Решение ФАС РФ от 06.03.2023 по делу N 28/06/105-80/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия оператора электронной площадки нарушают пп. "Г" п. 3 ч. 5 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 06.03.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2023 г. по делу N 28/06/105-80/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП С. (далее - Заявитель) на действия АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении "А" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт ул. Зеленая в пос. Термальный (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0138300001723000004) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.

Оператор электронной площадки в письменных пояснениях согласился с доводом Заявителя.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 03.03.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.03.2023.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 10.02.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 22 785 550 руб.;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.02.2023;

5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

6) дата проведения Аукциона - 20.02.2023;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавало 2 участника Аукциона;

8) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников Аукциона соответствующими требованиям извещения об Аукционе и Закона о контрактной системе;

9) победителем Аукциона признан участник Аукциона с идентификационным номером заявки "161" с минимальным предложением о цене контракта в размере 21 532 344,75 руб.

Подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.

Согласно подпункту "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе возврат заявки подавшему ее участнику закупки.

Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 113 927,75 руб.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что Заявителем 20.02.2023 в 03:05:19 подана заявка на участие в Аукционе, при этом Оператором электронной площадки заявка Заявителя неправомерно возвращена.

Согласно письменным пояснениям Оператора электронной площадки Заявителем 20.02.2023 в 03:05:19 подана заявка на участие в Аукционе, а также в качестве обеспечения заявки указан специальный счет N 40802810502500034889, открытый в ПАО Банк "Ф" (далее - Банк).

При этом Оператором электронной площадки запрос в Банк о блокировании денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки Заявителя на участие в Аукционе направлен 20.02.2023 в 03:30:45, то есть после истечения срока, установленного подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, на сайте Оператора электронной площадки 20.02.2023 зафиксированы сбои.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно вернувшего заявку Заявителя на участие в Аукционе, нарушают подпункт "г" пункт 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП С. обоснованной.

2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение подпункта "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 06.03.2023 по делу N 28/06/105-80/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.