ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. N 117
О ПОРЯДКЕ ОТБОРА СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ, И ОКАЗАНИЯ ТАКИХ УСЛУГ, А ТАКЖЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, от 22.10.2012 N 1075, от 20.03.2019 N 287, от 08.02.2021 N 132, от 27.12.2021 N 2492, от 26.01.2023 N 96)
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:
Правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности.
2. Установить, что Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью системного оператора по организации отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности.
3. Федеральной службе по тарифам в 2-месячный срок:
а) разработать и утвердить методические указания по расчету цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности;
б) разработать и утвердить методические указания по расчету повышающих (понижающих) коэффициентов к тарифам на услуги по передаче электрической энергии в зависимости от соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон по договорам об оказании услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям (договорам энергоснабжения);
в) разработать и утвердить методические указания по расчету повышающих (понижающих) коэффициентов к тарифам на услуги по передаче электрической энергии в зависимости от соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон по договорам об оказании услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (договорам энергоснабжения).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 марта 2010 г. N 117
ПРАВИЛА ОТБОРА СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ, И ОКАЗАНИЯ ТАКИХ УСЛУГ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.03.2019 N 287, от 08.02.2021 N 132, от 27.12.2021 N 2492, от 26.01.2023 N 96)
1. Настоящие Правила определяют порядок отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии (далее - субъекты электроэнергетики), оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг.
Понятия, используемые в настоящих Правилах, имеют значения, определенные Федеральным законом "Об электроэнергетике", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
2. Под услугами по обеспечению системной надежности понимается комплекс необходимых для обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России действий по:
а) нормированному первичному регулированию частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечивающих изменение нагрузки путем изменения режима работы энергопринимающего устройства и (или) путем изменения режимов работы принадлежащих такому потребителю объектов генерации установленной генерирующей мощностью менее 25 МВт, а также с использованием накопителей электрической энергии (далее - услуги по нормированному первичному регулированию частоты); (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
б) автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций (за исключением гидроэлектростанций установленной мощностью более 100 МВт), энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечивающих изменение нагрузки путем изменения режима работы энергопринимающего устройства и (или) путем изменения режимов работы принадлежащих такому потребителю объектов генерации установленной генерирующей мощностью менее 25 МВт, а также с использованием накопителей электрической энергии (далее - услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности); (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
в) регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не производится электрическая энергия (далее - услуги по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии);
г) управлению спросом на электрическую энергию субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, осуществляющими в период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2023 г. групповое управление изменением нагрузки энергопринимающих устройств потребителей розничного рынка электрической энергии (далее - услуги по управлению спросом на электрическую энергию), с которыми такой субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии заключил договор оказания услуг по изменению нагрузки. Не допускается участие в управлении спросом на электрическую энергию с использованием группы точек поставки на оптовом рынке, в отношении которой уже принято обязательство обеспечить готовность к осуществлению ценозависимого снижения объема покупки электрической энергии. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.03.2019 N 287, от 27.12.2021 N 2492, от 26.01.2023 N 96)
3. Организация отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оплата таких услуг, а также координация их действий по оказанию услуг по обеспечению системной надежности осуществляются системным оператором.
4. В целях организации отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и заключения договоров об оказании услуг по обеспечению системной надежности (далее - договор) системный оператор формирует извещение о проведении отбора.
При проведении отбора на конкурентной основе системный оператор размещает извещение о проведении отбора на своем официальном сайте в сети Интернет не позднее чем за 10 дней до дня начала приема заявок на участие в отборе.
При проведении отбора иными предусмотренными настоящими Правилами способами системный оператор направляет извещение о проведении отбора субъектам электроэнергетики не позднее чем за 15 дней до дня проведения отбора.
Извещение о проведении отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по развитию систем противоаварийного управления (в частности требования к местонахождению, техническим характеристикам, параметрам технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, используемых при оказании таких услуг), формируется на основании разработанного системным оператором технико-экономического обоснования создания соответствующих систем.
5. Извещение о проведении отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, должно содержать следующую информацию:
а) наименование услуг по обеспечению системной надежности, в отношении которых организуется отбор, и потребность в приобретении (оказании) которых в календарном периоде (далее - спрос на услуги по обеспечению системной надежности) определяется исходя из технических и технологических требований к параметрам энергосистемы, системных ограничений, требований технических регламентов и иных обязательных требований, необходимости обеспечения параметров надежного и устойчивого функционирования Единой энергетической системы России, используемых при планировании и управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы, а также прогнозируемых технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, прогнозируемой пропускной способности электрических сетей и разрабатываемых программ перспективного развития электроэнергетики;
б) технические параметры и характеристики объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее - объект электроэнергетики) и (или) установленного на них оборудования и устройств, с использованием которых должны оказываться услуги по обеспечению системной надежности, в том числе технические параметры и характеристики, которым объект электроэнергетики должен удовлетворять на день проведения отбора и в течение периода оказания соответствующих услуг. Для оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию указываются технические параметры и характеристики в отношении энергопринимающего устройства потребителей розничного рынка электроэнергии, включая накопители электрической энергии, с которыми субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии заключает договор оказания услуг по изменению нагрузки. В случае если изменение нагрузки энергопринимающим устройством потребителя розничного рынка электроэнергии обеспечивается путем использования объекта по производству электрической энергии (мощности), то установленная генерирующая мощность такого объекта должна быть менее 25 МВт; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
в) территории, в пределах каждой из которых соответствующие услуги по обеспечению системной надежности могут быть оказаны с использованием оборудования и устройств объекта электроэнергетики, имеющего определенные технические характеристики, расположенного в любом месте на указанной территории (далее - зоны оказания услуг) - в отношении услуг по нормированному первичному регулированию частоты и услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, а также услуг по управлению спросом на электрическую энергию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
г) местонахождение объектов электроэнергетики, с использованием которых (и (или) установленных на них оборудования и устройств) должны оказываться услуги, - в отношении услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии и услуг по развитию систем противоаварийного управления;
д) параметры технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств в процессе оказания услуг по обеспечению системной надежности - в отношении услуг по нормированному первичному регулированию частоты, услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии, а также услуг по управлению спросом на электрическую энергию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
е) плановые совокупные объемы оказания услуг по обеспечению системной надежности в каждой зоне оказания услуг - в отношении услуг по нормированному первичному регулированию частоты и услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, а также услуг по управлению спросом на электрическую энергию. Плановый совокупный объем оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию не может превышать 1 процент от величины объема спроса на мощность в первой точке спроса на мощность для проведения долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в соответствующей ценовой зоне, рассчитанного в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.03.2019 N 287, от 08.02.2021 N 132)
ж) период оказания услуг по обеспечению системной надежности (период оказания услуг по нормированному первичному регулированию частоты и услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности не должен превышать одного года);
з) подпункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
и) параметры и характеристики оборудования и устройств, предназначенных для определения объема предоставления услуг по обеспечению системной надежности, - в отношении услуг по нормированному первичному регулированию частоты, услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии, а также услуг по управлению спросом на электрическую энергию. Для оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию устанавливаются требования к передаче системному оператору данных коммерческого учета с расчетных приборов учета электрической энергии (мощности), установленных в отношении точек поставки потребителей, участвующих в групповом управлении изменением нагрузки, с указанием форматов для передачи данных и сроков передачи таких данных, а также методы определения величины изменения нагрузки энергопринимающих устройств потребителя, в том числе методы, основанные на формировании графика базовой нагрузки, относительно которого производится расчет величины изменения потребления, и методы, основанные на определении максимальной базовой нагрузки; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
к) требования к составу, форме, процедуре и срокам подачи (датам начала и окончания приема) заявок на участие в отборе (направления ответов на извещение о проведении отбора) и иных документов, необходимых для участия в отборе, а также условия и порядок проведения отбора;
л) сроки заключения договоров по результатам отбора;
м) проект договора, предусматривающий в том числе следующие условия:
наименование услуг по обеспечению системной надежности;
наименование и местонахождение объектов электроэнергетики, с использованием которых (и (или) установленных на них оборудования и устройств) оказываются услуги по обеспечению системной надежности;
объем оказания услуг по обеспечению системной надежности, в том числе путем указания на способ его определения (или параметры технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств в процессе оказания услуг по обеспечению системной надежности);
технические параметры и характеристики объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых оказываются услуги по обеспечению системной надежности;
порядок изменения эксплуатационного состояния объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств;
порядок и период оказания услуг по обеспечению системной надежности;
цена услуг по обеспечению системной надежности или указание на способ ее определения, условия и порядок оплаты услуг по обеспечению системной надежности;
порядок проверки выполнения обязательств субъекта электроэнергетики, оказывающего услуги по обеспечению системной надежности, включая порядок подтверждения соответствия характеристик объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых оказываются указанные услуги, установленным в извещении о проведении отбора техническим параметрам и характеристикам;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
порядок внесения в договор изменений, а также порядок и условия его расторжения, в том числе при одностороннем отказе исполнителя от оказания услуг по обеспечению системной надежности;
н) предельная цена оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, не превышающая величину прогнозной средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке для соответствующей ценовой зоны оптового рынка, опубликованной коммерческим оператором оптового рынка на дату публикации извещения о проведении отбора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
о) описание энергопринимающего устройства, которое будет использоваться для оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, включая местоположение энергопринимающего устройства и его отнесение к группе точек поставки участника оптового рынка, а также указание на технологии, используемые для управления спросом, включая накопители электрической энергии и объекты по производству электрической энергии (мощности), если таковые используются для целей управления спросом. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
6. Субъекты электроэнергетики и (или) потребители электрической энергии, оказывающие услуги по нормированному первичному регулированию частоты, услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности и услуги по управлению спросом на электрическую энергию, определяются по результатам отбора на конкурентной основе (далее - конкурентный отбор). Конкурентный отбор на определенный период оказания услуг проводится отдельно в отношении каждого из указанных видов услуг. Для оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию конкурентный отбор проводится не реже 1 раза в 6 месяцев. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
7. Для участия в конкурентном отборе субъект электроэнергетики и (или) потребитель электрической энергии представляет системному оператору в установленный срок заявку на участие в конкурентном отборе с приложением документов, подтверждающих соответствие субъекта электроэнергетики и (или) потребителя электрической энергии требованиям, предъявляемым к участникам конкурентного отбора, а также ценовой заявки, устанавливающей объемы оказания услуг по обеспечению системной надежности в определенной зоне оказания услуг, планируемые к предоставлению субъектом электроэнергетики, с указанием предлагаемых цен на такие объемы (далее - ценовая заявка), при этом такая цена не должна превышать размер предельной цены оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, указанный в извещении о проведении отбора. Количество последовательных часов в сутки, в которые субъектом электроэнергетики и (или) потребителем электрической энергии должна быть обеспечена готовность к оказанию услуг по управлению спросом на электрическую энергию на соответствующем энергопринимающем устройстве, определяется им самостоятельно в размере 2 или 4 часов. В зависимости от указанного в заявке количества часов коэффициент учета объема оказанных услуг по управлению спросом на электрическую энергию составляет: (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
2 часа в сутки - 0,5; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
4 часа в сутки - 1. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
8. Заявка на участие в конкурентном отборе подается субъектом электроэнергетики и (или) потребителем электрической энергии в отношении принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании объекта электроэнергетики и (или) установленных на нем оборудования и устройств. В отношении каждого объекта электроэнергетики и (или) установленных на нем оборудования и устройств может быть подана только одна такая заявка. Для оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию указанная заявка подается субъектом электроэнергетики и (или) потребителем электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителей розничного рынка электроэнергии, с которыми субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии заключает договор оказания услуг по изменению нагрузки. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
9. Не позднее 14 дней со дня окончания приема заявок на участие в конкурентном отборе системный оператор принимает решение о допуске субъектов электроэнергетики к участию в конкурентном отборе или об отказе в допуске.
10. Субъекту электроэнергетики отказывается в допуске к участию в конкурентном отборе в следующих случаях:
а) субъект электроэнергетики подал заявку на участие в конкурентном отборе, не соответствующую требованиям к ее составу и (или) форме, и (или) нарушил установленный срок подачи заявок на участие в конкурентном отборе;
б) субъект электроэнергетики не обладает правом собственности или иным законным правом на объект электроэнергетики, с использованием которого (и (или) установленных на нем оборудования и устройств) предполагается оказание услуг по обеспечению системной надежности;
в) субъект электроэнергетики подал заявку на участие в конкурентном отборе в отношении объекта электроэнергетики и (или) установленных на нем оборудования и устройств, не соответствующих (в том числе после проведения модернизации в соответствии с заявленными планами) установленным системным оператором техническим параметрам и характеристикам объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых должны оказываться услуги по обеспечению системной надежности;
г) в отношении субъекта электроэнергетики проводятся процедуры банкротства, ликвидации или реорганизации;
д) деятельность субъекта электроэнергетики приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) субъект электроэнергетики подал заявку на участие в конкурентном отборе в отношении объекта электроэнергетики, на который наложен арест;
ж) документы, подтверждающие соответствие субъекта электроэнергетики требованиям, предъявляемым к участникам конкурентного отбора, являются недостоверными.
11. В течение 3 дней со дня принятия решения о допуске субъектов электроэнергетики к участию в конкурентном отборе или об отказе в допуске системный оператор уведомляет субъектов электроэнергетики о принятом решении.
12. Не позднее 10 дней со дня принятия решения о допуске субъектов электроэнергетики к участию в конкурентном отборе системный оператор проводит отбор субъектов электроэнергетики, соответствующих требованиям, предъявляемым к участникам конкурентного отбора, путем сопоставления поданных ими ценовых заявок исходя из критерия минимизации общей стоимости совокупного объема оказания услуг по обеспечению системной надежности, определяемого по итогам такого отбора.
При этом общая стоимость совокупного объема оказания услуг по обеспечению системной надежности не должна превышать предельный объем средств, предназначенный для оплаты услуг по обеспечению системной надежности, установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при расчете предельных уровней цен (тарифов) на оказываемые системным оператором услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора субъектов электроэнергетики и оплаты услуг по обеспечению системной надежности (далее - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики). (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2023 N 96)
При проведении конкурентного отбора исполнителей услуг по управлению спросом на электрическую энергию предельный объем средств, предназначенных для оплаты таких услуг, принимается равным доле от величины, учтенной федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при расчете предельных уровней цен (тарифов) на оказываемые системным оператором услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики. Предельный объем средств, предназначенных для оплаты услуг по управлению спросом на электрическую энергию, распределяется в течение 2023 года с таким расчетом, чтобы на период, на который производится первый конкурентный отбор исполнителей услуг по управлению спросом на электрическую энергию, приходилось 100 процентов предельного объема средств, предназначенных для оплаты услуг по управлению спросом. При проведении конкурентного отбора исполнителей услуг по управлению спросом на электрическую энергию предельный объем средств, предназначенных для оплаты услуг по управлению спросом, увеличивается на величину средств, не использованных системным оператором по итогам завершенных расчетных периодов оказания услуг в рамках периода тарифного регулирования, рассчитанных как разница общей стоимости совокупного объема оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию в каждом завершенном расчетном периоде оказания услуг, определенная по результатам конкурентного отбора исполнителей услуг по управлению спросом на электрическую энергию, и стоимости фактически оказанных услуг по управлению спросом на электрическую энергию в том же расчетном периоде оказания услуг. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2023 N 96)
13. По результатам конкурентного отбора оформляется протокол о составе субъектов электроэнергетики, оказывающих соответствующие услуги по обеспечению системной надежности, содержащий:
а) перечень субъектов электроэнергетики, прошедших отбор (далее - перечень исполнителей);
б) перечень объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, в отношении которых были поданы ценовые заявки указанными субъектами электроэнергетики и с использованием которых будут оказываться услуги по обеспечению системной надежности (далее - перечень оборудования);
в) объемы оказания услуг по обеспечению системной надежности с использованием объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, включенных в перечень оборудования, которые в совокупности по каждой зоне оказания услуг не должны превышать определенные системным оператором для каждой зоны оказания услуг плановые совокупные объемы оказания соответствующих услуг по обеспечению системной надежности;
г) цены на услуги по обеспечению системной надежности. При этом цены на соответствующие услуги по обеспечению системной надежности определяются в отношении каждого субъекта электроэнергетики, включенного в перечень исполнителей, на уровне размеров, указанных в ценовых заявках в отношении объемов оказания услуг по обеспечению системной надежности с использованием объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, включенных в перечень оборудования. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
14. Не позднее 3 дней со дня оформления протокола о составе субъектов электроэнергетики, оказывающих соответствующие услуги по обеспечению системной надежности, системный оператор публикует указанный протокол на своем официальном сайте в сети Интернет.
15. Конкурентный отбор субъектов электроэнергетики признается несостоявшимся в следующих случаях:
а) если для участия в конкурентном отборе не было подано в установленный срок ни одной заявки на участие в конкурентном отборе либо была подана только одна заявка на участие в конкурентном отборе;
б) если ни один из субъектов электроэнергетики не был допущен к участию в конкурентном отборе или к участию в конкурентном отборе был допущен только один субъект электроэнергетики;
в) при отказе всех субъектов электроэнергетики, включенных в перечень исполнителей, от заключения договора по результатам конкурентного отбора в установленные для заключения договора сроки.
16. В случае признания конкурентного отбора несостоявшимся субъект электроэнергетики, оказывающий соответствующие услуги по обеспечению системной надежности, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил при условии, что в течение 14 дней со дня признания конкурентного отбора несостоявшимся системному оператору не поступило не менее 2 заявлений от субъектов электроэнергетики о готовности оказывать соответствующие услуги по обеспечению системной надежности на условиях, определенных в извещении о проведении конкурентного отбора, признанного несостоявшимся, с приложением всех документов, представление которых в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил необходимо для участия в конкурентном отборе.
При поступлении указанных заявлений системный оператор повторно проводит конкурентный отбор на прежних условиях.
17. Субъекты электроэнергетики, оказывающие услуги по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии и услуги по развитию систем противоаварийного управления, определяются системным оператором по результатам отбора путем запроса предложений у субъектов электроэнергетики о готовности оказывать соответствующие услуги с использованием объектов электроэнергетики, которыми они владеют на праве собственности или ином законном основании и которые соответствуют определенным системным оператором техническим параметрам и характеристикам объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, или путем заключения договора с субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем соответствующих услуг.
При этом общая стоимость совокупного объема оказания соответствующих услуг по обеспечению системной надежности не должна превышать предельный объем средств, предназначенный для оплаты услуг по обеспечению системной надежности, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при расчете предельных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики.
18. Отбор субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги или путем заключения договора с субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем соответствующих услуг, признается несостоявшимся в следующих случаях:
а) если для участия в отборе в установленный срок от субъектов электроэнергетики не поступило ни одного ответа на извещение о проведении отбора путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги;
б) если все предложения субъектов электроэнергетики, содержащиеся в их ответах на извещение о проведении отбора путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги, не соответствуют условиям, определенным в таком извещении;
в) если на извещение о проведении отбора путем заключения договора с субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем соответствующих услуг, в установленный срок не поступил ответ или предложение субъекта электроэнергетики, содержащееся в таком ответе, не соответствует условиям, определенным в указанном извещении;
г) если цена оказания услуг по обеспечению системной надежности в соответствии с предложениями субъектов электроэнергетики, содержащимися в их ответах на извещение о проведении отбора путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги (цена услуг, предложенная субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем услуг), превышает соответствующую часть предельного объема средств, предназначенного для оплаты услуг по обеспечению системной надежности и установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, которая определяется системным оператором с учетом объемов и условий оказания услуг, предложенных субъектами электроэнергетики (субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем соответствующих услуг);
д) при отказе всех субъектов электроэнергетики, включенных в перечень исполнителей услуг, от заключения договора по результатам отбора путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги в установленные для заключения такого договора сроки;
е) при отказе субъекта электроэнергетики, являющегося единственным возможным исполнителем соответствующих услуг, от заключения договора в соответствии с условиями отбора.
19. В случае, предусмотренном пунктом 16 настоящих Правил, или в случае недостаточности объемов оказания соответствующих услуг по обеспечению системной надежности, сформированных по результатам конкурентного отбора, для удовлетворения спроса на эти услуги, а также в случае признания несостоявшимся отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, способами, предусмотренными пунктом 17 настоящих Правил, или недостаточности объемов оказания соответствующих услуг по обеспечению системной надежности, сформированных по результатам отбора указанными способами, для удовлетворения спроса на такие услуги системный оператор на основании установленных им технических параметров и характеристик объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, а также условий технологического режима работы указанных объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств определяет объекты по производству электрической энергии, в силу технологических особенностей работы которых для их собственников или иных законных владельцев Федеральным законом "Об электроэнергетике" установлена обязанность по оказанию услуг по обеспечению системной надежности.
Указанные объекты по производству электрической энергии, а также период оказания соответствующих услуг по обеспечению системной надежности с использованием этих объектов определяются системным оператором с учетом установленных технических и технологических требований к параметрам энергосистемы, необходимости обеспечения устойчивой и надежной работы Единой энергетической системы России, предотвращения возникновения недостатка пропускной способности электрических сетей, предотвращения возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов энергосистемы или отдельных ее частей, а в случае необходимости оказания услуг по обеспечению системной надежности с использованием оборудования атомных электростанций - также с учетом требований технических регламентов, устанавливающих нормы безопасной эксплуатации генерирующего оборудования атомных электростанций, а до вступления указанных технических регламентов в силу - с учетом утвержденных в установленном порядке обязательных требований к эксплуатации генерирующего оборудования атомных электростанций.
Период оказания услуг по нормированному первичному регулированию частоты и услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности не может быть больше периода, на который проводился конкурентный отбор, не сформировавший необходимые объемы оказания этих услуг.
20. По результатам отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, способами, предусмотренными пунктами 17 и 19 настоящих Правил, системный оператор оформляет протокол о составе субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности. По результатам отбора способами, предусмотренными пунктом 17 настоящих Правил, протокол оформляется не позднее 15 дней со дня истечения установленного срока направления субъектами электроэнергетики ответов на извещение о проведении отбора в отношении соответствующих услуг по обеспечению системной надежности. По результатам отбора способом, предусмотренным пунктом 19 настоящих Правил, протокол оформляется в течение 3 дней со дня определения системным оператором объектов по производству электрической энергии, в силу технологических особенностей работы которых для их собственников или иных законных владельцев Федеральным законом "Об электроэнергетике" установлена обязанность по оказанию услуг по обеспечению системной надежности.
Не позднее 3 дней со дня оформления протоколов по результатам отбора способами, предусмотренными пунктами 17 и 19 настоящих Правил, системный оператор публикует указанные протоколы на своем официальном сайте в сети Интернет.
21. Услуги по обеспечению системной надежности оказываются на основании договоров, которые заключаются системным оператором с субъектами электроэнергетики, включенными в соответствии с настоящими Правилами в состав субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности.
Договоры заключаются на основании проекта договора, опубликованного (направленного) в составе извещения о проведении отбора.
Договор считается заключенным с момента получения системным оператором договора, подписанного субъектом электроэнергетики.
22. Системный оператор публикует информацию о субъектах электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, а также о видах оказываемых услуг, объемах и сроках их оказания на своем официальном сайте в сети Интернет не позднее 10 дней со дня заключения договора (договоров).
В отношении договоров оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию системный оператор не позднее 3-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным, публикует информацию об исполнении (неисполнении) агрегаторами управления спросом на электрическую энергию обязательств по договорам оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию в отчетном периоде на своем официальном сайте в сети Интернет. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
23. При оказании услуг по обеспечению системной надежности субъект электроэнергетики в том числе обеспечивает:
а) в предусмотренный договором срок соответствие технических характеристик объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых оказываются услуги по обеспечению системной надежности, установленным системным оператором техническим параметрам и характеристикам, а также поддержание указанных объектов в течение определенного договором периода в состоянии готовности к работе в соответствии с установленными системным оператором техническими параметрами работы - при оказании услуг по нормированному первичному регулированию частоты, услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, а также услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии;
б) непрерывное соблюдение параметров технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, определенных системным оператором в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также их изменение в определенном договором порядке, в том числе под воздействием систем автоматического регулирования, в течение установленного договором периода, за исключением периодов, на которые такие объекты в установленном порядке выведены из работы по согласованию с системным оператором, - при оказании услуг по нормированному первичному регулированию частоты, услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, а также услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии;
в) соблюдение установленного договором порядка изменения эксплуатационного состояния объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств;
г) в предусмотренный договором срок установку (модернизацию) на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании объекте электроэнергетики соответствующих устройств, месторасположение и технические характеристики которых соответствуют определенным системным оператором техническим параметрам и характеристикам, ввод их в эксплуатацию и возможность работы указанных устройств в соответствии с заданными системным оператором технологическими режимами и параметрами работы - при оказании услуг по развитию систем противоаварийного управления.
24. Оплата оказанных услуг по обеспечению системной надежности осуществляется системным оператором ежемесячно: (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2019 N 287)
а) по цене, определенной по результатам конкурентного отбора, - в случае если отбор исполнителей соответствующей услуги производился путем проведения конкурентного отбора с учетом предельного объема средств, предназначенного для оплаты услуги по обеспечению системной надежности, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при расчете предельных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики;
б) по тарифу, установленному федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, - в случае, предусмотренном пунктом 19 настоящих Правил;
в) по цене, определенной по результатам отбора в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил с учетом предельного объема средств, предназначенного для оплаты соответствующих услуг по обеспечению системной надежности, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при расчете предельных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики.
25. При оказании услуг по обеспечению системной надежности субъект электроэнергетики с письменного согласия системного оператора вправе осуществить замену объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых оказываются услуги по обеспечению системной надежности, на иные объекты (оборудование, устройства), не используемые для оказания таких услуг, которыми субъект электроэнергетики владеет на праве собственности или ином законном основании.
Указанная замена объектов (оборудования, устройств) или привлечение к исполнению обязательств по оказанию услуг по обеспечению системной надежности третьих лиц не допускается, если это повлечет снижение надежности функционирования Единой энергетической системы России, ухудшение качества электрической энергии или увеличение расходов системного оператора на оплату услуг по обеспечению системной надежности субъекту электроэнергетики.
26. Системный оператор вправе отказаться от исполнения договора в случае:
а) нарушения субъектом электроэнергетики срока начала оказания услуг по обеспечению системной надежности более чем на 3 месяца;
б) невыполнения (ненадлежащего выполнения) субъектом электроэнергетики обязательств по оказанию услуг по обеспечению системной надежности в течение 3 месяцев подряд.
27. Односторонний отказ субъекта электроэнергетики от исполнения договора допускается при условии возмещения системному оператору убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 марта 2010 г. N 117
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, от 22.10.2012 N 1075)
1. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172)
2. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075)
3. В Правилах оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5518):
а) пункт 35 дополнить абзацем следующего содержания:
"Организации, осуществляющие деятельность по производству электрической энергии, и иные собственники и законные владельцы электростанций поддерживают в надлежащем техническом состоянии принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании устройства, воздействующие на энергетическое оборудование электростанций с целью обеспечения устойчивой работы указанного оборудования и энергосистемы в целом в части первичного регулирования частоты, автоматического вторичного регулирования частоты и перетоков активной мощности, регулирования напряжения, а также обеспечивают работу таких устройств в соответствии с установленными системным оператором параметрами.";
б) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:
"Сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства соблюдают установленные субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уровни компенсации и диапазоны регулирования реактивной мощности, в том числе путем установки на указанных объектах и поддержания в надлежащем техническом состоянии устройств регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, за счет средств, учтенных на соответствующие цели при установлении тарифов на оказываемые ими услуги по передаче электрической энергии. Сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства также обеспечивают установку (модернизацию) на указанных объектах и поддержание в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств в соответствии с технико-экономическим обоснованием создания систем противоаварийного управления Единой энергетической системой России в целях увеличения пропускной способности в контролируемых сечениях электрической сети за счет средств, учтенных на соответствующие цели при установлении тарифов на оказываемые ими услуги по передаче электрической энергии.".
4. Пункт 38 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5525; 2007, N 14, ст. 1687; N 31, ст. 4100; 2009, N 17, ст. 2088), дополнить подпунктами "е" и "ж" следующего содержания:
"е) согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике организационно-технические мероприятия по установке устройств компенсации и регулирования реактивной мощности в электрических сетях, являющихся объектами диспетчеризации соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в пределах территории субъекта Российской Федерации или иных определенных указанным субъектом территорий, которые направлены на обеспечение баланса потребления активной и реактивной мощности в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (при условии соблюдения производителями и потребителями электрической энергии (мощности) требований к качеству электрической энергии по реактивной мощности);
ж) обязанности сторон по соблюдению требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, режимов потребления электрической энергии, включая поддержание соотношения потребления активной и реактивной мощности на уровне, установленном законодательством Российской Федерации и требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также по соблюдению установленных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уровней компенсации и диапазонов регулирования реактивной мощности.".