МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 18 апреля 2023 г. N ИС-аудит-62
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
Установлены особенности государственного контроля в сфере аудита до 2030 г.
Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 <1>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2023 г. N 372 эти особенности уточнены для контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых уполномоченными органами в период до 2030 г. В частности:
<1> См. Информационные сообщения ИС-аудит-52 и ИС-аудит-60.
1) на этот период продлено действие положения, согласно которому плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (ранее - ограничение распространялось на период до 31 декабря 2022 г.). Данное ограничение распространяется на те виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральными законами "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Это ограничение не распространяется на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход.
Применительно к сфере аудиторской деятельности это означает, что до 2030 г.:
Казначейство России будет проводить плановые проверки деятельности лишь тех оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям аудиторских организаций, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска <2>;
<2> О категоризации аудиторских организаций в целях внешнего контроля их деятельности см. Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1009.
Минфин России возобновит проведение плановых проверок деятельности саморегулируемой организации аудиторов (с учетом установленной периодичности) с 18 марта 2024 г.;
2) на этот период установлен следующий порядок подачи контролируемым лицом заявления об изменении категории риска осуществляемой им деятельности (ранее - такой порядок отсутствовал). С 15 мая 2023 г. заявление подается в соответствии с главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336. Заявление должно содержать номер объекта контроля в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Заявление, поданное аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, рассматривается руководителем (заместителем руководителя) Казначейства России как органа, принявшего решение о присвоении аудиторской организации категории риска. Срок рассмотрения заявления не может превышать пять рабочих дней со дня регистрации;
3) на этот период установлен следующий порядок направления контролируемым лицом обращения, инициирующего проведение профилактического визита контрольным органом (ранее - такой порядок отсутствовал). Аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям, направляет обращение в Казначейство России с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Обращение должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электрон-ной форме, или простой электронной подписью физического лица, действующего от имени аудиторской организации (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием названной информационной системы). Обращение подлежит рассмотрению в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации;
4) в данный период Казначейство России может проводить профилактические визиты, от которых аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям, не вправе отказаться (ранее - положение не формулировалось). Такие профилактические визиты проводятся по поручениям Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации; Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (по согласованию с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации). В ходе него, наряду с другими вопросами, оценивается соблюдения обязательных требований. Продолжительность профилактического визита в данном случае составляет один рабочий день. Если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении нарушений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2023 г. N 372 вступило в силу с 17 марта 2023 г. (за исключением отдельных положений).
Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 в редакции постановления от 10 марта 2023 г. N 372, не распространяются на внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемый саморегулируемой организацией аудиторов, а также надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, осуществляемый Банком России.
Определены особенности аудита отчетности с изъятием отдельных сведений
Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности, действующая при Минфине России, опубликовала документ ОП 19-2023, в котором обобщена практика исполнения организациями обязанности по аудиту консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений <2>. Данный документ предназначен для применения аудиторскими организациями, прежде всего, при про-ведении аудита консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее в силу требования части 8 статьи 7 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" с изъятием сведений, составляющих государственную тайну, и (или) "чувствительной" информации, определенной Правительством Российской Федерации. Документ ОП 19-2023 целесообразно использовать также при оказании сопутствующих аудиту услуг в отношении указанной отчетности.
<2> Официальный Интернет-сайт Минфина России https://minfin.gov.ru раздел "Бухгалтерский учет и отчетность-Международные стандарты финансовой отчетности-Информационные материалы-Обобщение практики применения МСФО".
Установлены дополнительные требования к раскрытию информации о деятельности аудиторской организации, обслуживающей общественно значимые организации на финансовом рынке
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" аудиторская организация обязана раскрывать информацию о своей деятельности на своем Интернет-сайте. Перечень раскрываемой информации и сроки раскрытия ее установлены приказом Минфина России от 30 ноября 2021 г. N 198н "Об утверждении перечня информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и установлении сроков раскрытия такой информации" <3>. Банк России вправе установить дополнительные требования к перечню и срокам раскрытия информации о деятельности аудиторской организации, обслуживающей общественно значимые организации на финансовом рынке.
<3> См. Информационное сообщение N ИС-аудит-48.
Указанием Банка России от 4 октября 2022 г. N 6291-У установлены указанные дополнительные требования. Они предусматривают раскрытие большего объема информации в отношении самой аудиторской организации, состава ее совета директоров (наблюдательного совета) и группы лиц, в которую она входит, выполнения требований профессиональной этики и независимости, внутреннего контроля качества работы, принципов и подходов к организации обучения аудиторов в аудиторской организации, аудируемых лиц и услугах, оказанных на территории иностранных государств. Указание Банка России вступает в силу с 18 апреля 2023 г.
Введен порядок передачи документов некоммерческой организации при утрате статуса саморегулируемой организации аудиторов
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" некоммерческая организация, статус саморегулируемой организации аудиторов которой прекращен, обязана передать все материалы (информацию и документы), образовавшиеся в ходе ее деятельности, а также касающиеся деятельности ее членов, Минфину России в установленном им порядке. Такой порядок установлен приказом Минфина России от 21 февраля 2023 г. N 22н "Об утверждении Порядка передачи некоммерческой организацией, статус саморегулируемой организации аудиторов которой прекращен, Министерству финансов Российской Федерации материалов (информации и документов), образовавшихся в ходе ее деятельности, а также касающихся деятельности ее членов". Этим порядком определены: состав передаваемых материалов, форма и требования к ним; сроки передачи; процедура проверки переданных материалов Минфином России.
Приказ Минфина России от 21 февраля 2023 г. N 22н вступил в силу с 8 апреля 2023 г.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России