Решение ФАС РФ от 23.01.2018 по делу N 18/44/105/64

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 23.01.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2018 г. по делу N 18/44/105/64

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФКУ "У" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении ФКУ "У" (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильная дорога, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Строительство мостового перехода через р. Тюкян на км 702+600 автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск, Республика Саха (Якутия) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0316100000617000135) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявки ОАО "Х" соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1, 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Конкурсной документации по результатам проведения предквалификационного отбора.

Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 08.12.2017;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 895 646 380 рублей;

4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

5) в результате проведения предквалификационного отбора 2 заявки участников признаны соответствующими;

6) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;

7) победителем Конкурса признано ООО "П" с минимальным предложением о цене контракта 1 838 587 423,96 рубля.

1. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ОАО "Х" соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1, 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Конкурсной документации по результатам проведения предквалификационного отбора.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Пунктом 8.3 Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 5 Приложения N 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99), а именно: "Дополнительные требования, устанавливаемые в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе:

- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.

В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы:

копия исполненного контракта (договора);

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".

Таким образом, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 5 Приложения N 2 Постановления Правительства N 99, в составе заявки участника закупки должен быть представлен контракт (договор) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится закупка в отношении одного объекта, при этом такой контракт должен быть исполнен участником закупки в полном объеме.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 895 646 380 рублей, при этом, стоимость исполненного участником контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), а именно 379 129 276 рублей.

В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 12.01.2018 N ППО1 заявка ОАО "Х" признана соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1, 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и разделом 8 Конкурсной документации.

По мнению Заявителя, ОАО "Х" не соответствует требованиям Конкурсной документации, а также дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства N 99, поскольку согласно сведениям, размещенным в ЕИС, представленный в составе заявки ОАО "Х" государственный контракт от 01.11.2013 N 172/13-С, имеет статус "Исполнение", объект строительства по вышеуказанному контракту не относится к уникальным объектам капитального строительства. Кроме того, Заявитель считает, что в отношении ОАО "Х" возбуждены дела о банкротстве, что не позволит участнику закупки исполнить контракт в рамках настоящей закупки.

На заседании Комиссии установлено, что ОАО "Х" в составе заявки на участие в Конкурсе представлены копия государственного контракта от 01.10.2013 N 172/13-С на объект "Строительство путепровода на автомобильной дороге Московское большое кольцо через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин на 42 км участка от Рязанского шоссе до Каширского шоссе, Московская область" на сумму 809 750 923,84 рубля (с учетом дополнительных соглашений); копии актов выполненных работ по государственному контракту от 01.10.2013 N 172/13-С на общую сумму 809 750 923,84 рубля, в том числе за последние три года (2015 - 2017 гг.) на сумму 714 787 631,12 рубль; копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.12.2016 N 50-ru50-4255-03-1/179-2013.

В письменных возражениях Заказчик пояснил, что участником закупки ОАО "Х" в составе заявки представлены документы в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 99, подтверждающие выполнение одного договора за последние три года до даты окончания подачи заявки на участие в Конкурсе на выполнение работ по строительству искусственного дорожного сооружения (включенного в состав автомобильного дороги федерального значения), превышающей 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится Конкурс. При этом сведения из реестра государственных контрактов не входят в перечень сведений, подтверждающих исполнение контракта в соответствии с Постановлением Правительства N 99.

Кроме того, в письменных возражениях Заказчик пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства N 99 в качестве опыта может быть предъявлен контракт на выполнение работ по особо опасному объекту, и (или) технически сложному, и (или) уникальному, и (или) искусственному дорожному сооружению, включенному в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в связи с чем в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 Постановления Правительства N 99, ОАО "Х" приложен государственный контракт на строительство путепровода на автомобильной дороге, что в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относится к искусственному дорожному сооружению. Таким образом, участником закупки ОАО "Х" представлен контракт на строительство искусственного дорожного сооружения, включенного в состав автомобильной дороги федерального значения, что соответствует требования Конкурсной документация и Постановления Правительства N 99.

Вместе с тем, в письменных возражениях Заказчик указал на то, что в заявке ОАО "Х" представлена декларация о непроведении ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица (банкротом) и об открытии конкурсного производства в отношении ОАО "Х", в связи с чем основания для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации у Конкурсной комиссии также отсутствовали.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно заявке участника закупки ООО "П", представленной Заказчиком, в качестве подтверждения наличия опыта представлены копия договора субподряда между ЗАО "М" и ООО "П" от 08.04.2015 N 94/02 на выполнение работ по строительству мостового перехода через р. Нюя на автомобильной дороге Алдан - Олекминск - Ленск (1 этап) ПК 105+00 - ПК 150 на сумму 268 181 767,26 рублей; копию дополнительного соглашения N 1 от 25.09.2015 к договору субподряда от 08.04.2015 N 94/02; копию дополнительного соглашения N 2 от 28.09.2015 к договору субподряда от 08.04.2015 N 94/02; копию дополнительного соглашения N 3 от 20.02.2016 к договору субподряда от 08.04.2015 N 94/02 с определением стоимости работ по договору в размере 393 630 434,20 рубля; копию дополнительного соглашения N 4 от 20.03.2016 к договору субподряда от 08.04.2015 N 94/02 с определением стоимости работ по договору в размере 393 997 177,19 рублей; копию соглашения от 20.11.2016 о расторжении договора субподряда от 08.04.2015 N 94/02 с определением суммы фактического исполнения договора в размере 385 717 397,06 рублей; копии актов выполненных работ по договору субподряда от 08.04.2015 N 94/02 на общую сумму 385 717 397,06; копию разрешения от 26.12.2016 N 14-RU14501000-91-2016 на ввод в эксплуатацию объекта строительства мостового перехода через р. Нюя на автомобильной дороге Алдан - Олекминск - Ленск (1 этап) ПК 105+00 - ПК 150.

Вместе с тем, в составе заявки ООО "П" не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Конкурса дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании заявки участника закупки ООО "П" соответствующей дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Конкурсной документации по результатам проведения предквалификационного отбора, не соответствуют части 2 статьи 53 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" необоснованной.

2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 23.01.2018 по делу N 18/44/105/63, по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 23.01.2018 по делу N 18/44/105/63 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.