ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2001 г. N 285
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании оценочной деятельности.
2. Установить, что за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей, за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии - плата в размере 300 рублей, за переоформление и продление лицензии - плата в размере 10 рублей, за предоставление выписки из реестра лицензий (об одном лицензиате) - плата в размере 10 рублей.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 апреля 2001 г.
N 285
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования и условия выдачи лицензий на осуществление оценочной деятельности.
Настоящее Положение не распространяется на лицензирование деятельности по оценке имущества инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов.
2. Лицензирование оценочной деятельности осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).
Оценочная деятельность в соответствии с выданной лицензией может осуществляться на всей территории Российской Федерации.
Передача лицензии другому лицу не допускается.
3. Лицензирующий орган вправе по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации делегировать часть своих полномочий по лицензированию оценочной деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Лицензия выдается на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной деятельности:
а) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении недвижимого имущества, за исключением предприятий как имущественных комплексов, подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов (далее именуется - оценка стоимости недвижимого имущества);
б) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении движимого имущества (за исключением денег и ценных бумаг), а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов (далее именуется - оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств);
в) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), а также конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность (далее именуется - оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности);
г) оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов (далее именуется - оценка стоимости предприятия (бизнеса).
5. Лицензионными требованиями и условиями являются:
а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об оценочной деятельности;
б) предоставление по запросу лицензирующего органа информации, необходимой для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) осуществление страхования гражданской ответственности оценщиков путем заключения договора страхования по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности либо по каждому заключаемому договору об оценке;
г) для лицензиата - юридического лица - наличие в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности;
д) для лицензиата - индивидуального предпринимателя - наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности.
6. Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридического лица - наименования, организационно-правовой формы и места его нахождения, идентификационного номера налогоплательщика, реквизитов расчетного счета в банке;
для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;
лицензируемой деятельности (с перечислением работ (услуг);
срока, в течение которого будет осуществляться лицензируемая деятельность;
б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
в) копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом;
г) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
д) сведения о ранее полученных лицензиях на осуществление оценочной деятельности;
е) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение заявления.
В случае если копии документов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, не заверены нотариусом, вместе с копиями предъявляются оригиналы.
Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
7. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
8. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
При рассмотрении заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности по оценке предприятия (бизнеса) лицензирующий орган в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет копии представленных документов в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Заключение о возможности выдачи лицензии представляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в лицензирующий орган в срок, не превышающий 10 дней.
10. Лицензирующий орган в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора либо об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа.
Выдача лицензии производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие деятельности соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, в том числе получение отрицательного заключения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг при рассмотрении заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности по оценке предприятия (бизнеса).
12. Соискатель лицензии имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обжаловать отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
13. При обжаловании решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза производится за счет средств соискателя лицензии.
14. Заявление о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию для ее проведения.
В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.
Список членов комиссии направляется заявителю. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой заявитель вправе представить в лицензирующий орган соответствующее возражение против участия данного лица в экспертизе. Лицензирующий орган информирует заявителя о результатах рассмотрения его заявления.
Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.
15. Комиссия в течение 30 дней со дня получения заявления рассматривает представленные соискателем лицензии документы, осуществляет проверку их соответствия лицензионным требованиям и условиям и готовит экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней после его принятия.
При принятии комиссией решения о соответствии документов соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии.
16. В лицензии указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) наименование и место нахождения юридического лица; фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, данные документа, удостоверяющего его личность;
в) лицензируемая деятельность (с перечислением работ (услуг);
д) лицензионные требования и условия;
е) идентификационный номер налогоплательщика;
ж) дата принятия решения о выдаче лицензии;
з) номер лицензии и дата ее выдачи.
17. Лицензия выдается на 3 года, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
18. В случае преобразования юридического лица, изменения наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) либо индивидуальный предприниматель - обязан в 15-дневный срок подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения, либо об отказе от переоформления лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления и производится в порядке, установленном для ее получения.
До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и справки о приеме документов на переоформление, а в случае утраты - на основании указанной справки.
При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие сведения в реестр лицензий.
19. При необходимости изменения или дополнения указанных в лицензии работ (услуг) лицензиат вправе подать заявление о выдаче новой лицензии с приложением к нему имеющейся лицензии и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения.
Новая лицензия выдается в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением.
20. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии, отозвать ее или принять действия к аннулированию лицензии.
Решение о приостановлении действия, отзыве или аннулировании лицензии доводится до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.
Необходимые сведения вносятся в реестр лицензий лицензирующим органом в 3-дневный срок со дня принятия решения.
21. Основанием для приостановления действия лицензии является:
а) выявление лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороноспособности и безопасности государства;
б) невыполнение лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
В случае приостановления действия лицензии срок, на который выдана лицензия, не продлевается.
22. Лицензия утрачивает юридическую силу со дня ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, а также в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
23. По основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, лицензия может быть аннулирована.
24. Отзыв лицензии осуществляется на основании:
а) признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
б) признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;
в) признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным имеющегося у индивидуального предпринимателя документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
г) признания недействительным документа об образовании работника юридического лица при условии, что он является единственным работником, имеющим документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
д) установления факта выхода лицензиатом в своей деятельности за пределы прав, предоставленных ему лицензией;
е) установления факта несоблюдения лицензиатом в своей деятельности требований, установленных законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;
ж) решения суда, арбитражного суда, третейского суда.
25. Решение о приостановлении действия лицензии или об отзыве лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
26. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев.
Лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, и направить в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок указанные обстоятельства не устранены, лицензия в установленном порядке аннулируется.
Лицензирующий орган в течение 30 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо невозможности возобновления действия лицензии.
27. Лицензия считается возобновленной с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения. Об указанном решении лицензиат уведомляется в 3-дневный срок со дня принятия решения.
В случае если решение о приостановлении действия лицензии было принято на основании обращения государственных надзорных и контрольных органов, иных органов государственной власти, документом, подтверждающим устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, является заключение органа, направившего обращение.
В иных случаях документ, подтверждающий устранение указанных обстоятельств, определяется лицензирующим органом при принятии решения о приостановлении действия лицензии.
Для установления факта устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, он имеет право требовать проведения независимой экспертизы.
Независимая экспертиза проводится в порядке, установленном пунктами 13-15 настоящего Положения.
Необходимые сведения вносятся в реестр лицензий в 3-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
28. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции.
Лицензирующий орган имеет право:
а) проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
д) выносить предупреждения лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
29. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.
30. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий.
В реестре лицензий указываются:
а) сведения о лицензиате (наименование и организационно-правовая форма юридического лица, реквизиты документов об образовании работников этого юридического лица, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, реквизиты документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; место нахождения лицензиата, идентификационный номер налогоплательщика, реквизиты расчетного счета в банке);
б) сведения о лицензирующем органе;
в) лицензируемая деятельность (с перечислением работ (услуг);
г) срок действия лицензии;
д) номер лицензии и дата ее выдачи;
е) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
ж) основание и дата отзыва или аннулирования лицензии.
31. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц и предоставляется им в виде выписок в 3-дневный срок со дня подачи соответствующего заявления.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.
32. Лицензионный сбор за выдачу лицензии, плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, плата за переоформление и продление срока действия лицензии, а также за предоставление выписки из реестра лицензий перечисляются на соответствующий счет, открываемый лицензирующим органом в органах федерального казначейства, и зачисляются в установленном порядке в федеральный бюджет.
33. Руководители и должностные лица лицензирующего органа несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения.