Постановление Правительства РФ от 20.05.94 N 498

"О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий"
Редакция от 20.05.1994 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 15.04.2003 N 218»
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 1994 г. N 498

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ

В целях реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), проведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией неплатежеспособных предприятий и предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5070) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующихся на текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановить (утратить) платежеспособность, согласно Приложению N 1.

Установить, что на основании указанной системы критериев принимаются решения:

о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным;

о наличии реальной возможности у предприятия - должника восстановить свою платежеспособность;

о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Указанные решения принимаются вне зависимости от наличия установленных законодательством внешних признаков несостоятельности предприятия (здесь и далее термин "предприятие" используется в определении Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").

Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, являются основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное управление).

2. Утвердить Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий согласно Приложению N 2.

Уполномочить Федеральное управление осуществлять в установленном порядке контроль за целевым расходованием средств, выделяемых в форме государственной финансовой поддержки, в том числе за возвратностью средств, выделяемых на кредитной основе.

3. Установить, что неплатежеспособным предприятиям не может предоставляться государственная финансовая поддержка, если отсутствует хотя бы одно из следующих условий:

наличие плана финансового оздоровления (бизнес - плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;

наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 1, ст. 2);

безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки.

Государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров, работ, услуг) ему предоставлялась такая поддержка.

4. Утвердить Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий - должников согласно Приложению N 3.

5. Установить, что Федеральное управление принимает решения по вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящего постановления, в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов.

До создания органа независимой экспертизы возложить на Федеральное управление подготовку заключений по вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящего постановления, а также о наличии признаков умышленного или фиктивного банкротства по поручениям (запросам) арбитражных судов при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий в отношении предприятий любых форм собственности.

В случае делегирования Федеральному управлению соответствующими органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления права представления интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий, основанных на государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, а также предприятий, в капитале которых имеется доля (вклад) государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, Федеральное управление вправе осуществлять возложенные на него функции в отношении указанных предприятий при условии передачи ему соответствующих полномочий и финансирования его деятельности за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации или местного бюджета.

6. Установить, что средства, направляемые из федерального бюджета на оказание государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях восстановления платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий, отражаются в бюджете по статье дотации. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета выделение средств на финансирование указанных мероприятий в соответствующих объемах.

7. Поручить Федеральному управлению выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно - правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.

8. Возложить на Федеральное управление организацию подбора, подготовки и аттестацию лиц для назначения арбитражными и конкурсными управляющими, а также совместно с Российским фондом федерального имущества - осуществление лицензирования (сертификации) деятельности юридических и физических лиц, связанной с продажей имущества предприятий - должников.

Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование указанных мероприятий на основании сметы расходов, представляемой Федеральным управлением. Разрешить Федеральному управлению привлекать средства внебюджетных источников для дополнительного финансирования указанной деятельности.

9. Федеральному управлению в срок до 1 июля 1994 г. приступить к ведению перечня платежеспособных предприятий.

10. Установить, что предприятия, органы исполнительной власти и их должностные лица обязаны по запросу Федерального управления представлять документы и иную информацию, необходимую для осуществления Федеральным управлением функций, отнесенных к его компетенции.

11. Поручить Федеральному управлению координацию работ по подготовке проектов нормативных документов по вопросам несостоятельности (банкротства).

12. Федеральному управлению в 3-месячный срок:

разработать с участием Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и утвердить типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), предусматривающего предоставление государственной финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий, порядок его согласования, типовой договор на предоставление государственной финансовой поддержки, а также методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления;

разработать по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации с участием Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации предложения по включению в порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, а также порядок лицензирования (сертификации) деятельности аудиторских фирм по обеспечению реализации актов о несостоятельности (банкротстве) положений, регулирующих особенности аудита неплатежеспособных предприятий;

разработать с участием Министерства экономики Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по промышленной политике методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередном предоставлении государственной финансовой поддержки, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью;

подготовить с участием заинтересованных министерств, ведомств Российской Федерации и организаций предложения по созданию органа независимой экспертизы.

13. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике и Федеральным управлением при подготовке расчетов к проектам федерального бюджета на соответствующие годы обеспечить своевременное представление обоснований необходимых объемов средств, направляемых из федерального бюджета на оказание государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях восстановления платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 20 мая 1994 г. N 498

СИСТЕМА
КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ БАЛАНСА НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:

коэффициент текущей ликвидности;

коэффициент обеспеченности собственными средствами;

коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

2. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740).

3. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса).

4. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.

5. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

6. При наличии установленных в пункте 5 настоящего приложения оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение больше единицы, может быть принято решение о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

При отсутствии установленных в пункте 5 настоящего приложения оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия).

7. Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной по основаниям, установленным пунктом 5 настоящего приложения, может быть отложено на срок, определяемый Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России, если в порядке, определенном абзацем 1 пункта 6 настоящего приложения, установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.

8. Анализ баланса предприятия производится на основании:

баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода), представляемых руководством предприятия и заверенных в установленном порядке;

баланса предприятия за последний отчетный период, представляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.

Информация, содержащаяся в полученных в указанном порядке документах, является достаточной для принятия решения по определению неудовлетворительной структуры баланса предприятия.

Приложение N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 20 мая 1994 г. N 498

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ОТРАСЛЕВЫХ И МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В ЦЕЛЯХ РЕОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Настоящее Положение определяет порядок представления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий.

2. В порядке, определенном настоящим Положением, осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;

финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротств.

Далее по тексту под финансированием санационных мероприятий понимается выделение государственных ассигнований в рамках любого из указанных выше направлений.

3. Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:

финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь их банкротство;

финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;

финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.

Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.

Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не могут повлечь за собой изменения доли государства, а также его посредников (организаций - агентов) в уставном капитале предприятия.

4. Финансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (далее - Федеральное управление), обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на кредитной основе), - с одной стороны и уполномоченной организацией (агентом) Правительства Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) - с другой.

5. Основаниями для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:

выполнение требований, установленных в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498;

наличие согласованного с Федеральным управлением плана - графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;

наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

В случаях, когда действующим законодательством предусмотрено внесение Федеральным управлением от имени собственника (должника, кредитора) ходатайств в арбитражный суд о проведении реорганизационных процедур, предусматривающих оказание государственной финансовой поддержки, Федеральное управление не вправе заявлять указанные ходатайства при отсутствии хотя бы одного из указанных выше оснований.

6. Для получения ходатайства Федерального управления в арбитражный суд о применении реорганизационных процедур или согласия Федерального управления на проведение санационных мероприятий во внесудебном порядке орган (органы), намеренный финансировать санационные мероприятия, предоставляет в Федеральное управление:

документы, подтверждающие выполнение требований пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498;

предварительно согласованный в установленном порядке план финансового оздоровления (бизнес-план);

план - график финансирования санационных мероприятий;

документы, подтверждающие наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

При решении вопроса о внесении ходатайства в арбитражный суд о применении реорганизационных процедур в отношении предприятия - должника указанные документы должны быть представлены в Федеральное управление не позднее чем за 10 дней до истечения срока подачи соответствующего ходатайства.

7. Органом (органами), осуществляющим от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования могут выступать:

Министерство финансов Российской Федерации либо уполномоченный финансовый орган субъекта Российской Федерации, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта Российской Федерации;

федеральный орган (органы) исполнительной власти, орган (органы) исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.

В качестве уполномоченных организаций (агентов) Правительства Российской Федерации (субъектов Российской Федерации), через которых осуществляется государственное финансирование санационных мероприятий, могут выступать банковские учреждения, инвестиционные компании и фонды, заключившие договор, предусмотренный в пункте 4 настоящего Положения.

8. Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом - графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес-планом).

В случаях, когда государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом - графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.

9. В целях осуществления возложенных на него функций по контролю за целевым использованием средств государственной финансовой поддержки, а также обеспечения возвратности средств, выделяемых в форме государственных кредитов, Федеральное управление вправе назначить аудиторскую проверку деятельности уполномоченных организаций (агентов) в части надлежащего использования выделенных средств с привлечением независимых аудиторских фирм.

В случае, если установлено нецелевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, невыполнение плана - графика поступления средств, а также невозможность достижения поставленных целей, Федеральное управление обязано прекратить осуществление (внести в арбитражный суд ходатайство о досрочном прекращении) указанных мероприятий.

Приложение N 3
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 20 мая 1994 г. N 498

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ДОБРОВОЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ - ДОЛЖНИКОВ

1. Добровольная ликвидация предприятий - должников осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согласию между предприятием - должником и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий.

Решение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (далее - Федеральное управление) о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, является основанием для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов.

Если подготовка к применению процедур добровольной ликвидации федерального государственного предприятия либо предприятия, в капитале которого имеется доля (вклад) Российской Федерации, осуществляется по иным основаниям, руководитель предприятия обязан не позднее чем за 15 дней до момента проведения собрания кредиторов уведомить об этом Федеральное управление и представить документы и сведения, определенные пунктами 2 и 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

2. В случае, если добровольная ликвидация предприятия инициируется Федеральным управлением, начало подготовки к применению процедур добровольной ликвидации оформляется распоряжением Федерального управления после предварительного рассмотрения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащим обязательное для руководителя предприятия предписание об исполнении установленных действий по добровольной ликвидации предприятия. Данное распоряжение в установленном порядке направляется руководителю предприятия и доводится до сведения соответствующего комитета по управлению имуществом.

3. Руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления обязан:

издать приказ об организации всех необходимых мероприятий по выполнению распоряжения Федерального управления;

организовать проведение собрания кредиторов, назначить дату его проведения и разослать известным предприятию кредиторам соответствующие извещения;

организовать проведение общего собрания (конференции) трудового коллектива, избирающего своего представителя для участия в процедурах добровольной ликвидации.

Изданный руководителем предприятия приказ направляется в адрес Федерального управления в день его выхода.

Собрание кредиторов проводится не позднее 15 дней с момента получения распоряжения Федерального управления.

Дата проведения общего собрания (конференции) трудового коллектива назначается не позднее чем за 3 дня до проведения собрания кредиторов. Непроведение общего собрания (конференции) трудового коллектива не препятствует проведению собрания кредиторов.

4. В собрании кредиторов, созываемом в порядке, определенном в пункте 3 настоящего Положения, с правом голоса участвуют кредиторы, имеющие не обеспеченные залогом обязательства предприятия, срок исполнения которых наступил до момента проведения указанного собрания.

Федеральное управление представляет на собрании кредиторов интересы государства в объеме суммарных обязательств предприятия перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами и при решении вопроса о добровольной ликвидации предприятия голосует с обязательным учетом мнения соответствующих отраслевого министерства (ведомства) и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В собрании кредиторов участвуют руководитель предприятия, а также уполномоченный представитель трудового коллектива. К участию в собрании кредиторов могут быть приглашены представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также соответствующих отраслевого министерства (ведомства), финансового органа, комитета по управлению имуществом, антимонопольного органа (в случае, если предприятие занимает доминирующее положение на федеральном или местном рынке).

Порядок проведения собрания кредиторов определяется Примерным регламентом собрания кредиторов, утверждаемым Федеральным управлением, если иной порядок не утвержден соглашением кредиторов.

Если в результате анализа экономического состояния предприятия Федеральным управлением установлено наличие признаков умышленного или фиктивного банкротства предприятия, Федеральное управление обязано проинформировать об этом собрание кредиторов. При этом в случае обнаружения признаков умышленного банкротства Федеральное управление в установленном законодательством порядке предъявляет требования о признании недействительными сделок, совершенных с целью доведения предприятия до состояния банкротства, а при наличии признаков совершенного правонарушения направляет материалы в следственные органы.

В случае принятия собранием кредиторов решения о добровольной ликвидации предприятия указанное решение считается принятым руководителем предприятия и кредиторами совместно. Одновременно с принятием решения о добровольной ликвидации предприятия собрание кредиторов вправе предложить кандидатуру конкурсного управляющего.

Решение собрания кредиторов по вопросу добровольной ликвидации предприятия оформляется и направляется в Федеральное управление в течение трех суток.

5. Федеральное управление в течение трех суток с момента получения решения о добровольной ликвидации федерального государственного предприятия утверждает указанное решение и назначает конкурсного управляющего с учетом предложения руководителя предприятия. Если собрание кредиторов предложило свою кандидатуру конкурсного управляющего, Федеральное управление обязано назначить конкурсным управляющим лицо, предложенное собранием кредиторов.

В случае, если принято решение о добровольной ликвидации предприятия, в капитале которого имеется доля (вклад) государства, для утверждения указанного решения Федеральное управление поручает руководителю предприятия организовать проведение собрания высшего органа предприятия, уполномоченного в соответствии с уставом предприятия принимать решение о его ликвидации (далее - уполномоченный орган). Собрание уполномоченного органа проводится не позднее 30 дней с момента принятия совместного решения о добровольной ликвидации предприятия в порядке, определенном уставом предприятия.

Федеральное управление представляет на собрании уполномоченного органа интересы государства в объеме принадлежащей государству доли (вклада, пакета акций), при этом полномочия любых иных лиц по представлению интересов государства на данном собрании недействительны. Федеральное управление не вправе голосовать против утверждения решения о добровольной ликвидации предприятия за исключением случаев, когда в результате анализа экономического состояния предприятия выявлена фактическая платежеспособность предприятия либо реальная возможность ее восстановления, а также при наличии обстоятельств, указанных в абзаце пятом пункта 4 настоящего Положения.

Совместное решение руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности утверждается простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.

В случае утверждения решения о добровольной ликвидации предприятия уполномоченный орган назначает конкурсного управляющего с учетом предложения руководителя предприятия. Если собрание кредиторов предложило свою кандидатуру конкурсного управляющего, уполномоченный орган назначает конкурсным управляющим лицо, предложенное собранием кредиторов.

6. Если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно отклонено собранием кредиторов, Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Руководитель данного предприятия в течение двух недель после получения указанного распоряжения обязан представить в Федеральное управление копию заявления в арбитражный суд о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и документ, подтверждающий получение арбитражным судом указанного заявления. В случае, если в установленный срок указанные документы не представлены, Федеральное управление подает в арбитражный суд заявление о признании данного предприятия несостоятельным (банкротом) самостоятельно.

7. Предприятие считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения совместного решения руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия. Объявление о добровольной ликвидации предприятия должно быть подано для опубликования в установленном порядке не позднее трех дней с момента утверждения указанного решения.

Начало осуществления ликвидационных мероприятий под контролем кредиторов откладывается на срок, установленный для подачи кредиторами заявления о несогласии с принятым решением о добровольной ликвидации предприятия в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.

8. Кредитор, несогласный с утвержденным решением о добровольной ликвидации предприятия, может заявить о своем несогласии с указанным решением, подав соответствующее заявление конкурсному управляющему.

Если в течение 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным управляющим не получено ни одного заявления кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации, решение о добровольной ликвидации считается согласованным всеми кредиторами.

Если в указанный срок конкурсным управляющим получено хотя бы одно заявление кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации предприятия, осуществление ликвидационных мероприятий прекращается. При этом Федеральное управление в соответствии с предоставленными ему полномочиями обязано принять меры по подаче заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражный суд.

9. Конкурсный управляющий формирует ликвидационную комиссию, которая не позднее 15 дней с момента начала осуществления ликвидационных мероприятий представляет в Федеральное управление план ликвидации предприятия, разработанный в соответствии с Типовым планом ликвидации предприятия, утверждаемым Федеральным управлением. В случае, если ликвидационная комиссия не представила в указанный срок план ликвидации предприятия, Федеральное управление вправе самостоятельно разработать план ликвидации.

План ликвидации предприятия, согласованный с Федеральным управлением, а в случае, если предприятие занимает доминирующее положение на федеральном или местном рынке, - и с соответствующим антимонопольным органом, представляется конкурсным управляющим на утверждение собрания кредиторов, созываемого им в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 51 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

10. План ликвидации предприятия должен содержать:

полное наименование предприятия, юридический адрес и расчетный счет;

сведения о размерах и структуре уставного капитала;

сведения о финансовом состоянии предприятия, размерах и структуре его долга;

перечень мероприятий по взиманию дебиторской задолженности, признанию или отклонению требований кредиторов, опротестованию сделок должника, ущемляющих интересы кредиторов;

перечень объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения, подлежащих передаче соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления;

требования по разделению имущества ликвидируемого предприятия на лоты для продажи;

способ (способы) продажи имущества ликвидируемого предприятия (имущественных лотов), а также их начальная цена;

перечень условий, на которых осуществляется продажа имущества (имущественных лотов);

перечень мероприятий по предотвращению негативных социальных последствий ликвидации;

порядок осуществления расчетов с кредиторами и распределения денежных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.

К плану ликвидации прилагаются бухгалтерский баланс предприятия на момент принятия решения о добровольной ликвидации, а также список кредиторов с указанием сумм их требований.

11. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации, Федеральным управлением либо уполномоченным им посредником, если иное лицо не определено непосредственно планом ликвидации предприятия в соответствии с требованием собрания кредиторов.

Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.

12. Не позднее 15 дней с момента завершения продажи имущества ликвидируемого предприятия конкурсный управляющий обязан созвать заключительное собрание кредиторов и представить отчет о своей работе.

Собрание кредиторов принимает решение об утверждении ликвидационного баланса, отчета об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, и о ликвидации предприятия.

В случае, если ликвидационный баланс не утвержден собранием кредиторов, кредиторы вправе в течение 15 дней назначить независимую аудиторскую проверку либо предъявить соответствующий иск конкурсному управляющему. Если в течение указанного срока ни одно из указанных действий не было осуществлено, ликвидационный баланс, представленный конкурсным управляющим, считается утвержденным.

Утвержденный в указанном порядке ликвидационный баланс представляется конкурсным управляющим в Федеральное управление и соответствующему органу регистрации предприятий и является достаточным основанием для исключения предприятия из Государственного реестра предприятий.

13. Собрание кредиторов осуществляет контроль за процессом добровольной ликвидации предприятия и действиями конкурсного управляющего в порядке, установленном действующим законодательством.

Обжалование действий конкурсного управляющего и ликвидационной комиссии осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.