ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 24 мая 2023 года
ПЛАНОВОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ВРЕМЕННЫХ МЕР РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОДДЕРЖКИ БАНКОВ
Банк России в конце 2022 года отменил ряд регуляторных послаблений, предоставленных кредитным организациям (КО) для преодоления последствий санкций, и озвучил планы по постепенному выходу из оставшихся.
С учетом стабилизации экономической ситуации и восстановления прибыльности сектора КО обладают достаточным запасом финансовой устойчивости, в связи с чем Банк России принял решение не продлевать послабления, которые по плану заканчивают свое действие в первой половине 2023 года. Отдельные более долгосрочные стратегические антикризисные решения интегрируются в регулирование на постоянной основе.
Меры, которые завершают свое действие и не будут продлены
- Отсрочка при формировании резервов на возможные потери по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера юридических лиц.
Продление меры нецелесообразно с учетом восстановления прибыльности сектора и предоставленных долгосрочных послаблений по надбавкам к достаточности капитала. Во избежание накопления системных рисков КО должны отражать и признавать реализовавшиеся потери.
При этом отсрочка по кредитам физическим лицам и субъектам малого и среднего предпринимательства (если платежи просрочены менее чем на 90 календарных дней) сохраняет свое действие до 31.12.2023 (включительно).
Также отмечаем, что по разным видам требований возможно отложенное признание потерь:
-- до конца 2023 года КО могут не учитывать факт блокировки активов при формировании резервов (информационное письмо Банка России от 30.12.2022 N ИН-03-23/160) <1>. Одновременно до конца года в нормативных актах <2> будет реализована возможность поэтапно признавать потери по заблокированным активам по 31.12.2032 <3>;
<1> За исключением центральных контрагентов и КО - расчетных депозитариев, для которых действует решение Совета директоров Банка России от 29.12.2022 "О порядке формирования резервов на возможные потери и расчете обязательных нормативов небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов и кредитных организаций - расчетных депозитариев".
<2> В рамках запланированных изменений в Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности", Положение Банка России от 23.10.2017 N 611-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".
<3> Для КО - расчетных депозитариев и центральных контрагентов будет предоставлена рассрочка по 31.12.2027.
-- до конца января 2024 года КО могут принять решение не ухудшать оценку ссуд заемщиков-военнослужащих и членов их семей (информационные письма Банка России от 15.02.2023 N ИН-03-23/13, N ИН-03-23/14);
-- до конца 2024 года у КО есть возможность не ухудшать оценку ссуд заемщиков/контрагентов (финансовое положение, качество обслуживания долга, качество обеспечения), которые находятся под санкциями (информационное письмо Банка России от 27.12.2021 N ИН-03-23/103).
- Предоставление возможности не признавать дефолт по заемщику, обусловленный действием мер ограничительного характера, в соответствии с Положением N 483-П <4> и (или) Инструкцией N 199-И <5>, а также временно применять финализированный подход в отношении отдельных сегментов кредитных требований для КО, применяющих подход на основе внутренних рейтингов (ПВР). Прекращение действия меры синхронизировано с отменой отсрочки по доформированию резервов по юридическим лицам.
<4> Положение Банка России от 06.08.2015 N 483-П "О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов".
<5> Инструкция Банка России от 29.11.2019 N 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией".
- Неприменение мер за использование КО-кредиторами "старой" отчетности в отношении юридических лиц - эмитентов, КО-эмитентов / контрагентов. Продление меры нецелесообразно в связи с постепенным переходом к раскрытию информации и отчетности эмитентами и КО, а также практической необходимостью использовать в оценке рисков КО-кредиторами актуальную информацию о деятельности контрагентов.
- Неприменение мер за нарушение порядка и (или) срока представления сведений об отдельных операциях, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ <6>. С 01.06.2023 информационное письмо Банка России от 26.12.2022 N ИН-03-12/141 не применяется.
<6> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Мера, которую планируется продлить до 31.12.2023 с модификацией
- Право не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию <7>, в том числе о структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах, связанных с этим существенных условиях реорганизации, часть информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность КО, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.
<7> Аналогичное решение планируется и в отношении НФО.
При этом в рамках модификации, с учетом поэтапного возобновления раскрытия информации, с 01.07.2023 будет раскрываться информация о самом факте реорганизации, а также частично информация о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность КО, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.
Соответствующее решение будет принято Советом директоров Банка России в рамках специальных полномочий <8>, а решение от 23.12.2022 завершит свое действие с 01.07.2023.
<8> Федеральный закон от 14.03.2022 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Одновременно обращаем внимание, что на эмитентов также распространяется постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 351 <9>, по которому эмитенты вправе не раскрывать отчетность и информацию (раскрывать в ограниченном формате), действующее до 01.07.2023. По данному вопросу необходимо отслеживать решения Правительства Российской Федерации.
<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 351 "Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Подходы, которые прекратят свое действие после интеграции в регулирование
- Снижение размера "Базельских" надбавок к нормативам достаточности капитала (до нуля в 2023 году). Эта норма будет закреплена в Инструкции N 199-И, вступление в силу изменений планируется до 01.07.2023 <10>. КО должны будут постепенно к 2028 году восстановить надбавки до целевых значений (подробнее см. пресс-релиз Банка России от 30.11.2022).
<10> Изменения в Инструкцию N 199-И находятся на государственной регистрации в Минюсте России. В случае если к 01.07.2023 они не будут зарегистрированы, мера сохранит свое действие в рамках ранее принятого решения Совета директоров Банка России до осуществления регистрации нормативного акта и, соответственно, вступления в силу соответствующих изменений.
- Отмена использования при расчете нормативов страновых оценок Российской Федерации (в том числе в рамках расчета рыночного риска) и Республики Беларусь (действует по 31.12.2023). Планируется вступление в силу изменений в Инструкцию N 199-И до 01.07.2023 <11>, а реализация изменений в части расчета рыночного риска - в конце 2023 года.
<11> См. комментарий в сноске <10>.
- Неприменение мер за нарушение нормативов концентрации на НКЦ и НРД <12> (действует по 30.06.2023). До 01.07.2023 <13> планируется вступление в силу изменений в Инструкцию N 199-И, согласно которым в нормативы концентрации не будут включаться остатки по заблокированным активам в НКЦ и НРД, поскольку КО в этой ситуации фактически утрачивают возможность управлять риском концентрации по таким активам.
<12> НКО НКЦ АО и НКО АО НРД соответственно.
<13> Изменения в Инструкцию N 199-И находятся на государственной регистрации в Минюсте России. В случае если к 01.07.2023 они не будут зарегистрированы, планируется, что мера будет продлена до осуществления регистрации нормативного акта и, соответственно, вступления в силу соответствующих изменений.
Кроме того, с учетом планового графика доформирования резервов по полностью заблокированным активам <14> уровень концентрации по требованиям к НКЦ и НРД будет постепенно сокращаться.
<14> См. комментарий в сноске <2>.
- Особенности учета активов, с которыми из-за санкций ограничено совершение операций или сделок, в том числе полностью или частично заблокированных, в расчете нормативов ликвидности и достаточности капитала (действует по 30.06.2023). Требование по исключению таких активов из нормативов ликвидности (Н2, Н3, Н4) и включению в расчет нормативов достаточности капитала с риск-весом 100% <15> зафиксировано в изменениях в Инструкцию N 199-И, вступление в силу которых планируется до 01.07.2023 <16>.
<15> См. комментарий в сноске <1>.
<16> См. комментарий в сноске <13>.
- Возможность применять банками и РНКО нулевой риск-вес для счетов типа "С", открытых в ГК АСВ (действует до 31.12.2023 включительно). Закрепление нормы в Инструкции N 199-И позволит снизить нагрузку на капитал КО при расчете обязательных нормативов. Реализация изменений планируется в III квартале 2023 года.
Информация о сроке действия иных мер, истекающих в конце текущего года, будет доведена до банковского сообщества в IV квартале 2023 года.