Письмо ЦБ РФ от 30.09.2022 N 12-4-2/8692

"О применении Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в части функционирования платформы "Знай своего клиента""

Вопрос: Кредитными организациями - членами Комитета по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ Ассоциации проведен анализ предстоящих изменений в законодательстве <1> в связи с внедрением Банком России Платформы ЗСК <2> и составлен перечень вопросов и предложений, которые имеют важное практическое значение и требуют комментариев и пояснений со стороны Банка России.

<1> Федеральный закон от 21.12.2021 N 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступает в силу с 22 марта 2022 г., за исключением п. 8 ст. 2, вступающего в силу с 21 декабря 2021 г., ст. 1, п. 2, абз. 3, 4 и 5 пп. "а", абз. 3 - 6 пп. "к" п. 3, п. п. 7 и 9 ст. 2, вступающих в силу с 1 июля 2022 г.

<2> Платформа "Знай своего клиента".

Приложение

Вопросы по внедрению требований "Платформы ЗСК"

1. В соответствии с п. 3 ст. 859 ГК РФ <1> Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета. Возможны случаи, когда основание для применения мер в соответствии с п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ <2> наступает после того, как банком использовано право одностороннего расторжения отношений после двух и более отказов в календарный год. Таким образом, отношения еще не расторгнуты (60 дней не истекло) и остаток средств находится на счете клиента или уже расторгнуты и остаток перечислен на спецсчет, но клиент его еще не забрал. Требования п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ не позволяют выдавать остаток, в том числе переводить неистребованный остаток на специальный счет в Банке России. В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 859 ГК РФ по требованию клиента банк осуществляет в порядке, установленном банковскими правилами, возврат денежных средств в валюте Российской Федерации в сумме, ранее перечисленной этим банком на специальный счет в Банке России.

<1> Гражданский кодекс РФ.

<2> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в редакции Федерального закона от 21.12.2021 N 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

1.1. На какой счет банк должен перевести средства такого клиента по истечении шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета, если на момент истечения срока основания применения мер в соответствии с п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ не устранены?

1.2. Имеет ли право банк осуществить возврат денежных средств, ранее перечисленных этим банком на специальный счет в Банке России, если клиент - юридическое лицо отнесен кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций и на момент обращения клиента за остатком основания применения мер в соответствии с п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ не устранены?

1.3. Обязан ли банк применять меры в соответствии с п. п. 5 и 8 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ к клиенту, обратившемуся за возвратом денежных средств, ранее перечисленных этим банком на специальный счет в Банке России, если факт отнесения клиента к группе высокой степени риска банком и Банком России наступил после перечисления остатка на специальный счет, но до момента обращения клиента за выдачей остатка?

2. В соответствии с п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ кредитная организация, использующая информацию Банка России в отношении клиента - юридического лица, который отнесен кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, применяет следующие меры:

- не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных п. 6 настоящей статьи, а также операции с иным имуществом;

- не выдает при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7 и 10 п. 6 настоящей статьи.

2.1. На какой счет банк должен перевести средства такого клиента по истечении срока депозита в случае, если на момент истечения срока депозита основания применения мер в соответствии с п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ не устранены?

2.2. У клиента законодательно есть срок на продажу валюты (обязательная продажа валютной выручки). Может ли банк конвертировать иностранную валюту с валютного счета на рублевый счет такого клиента, если на момент истечения срока депозита основания применения мер в соответствии с п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ не устранены?

3. Законом N 423-ФЗ внесены изменения в формулировку п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, позволяющие отказывать клиентам в том числе в совершении операций в зачислении денежных средств на счет клиента (исключено условие об отказе в операции на основании распоряжения клиента). Для принятия решения об отказе в совершении операции банку требуется время на проведение анализа операции и деятельности клиента, в том числе запроса информации и документов у клиента при необходимости.

При этом в соответствии со ст. 849 гл. 45 ГК РФ: "Банк обязан зачислять поступившие для клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета".

Каков возможный способ учета поступивших на корреспондентские счета банка средств до момента принятия решения об отказе в совершении операции по зачислению средств на счета клиентов?

Возможно ли для этих целей использовать БС N 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентские счета, до выяснения"?

4. Возможно ли использовать обязанность банка отказать в зачислении денежных средств, предусмотренную п. 3 ст. 848 ГК РФ, отразив эту норму в договоре банковского счета, в частности, для следующих случаев:

- отказ в зачислении денежных средств, поступивших на счет клиента банка с высоким уровнем риска (по оценке Банка России);

- отказ в зачислении денежных средств, поступивших на счет клиента банка от контрагента с высоким уровнем риска (по оценке Банка России);

- отказ в списании денежных средств со счета клиента банка на счет контрагента с высоким уровнем риска (по оценке Банка России)?

Отказ предполагается осуществлять на основании договора банковского счета, а не на основании п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, соответственно, отчетности в Росфинмониторинг по таким отказам не будет.

5. Для каких ситуаций на практике добавлен п. 11.1 в ст. 7 Закона N 115-ФЗ про отказ до момента наступления безотзывности перевода денежных средств?

6. Вправе ли кредитная организация, использующая информацию Банка России, предусмотренную абз. 2 п. 1 ст. 7.6 Закона N 115-ФЗ, применить в отношении клиента - юридического лица (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуального предпринимателя), зарегистрированного в соответствии с законодательством РФ, который отнесен кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, право, предусмотренное абз. 3 п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, и расторгнуть договор банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в совершении операции на основании распоряжения клиента в случае, предусмотренном п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, если на момент отнесения указанного клиента кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций остаток денежных средств на счете, открытом в соответствии с договором банковского счета (вклада) в кредитной организации, составляет 0 (ноль) рублей?

7. На основании п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ у банка возникает право с 22.03.2022 отказать в зачислении денежных средств на счет клиента (операция, совершаемая не на основании распоряжения клиента).

Действующие форматы представления сведений об отказах в совершении операции предусматривают, что лицо, совершающее операцию, - это всегда клиент.

Планируется ли вносить соответствующие изменения в форматы ФЭС? Если нет, то каким образом следует сформировать сообщение на отказ в зачислении д/с на счет клиента от контрагента, который является лицом, совершающим операцию, но не является клиентом банка?

Формат N 4077-У

15 Код статуса участника операции (сделки) Показатель принимает значение:
<1> - для клиента (лицо, совершающее операцию);
<2> - для контрагента по операции (сделке)

Проект новых форматов с 01.04.2022

Сведения об участнике операции (сделки)
Блок (строки 21 - 30 настоящей таблицы) повторяются для всех участников операции (сделки)
В случае если показатель "Код статуса участника операции (сделки)" (Статус Участника) принимает значение <2>, указываются сведения о контрагенте по операции (сделке), которыми располагает кредитная организация (филиал кредитной организации)
Е Показатель принимает значение:
<1> - для клиента (лицо, совершающее операцию);
<2> - для контрагента по операции (сделке)

8. Как применяется в практической работе п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ исходя из двух вариантов прочтения:

8.1. Отказаться от заключения договора / расторгнуть договор в случае подозрений в ОД/ФТ с физическим лицом нельзя (вне зависимости от группы, к которой он отнесен), а с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) (ЮЛ/ИП) возможно, если этот ЮЛ/ИП не отнесен к низкой группе риска.

8.2. Отказаться от заключения договора / расторгнуть договор нельзя только с клиентом, которого кредитная организация отнесла к низкой группе риска. Соответственно, с физическим лицом, отнесенным к средней или к высокой группе риска, кредитная организация может отказаться от заключения договора или расторгнуть имеющийся договор?

9. Планируется ли упразднение списков, направляемых в кредитные организации (высокий риск легализации (далее - ВРЛ) и ВРЛ продавцы наличных / покупка наличных) на ежеквартальной основе, при условии использования информации, получаемой от Платформы ЗСК?

10. Планируется ли упразднение функционала по онлайн-контролю или его отдельных алгоритмов (например, "веер на физических лиц", "веер на индивидуальных предпринимателей" и т.п.) при условии получения и использования информации об аналогичных типологиях (например, схемы типологий 3.01, 3.02 и иные) через Платформу ЗСК?

11. В случае если операция клиента, являющегося государственным органом или органом местного самоуправления, будет признана подозрительной, кредитная организация обязана направить сообщение по коду 6001. Учитывая отсутствие возможности отказать такому клиенту в совершении операции, будут ли учитываться со стороны Банком России такие операции при определении степени вовлеченности кредитной организации в ОД/ФТ?

12. Правильно ли понимать, что по всем клиентам, которых кредитная организация отнесла к низкой группе риска, обновление проводится раз в три года, даже если Банк России отнес этого клиента к более высокой группе, чем кредитная организация?

13. Правильно ли понимать, что банк продолжает оценивать уровень риска в соответствии с Положением Банка России N 375-П <3>, а также добавляется обязанность оцененных по уровню риска клиентов распределить по группам, то есть по каждому клиенту будет два вида рисков: по уровню и по группе?

<3> Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

14. Каковы сроки обновления уровня риска? В соответствии с Законом N 423-ФЗ обновление степени (уровня) риска проведения подозрительных операций осуществляется при приеме на обслуживание и обслуживании клиента и не связано со сроками обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов.

В текущей редакции Положения Банка России N 499-П <4> обновление степени (уровня) риска проведения подозрительных операций привязано к срокам обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов, то есть не реже одного раза в год или при возникновении сомнений в достоверности сведений.

<4> Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Какие именно события, сроки при обслуживании клиента являются основанием для обновления степени (уровня) риска проведения подозрительных операций с 22.03.2022, когда вступит в силу редакция Закона N 423-ФЗ?

15. Должно ли обязательное разделение клиентов на три группы совершения подозрительных операций (с марта 2022 г.), которое является новым подходом, по-прежнему учитывать требование Положения Банка России N 375-П о разделении риска на три категории (по типу клиента, бенефициарного владельца / страновой / по типу операций)?

15.1. Если банк на текущий момент применяет два уровня риска, то по состоянию на 22 марта 2022 г. необходимо всех действующих клиентов переоценить с двух на три уровня риска? Если требуется переоценить всех клиентов, то как при этом быть с обновлением? В соответствии с Положением Банка России N 499-П обновление включает в себя пересмотр риска, в данном же случае делается "переоценка риска клиента", а не обновление. Будет ли это являться нарушением Положения Банка России N 499-П?

15.2. Распространяется ли разделение на три уровня риска, в том числе на физических лиц? Возможна ли отсрочка перевода данной категории клиентов на трехуровневую оценку риска, так как обязанность по направлению в Банк России информации в рамках Платформы ЗСК распространяется только на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей)?

16. Установлено, что кредитные организации используют полученную от Банка России информацию о присвоенной оценке юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в качестве дополнительного фактора, влияющего на собственную оценку банка. Означает ли это, что факт присвоения Банком России высокого риска организации не может являться единственным фактором, на основании которого банк присвоил клиенту высокий уровень риска, и может использоваться лишь в дополнение к какому-либо еще?

17. Какой применять подход к оценке уровня риска клиентов, у которых отсутствуют расчетные счета (например, операции по погашению кредита, когда нет совершения операций в целях ОД/ФТ)?

18. До вступления в силу Закона N 423-ФЗ подозрительной операцией считается операция, соответствующая признакам необычных операций, в отношении которой кредитной организацией принято решение об отнесении ее к подозрительной.

Сохраняется ли данный подход после вступления в силу Закона N 423-ФЗ, и если нет, то какие операции будут считаться подозрительными при новом подходе?

19. Будет ли Банк России относить клиента - юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) к высокому уровню риска в случаях совершения таким лицом сомнительных операций с использованием исполнительных документов, в том числе если такое лицо относится к реальному бизнесу?

20. В соответствии с п. 5.14 ст. 7 Закона N 115-ФЗ "Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, до предоставления новых услуг и (или) программно-технических средств, обеспечивающих возможность совершения клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом, обязаны оценивать возможность использования таких услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и по результатам этой оценки принимать меры, направленные на снижение (минимизацию) данной возможности".

20.1. Какая оценка и меры по снижению риска имеются в виду? Риск продукта и использования технологий дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО) по Положению Банка России N 375-П или что-либо иное?

20.2. Как применять норму: к клиентам, принимаемым на обслуживание, и (или) находящимся на обслуживании?

21. С 01.07.2022 банк будет обязан применять меры согласно п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ к клиенту с высокой степенью риска, в том числе прекращать обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.

21.1. Должен ли банк прекратить использование клиентом системы ДБО, так как на практике есть клиенты, у которых нет офисов обслуживания по месту нахождения либо офисы находятся очень далеко?

21.2. Допускается ли обеспечение возможности использования клиентом системы ДБО в целях информационного обмена с кредитной организацией, не связанного с передачей распоряжений о переводе денежных средств? Или данная норма применима только к электронным средствам платежа, являющимся платежными картами?

21.3. Допускается ли обеспечение возможности использования клиентом системы ДБО в целях информационного обмена с кредитной организацией, связанного с передачей распоряжений о переводе денежных средств по основаниям, перечисленным в п. 6 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ?

22. Вправе ли банк информировать клиента об отнесении его контрагента к высокому уровню риска по оценке Банка России, к иным уровням риска по оценке Банка России?

23. Вправе ли банк при отказе в совершении операции по списанию денежных средств на контрагента с высоким уровнем риска по оценке Банка России указывать это в причинах отказа для клиента (то есть указать, что отказано по причине отнесения контрагента к высокому риску по оценке Банка России)?

24. В случае если банк принял решение об отказе в проведении операции между отправителем-клиентом и получателем-клиентом (независимо от банка-получателя), имеющими низкий уровень риска, должен ли банк менять уровень риска получателя-клиента или данное правило распространяется только на отправителя-клиента?

25. В соответствии с п. 2 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ банк не вправе отказать в совершении операции клиенту с низким уровнем риска по перечислению денежных средств на счет клиента/контрагента с низким уровнем риска на территории РФ. Это означает, что данные операции могут совершаться клиентами без ограничений и дополнительного контроля со стороны банка. При этом в абз. 4 п. 2 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ указано, что такое право у банка возникает на основании п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ при наличии подозрений в ОД/ФТ. Это означает, что при определенных условиях дополнительный контроль таких операций все-таки требуется.

Каким образом на практике банк должен использовать данные нормы Закона? При каких условиях требуется дополнительный контроль?

26. Правильно ли понимать, что п. 2 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ распространяется на кредитные организации как использующие, так и не использующие информацию Банка России?

27. Правильно ли понимать, что в случае, если клиенту присвоен высокий уровень риска и у этого клиента на внутреннем счете банка есть средства для расчетов с использованием аккредитива, то банк эти средства вправе перечислить получателю в соответствии с условием аккредитива, так как они были списаны с расчетного счета до того, как клиенту был присвоен высокий уровень риска?

То есть запрет, установленный п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ, не распространяется на денежные средства, размещенные для оплаты по аккредитиву?

28. Банк оказывает клиенту услугу по инкассации денежных средств. Правильно ли понимать, что запрет, установленный п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ, не распространяется на исполнение банком своих обязательств по инкассации денежных средств клиента, отнесенного к высокому уровню риска, и их перечислению на расчетный счет клиента?

29. Согласно п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ установлен запрет на выдачу/перечисление остатка денежных средств при расторжении договора клиенту с высоким уровнем риска.

Каким образом банк должен распорядиться остатком денежных средств в случае представления клиентом исполнительных документов?

30. Вправе ли банк отказать в операции по списанию денежных средств со счета клиента, отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокого риска, связанной с перечислением зарплаты на основании исполнительного документа (судебный приказ/УКТС <5>), в случае возникновения подозрений, что операция совершается клиентом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в том числе если объем выплат по такому исполнительному документу превышает объемы выплаты заработной платы за предыдущий месяц?

<5> Удостоверение комиссии по трудовым спорам.

31. Как будет урегулирован вопрос с коллизией между Законом N 229-ФЗ <6> и Законом N 115-ФЗ?

<6> Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

32. Приравнивается ли списание задолженности по налогам в рамках приостановления операций по счету налогоплательщика Федеральной налоговой службы по счету клиента банка, отнесенного к группе высокого риска, к операции-исключению согласно п. 6 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ?

33. Требуется направить в кредитные организации Методические рекомендации, позволяющие выявлять в операциях-исключениях, предусмотренных абз. 7, 8 и 9 п. 6 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ, операции, не имеющие очевидного экономического смысла, возможными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

34. Распространяются ли ограничительные меры, предусмотренные п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ, на имущество, хранящееся в депозитном сейфе (банковской ячейке), на брокерские, номинальные счета, счета банковских платежных агентов, обезличенные металлические счета, а также на специальные счета, регулирование которых осуществляется в рамках иных Федеральных законов РФ (например, счета, открытые в рамках Федеральных законов от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и пр.)?

35. В соответствии с п. 6 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ определены операции, которые разрешено клиенту совершать по банковскому счету.

Вправе ли банк списывать комиссию банка по операциям, совершенным клиентом в соответствии с п. 6 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ?

36. В соответствии с п. 1 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации включают в правила внутреннего контроля положения об использовании или неиспользовании в отношении клиентов информации Банка России, предусмотренной абз. 2 п. 1 ст. 7.6 Закона N 115-ФЗ.

Вправе ли кредитная организация впоследствии изменить свое первоначальное решение?

37. В соответствии с п. 9 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ банк в случае несогласия с фактом отнесения Банком России его клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе более высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций по сравнению с той, к которой он отнесен банком в соответствии с правилами внутреннего контроля, и если при этом банк не изменил указанную степень (уровень) риска совершения подозрительных операций на степень (уровень) риска совершения подозрительных операций, к которой такой клиент отнесен Банком России, вправе проинформировать об этом Банк России с приложением результатов собственной оценки степени (уровня) риска совершения таким клиентом подозрительных операций.

37.1. В какие сроки Банком России будет рассматриваться информирование банка о собственной оценке, которая не совпадает с оценкой Банка России, так как в Законе N 423-ФЗ этот момент не прописан?

37.2. Будет ли Банк России уведомлять банк о том, что Банк России рассматривает позицию банка либо отклонил ее?

Данный вопрос имеет значение также потому, что информация об отнесении клиентов к группе низкой степени (уровня) риска не включена в рассылку.

37.3. Отсутствует ли у банка обязанность информировать Банк России при несогласии с фактом отнесения его клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе более высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций и неизменении степени (уровня) риска по клиенту? Если ответ отрицательный, то какие меры должен предпринять банк при изменении степени (уровня) риска на высокую и в какие сроки?

37.4. Правильно ли понимать, что, исходя из п. 9 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ, право не изменять установленный ранее уровень риска на более высокий после получения информации Банка России и на неинформирование Банка России об этом предоставляется кредитным организациям как использующим, так и не использующим информацию Банка России?

38. Каковы пояснения о форматах и способах информирования Банка России и клиента с высоким уровнем риска совершения подозрительных операций о применении мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ?

38.1. На данный момент отсутствует описание требований к атрибутивному составу информации, техническому решению для передачи и форме уведомлений (официальное письмо, в составе электронного сообщения (для Банка России), по ДБО/лично/почте (для клиента) или иное). Также отсутствуют сведения о нормативном документе, который будет регламентировать данные форматы.

38.2. Правильно ли полагать, что информирование должно осуществляться однократно после отнесения клиента кредитной организацией и Банком России к группе высокого риска?

38.3. Возникает ли у кредитной организации обязанность по информированию клиента в отношении каждого факта применения меры (о факте непроведения операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита); о факте прекращения обеспечения возможности использования клиентом электронного средства платежа; о факте невыдачи наличных денежных средств при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) и т.д.) или только в отношении первичного факта применения мер(ы), предусмотренных(ой) п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ?

39. В случае если клиент отнесен кредитной организацией и Банком России к группе высокого риска совершения подозрительных операций, в какой срок кредитная организация, которая согласно правилам внутреннего контроля не использует информацию Банка России, должна применить к такому клиенту меры, предусмотренные п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ?

39.1. Будет ли достаточно определить указанный срок кредитной организацией самостоятельно в правилах внутреннего контроля?

39.2. Или данные меры должны быть применены незамедлительно после получения информации Банка России?

40. Каков минимальный состав информации, включаемый в мотивированное суждение при несогласии кредитной организации с полученной оценкой Банка России?

41. В соответствии с п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ банк, использующий оценку Банка России, при одновременном совпадении собственной оценки банка и Банка России обязан принять соответствующие меры.

41.1. Будут ли определены конкретные сроки, в течение которых банк обязан принять меры, установленные в п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ, так как в Законе N 423-ФЗ не установлен срок, в течение которого банк обязан принять эти меры?

41.2. Что считать датой применения меры к клиенту: факт распоряжения клиента о проведении операции, факт присвоения этому клиенту высокого уровня риска или факт прекращения обеспечения возможности использования таким клиентом электронного средства платежа?

42. Вправе ли кредитная организация установить в правилах внутреннего контроля в качестве единственного фактора для отказа в принятии на обслуживание информацию от Банка России об отнесении клиента к группе высокой степени (уровня) риска?

Данный момент позволит кредитной организации не принимать клиентов, отнесенных Банком России к высокому уровню риска, на обслуживание даже в случае отсутствия у кредитной организации иных оснований для самостоятельного установления высокого уровня риска.

43. Вправе ли банк установить в правилах внутреннего контроля в качестве единственного фактора для отказа в совершении операции по списанию денежных средств наличие у контрагента высокого уровня риска по оценке Банка России и указывать это в причинах отказа для клиента?

44. Установлено, что банки включают в правила внутреннего контроля положения об использовании/неиспользовании информации, полученной от Банка России.

Допустимо ли установить в правилах внутреннего контроля, что банк может как использовать, так и не использовать полученную информацию (например, использовать для оценки собственного риска и не использовать для контроля операций, в которых вправе / не вправе отказать в соответствии с п. п. 2 и 4 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ / не использовать для исполнения мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ / не исполнять требование об информировании клиентов об отнесении их Банком России к высокому уровню), либо прописать в правилах внутреннего контроля решение "использовать только при наличии технической возможности в банке"?

45. Может ли банк исполнять меры, предусмотренные п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ, в зависимости от своих технических возможностей, например, прописать в правилах внутреннего контроля более жесткие по сравнению с законом меры и не проводить вообще никакие операции по счетам клиентов с "высоким" уровнем риска?

Предложения к рассмотрению

1. Предложение: в целях приведения нормативных актов в соответствие с новыми нормами законодательства указать признаки отнесения клиентов к той или иной типологии и пересмотреть и дополнить критерии риска в Положении Банка России N 375-П.

Обоснование. В рамках пилотирования сервиса Платформа ЗСК выделен перечень типологий признаков участия в подозрительных операциях, который не имеет в явном виде описанных признаков отнесения клиентов к той или иной типологии и не описан в Положении Банка России N 375-П. Вместе с тем в Положении N 375-П имеются критерии риска, которые не отражены в типологиях признаков участия в подозрительных операциях.

2. Предложение: реализовать тестовый контур API-ЗСК и поддерживать его соответствие промышленному.

Обоснование. С учетом планов регулятора на развитие Платформы ЗСК такой инструмент необходим для качественной реализации своих API и отсутствия необходимости использовать тестовые данные на боевом контуре.

3. Предложение: в случае снижения риска по клиенту до 0 (зеленый) единоразово направлять в кредитные организации информацию об этом, предполагаемый формат взаимодействия остается таким же, добавляется дополнительный тип риска = 0.

Обоснование. Предложение позволит избежать ошибок и двойных толкований. Например, на данный момент пустой реестр, полученный от Банка России, приведет к тому, что все "красные" клиенты будут рекомендованы к переводу в зеленый, при этом ситуация, когда банк получает пустой реестр, может возникнуть из-за технического сбоя.

4. Предложение: изменить временные интервалы предоставления доступа к новым спискам, а также время, когда их нужно обязательно применить.

Предполагаемые варианты:

a) доступ к обновленным спискам предоставляется по действующему сценарию с 20 до 23:59 текущего дня, но необходимость применять их наступает не позднее 20:00 следующего дня за датой предоставления (пример: 10.02 в 20:00 Банк России размещает список рисковых ЮЛ и ИП, КО обязана применить эти списки в методологии к 20:00 11.02);

b) доступ к обновленным спискам предоставляется по действующему сценарию с 09:00 до 23:59 текущего дня, необходимость применять их наступает не позднее 23:59 текущего (пример: 10.02 в 09:00 Банк России размещает список рисковых ЮЛ и ИП, КО обязана применить эти списки к 23:59 10.02).

Обоснование. Предлагаемые изменения позволят увеличить надежность процесса в IT-системах кредитных организаций, так как будет больше времени на технические процессы передачи данных. Также надежность процесса возрастает ввиду того, что обмен информацией реализуется в рабочее время большинства сотрудников, что повышает возможность исправления процесса в случае сбоев.

5. Предложение: установить переходный период, ввести мораторий на применение штрафных санкций к кредитным организациям и их должностным лицам за нарушение исполнения требований Закона N 423-ФЗ.

Обоснование. Исполнение новых требований требует значительных затрат как финансовых, так и дополнительного рабочего времени. Для крупных розничных банков требуются серьезные доработки программного обеспечения, которые невозможно осуществить в короткие сроки.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 сентября 2022 г. N 12-4-2/8692

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) направляет ответы на вопросы о применении Федерального закона N 115-ФЗ <1> в редакции Федерального закона N 423-ФЗ <2> в части функционирования Платформы "Знай своего клиента", которые также были доведены до кредитных организаций в ходе обучающих мероприятий, проведенных Департаментом в период с 9 по 21 июня 2022 года.

<1> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

<2> Федеральный закон от 21.12.2021 N 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

По вопросу 1.1

Пунктом 3 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета. Со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета до дня, когда договор считается расторгнутым, банк не вправе осуществлять операции по банковскому счету клиента, за исключением операций по взиманию платы за услуги банка, начислению процентов, если такие условия содержатся в договоре банковского счета, по перечислению обязательных платежей в бюджет и операций, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 859 ГК РФ.

Согласно пункту 7 рассматриваемой статьи ГК РФ расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента. До указанного момента клиент считается находящимся на обслуживании в банке.

Учитывая вышеизложенное, если до истечения 60-дневного периода с момента направления кредитной организацией клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета в отношении данного клиента принимается решение об отнесении его кредитной организацией, использующей информацию Банка России <3>, и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, банковский счет такого клиента не подлежит закрытию и денежные средства остаются на данном счете до момента получения кредитной организацией решения межведомственной комиссии либо суда об отсутствии оснований для применения к клиенту мер, либо государственной регистрации при ликвидации соответствующего юридического лица или государственной регистрации при прекращении соответствующим физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо исключения такого лица из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) (с учетом изъятий, содержащихся в пункте 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ).

<3> Здесь и далее по тексту - информация Банка России, предусмотренная абзацем 2 пункта 1 статьи 7.6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

По вопросу 1.2

В отношении рассматриваемого вопроса не ясно, каким образом денежные средства были перечислены кредитной организацией на специальный счет в Банке России, учитывая тот факт, что, если кредитной организацией, использующей информацию Банка России, и Банком России клиент отнесен к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, к нему должны применяться меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ <4>.

<4> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

При расторжении с клиентом, отнесенным использующей информацию Банка России кредитной организацией и Банком России к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, остаток денежных средств должен оставаться на счете указанного клиента.

По вопросу 1.3

В указанном в вопросе случае кредитная организация не вправе осуществить возврат остатка денежных средств, переведенных на специальный счет в Банке России, клиенту - юридическому лицу, отнесенному кредитной организацией, использующей информацию Банка России, и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

По вопросу 2.1

В случае когда до даты истечения срока, предусмотренного договором банковского вклада (депозита), вкладчик отнесен кредитной организацией, использующей информацию Банка России, и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, исходя из норм пунктов 5 и 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ банковский вклад (депозит) не может быть закрыт и денежные средства не могут быть возвращены такому вкладчику и должны оставаться на банковском вкладе (депозите) до момента получения кредитной организацией решения межведомственной комиссии или суда об отсутствии оснований для применения к клиенту мер, либо государственной регистрации при ликвидации соответствующего юридического лица или государственной регистрации при прекращении соответствующим физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо исключения такого лица из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

По вопросу 2.2

Перечень операций, которые допускается проводить по банковскому счету (вкладу, депозиту) клиента, отнесенному кредитной организацией, использующей информацию Банка России, и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, приведен в пункте 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ и является закрытым.

По вопросу 3

С учетом позиции Департамента регулирования бухгалтерского учета Банка России сообщаем следующее.

При невозможности зачисления денежных средств на банковские счета клиентов - получателей средств в день их поступления кредитные организации вправе использовать балансовый счет N 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентский счет, до выяснения" в случаях, определенных пунктом 4.70 части II приложения к Положению N 579-П <5>.

<5> Положение Банка России от 27.02.2017 N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения".

Применение балансового счета N 47416 для отражения в бухгалтерском учете кредитной организации денежных средств клиентов, поступивших на корреспондентские счета кредитной организации, до момента принятия решения об отказе в совершении операции по зачислению денежных средств на счета клиентов Положением N 579-П не предусмотрено.

По мнению Департамента регулирования бухгалтерского учета Банка России, такие денежные средства кредитная организация вправе отражать на балансовом счете N 47422 "Обязательства по прочим операциям", поскольку согласно пункту 4.73 части II приложения к Положению N 579-П учет операций, не предусмотренных счетами N 47401 - N 47420, осуществляется на балансовом счете N 47422.

По вопросу 4

Пункт 3 статьи 848 ГК РФ не ограничивает условия, которые могут стать причиной отказа в зачислении на банковский счет клиента денежных средств или в их списании со счета клиента.

По вопросам 5 и 27

Включение нормы пункта 11.1 в статью 7 Федерального закона N 115-ФЗ обусловлено правовыми и технологическими особенностями переводов денежных средств, в том числе с использованием СБП <6>, и направлено на защиту прав кредитных организаций.

<6> Сервис быстрых платежей.

Выполнение процедур блокирования распоряжения денежными средствами, находящимися на банковском счете плательщика, осуществляется обслуживающим плательщика банком в течение времени, необходимого для их осуществления. Это означает, что даже в условиях применения глубокой автоматизации соответствующих операционных процессов "фактор времени" не будет исключен, а блокирование денежных средств, включая блокирование перевода, или отключение от СБП не может произойти мгновенно. В связи с изложенным, если в период времени, в котором осуществляются процедуры по "блокированию"/"отключению", и до завершения этих процедур по какому-либо переводу наступит безотзывность перевода, то такой перевод в силу объективных обстоятельств не может быть блокирован банком плательщика. По мнению Департамента, рассматриваемая норма о безотзывности перевода будет применима в исключительно редких случаях, когда с короткой разницей во времени кредитная организация приняла распоряжение клиента о переводе денежных средств и сразу после у нее возникли основания для применения ограничительных мер в отношении клиента.

По вопросу 6

Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация, использующая информацию Банка России, не выдает при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет клиента, отнесенного кредитной организацией и Банком России к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 7, 8 и 10 пункта 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Таким образом, кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счета с клиентом, в том числе в случае, если она применила к нему меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ.

При этом кредитной организацией должен соблюдаться вышеуказанный запрет на выдачу остатка денежных средств на счете либо на перечисление его на другой счет клиента или на счет третьего лица.

По вопросу 7

В форматы внесены соответствующие изменения (версия форматов 2.0, применяемая с 01.04.2022).

По вопросам 8.1 и 8.2

С 22 марта 2022 года кредитные организации не вправе по основаниям, предусмотренным пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, отказываться от заключения договора банковского счета (вклада) / расторгать договор банковского счета (вклада) с клиентом - юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), который отнесен кредитной организацией к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, а также с клиентом - физическим лицом независимо от присвоенной такому физическому лицу степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

По вопросу 9

Банк России продолжит направлять в кредитные организации информацию с оценками объемов сомнительных операций клиентов в разрезе их типологий. Полагаем, что получение таких оценок регулятора необходимо кредитным организациям для формирования собственных оценок эффективности их "противолегализационных" процедур.

По вопросу 10

Основной целью использования онлайн-контроля является не столько выявление подозрительных операций, а прежде всего, - предотвращение их проведения. Департамент исходит из целесообразности сохранения кредитными организациями собственных процедур по онлайн-контролю.

По вопросу 11

Кредитная организация вправе отказать клиенту, являющемуся государственным органом или органом местного самоуправления, в совершении операции при условии, что в результате реализации правил внутреннего контроля у работников кредитной организации возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

По вопросу 12

Установленная подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ периодичность обновления кредитной организацией информации о клиентах - юридических лицах (индивидуальных предпринимателях) зависит от группы риска совершения подозрительных операций, к которой юридические лица (индивидуальные предприниматели) отнесены самой кредитной организацией.

По вопросу 13

Как следует из нормы подпункта 3.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, кредитная организация обязана относить каждого клиента к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от степеней (уровней) риска совершения им подозрительных операций (низкая, средняя или высокая).

В целях применения подпункта 3.1 кредитная организация руководствуется критериями риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ (подозрительных операций) при реализации программы управления риском ОД/ФТ правил внутреннего контроля, разрабатываемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

По вопросу 14

Кредитная организация обязана обновлять сведения, полученные в результате идентификации (упрощенной идентификации), а также обновлять оценку степени (уровня) риска клиента в сроки, установленные Федеральным законом N 115-ФЗ для обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев (пункт 1.6 Положения N 499-П <7>).

<7> Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Сроки и периодичность обновления степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций определяются кредитной организацией исходя из порядка присвоения, порядка и сроков пересмотра степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг кредитной организации в целях ОД/ФТ, предусмотренных Программой управления риском ОД/ФТ правил внутреннего контроля, а также с учетом требований подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ с даты проведения идентификации каждого клиента или последнего обновления сведений о них.

По вопросу 15

Подходы к оценке риска клиента по одной или по совокупности категорий рисков, приведенных в пункте 4.3 Положения N 375-П <8>, в связи с вступлением в силу Федерального закона N 423-ФЗ не изменяются.

<8> Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

По результатам такой оценки кредитная организация присваивает клиенту степень (уровень) риска и относит к соответствующей группе риска совершения подозрительных операций.

По вопросам 15.1 и 15.2

Ранее действовавшие подходы к обновлению сведений о клиентах в связи с вступлением в силу отдельных норм Федерального закона N 423-ФЗ не изменяются.

Сроки и периодичность обновления сведений определяются кредитной организацией с учетом требований подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ с даты проведения идентификации каждого клиента или последнего обновления сведений о клиенте.

По состоянию на 22.03.2022 все клиенты (в том числе клиенты - физические лица) относятся кредитной организацией к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций, указанных в подпункте 3.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

По вопросу 16

С учетом норм пункта 2 статьи 7.6 Федерального закона N 115-ФЗ и главы 4 Положения N 375-П информация Банка России используется кредитной организацией в качестве дополнительного фактора, влияющего на оценку степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций, наряду с иными факторами и критериями, влияющими на такую оценку, и, соответственно, не может использоваться кредитной организацией в качестве единственного фактора при оценке риска совершения клиентом подозрительных операций.

По вопросу 17

Нормой подпункта 3.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ прямо предусмотрена обязанность кредитной организации относить каждого клиента к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций. Изъятий в отношении клиента, принимаемого на обслуживание / находящегося на обслуживании, которое не предполагает открытие ему банковских счетов, рассматриваемая норма не содержит.

По вопросу 18

Подходы в отношении признания кредитной организацией операции подозрительной в связи с вступлением в силу Федерального закона N 423-ФЗ не изменяются.

По вопросу 19

Совершение юридическим лицом сомнительных операций с использованием исполнительных документов учитывается при его отнесении к группам риска совершения подозрительных операций. При наличии у такого клиента признаков ведения реальной хозяйственной деятельности решение об отнесении юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе высокой или средней степени (уровня) риска совершения подозрительных операций будет приниматься Банком России по совокупности критериев.

По вопросам 20.1 и 20.2

Оценка риска ОД/ФТ, связанного с используемыми и планируемыми к использованию кредитной организацией технологиями предоставления услуг, не является новеллой, реализуется кредитными организациями и сейчас в рамках программы управления риском ОД/ФТ правил внутреннего контроля.

Кредитная организация обязана оценивать возможность использования новых услуг и (или) программно-технических средств, обеспечивающих возможность совершения клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом в целях ОД/ФТ, как принимаемыми на обслуживание клиентами, так и находящимися на обслуживании.

По вопросам 21.1 - 21.3

Норма абзаца 4 пункта 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ распространяется на любые электронные средства платежа, позволяющие клиенту составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств, включая возможное использование ДБО <9> в указанных целях, в том числе в целях осуществления операций, предусмотренных пунктом 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ.

<9> Дистанционное банковское обслуживание.

При этом ДБО может оставаться каналом информационного взаимодействия между кредитной организацией и клиентом без возможности использования данной системы в качестве электронного средства платежа.

По вопросу 22

Вопрос информирования кредитной организацией клиента о присвоенной Банком России степени (уровне) риска совершения его контрагентом подозрительных операций Федеральным законом N 115-ФЗ не урегулирован.

В настоящее время прорабатывается вопрос создания на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информационного ресурса, с помощью которого юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут узнать присвоенную им Банком России степень (уровень) риска совершения подозрительных операций.

По вопросам 23 и 43

Пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что кредитная организация вправе отказать в совершении операции, в том числе в совершении операции на основании распоряжения клиента, при условии, что в результате реализации правил внутреннего контроля у ее работников возникают подозрения, что операция совершается в целях ОД/ФТ.

По мнению Департамента, указанные подозрения могут возникнуть и в случае, когда контрагент клиента отнесен Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

Позиция об использовании кредитной организацией информации Банка России об отнесении ее клиента к определенной группе риска совершения подозрительных операций содержится в ответе на вопрос 16.

По вопросу 24

Исходя из нормы абзаца 4 пункта 2 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация меняет степень (уровень) риска совершения клиентом подозрительных операций с низкой на более высокую, если в связи с возникновением подозрений такому клиенту было отказано в осуществлении перевода денежных средств.

По вопросу 25

В случае если у кредитной организации не возникают подозрения, что операции, проводимые клиентом с низким уровнем риска, связаны с ОД/ФТ, такие операции дополнительного контроля получателя денежных средств не требуют.

При этом в случае если кредитная организация принимает решение отказать в совершении операции клиенту, отнесенному к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, и по результатам контроля получателя денежных средств выявлен факт его отнесения к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, такая кредитная организация обязана изменить такому клиенту степень (уровень) риска совершения подозрительных операций в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в совершении операции.

По вопросу 26

Нормы пункта 2 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ распространяются на все кредитные организации.

По вопросу 28

Перечень операций, которые не допускается проводить по банковскому счету (вкладу, депозиту) клиента, отнесенному кредитной организацией, использующей информацию Банка России, и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, приведенный в пункте 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, является закрытым.

Операции, направленные на зачисление денежных средств на счет такого клиента, не запрещены.

По вопросам 29 и 30

Списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом клиента, отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, по исполнительным документам, поступившим до исключения такого клиента из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, возможны только после исключения указанного клиента из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (абзац 9 пункта 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ). При этом, как следует из абзаца 10 пункта 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, выдача (перечисление) вышеуказанных денежных средств осуществляется до списания денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшения остатка электронных денежных средств, выдачи наличных денежных средств, совершения операций с иным имуществом такого клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) после исключения его из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в пользу участников (учредителей) соответствующего юридического лица или физического лица.

По вопросу 31

Коллизия между Федеральными законами N 229-ФЗ <10> и N 115-ФЗ отсутствует.

<10> Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

По вопросу 32

Как следует из пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 статьи 76 и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ.

С учетом пунктов 5 и 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, которые не содержат указания на совершение операции исключительно на основании распоряжения клиента, полагаем, что кредитная организация вправе осуществить списание со счета клиента, к которому применены меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, суммы налога на основании решения налогового органа о взыскании.

По вопросу 34

Действие пункта 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ распространяется на все банковские счета (вклады, депозиты), открытые клиентом, отнесенным кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, на транзитные валютные счета, а также на иное имущество такого клиента, в том числе хранящееся в индивидуальном банковском сейфе.

По вопросу 35

Списание кредитной организацией банковской комиссии со счета клиента, отнесенного ей и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, не относится к числу операций, перечисленных в пункте 6 ст. 7.7 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, которые допускается проводить по банковскому счету (вкладу, депозиту) такого клиента.

По вопросу 36

Кредитная организация, использующая информацию Банка России, вправе принять решение о прекращении ее использования. В этом случае в правила внутреннего контроля должны быть внесены изменения в части неиспользования такой информации.

По вопросам 37.1 и 37.2

Сроки рассмотрения Банком России предусмотренной пунктом 9 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ информации кредитной организации не установлены, а также не установлена обязанность информировать кредитную организацию о результатах рассмотрения Банком России полученной от нее информации.

По вопросам 37.3 и 37.4

У кредитной организации отсутствует обязанность информировать Банк России при несогласии с фактом отнесения ее клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе более высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций и неизменении степени (уровня) риска клиента.

Как следует из пункта 2 статьи 7.6 Федерального закона N 115-ФЗ, кредитная организация (как использующая, так и не использующая информацию Банка России) вправе использовать информацию Банка России в качестве дополнительного фактора, влияющего на оценку степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций.

Учитывая, что оценка степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций относится к исключительной компетенции кредитной организации и должна являться результатом анализа имеющихся у нее документов, сведений и информации о клиенте и его деятельности, при получении информации Банка России у кредитной организации не возникает обязанность "автоматически" пересматривать присвоенную клиенту степень (уровень) риска, отличную от присвоенной такому клиенту Банком России.

По вопросам 38.1 - 38.3

Кредитная организация информирует Банк России о применении мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, в порядке и объеме, которые устанавливаются Банком России, клиента - в порядке, установленном кредитной организацией, с учетом нормы пункта 8 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Информирование о применении меры (мер), предусмотренное пунктом 8 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, осуществляется кредитной организаций однократно при первом применении меры (мер), предусмотренной (предусмотренных) абзацами 2 - 4 пункта 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ. При последующем применении указанной меры (указанных мер) информирование не требуется.

По вопросам 39 - 39.2

Действие нормы абзаца 1 пункта 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ распространяется только на кредитные организации, использующие информацию Банка России.

При этом кредитная организация, не использующая информацию Банка России, в отношении клиента, отнесенного ей к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, самостоятельно определяет перечень мер, применяемых к клиенту, к числу которых могут быть отнесены меры, указанные в абзацах 2 и 3 пункта 5.2 и в пункте 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (пункт 3 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ).

По вопросу 40

Состав информации, направляемой кредитной организацией в Банк России в соответствии с пунктом 9 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, определяется кредитной организацией самостоятельно. При этом данная информация должна содержать результаты собственной оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций.

По вопросам 41.1 и 41.2

Применение мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, реализуется незамедлительно с момента отнесения кредитной организацией юридического лица (индивидуального предпринимателя) к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций при отнесении Банком России такого клиента к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций.

Датой применения вышеуказанных мер считается дата совпадения высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, к которой клиент отнесен кредитной организацией и Банком России.

По вопросу 42

Как было отмечено выше, кредитная организация не вправе использовать информацию Банка России об отнесении юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций в качестве единственного фактора, являющегося основанием в том числе для отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с таким лицом.

Исходя из нормы абзаца 2 пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация вправе воспользоваться полномочиями по отказу от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом (за исключением клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), который отнесен кредитной организацией к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций) независимо от того, к какой группе риска совершения подозрительных операций такой клиент отнесен Банком России.

По вопросу 44

В случае если кредитная организация включила в правила внутреннего контроля положения об использовании информации Банка России, она не вправе ее не использовать либо обусловливать ее использование по своему усмотрению, в том числе наличием технической возможности.

По вопросу 45

Кредитная организация не вправе применять к клиенту, отнесенному ею и Банком России к группе высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, более жесткие ограничения по сравнению с теми, которые установлены пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ.

По предложениям

1. Департаментом ведется работа по приведению Положения N 375-П в соответствие с требованиями Федерального закона N 423-ФЗ.

2. Информационный обмен с кредитными организациями в рамках функционирования сервиса Платформа "ЗСК" осуществляется через личные кабинеты кредитных организаций на сайте Банка России. Получение и направление информации в личный кабинет возможны как в ручном режиме, так и с использованием сервиса REST-API. Данный подход успешно работает в текущем пилотном тестировании и в рамках дальнейшего развития информационного сервиса Платформа "ЗСК" планируется сохранить указанный формат взаимодействия.

3. Текущая концепция и форматы информационного обмена обсуждались на стадии разработки и до начала пилотного тестирования Платформы "ЗСК" с большинством кредитных организаций - участников пилота.

4. Увеличение временных интервалов представления доступа к реестрам риска и срокам их применения к клиентской базе может существенно снизить эффективность Платформы "ЗСК".

5. В настоящее время введение моратория на применение мер воздействия, предусмотренных статьей 74 Федерального закона N 86-ФЗ <11>, в отношении кредитных организаций, допустивших неисполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 423-ФЗ, не рассматривается.

<11> Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Директор Департамента
финансового мониторинга и
валютного контроля
И.В. ЯСИНСКИЙ