Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2001 г. N 2745
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2001 г. N 33
О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановляет:
1. Принять Правила сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.
2. Направить Правила сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств на государственную регистрацию в Минюст России.
3. Правила сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств ввести в действие в установленном порядке.
Председатель
Госстандарта России
Г.П.ВОРОНИН
СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.П.НАСОНОВ
ПРАВИЛА
СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ (РАБОТ) ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Настоящие Правила сертификации услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (далее Правила) разработаны и введены для организации и проведения обязательной сертификации услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, предусмотренной Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федеральных законов от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ, от 20 декабря 1999 г. N 214-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287) и Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ ("Российская газета" от 26 декабря 1995 г.) в соответствии с Законами Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1, в редакции Федеральных законов от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966 и Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143, 1998, N 31, ст. 3832), "Об обеспечении единства измерений" от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 811), Федеральными законами "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1998, N 4, ст. 430) и "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" от 13 августа 1997 г. N 1013 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3899), Постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам сертификации продукции" от 2 октября 1999 г. N 1104 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 41, ст. 4923), "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2000 г., регистрационный номер 2284 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 28 от 10 июля 2000 г.), "Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. N 17 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 апреля 1998 г., регистрационный номер 1502 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 8, ст. 75), "Положением о Системе сертификации ГОСТ Р", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 11, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 апреля 1998 г., регистрационный номер 1520 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 11), "Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный номер 826 (Газета "Российские вести" от 01.06.95) с Изменением N 1, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный номер 1139 (Газета "Российские вести" от 08.08.96), "Правилами выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. N 12 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный номер 825 (Газета "Российские вести" от 01.06.95), "Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный номер 1138 (Газета "Российские вести" от 08.08.96), с учетом изменений и дополнений, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 20 октября 1999 г. N 54, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 1999 г. N 1968 (Российская газета от 07.12.99 N 242).
Правила являются основополагающим документом Системы сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, входящей в качестве подсистемы в Систему сертификации ГОСТ Р.
Правила устанавливают основные принципы обязательной сертификации услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (далее ТО и Р АМТС), организационную структуру Системы сертификации услуг по ТО и Р АМТС (далее Система), а также порядок сертификации услуг (работ) по ТО и Р АМТС.
Правила распространяются на легковые и грузовые автомобили, автобусы, специальные и специализированные автотранспортные средства, мототехнику и прицепной состав и их составные части.
I. Общие положения
1.1. Услуги (работы), подлежащие обязательной сертификации, определены Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" от 13 августа 1997 г. N 1013 и "Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация".
1.2. Сертификацию проводят органы по сертификации услуг (далее ОСУ) по ТО и Р АМТС, аккредитованные в Системе сертификации ГОСТ Р.
1.3. При сертификации проверяются характеристики услуг (работ) и используются методы проверок, позволяющие:
- провести идентификацию услуги (работы), в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке в соответствии с нормативными и техническими документами;
- полно и достоверно подтвердить соответствие услуги (работы) требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, установленных в нормативных документах, регламентирующих эту услугу (работу).
1.4. Процедуры сертификации должны обеспечивать соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.
II. Организационная структура Системы
2.1. Организационную структуру Системы сертификации услуг по ТО и Р АМТС образуют:
- Госстандарт России;
- Центральный орган Системы;
- органы по сертификации услуг (работ) по ТО и Р АМТС.
2.2. Функции участников Системы установлены "Положением о Системе сертификации ГОСТ Р".
2.3. Центральным органом Системы (ЦОС) является Департамент автомобильного транспорта Минтранса России.
При ЦОС создается Совет Системы как совещательный орган. Состав Совета формируется ЦОС на основе добровольного участия представителей Госстандарта России, Минтранса России, Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России, обществ потребителей, органов по сертификации и других организаций, заинтересованных в совершенствовании Системы.
Для научно - методического обеспечения проведения работ по сертификации в Системе функционирует Научно - методический центр. Научно - методическим центром Системы является Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно - исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ).
III. Нормативные документы
3.1. При сертификации применяют:
законодательные акты Российской Федерации;
правила выполнения работ и оказания услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;
государственные стандарты; санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.
Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и безопасности услуг (работ), а также методы их оценки, проверки и контроля.
3.2. Нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится обязательная сертификация, определены "Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация".
IV. Порядок проведения сертификации
4.1. Сертификация услуг (работ) по ТО и Р АМТС включает:
- подачу заявки на сертификацию;
- рассмотрение и принятие решения по заявке;
- оценку соответствия услуг (работ) установленным требованиям;
- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
- выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;
- инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами).
4.2. Подача заявки на сертификацию
4.2.1. Для проведения сертификации услуг (работ) по ТО и Р АМТС заявитель направляет в аккредитованный ОСУ заявку на проведение работ по сертификации с приложением документов, необходимых для проведения ее экспертизы в части установления возможности проведения сертификации и принятия решения по заявке (данная информация может быть представлена в виде анкеты - вопросника). Форма заявки должна соответствовать правилам по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 12 "Об утверждении правил по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе" (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 1998 г. N 3475-ВЭ не нуждается в государственной регистрации).
При отсутствии у заявителя информации о таком органе он может получить ее в ЦОС или Госстандарте России.
При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги (работы) заявитель вправе направить заявку в любой из них.
4.3. Рассмотрение и принятие решения по заявке
4.3.1. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации.
4.3.2. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке и сообщает заявителю в письменном виде о принятом решении с указанием:
в случае положительного решения - наименования и кодов услуг (работ), по которым будет проведена сертификация; нормативных документов; схемы сертификации;
в случае отрицательного решения - причин отказа.
4.3.3. Срок рассмотрения и принятия решения по заявке о проведении или отказе в проведении сертификации не должен превышать 15 дней (с момента регистрации заявки).
4.3.4. Выбор схемы сертификации
Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить любую из схем сертификации, предусмотренную настоящими Правилами (приложение А).
Критерии и условия выбора схем (приложение Б) учитывают особенности оказания конкретных услуг (выполнения работ), требуемый уровень доказательности, возможные затраты исполнителя услуг (работ) (заявителя) на проведение работ по сертификации.
В случае выявления в ходе экспертизы заявки несоответствия организационно - технических возможностей заявителя условиям применения и требованиям выбранной им схемы орган по сертификации должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование нецелесообразности проведения сертификации по данной схеме и назначить иную схему сертификации.
4.4. Оценка соответствия услуг (работ) установленным требованиям
4.4.1. Оценка соответствия услуг (работ) ведется органами по сертификации в соответствии с требованиями нормативных документов.
В процедурах оценки органами по сертификации могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие сертифицируемых услуг (работ) установленным требованиям и полученные вне работ по сертификации, в т.ч.:
- результаты социологических и экспертных оценок;
- протоколы испытаний;
- акты проверок, сертификаты, заключения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью услуг и работ (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);
- результаты анализа (экспертизы) технических документов, используемых исполнителем услуг (работ) на соответствие требованиям нормативных документов.
Технические документы, используемые исполнителем и влияющие на характеристики, проверяемые при сертификации, подлежат анализу на соответствие требованиям нормативных документов.
Сертификат соответствия на услуги (работы), для которых в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации необходимо проведение проверок (контроля) другими федеральными органами исполнительной власти, может быть выдан только при наличии необходимых документов федеральных органов исполнительной власти (сертификат пожарной безопасности, санитарно - эпидемиологическое заключение и др.). В сертификате соответствия должны быть ссылки на указанные документы.
4.4.2. Процедуры оценки соответствия услуг (работ) проводятся в соответствии со схемами сертификации, приведенными в Приложении А.
Схемы сертификации включают в себя следующие процедуры:
а) оценку оказания услуг (выполнения работ):
при схеме 1 - оценку мастерства исполнителя услуг (работ);
при схеме 2 - оценку процесса оказания услуг (выполнения работ);
при схеме 3 - анализ состояния производства.
б) проверку результатов услуг (работ);
в) инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ).
Проведение сертификационных процедур должно осуществляться в полном объеме для каждой из заявленных услуг (работ).
4.4.3. Оценка оказания услуг (выполнения работ)
Состав процедур оценки по каждой схеме сертификации приведен в Приложении Б.
4.4.4. Проверка результатов услуг (работ)
Проверка результатов услуг (работ) предусмотрена во всех схемах сертификации и осуществляется путем контроля условий обслуживания и выборочной проверки отремонтированных или прошедших техническое обслуживание АМТС, отобранных по плану проведения сертификации. В случае отсутствия (трудности выявления) прямой взаимосвязи между результатами ремонтных воздействий и параметрами АМТС, регламентируемыми нормативными документами, выборочная проверка может быть дополнена либо заменена контрольным проведением работниками заявителя отдельных операций (групп операций) процесса оказания услуги (выполнения работы).
Проверка результатов услуг (работ) осуществляется на месте оказания услуг (выполнения работ) с использованием технологического оборудования и средств измерений заявителя.
4.4.5. Оформление результатов оценки
При проведении сертификации производится оформление официальных документов (протоколов, актов), фиксирующих результаты оценок и проверок и подтверждающих обоснованность принятия решения по результатам сертификации. Результаты оценки соответствия услуг (работ) представляются в виде "Акта оценки соответствия услуг (работ)", оформляемого на основе документов, состав которых в общем случае включает:
- по схеме 1 - "Акт (протокол) оценки мастерства исполнителя услуг (работ)";
- по схеме 2 - "Акт (протокол) оценки процесса оказания услуг (выполнения работ)";
- по схеме 3 - "Акт (протокол) анализа состояния производства";
- "Акт отбора образцов";
- "Акт (протокол) проверки результатов услуг (работ)".
4.5. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия. Выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия
4.5.1. Орган по сертификации услуг на основе анализа протоколов, актов и других документов, подтверждающих соответствие услуг (работ) установленным требованиям, принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия.
4.5.2. В случае положительного решения орган по сертификации услуг оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в государственном реестре и выдает заявителю.
Формы бланков сертификата соответствия и приложения к нему, а также правила их заполнения соответствуют правилам по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе".
Орган по сертификации устанавливает срок действия сертификата соответствия с учетом результатов сертификации и сроков действия нормативных документов на сертифицированные услуги (работы), но не более чем на 3 года.
Вместе с сертификатом соответствия орган по сертификации выдает заявителю лицензию на применение знака соответствия согласно "Правилам выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия" (утверждены Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. N 12, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный номер 825).
Форма и общие правила применения знака соответствия должны соответствовать "Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный номер 1138 (Газета "Российские вести" от 08.08.96).
Знак соответствия наносится исполнителем услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту АМТС на сопроводительной технической документации (квитанциях, наряд - заказах, бланках и т.д.), вывесках, рекламных и печатных изданиях, связанных с оказанием сертифицированных услуг (работ).
4.5.3. В случае отрицательного решения орган по сертификации оформляет его в виде решения об отказе в выдаче сертификата соответствия (приложение В) с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
В случае отказа в выдаче сертификата соответствия орган по сертификации должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного надзора и контроля для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной услуги (работы).
4.6. Инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ)
4.6.1. Инспекционный контроль осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, в течение срока его действия с целью установления соответствия сертифицированных услуг (работ) требованиям, подтвержденным при сертификации.
В случае прекращения деятельности ОСУ, выдавшего исполнителю сертификат соответствия, решение вопроса о проведении инспекционного контроля за сертифицированными этим ОСУ услугами (работами) осуществляет Госстандарт России в установленном порядке.
4.6.2. Инспекционный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок и включает в себя следующие виды работ:
анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных услуг (работ);
разработку программы инспекционного контроля;
создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
проведение инспекционной проверки;
оформление результатов и принятие решения.
4.6.3. Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяется органом по сертификации в зависимости от результатов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, степени потенциальной опасности услуг (работ), стабильности их качества, затрат на проведение контроля, схемы сертификации, но не реже одного раза в год.
4.6.4. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:
- поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг (работ) от потребителей, органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг (работ), общественных объединений потребителей;
- при получении информации органов ГИБДД МВД России по результатам расследования причин дорожно - транспортных происшествий автомототранспортных средств заявителя, а также по результатам проведения государственных технических осмотров АМТС;
- при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и условиями действия сертификата соответствия.
4.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, содержащим заключение о подтверждении (приостановке, отмене) действия выданного сертификата соответствия. При этом в акте фиксируются результаты выборочной проверки, состав и содержание которой должны соответствовать примененной при проведении сертификации схеме.
4.6.6. В случае несоответствия услуг (работ) установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия.
Информация о приостановлении или отмене сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшим, до сведения территориальных органов государственного контроля и надзора для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной услуги (работы).
4.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, разработанных исполнителем и согласованных с органом по сертификации, в соизмеримые сроки возможно устранение причин несоответствия.
4.6.8. При проведении корректирующих мероприятий ОСУ:
приостанавливает действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;
информирует об этом территориальные органы государственного контроля и надзора;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
4.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
4.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия, аннулирует лицензию на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
4.7. Сертификация на новый срок
4.7.1. При окончании срока действия сертификата соответствия или его отмене исполнитель имеет право подать заявку на проведение сертификации на новый срок в любой орган по сертификации. В этом случае сертификация осуществляется в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе.
4.7.2. Если держатель сертификата соответствия не менее чем за 30 дней до окончания срока его действия подает заявку на проведение сертификации на новый срок в орган, выдавший сертификат соответствия, то при этом сертификация проводится в соответствии с порядком, установленным настоящей главой с учетом результатов предыдущей сертификации заявителя.
V. Апелляции
5.1. В случае несогласия заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в ЦОС.
5.2. Если заявитель неудовлетворен принятым ЦОС решением, он может обратиться в апелляционную комиссию Госстандарта России.
5.3. Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.
VI. Оплата работ по сертификации
6.1. Оплата работ по сертификации производится заявителем в порядке, установленном Госстандартом России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.
СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
Нумерация и содержание схем сертификации даны в соответствии с "Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации".
Приложение Б
ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ СЕРТИФИКАЦИИ
Схема 1.
Схема 1 применяется, как правило, для небольших предприятий (1 - 5 человек в сфере основного производства), в которых ответственность за качество и безопасность оказания услуг (выполнение работ) в полном объеме возлагается на непосредственных исполнителей услуг (работ) и определяется их мастерством.
"Оценка выполнения работ, оказания услуг" осуществляется посредством оценки мастерства исполнителя работ и услуг.
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг осуществляется путем оценки возможностей конкретных работников исполнителя оказывать услугу (выполнять работу) в соответствии с установленными требованиями.
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг предусматривает проверку:
соответствия квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик конкретных работников исполнителя требованиям, установленным в нормативных и технических документах;
оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих опыт работы и профессиональные характеристики конкретных работников исполнителя (трудовая книжка, конкурсный диплом, производственная характеристика, свидетельство о присвоении разряда, удостоверение о прохождении специального обучения и т.п.);
знаний работниками технологической и нормативной документации, метрологического обеспечения производства; навыков оказания услуги (выполнения работы), в т.ч. использования при этом технологического оборудования и оснастки.
При этом в актах фиксируются установленные в результате проверок квалификационные, идентификационные и другие характеристики конкретных работников исполнителя (паспортные данные, сведения о квалификации, ответственность и т.п.), которые выступают в качестве условий действия сертификата соответствия. Помимо этого в состав условий могут входить: способы ремонта (технологии) или отдельные элементы технологического процесса; виды применяемого оборудования и средств измерений; марки (модели) автомототранспортных средств и др.
Схема 2.
Схема 2 применяется, как правило, при сертификации небольших и средних предприятий (от 5-ти до 30-ти человек в сфере основного производства), имеющих двух-, трехуровневую структуру управления и распределения ответственности за качество и безопасность оказания услуг (выполнения работ). Отдельные составляющие процесса могут иметь различных ответственных исполнителей. Процесс оказания услуг (выполнения работ), основан, как правило, на использовании документированных процедур (технологические инструкции, маршрутные и операционные карты и т.п.).
"Оценка выполнения работ, оказания услуг" осуществляется посредством оценки процесса выполнения работ, оказания услуг.
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг производится путем оценки возможностей исполнителя осуществлять конкретный процесс оказания услуги (выполнения работы) в соответствии с установленными требованиями.
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг предусматривает проверку:
обеспеченности процесса нормативными и техническими документами;
обеспеченности процесса необходимыми техническими средствами, оборудованием, оснасткой, средствами измерений (включая их поверку);
соответствия квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик персонала требованиям, установленным в нормативных и технических документах.
При этом в актах фиксируются основные параметры оцениваемого процесса выполнения работ, оказания услуг, которые являются условиями действия сертификата соответствия. В качестве параметров могут выступать: способы ремонта (технологии) или отдельные элементы технологического процесса; виды применяемого оборудования и средств измерений; марки (модели) автомототранспортных средств; требования к квалификации, опыту работы, иным профессиональным характеристикам персонала и др.
Схема 3.
Схема 3 применяется в большинстве случаев для крупных предприятий (с числом занятых в сфере основного производства более 30 человек), имеющих, как правило, многоуровневую структуру управления и распределения ответственности, использующих документально оформленные процессы оказания услуг (выполнения работ), а также располагающих организационно - техническими и кадровыми ресурсами для проектирования (корректирования) процесса оказания услуг (выполнения работ).
"Оценка выполнения работ, оказания услуг" осуществляется посредством анализа состояния производства.
Анализ состояния производства осуществляется путем оценки возможностей исполнителя стабильно проводить весь комплекс работ, связанных с оказанием услуги (выполнением работы) с учетом возможностей корректирования (проектирования) процесса оказания услуги (выполнения работы) или его отдельных элементов.
При этом оценивается:
обеспеченность исполнителя должными процедурами, кадрами, способными осуществлять корректирование (проектирование) процесса оказания услуги (выполнения работы) или его отдельных элементов;
процесс оказания услуг (выполнения работ) в соответствии с процедурами оценки процесса, осуществляемыми по схеме 2.
При сертификации по данной схеме за счет подтвержденных возможностей исполнителя корректировать (проектировать) параметры процесса оказания услуг (выполнения работ) ограничения на деятельность исполнителя, в рамках сертифицированных услуг, как правило, менее жесткие, чем при сертификации по схемам 1 и 2.
__________________________________________________________________ (наименование ОСУ) РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ВЫДАЧЕ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ N ___ г. ________________ "__" _____________ ____ г.
В результате рассмотрения ____________________________________ (даты и номера протоколов, актов) __________________________________________________, полученных при сертификации услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, оказываемых (выполняемых) __________ _________________________________________________________________, (наименование исполнителя услуг) проводимой в соответствии с заявкой от "__" _____________ N ______ и договором на проведение работ по сертификации от "__" ___________ г. N __, и анализа полученных результатов сертификации установлено, что нижеперечисленные услуги (работы) не соответствуют требованиям нормативных документов (таблица). Таблица