Вопрос: Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков-членов АРБ по вопросу применения Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее - Закон N 106-ФЗ), а также Федерального закона от 07.10.2022 N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 377-ФЗ).
В связи с внесением Федеральным законом от 20.10.2022 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) изменений в Закон N 106-ФЗ, в том числе путем включения в него ст. 7.3 <1>, возникли следующие вопросы, требующие оперативного разрешения.
<1> Статья 5 Закона N 406-ФЗ.
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7.3 Закона N 106-ФЗ одним из условий обращения заемщика к кредитору с требованием об установлении льготного периода является факт призыва единственного участника общества с ограниченной ответственностью, являющегося заемщиком, на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Верно ли понимание того, что к указанной категории заемщиков относятся только заемщики, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (т.е. военнослужащие, указанные в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 377-ФЗ, не относятся к данной категории заемщиков)?
2. В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 Закона N 106-ФЗ срок льготного периода рассчитывается как срок мобилизации, увеличенный на 90 дней, и продлевается на период нахождения участника общества в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в стационарных условиях на излечении от увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в период военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации, а в случае признания участника общества безвестно отсутствующим - также на период до отмены решения суда о признании участника общества безвестно отсутствующим либо до объявления участника общества судом умершим.
При предоставлении кредитных каникул кредитору необходимо понимать, на какой срок изменяются условия кредитного обязательства / в течение какого периода времени он не может воспользоваться предоставленными ему законодательством правами. Поскольку кредитор не имеет возможности определить момент окончания действия кредитных каникул, возникает вопрос: каким образом при установлении льготного периода он должен определить момент его окончания (ставится открытая дата или определяется минимальный срок (какой именно) с возможностью продления)?
Аналогичный вопрос возникает по установлению льготного периода в рамках Закона N 377-ФЗ.
3. Согласно п. 4 ст. 7.3 Закона N 106-ФЗ заемщик при представлении требования, указанного в ч. 1 данной статьи, вправе приложить документы, подтверждающие факт мобилизации участника общества. В случае если заемщик не представил указанные документы, кредитор после предоставления льготного периода вправе потребовать представления таких документов у заемщика. В случае получения такого требования от кредитора заемщик обязан представить указанные документы не позднее окончания льготного периода.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона N 377-ФЗ военнослужащий при представлении требования об изменении условий кредитного договора, предусматривающего приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период, вправе приложить документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации его участие в специальной военной операции.
В связи с этим возникает вопрос: правильно ли понимание того, что для целей предоставления льготного периода мобилизованному индивидуальному предпринимателю (в рамках Закона N 377-ФЗ) и для целей предоставления льготного периода обществу с ограниченной ответственностью, в котором мобилизован единственный участник (в рамках Закона N 406-ФЗ), должны предоставляться разные подтверждающие документы?
Также в дополнение к ранее направленным в Ваш адрес вопросам <2> по применению Закона N 377-ФЗ требуют рассмотрения следующие вопросы.
1. Имеют ли право члены семьи военнослужащих, указанных в п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 377-ФЗ, требовать предоставления льготного периода по кредитным договорам, заключенным ими (соответствующими членами семьи) в предпринимательских целях?
2. Как следует из ч. 6 ст. 8 Закона N 377-ФЗ, положения данной статьи, ст. ст. 1 - 3 Закона N 377-ФЗ и законодательных актов, измененных Законом N 377-ФЗ, распространяются на лиц, проходящих службу в управлениях (отделах, службах, отрядах) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (в пограничных органах) на территории Российской Федерации, обеспечивающих проведение специальной военной операции, и членов их семей, определенных в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона N 377-ФЗ.
<2> Письмо АРБ от 24.10.2022 N А-02/5-479.
Частью 1 ст. 1 Закона N 377-ФЗ определяются моменты заключения кредитных договоров, имеющие значение для возможности признания лица заемщиком в целях применения Закона N 377-ФЗ. Однако в отношении лиц, проходящих вышеуказанную службу в пограничных органах, момент заключения ими кредитных договоров не определен.
В связи с этим возникает вопрос: до какой даты должен быть заключен кредитный договор с соответствующим лицом, проходящим службу в пограничных органах, в целях признания его и (или) членов его семьи заемщиком(ами) согласно требованиям Закона N 377-ФЗ?
В связи с изложенным просим высказать позицию Банка России по вышеуказанным вопросам применения Законов N N 106-ФЗ и 377-ФЗ.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество со Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России по вопросам применения действующего законодательства.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2022 г. N 59-8-2/60208
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России рассмотрела обращение от 27.10.2022 (далее - обращение) и в дополнение к ранее направленному письму от 25.11.2022 N 59-8-2/53103 сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не обладает полномочиями по толкованию положений федерального законодательства. Вместе с тем по существу второго вопроса о порядке применения Федерального закона N 377-ФЗ <1> полагаем возможным отметить следующее.
<1> Федеральный закон от 07.10.2022 N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ).
Исходя из системного толкования положений Федерального закона N 377-ФЗ полагаем, что указанным в части 6 статьи 8 указанного Федерального закона лицам льготный период может быть предоставлен по кредитным договорам (договорам займа), заключенным до начала обеспечения заемщиком проведения специальной военной операции.
Вместе с тем полагаем целесообразным получение позиции федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе по обозначенному вопросу.
Заместитель руководителя
Е.С. НЕНАХОВА