ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2022 г. N КЧ-2-9/1346@
В Федеральную налоговую службу поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество, Заявитель) на требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - Инспекция) о представлении документов.
Общество считает, что в нарушение положений пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в требовании о представлении документов не указана конкретная сделка, в отношении которой у налогового органа возникла обоснованная необходимость направления данного требования. При этом в решении Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) спорное требование признано соответствующим Кодексу.
Учитывая изложенное, Общество просит дать оценку законности действий должностных лиц Инспекции по направлению спорного требования и принять соответствующие меры.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Общества с учетом материалов, представленных Управлением, сообщает следующее.
Положения пункта 2 статьи 93.1 Кодекса предусматривают право должностного лица налогового органа истребовать документы (информацию) в случае, если возникает обоснованная необходимость получения сведений по конкретной сделке. В свою очередь, условием применения данного пункта статьи 93.1 Кодекса является относимость истребуемых документов (информации) именно к сделке, а не ко всей деятельности налогоплательщика, ее части или периоду.
Понятие "сделка" закреплено в статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Соответственно, наделяя налоговые органы правом истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки, положения пункта 2 статьи 93.1 Кодекса по своему буквальному смыслу не предполагают возможности их истребования в случае, если документы (информацию) нельзя связать с теми или иными сделками.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П, Кодекс исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо.
С учетом указанной позиции Конституционного суда при истребовании документов (информации) в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса налоговый орган должен исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговым органом контроля.
Из материалов жалобы следует, что Инспекцией в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса Обществу вне рамок налоговых проверок направлено требование, согласно которому у данного юридического лица истребовались документы (информация), в том числе: расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности; оборотно-сальдовые ведомости по счетам 10, 41, 43, 60, 62, 71, 73, 76, 86; акты инвентаризации; анализ по счетам 10, 41, 43, 60, 62, 71, 73, 76, 86 в разрезе субсчетов, договоров, контрагентов; акты сверки расчетов по счетам 60, 62, 71, 73, 76, 86; договоры по просроченной дебиторской и кредиторской задолженности; претензии, досудебные претензии и документы, подтверждающие взыскание задолженности через суд; сведения о принятии обеспечительных мер в отношении поставщиков и покупателей, а также иные документы (информация).
С учетом вышеизложенного, ФНС России указанное требование расценено как не содержащее информацию о первичных документах, а также иных документах и сведениях, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, на основании которой у налогового органа возникла обоснованная необходимость истребования документов.
При таких обстоятельствах, по мнению ФНС России, требование Инспекции нарушает права Общества, в связи с чем подлежит отмене.
Учитывая вышеизложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Кодекса, отменяет требование об истребовании документов Инспекции и решение Управления.