налоговым агентом обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика.
Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика только после вступления в силу судебного акта, содержащего вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.
С момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства, в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим. Одновременно снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Основанием для снятия арестов на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абзац 9 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).
Таким образом, решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (статья 47 НК РФ) в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается.
В пункте 19 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 в редакции от 26.12.2018) приведена правовая позиция, согласно которой при возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения.
Решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьей 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При этом положения подпункта 4.1 пункта 1 статьи 59 НК РФ предусматривают признание задолженности безнадежной к взысканию, если ее уплата и (или) взыскание оказались невозможными в случаях вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях: 1) ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; 2) судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57, по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика только после вступления в силу судебного акта, содержащего вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (абзац 5 пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57)).
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая установленные фактические обстоятельства дела, правовое регулирование спорного вопроса, а также установленные пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ сроки для совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей, суды пришли к обоснованному выводу о том, что инспекцией соблюдена процедура внесудебного взыскания недоимки.
Судами исследованы требования, решения и инкассовые поручения, доказательства их направления в адрес общества, в банки (в том числе по телекоммуникационным каналам связи (ТКС)) и сделаны выводы о том, что инспекцией осуществлены все этапы принудительного взыскания недоимки по налогу, пеней и штрафа.
Установив факт длительного уклонения общества от погашения налоговых обязательств, при этом учитывая, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах инспекцией были приняты все меры для принудительного взыскания задолженности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию, в этой связи отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводам общества о ненаправлении в его адрес требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, решений о взыскании, а также в адрес кредитных организаций инкассовых поручений дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.07.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по делу N А65-33533/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Вим-Авиа" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение кассационной жалобы (чек по операции ПАО Сбербанк от 09.11.2022, идентификатор платежа 850529772441MZLW). Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.