МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2001 г. N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно приложению.
2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Признать утратившим силу постановление Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 г. N 13 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии ".
4. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.
Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 22 января 2001 г. N 10
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно - правовых форм.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях разработаны Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Федерации при участии Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников этой службы, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями.
1. Общая часть
1.1. Нормативы численности предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно - правовых форм.
1.2. Сборник содержит нормативы численности работников службы охраны труда и условия формирования организационной структуры службы (специалист, бюро, отдел).
1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда:
управление охраной труда;
организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в организации;
проведение аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации;
организация пропаганды по охране труда;
проведение вводного инструктажа;
организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации;
планирование мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации;
оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях;
контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации;
расследование и учет несчастных случаев в организации.
1.4. В основу разработки нормативов численности работников службы охраны труда положены:
данные оперативного учета и отчетности;
материалы изучения существующей организации труда и рекомендации по ее совершенствованию.
1.5. При создании нормативов численности работников службы охраны труда использованы следующие законы и иные нормативные правовые акты:
Закон Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702);
Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14;
Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст. 1595).
1.6. Наименования должностей установлены в соответствии с тарифно - квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 июня 1996 г. N 32.
1.7. Нормативами охвачены следующие должности: начальник отдела (бюро), специалисты всех категорий.
1.8. Штатная численность работников санитарно - промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами не предусмотрена.
1.9. Приведенные в сборнике числовые значения нормативов с указанием "до" следует понимать включительно.
1.10. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.
1.11. В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше, численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы. Обособленной производственной структурой следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно - коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
2. Организация труда
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.
Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.
Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов; обеспечить ПЭВМ, телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, а также нормативно - справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для данного вида производства с учетом специфики работ.
3. Нормативная часть
3.1. Создание службы охраны труда
3.1.1. Условия формирования службы охраны труда
Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3 - 5 единиц (включая начальника) или отдел - при штатной численности работников от 6 единиц.
3.1.2. Руководитель службы охраны труда
Состав работ:
Осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и организует ее работу, разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на службу задач и функций, отвечает за представление отчетности. Координирует работу уполномоченных по охране труда.
Обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию службы.
Представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в службе охраны труда, о поощрении отличившихся работников или о применении дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Обеспечивает систематическое повышение квалификации работников службы охраны труда.
3.2. Основная деятельность работников службы охраны труда
3.2.1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно - обусловленных заболеваний в организации
Состав работ:
Изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Участие в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания. Контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма.
Доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до коллективов цехов; подготовка проектов приказов, предписаний, писем по вопросам охраны труда (по организации).
Таблица 1
3.2.2. Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации
Состав работ:
Организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда.
Формирование необходимой нормативно - правовой базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения.
Учет рабочих мест и классификация работ:
по категориям работников; наименованию профессий (должностей); их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.
Оценка рабочих мест по условиям труда: соответствие санитарно - гигиеническим нормативам и требованиям охраны труда; составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; кодирование производств, цехов, участков, рабочих мест для проведения автоматизированной обработки результатов; обеспеченность работающих спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам; проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.
Организация оформления документов о результатах аттестации рабочих мест (протокол аттестации рабочих мест, карты аттестации, ведомости рабочих мест, формы которых должны соответствовать требованиям машинной обработки).
Доведение информации о результатах аттестации рабочих мест до сведения работодателя.
Разработка предложений, с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, о порядке подготовки организации к сертификации работ по охране труда и определение мероприятий, конкретизирующих содержание подготовки.
Таблица 2
Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.
3.2.3. Организация пропаганды по охране труда
Состав работ:
Руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видео- и кинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати организации, стенных газет, витрин и т.д.
Организация и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организация выставок, уголков, витрин, стендов, проведения конкурсов и общественных смотров по охране труда. Организация и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда. Организация обмена передовым опытом по охране труда. Выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.
Таблица 3
3.2.4. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации
Состав работ:
Разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда.
Проведение вводного инструктажа по охране труда. Контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда. Организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и по оказанию первой помощи пострадавшим.
Проведение консультаций по вопросам охраны труда.
Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников организации.
Оказание методической помощи руководителям подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.
Таблица 4
3.2.5. Планирование мероприятий по охране труда; составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации
Состав работ:
Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами организации плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда и приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда, с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб организации) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
Согласование проектов инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте.
Составление совместно с руководителями структурных подразделений организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, на основании действующего законодательства, работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда.
Организация хранения документации (актов, формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров вредных и опасных производственных факторов, материалов аттестации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно - профилактического обслуживания работников.
Определение основных направлений совершенствования условий труда.
Таблица 5
3.2.6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях
Состав работ:
Обеспечение соблюдения Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.
Контроль за:
выполнением работниками в подразделениях организации требований инструкций по охране труда;
содержанием производственных и вспомогательных помещений:
безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств;
правильной организацией рабочих мест, технологических процессов;
эксплуатацией и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты;
техническим состоянием машин и оборудования;
эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.
Таблица 6
3.2.7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда
Состав работ.
Осуществление контроля за:
соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
доведением до сведения работников подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.
Таблица 7
3.2.8. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации
Состав работ:
Работа в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.
Проведение совместно с соответствующими службами организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно - технических устройств, санитарно - бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
Согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.
Таблица 8
3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев в организации
Состав работ:
Обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11 марта 1999 г. N 279.
Организация оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятии неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц.
Организация сообщения о происшедшем несчастном случае.
Работа в комиссии по расследованию несчастного случая:
определение мер по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве;
выдача предписаний руководителям подразделений;
участие в составлении и организации направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации - 24 ч. и 120 ч. (при расследовании тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая на производстве).
4. Рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации
Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.
Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:
Чсп = Чн x Кн,
где:
Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:
где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.
Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности.
Ниже приведен пример расчета.
ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Чсп = 3,27 x 1,1 = 3,597 ~= 3,6 чел., где 1,1 - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).