Решение ФАС РФ от 14.10.2022 по делу N 28/06/105-3157/2022

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 14.10.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2022 г. по делу N 28/06/105-3157/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия "М" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок "М" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание медицинских услуг по диспансеризации работников центрального аппарата "М" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195100000222000018) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе приложения к извещению о проведении Конкурса (далее - Извещение) сведения о принятии к оценке исполненных контрактов (договоров) по диспансеризации исключительно государственных гражданских служащих.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 26.09.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 899 999,91 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 05609090142390020244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.10.2022.

6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе приложения к Извещению положение о принятии к оценке исполненных контрактов (договоров) по диспансеризации государственных гражданских служащих.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение к Постановлению N 2604).

Согласно пункту 2 Положения к Постановлению N 2604 "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением к Постановлению N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Комиссией установлено, что Заказчиком установлен детализирующий показатель "Общее количество исполненных участником закупки контрактов/договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе приложения к Извещению Детализирующему показателю Показателя Критерия "показателем оценки является общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров), сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предметом которых является оказание услуг по диспансеризации государственных гражданских служащих (п. 3 Приложения N 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения"), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе приложения к Извещению по Детализирующему показателю Показателя Критерия оценке подлежат сведения об исполненных контрактах (договоров) предметом которых является оказание услуг по диспансеризации государственных гражданских служащих.

Вместе с тем Комиссия, изучив порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе приложения к Извещению по Детализирующему показателю Показателя Критерия приходит к выводу, что требование о принятии к оценке исполненных договоров (контрактов) предметом которых является оказание услуг по диспансеризации государственных гражданских служащих является ненадлежащим, поскольку вышеуказанное требование исключает возможность представить исполненные договоры (контракты) по диспансеризации лиц не относящихся к числу государственных гражданских служащих.

Согласно подпункту "д" пункта 28 Положения к Постановлению N 2604 в случае применения показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.

Комиссией установлено, что согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе приложения к Извещению по Детализирующему показателю Показателя Критерия Заказчиком оцениваются исключительно контракты исполненные в порядке Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Комиссия, изучив порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе приложения к Извещению по Детализирующему показателю Показателя Критерия приходит к выводу, что требование о принятии к оценке исполненных договоров (контрактов) исключительно в рамках Закона о контрактной системе не соответствует подпункту "д" пункта 28 Положения.

Кроме того, Комиссией установлено, что в ЕИС содержатся сведения о закупках по диспансеризации государственных гражданских служащих проведенных в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Вместе с тем такие договоры не были бы приняты Комиссией по осуществлению закупок Заказчика в силу установления вышеуказанного порядка оценки заявок.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Д" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 14.10.2022 по делу N 28/06/105-3157/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.