ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2023 г. по делу N 28/06/105-305/2023
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ДА" (далее - Заявитель) на действия МБУ города Костромы "КА" (далее - Заказчик), МКУ города Костромы "ДБ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству объекта "ЗА" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0141600001023000004) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки контрактов (договоров)" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 15.02.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.02.2023.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 13.01.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 029 791 730 руб.;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.02.2023;
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
6) дата подведения итогов - 15.02.2023;
7) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку, по результатам рассмотрения заявок, заявка только 1 участника закупки признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано АО "КБ" с предложением о цене контракта в размере 1 018 464 020,97 руб.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующему показателю Критерия, поскольку установлено положение о предоставлении реестровых номеров контрактов (договоров) в качестве подтверждения опыта выполнения работ.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подпункту "е" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующему показателю Критерия принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на объекте, соответствующем объекту закупки: объект капитального строительства (за исключением линейного объекта), и, относящийся к следующим договорам (контрактам):
- контракты, предусмотренные частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе);
- контракты, предусмотренные частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках Детализирующего показателя Критерия установлено следующее: "Если документы содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра".
Вместе с тем по Детализирующему показателю Критерия, согласно подпункту "е" пункта 28 Положения, при проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме документы, подтверждающие опыт исполнения контракта (договора) участника закупки направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших положение о возможности предоставления номеров реестровых записей в реестрах контрактов (договоров) в качестве подтверждения опыта не соответствует Положению.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту, в связи с чем утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Пунктом 2 Постановления N 570 установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 6.1.24 проекта контракта Извещения Заказчиком, Уполномоченным органом предусмотрено следующее: "Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ генподрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту виды и объемы работ по строительству из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570, и стоимость которых (исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектно-сметной документацией) в совокупном стоимостном выражении должна составлять не менее 25 процентов цены Контракта".
Вместе с тем в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
При этом в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
При этом, учитывая, что положения Постановления N 570 распространяются на государственные или муниципальные контракты, заключаемые государственными или муниципальными заказчиками, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Извещении положения Постановления N 570, неправомерны.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно пункту 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В силу части 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.
Согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системы, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.
В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены, в том числе:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы (далее - Дополнительные требования);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма);
В силу части 11 статьи 45 Закона о контрактной системе гарант не позднее одного рабочего дня, следующего за датой выдачи независимой гарантии, или дня внесения изменений в условия независимой гарантии включает указанные в части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе информацию и документы в реестр независимых гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий информацию для включения в закрытый реестр независимых гарантий.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.02.2023 N ПРОII1 заявки участников закупки ООО "В", ООО "ЗБ" отклонены по причине предоставления участниками закупки независимых гарантий для обеспечения заявок, не соответствующих дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением N 1005, а именно не указаны наименования арбитражных судов, в которых споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по настоящей независимой гарантии, подлежат рассмотрению. Кроме того, в независимой гарантии ООО "В" не указаны место нахождения, телефон, адрес электронной почты бенефициара.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "В", ООО "ЗБ" в качестве обеспечения заявок получены независимые гарантии от 03.02.2023 N 1083264-ГВБЦ/23 (от АО "МА"), от 09.02.2023 N 864192 (от АО "МБ") (далее - Независимые гарантии).
В соответствии с дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, утвержденными Постановлением N 1005, независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденной Типовой форме (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Типовой формой в независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, должна быть указана следующая информация: место нахождения, телефон, адрес электронной почты бенефициара.
Согласно пункту 14 Типовой формы споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по настоящей независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде ________.
При этом в соответствии с Постановлением N 1005 в пункте 14 Типовой формы независимой гарантии указывается наименование арбитражного суда.
Кроме того, согласно пункту 10.3 проекта контракта Извещения споры, не разрешенные в претензионном порядке, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Костромской области.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в пунктах 14 Независимых гарантий участников закупки отсутствует указание наименований арбитражных судов, что не соответствует Постановлению N 1005, а также в независимой гарантии ООО "В" отсутствует информация о месте нахождения, телефон, адрес электронной почты бенефициара.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшего решение об отклонении заявок участников закупки, не противоречат пункту 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия приходит к выводу, что Независимые гарантии, выданные банками АО "МА", АО "МБ" (далее - Банки) не соответствует дополнительным требованиям к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, утвержденным Постановлением N 1005.
Таким образом, вышеуказанные действия Банков нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
При этом действия Банков, выдавших Независимые гарантии не в соответствии с Постановлением N 1005, привели к отклонению Комиссией по осуществлению закупок заявок ООО "В", ООО "ЗБ".
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "ДА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 11 части 1 статьи 42, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Банков нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 17.02.2023 по делу N 28/06/105-305/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.