ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2023 г. N 944
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ И ОТНОСЯЩИХСЯ К ИХ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, а также подведомственных и относящихся к их сфере деятельности организаций;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, а также подведомственных и относящихся к их сфере деятельности организаций.
постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1130 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6224);
постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 319 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1130" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 14, ст. 1970);
пункт 30 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2018 г. N 1138 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 40, ст. 6142);
постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2020 г. N 30 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1130" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 4, ст. 399);
постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 2272 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1130" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 51, ст. 8860).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 июня 2023 г. N 944
ТРЕБОВАНИЯ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ И ОТНОСЯЩИХСЯ К ИХ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящие требования определяют порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, а также подведомственных и относящихся к их сфере деятельности организаций (далее - органы (организации).
2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания, строения, сооружения и прилегающие к ним территории, обособленные помещения или группы помещений в зданиях (строениях, сооружениях) без прилегающей территории, правообладателем которых являются органы (организации).
3. Настоящие требования не распространяются на:
объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.
4. Персональная ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) (далее - руководитель органа (организации), а также на уполномоченных им лиц.
5. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении их безопасности.
II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения
6. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) потенциально опасных для совершения террористического акта объектов (территорий), а также иных объектов (территорий), указанных в пункте 13 настоящих требований, на основании оценки возможных последствий совершения на них террористического акта, а также их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения.
7. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозного показателя о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью.
Прогнозный показатель количества людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни.
Значимость объекта (территории) электросвязи для инфраструктуры и жизнеобеспечения определяется на основании данных о количестве абонентов, которым может быть приостановлено оказание услуг связи в результате совершения террористического акта на этом объекте.
8. Решением руководителя органа (организации) или уполномоченного им лица назначается комиссия по категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).
Комиссию возглавляет руководитель органа (организации) или уполномоченное им лицо (далее - председатель комиссии).
9. В состав комиссии включаются:
должностное лицо, осуществляющее общее руководство деятельностью работников на объекте (территории) (далее - руководитель объекта), и (или) лицо, ответственное за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории);
представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).
К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
10. В ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет оценки состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, принимаемые меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в) определяет возможные последствия совершения террористического акта и значимость объекта (территории) для инфраструктуры, жизнеобеспечения;
г) определяет потенциально опасные участки объекта (территории), а также критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению нормального функционирования объекта (территории), его повреждению или аварии на нем;
д) устанавливает категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную объекту (территории) категорию;
е) определяет мероприятия, необходимые для приведения антитеррористической защищенности объекта (территории) в соответствие с настоящими требованиями с учетом установленной категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
11. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:
а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
б) места хранения оружия и боеприпасов к нему, опасных веществ и материалов и отделы (участки) секретного делопроизводства;
в) другие элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость дополнительной защиты которых установлена в ходе обследования.
12. Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории), составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
В случае возникновения разногласий между членами комиссии решение принимается большинством голосов по результатам голосования. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту категорирования.
13. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) 1 категории, к которым относятся:
административные здания, занимаемые центральным аппаратом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
узлы связи в составе наземных станций сопряжения сети подвижной спутниковой радиосвязи;
узлы управления космической связью;
международные транзитные узлы телеграфной связи;
центры обработки данных, обеспечивающие обработку и хранение данных государственных информационных систем класса К1;
объект, в котором размещается Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования;
объекты связи, осуществляющие (обеспечивающие) эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации и имеющие в своем составе центры формирования мультиплексов;
объекты средств массовой информации, осуществляющие (обеспечивающие) вещание общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;
узлы подвижной радиотелефонной связи, не обеспеченные георезервированием, совершение террористического акта в отношении которых может привести к приостановке оказания услуг связи более 10 млн абонентов и пользователей услугами связи;
иные объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек;
б) объекты (территории) 2 категории, к которым относятся: административные здания, занимаемые организациями, подведомственными или относящимися к сфере деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также территориальными органами и подведомственными или относящимися к сфере деятельности организациями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, за исключением административных зданий, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 200 человек;
объекты (территории) образовательных учреждений (в том числе их филиалов и обособленных структурных подразделений), находящиеся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
международные и междугородние узлы связи, не обеспеченные георезервированием;
узлы сети передачи данных органов власти, являющейся элементом инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в целях осуществления государственных функций; междугородние узлы телеграфной связи;
центры обработки данных, обеспечивающие обработку и хранение данных государственных информационных систем класса К2;
объекты связи, осуществляющие (обеспечивающие) эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на территории одного субъекта Российской Федерации и имеющие в своем составе центры формирования мультиплексов;
объекты средств массовой информации, осуществляющие (обеспечивающие) вещание общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на территории одного субъекта Российской Федерации;
станции технического и спутникового радиоконтроля; узлы подвижной радиотелефонной связи, не обеспеченные георезервированием, совершение террористического акта в отношении которых может привести к приостановке оказания услуг связи более 5 млн абонентов и пользователей услугами связи;
иные объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 200 до 1000 человек;
в) объекты (территории) 3 категории, к которым относятся:
узлы связи сети фиксированной зоновой связи, не обеспеченные георезервированием;
узлы связи сети подвижной радиосвязи;
узлы подвижной радиотелефонной связи, не обеспеченные георезервированием, совершение террористического акта в отношении которых может привести к приостановке оказания услуг связи более 1 млн абонентов и пользователей услугами связи;
узлы связи сети местной телефонной связи, не обеспеченные георезервированием, совершение террористического акта в отношении которых может привести к приостановке оказания услуг связи более 15000 абонентов;
зоновые узлы телеграфной связи;
центры обработки данных, обеспечивающие обработку и хранение данных государственных информационных систем класса К3;
опорные усилительные станции проводного вещания;
объекты связи, осуществляющие (обеспечивающие) эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на территорию с охватом населения свыше 250 тыс. человек, не вошедшие в 1 и 2 категории объектов (территорий);
объекты средств массовой информации, обеспечивающие подготовку материалов для вещания общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов с территории одного района субъекта Российской Федерации, кроме объектов, на которых одновременно находится менее 10 человек;
объекты, на которых хранится и размещается специальная автомобильная техника, обеспечивающая вещание и трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов;
иные объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек;
г) объекты (территории) 4 категории - в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 5 до 50 человек.
14. В случае если в составе одного объекта (территории) находятся несколько объектов (территорий), отнесенных к различным категориям, либо сам объект (территорию) можно отнести к различным категориям, такой объект (территория) относится к наиболее высокой категории.
15. Сроки завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), предусмотренных актом категорирования, не могут превышать 24 месяца со дня его утверждения.
16. Служебная информация о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению, содержащаяся в акте категорирования объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
17. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от присвоенной ему категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на:
а) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), что достигается посредством:
установления пропускного и (или) внутриобъектового режимов;
обеспечения выполнения установленных комиссией мероприятий по инженерно-технической оснащенности и укрепленности объектов (территорий);
проведения иных мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на объектах (территориях);
б) выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, что достигается посредством:
назначения должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
разработки локальных правовых актов, направленных на реализацию мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
контроля за текущей обстановкой на объектах (территориях) и близлежащей территории на предмет выявления посторонних лиц и подозрительных предметов, а также лиц, осуществляющих наблюдение за объектами (территориями), сбор сведений об объектах (территориях);
постоянного анализа поступающей информации о социально-политической, криминогенной обстановке в регионе, сведений об угрозах совершения или о совершении террористических актов на территории региона;
в) пресечение попыток совершения террористических актов на объекте (территории), что достигается посредством:
проведения специальных занятий с работниками объектов (территорий) о порядке действий при появлении признаков совершения террористического акта или возникновении угрозы его совершения;
взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), а также с подразделениями охраны объектов (территорий) по вопросам антитеррористической защищенности;
постоянного контроля за установленным порядком доступа на объекты (территории) посетителей и транспортных средств;
г) минимизацию возможных последствий и ликвидацию угроз террористических актов на объектах (территориях), что достигается посредством:
разработки алгоритмов действий работников (сотрудников) и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории);
своевременного информирования уполномоченных органов, а также органов (организаций), в ведении которых находятся объекты (территории), об угрозе или о совершении террористического акта;
оперативного оповещения и проведения эвакуации работников и посетителей объектов (территорий);
разработки порядка эвакуации работников и посетителей в случае получения информации об угрозе совершения на объекте (территории) террористического акта либо о его совершении;
слаженного взаимодействия в работе с уполномоченными органами, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также с подразделениями охраны объектов (территорий);
д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах объектов (территорий) и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), что достигается посредством:
установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;
ограничения доступа должностных лиц (работников) и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;
обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;
е) выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, что достигается посредством:
организации контроля за допуском на объект (территорию) посетителей, автотранспортных средств и поступающей на объект (территорию) почтовой корреспонденции;
определения специальных мест для проверки вносимого (ввозимого) имущества и почтовых отправлений, а также карантинного хранения обнаруженных подозрительных предметов и почтовой корреспонденции;
установления порядка действий в случае выявления подозрительных предметов и корреспонденции.
18. На объектах (территориях), которым присвоена 3 категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 17 настоящих требований, дополнительно осуществляются следующие мероприятия:
организация охраны объекта (территории) и (или) его критических элементов с использованием (при необходимости) инженерно-технических средств и систем охраны (видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной и (или) тревожной сигнализации);
обмен информацией и оперативное оповещение уполномоченных органов, территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов (организаций), в ведении которых находятся объекты (территории), об угрозе и (или) о совершении террористического акта, а также о действиях по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения террористического акта;
проведение совместных учений (тренировок) с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию) по отработке действий в соответствии с разработанными алгоритмами при обнаружении подозрительных лиц и предметов, получении информации об угрозе или о совершении на объекте (территории) террористического акта.
19. В отношении объектов (территорий) 2 категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 17 и 18 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
организация физической защиты объекта (территории);
организация пропускного режима;
оборудование ограждения периметра объекта (территории);
определение зон ограниченного доступа и их оснащение системой контроля и управления доступом;
оборудование объектов (территорий) системой видеонаблюдения (охранного телевидения) со сроком хранения данных не менее одного месяца;
оборудование системой оповещения (извещения) для оперативного информирования работников (сотрудников) и иных лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
20. В отношении объектов (территорий) 1 категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 17, 18 и 19 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
организация физической охраны объекта (территории) с использованием служебного оружия и (или) специальных средств;
оснащение центрального поста охраны тревожной сигнализацией, предусматривающей возможность экстренного вызова сотрудников правоохранительных органов;
оснащение периметра объекта (территории) системой охранной сигнализации и (или) охранного освещения, позволяющего обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории);
оборудование подъездных дорог и примыкающих к ним участков местности к периметру объекта (территории) и (или) контрольно- пропускным пунктам, через которые может быть совершен прорыв транспортных средств, противотаранными устройствами и (или) иными заградительными сооружениями.
21. По решению комиссии допускается не применять средства инженерно-технической укрепленности периметра (основного и дополнительного ограждения). При этом обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) достигается созданием дополнительных рубежей охраны, организуемых с помощью технических средств охраны или физической защиты.
22. Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт и утилизация (снос).
Способы и методы организации антитеррористической защиты сооружений связи, сетей связи и объектов почтовой связи определяются решением комиссии с учетом требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области связи.
23. Руководителем органа (организации) или руководителем объекта может быть принято решение об использовании мер антитеррористической защищенности объекта (территории), соответствующих более высокой категории объекта (территории), а также о применении дополнительных специальных технических средств обнаружения и распознавания опасных предметов и веществ.
24. При получении информации об угрозе совершения террористического акта для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов (территорий), осуществляются мероприятия, предусмотренные соответствующим режимом усиления противодействия терроризму.
IV. Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории)
25. Информация об угрозе совершения или о совершении на объекте (территории) террористического акта (в том числе анонимного характера) в имеющемся объеме незамедлительно направляется руководителем объекта (уполномоченным им лицом) посредством имеющихся в его распоряжении средств связи в уполномоченные органы, орган (организацию), в ведении которого находится объект (территория), и охранную организацию (при наличии).
26. При направлении информации об угрозе или о факте совершения террористического акта лицо, передающее информацию в уполномоченные органы и орган (организацию), в ведении которого находится объект (территория), сообщает:
фамилию, имя, отчество (при наличии) и занимаемую должность лица, передающего информацию;
наименование объекта (территории) и его адрес;
дату и время получения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении;
характер информации об угрозе совершения террористического акта или характер совершенного террористического акта;
примерное количество находящихся на объекте (территории) людей.
27. Лицо, передавшее информацию с помощью средств электронной или факсимильной связи, телефонной связи или радиосвязи, фиксирует дату и время передачи информации посредством имеющихся в его распоряжении средств.
28. Срок хранения носителей информации, подтверждающих факт ее передачи, дату и время, составляет не менее одного месяца.
29. При обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) или получении информации об угрозе совершения террористического акта руководитель объекта или уполномоченное им лицо в зависимости от складывающейся обстановки на объекте (территории) принимает меры, направленные на выполнение работниками, иными лицами, находящимися на объекте (территории), и работниками охраны (при наличии) действий, установленных соответствующими алгоритмами, в том числе:
оповещение находящихся на объекте (территории) лиц об угрозе совершения террористического акта;
эвакуация людей, находящихся на объекте (территории) (при необходимости);
усиление пропускного и внутриобъектового режимов;
организация доступа на объект (территорию) оперативных подразделений уполномоченных органов и служб.
V. Порядок осуществления контроля за выполнением положений настоящих требований
30. Контроль за выполнением положений настоящих требований заключается в проверке выполнения требований нормативных документов по антитеррористической защите объектов (территорий), а также в оценке обоснованности и эффективности принятых мер по обеспечению соответствия антитеррористической защищенности находящихся в ведении органов (организаций) объектов (территорий) положениям настоящих требований.
31. Проверки осуществляются должностными лицами, уполномоченными руководителем органа (организации, объекта). К проверкам могут привлекаться представители территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию).
32. Мероприятия по контролю за выполнением положений настоящих требований включают в себя:
внутренний контроль антитеррористической защищенности объектов (территорий), проводимый по решению руководителя органа (организации, объекта);
контроль антитеррористической защищенности объектов (территорий), проводимый по решению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в отношении объектов (территорий), правообладателями которых являются подведомственные и находящиеся в сфере его деятельности организации;
контроль антитеррористической защищенности объектов (территорий), проводимый по решению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в отношении объектов (территорий) организаций, правообладателями которых являются ее территориальные органы и подведомственные организации.
33. Проверки антитеррористической защищенности объектов (территорий) могут быть плановыми и внеплановыми. Продолжительность проверок антитеррористической защищенности объекта (территории) определяется руководителем органа (организации) и не может превышать 5 рабочих дней.
34. Основанием для проведения плановой проверки является план проверки антитеррористической защищенности объектов (территорий), утверждаемый руководителем органа (организации) или уполномоченным им должностным лицом. Плановая проверка проводится не реже одного раза в 3 года.
35. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться:
поступившая в орган (организацию), в ведении которого находится объект (территория), или уполномоченные органы информация об угрозе совершения террористического акта или информация о грубых нарушениях на объекте (территории) положений настоящих требований;
истечение срока устранения ранее выявленных в ходе плановой проверки недостатков в антитеррористической защищенности объекта (территории).
36. Внеплановая проверка проводится с учетом характера поступившей информации в течение 10 дней со дня ее поступления.
37. По результатам проверки оформляется акт, в котором указывается вид проверки (плановая или внеплановая), основание ее проведения, даты начала и окончания проверки, ее результаты, выявленные недостатки (при наличии). Акт проверки составляется в течение 10 дней со дня окончания проверки.
Акт проверки подписывается должностными лицами, проводившими проверку, и утверждается руководителем органа (организации) или уполномоченным им должностным лицом.
38. Руководителем организации (объекта) или уполномоченным им должностным лицом составляется план, содержащий конкретные мероприятия по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения плановой или внеплановой проверок, ответственных исполнителей и сроки реализации этих мероприятий. Копия плана направляется в орган (организацию), проводивший проверку.
VI. Паспорт безопасности объекта (территории)
39. Паспорт безопасности объекта (территории) является информационно-справочным документом, определяющим состояние антитеррористической защищенности объекта (территории).
40. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется лицом, ответственным за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории), и утверждается руководителем органа (организации) или уполномоченным им должностным лицом.
41. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется на основании акта категорирования на объекты (территории) и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности и территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в территориальные органы (подразделения). При наличии замечаний паспорт безопасности объекта (территории) возвращается в указанный срок правообладателю объекта (территории) на доработку, которая осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня его получения из территориального органа (подразделения).
42. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, установленном для его разработки, при изменении основного предназначения объекта (территории), общей площади и периметра его территории, количества потенциально опасных и критических элементов объекта (территории), сил и средств, привлекаемых для обеспечения его антитеррористической защищенности, а также с учетом мер по инженерно-технической защите объекта (территории) в течение 60 дней со дня таких изменений, но не реже одного раза в 5 лет.
43. Изменения прилагаются к паспорту безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения. Решение о признании паспорта объекта (территории) утратившим силу и его замене принимается руководителем органа (организации) по результатам актуализации.
44. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.
Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
45. Паспорт безопасности объекта (территории) вместе с актом категорирования и актами проверок хранятся в администрации объекта (территории) или организации (территориальном органе), являющейся правообладателем этого объекта (территории), в соответствии с порядком, установленным подпунктом "д" пункта 17 настоящих требований.
Копия (электронная копия) паспорта безопасности объекта (территории) направляется в территориальный орган безопасности по месту нахождения объекта (территории).
Хранение паспорта безопасности объекта (территории), признанного утратившим силу, осуществляется в течение 5 лет.
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 июня 2023 г. N 944
ФОРМА ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ И ОТНОСЯЩИХСЯ К ИХ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ
I. Общие сведения об объекте (территории)
II. Общие сведения о работниках (арендаторах) объекта (территории)
1. Сведения о персонале объекта (территории)
2. Режим работы объекта (территории)
III. Сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах объекта (территории)
1. Потенциально опасные участки объекта (территории)
2. Критические элементы объекта (территории)
IV. Возможные последствия в результате совершения террористического акта на объекте (территории)
1. Количество пострадавших
V. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории)
1. Принадлежность охраны
2. Структура и порядок организации охраны
4. Организационно-распорядительные документы
5. Организация пропускного и внутриобъектового режимов
6. Контрольно-пропускные пункты:
7. Дислокация постов охраны, режим работы
8. Экипировка охраны и используемые специальные средства:
VI. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта (территории)
VII. Выводы и рекомендации
VIII. Дополнительная информация с учетом особенностей объекта (территории)
Составлен "___" ________________ 20__ г.
Актуализирован "___" ________________ 20__ г.