Решение ФАС РФ от 15.03.2023 по делу N 28/06/105-496/2023

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 15.03.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2023 г. по делу N 28/06/105-496/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ЗАО "МА" (далее - Заявитель) на действия ПАО "П" (далее - Банк) при проведении КП города Москвы "У" (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган), комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Учебный корпус на 400 мест на месте сноса здания школы, Причальный пр-д, влд. 7, стр. 1, стр. 1/1" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173200001423000184) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Банка при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Банка, выдавшего независимую гарантию от 28.02.2023 N 00114-23-06 в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе (далее - Независимая гарантия), не соответствующую требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005).

Представитель Банка на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что Банк действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Банка 13.03.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.03.2023.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 13.02.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 089 165 758 руб.;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.03.2023;

5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

6) дата подведения итогов - 06.03.2023;

7) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок, заявка только 1 участника закупки признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

8) победителем Конкурса признано АО "МБ" с предложением о цене контракта в размере 1 069 942 500 руб.

Согласно доводу Заявителя, Банком выдана Независимая гарантия, не соответствующая требованиям Постановления N 1005.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

В силу пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системы, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.

В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением N 1005 утверждены, в том числе:

- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы (далее - Дополнительные требования);

- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).

Согласно пункту 7 Типовой формы в случае направления требования бенефициар обязан одновременно с таким требованием направить гаранту документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по независимой гарантии от имени бенефициара (доверенность) (в случае если требование по независимой гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).

При этом в соответствии с пунктом 8 Типовой формы в случае направления бенефициаром требования на бумажном носителе представляется оригинал предусмотренного пунктом 7 Типовой формы документа или заверенная бенефициаром его копия. Если копия документа заверена лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара, также представляется документ, подтверждающий полномочия такого лица на осуществление действий от имени бенефициара. В случае направления требования в форме электронного документа предусмотренный пунктом 7 Типовой формы документ представляется в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени бенефициара.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 03.03.2023 N ПРОII1 заявка Заявителя отклонена по причине предоставления Независимой гарантии для обеспечения заявки, не соответствующей требованиям Постановления N 1005, а именно отсутствует условие, предусмотренное пунктом 8 Типовой формы.

Кроме того, Комиссией изучена Независимая гарантия и подтверждено, что вышеуказанное условие, предусмотренное Типовой формой, не установлено в Независимой гарантии, в связи с чем Комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении заявки Заявителя по пункту 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Независимая гарантия, выданная Банком, не соответствует требованиям Постановления N 1005, в связи с чем вышеуказанные действия Банка нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

При этом неправомерные действия Банка, выдавшего Независимую гарантию не в соответствии с Постановлением N 1005, привели к отклонению Комиссией по осуществлению закупок заявки Заявителя.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В силу части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями статьи 48 ГрК РФ и с учетом особенностей, указанных в части 13 статьи 48 ГрК РФ.

Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 3(1) Постановления N 87 в состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также проектной документации, подготовленной в отношении отдельных этапов строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, в обязательном порядке включаются, в том числе, раздел 4 "Конструктивные решения", раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения".

Кроме того, в соответствии с подпунктами "а" и "д" пункта 15 Постановления N 87 раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения" состоит, в том числе, из подраздела "Система электроснабжения" и подраздела "Сети связи".

Вместе с тем для целей информационного обеспечения закупки в извещении о проведении закупки должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение о цене контракта.

При этом отсутствие в описании объекта закупки полной информации об объеме выполняемых работ создает препятствия для оценки участниками закупки экономической целесообразности их участия в закупке и формирования ценового предложения.

Согласно Извещению объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта "Учебный корпус на 400 мест на месте сноса здания школы, Причальный пр-д, влд. 7, стр. 1, стр. 1/1".

В соответствии с положительным заключением ГАУ города Москвы "МВ", полученным на объект капитального строительства, в состав проектной документации в раздел "Конструктивные и объемно планировочные решения" включены, в том числе, следующие документы: "МКД-102-11-001-0220-КР2 Конструктивные решения 12.07.2022.pdf.sig"; подраздел "1_04-00_01-05 МКД-102-11-001-0220-КР.ПЗ.pdf.sig", подраздел "1_04-00_09-02 КР5 (11.07.2022).pdf.sig".

Кроме того, в состав проектной документации в раздел "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения" включены подраздел "Система электроснабжения", к которому предусмотрены, в том числе, такие документы, как "1_05-01_06-03 МКД-102-11-001-0220-ИОС1.4.pdf.sig" и "1_05-01_05-04 МКД-102-11-001-0220-ИОС1.5.pdf.sig", а также включен подраздел "Сети связи", к которому предусмотрен, в том числе, документ "1_05-05_02-03 МКД-102-11-001_0220-ИОС5.4.pdf.sig".

Вместе с тем Комиссией установлено, что в ЕИС размещен архивный документ "Техническая часть", поделенный на 32 части. При этом в указанных архивных документах не содержатся вышеуказанные документы.

При этом на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не представили доказательств, подтверждающих размещение вышеуказанных документов в ЕИС в составе проектной документации.

Учитывая изложенное, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещена проектная документация не в полном объеме.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ЗАО "МА" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Банка нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы от 15.03.2023 по делу N 28/06/105-496/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.