Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 993

"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц"
Редакция от 10.11.2022 — Действует с 01.07.2023
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. N 993

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕГЛАМЕНТАМИ В ОТНОШЕНИИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ШАССИ) И КОМПОНЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ШАССИ), НАХОДЯЩИХСЯ В ОБРАЩЕНИИ (ДО НАЧАЛА ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ), АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА, ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, СУДОВОГО ТОПЛИВА И МАЗУТА, ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИМЕНЕНИЮ ДО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ", В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТРЕХФАЗНОГО И ОДНОФАЗНОГО ТОКА ЧАСТОТОЙ 50 ГЦ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2021 N 2380, от 22.06.2022 N 1123, от 10.11.2022 N 2040)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. N 993

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕГЛАМЕНТАМИ В ОТНОШЕНИИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ШАССИ) И КОМПОНЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ШАССИ), НАХОДЯЩИХСЯ В ОБРАЩЕНИИ (ДО НАЧАЛА ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ), АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА, ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, СУДОВОГО ТОПЛИВА И МАЗУТА, ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИМЕНЕНИЮ ДО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ", В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТРЕХФАЗНОГО И ОДНОФАЗНОГО ТОКА ЧАСТОТОЙ 50 ГЦ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2021 N 2380, от 22.06.2022 N 1123, от 10.11.2022 N 2040)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц (далее соответственно - надзор, обязательные требования).

2. Надзор осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

3. Надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.

4. Должностными лицами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченными на осуществление надзора (далее - должностные лица (инспектора), являются:

а) руководитель (заместители руководителя) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

б) руководители (заместители руководителей) территориальных органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

в) иные должностные лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению надзора.

5. Должностными лицами (инспекторами), уполномоченными на принятие решений о проведении профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия, являются:

а) руководитель, заместители руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

б) руководители, заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

6. Решение о проведении профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия оформляется в форме приказа.

II. Предмет и объекты надзора

7. Предметом надзора является соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом (далее - контролируемые лица) обязательных требований:

а) в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - технический регламент Таможенного союза 013/2011) (за исключением требований, установленных пунктами 4.8 - 4.11 статьи 4 технического регламента Таможенного союза 013/2011 и приложениями N 5 и 6 к техническому регламенту Таможенного союза 013/2011);

б) в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - технический регламент Таможенного союза 018/2011) (за исключением требований, установленных пунктами 3 и 4 раздела V технического регламента Таможенного союза 018/2011 и приложениями N 8 и 9 к техническому регламенту Таможенного союза 018/2011);

в) в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, установленных единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.06.2022 N 1123)

8. Объектами надзора являются:

а) в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона:

деятельность по выпуску в обращение и (или) обращению автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива или мазута;

деятельность по выпуску в обращение и (или) обращению колесных транспортных средств (шасси) и (или) компонентов транспортных средств (шасси) (до начала их эксплуатации);

деятельность по выпуску в обращение и (или) обращению электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц;

б) в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона:

автомобильный бензин;

дизельное топливо;

судовое топливо;

мазут;

колесные транспортные средства (шасси);

компоненты транспортных средств (шасси);

электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

9. Учет объектов надзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом посредством:

а) информации, представляемой контролируемыми лицами в соответствии с нормативными правовыми актами;

б) информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия;

в) общедоступной информации.

10. Учет объектов надзора осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами на постоянной основе с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - информационная система). (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.11.2022 N 2040)

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает ведение сводного перечня объектов надзора с использованием информационной системы. Включение объектов надзора в сводный перечень объектов надзора осуществляется на основе решений об их отнесении к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.11.2022 N 2040)

11. Сводный перечень объектов надзора содержит следующую информацию:

а) вид деятельности, которой присвоена категория риска, в соответствии с критериями отнесения объектов надзора к определенной категории риска согласно приложению N 1;

б) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) индивидуальный номер налогоплательщика;

д) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;

е) реквизиты решения о присвоении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя категории риска, указание на категорию риска;

ж) сведения, на основании которых принято решение об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

III. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления надзора

12. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы осуществляют надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).

13. При осуществлении Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами надзора на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) объекты надзора подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска:

а) высокий риск;

б) значительный риск;

в) средний риск;

г) умеренный риск;

д) низкий риск.

14. Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется с использованием информационной системы руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии либо заместителями руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по представлению руководителя территориального органа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по месту нахождения контролируемых лиц в соответствии с критериями отнесения объектов надзора к определенной категории риска, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Положению. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.11.2022 N 2040)

IV. Профилактические мероприятия при осуществлении надзора

15. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики) ежегодно утверждается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по каждому виду контроля и состоит из следующих разделов:

а) анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики;

б) цели и задачи реализации программы профилактики;

в) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;

г) показатели результативности и эффективности программы профилактики.

16. При осуществлении надзора должностные лица (инспектора) проводят следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) самообследование;

д) профилактический визит.

17. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами посредством размещения соответствующих сведений на своих официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в информационной системе. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.11.2022 N 2040)

18. Территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ежегодно, не позднее 1 декабря, проводят обобщение правоприменительной практики.

19. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад).

20. Проект доклада размещается на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети "Интернет" для прохождения процедуры его публичного обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта доклада составляет 1 месяц со дня его размещения на указанном сайте.

21. Доклад утверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и размещается на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

22. При наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (далее - предостережение).

23. Решение об объявлении предостережения принимает руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, его территориального органа или иное уполномоченное приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или его территориального органа должностное лицо на основании предложений должностного лица (инспектора) при наличии указанных в пункте 22 настоящего Положения сведений.

24. Предостережение не может содержать требования о представлении контролируемым лицом сведений и документов.

25. Предостережение направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

26. По результатам рассмотрения предостережения в течение 30 календарных дней со дня его получения контролируемое лицо вправе подать в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии или его территориальный орган, направивший предостережение, возражение против указанного предостережения (далее - возражение).

27. В возражении указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

28. Возражение направляется контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора) в виде электронного документа, подписанного индивидуальным предпринимателем, лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора).

29. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии или его территориальный орган по итогам рассмотрения возражения направляет контролируемому лицу ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.

30. В целях определения уровня соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контролируемые лица могут самостоятельно оценить соблюдение ими обязательных требований. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 1 год с момента регистрации указанной декларации Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии или его территориальным органом.

В случае, определенном частью 8 статьи 51 Федерального закона, контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования по истечении 3 лет со дня ее аннулирования решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

31. Профилактический визит проводится должностным лицом (инспектором) в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

32. Решение о проведении профилактического визита принимается руководителем (заместителем руководителя) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, его территориального органа в соответствии с утвержденной программой профилактики.

33. Срок проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.

34. В ходе профилактического визита должностное лицо (инспектор) вправе осуществлять сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

35. По результатам профилактического визита должностное лицо (инспектор), проводившее профилактический визит, представляет лицу, принявшему решение о проведении профилактического визита, информацию о проведенном профилактическом визите.

36. Информация о проведенном профилактическом визите (в случае необходимости) может содержать предложения о дальнейших действиях, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований.

37. Контролируемое лицо по письменному запросу вправе получить информацию о проведенном профилактическом визите.

38. Обязательные профилактические визиты проводятся должностными лицами (инспекторами) в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, указанной в подпункте "а" пункта 8 настоящего Положения, а также ежегодно в отношении объектов надзора, отнесенных в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению к категориям высокого и значительного рисков.

39. О проведении профилактического визита, в том числе обязательного, контролируемое лицо должно быть уведомлено должностным лицом (инспектором) не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения путем направления копии решения о проведении профилактического визита посредством почтовой связи или электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контролируемым лицом.

V. Контрольные (надзорные) мероприятия, проведение которых возможно в рамках осуществления надзора, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия

40. При осуществлении надзора должностными лицами (инспекторами) проводятся виды контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе внеплановых, и совершаются контрольные (надзорные) мероприятия, проведение которых возможно в рамках осуществления надзора, согласно приложению N 2.

41. При осуществлении надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

а) мониторинговая закупка;

б) выборочный контроль;

в) инспекционный визит;

г) рейдовый осмотр;

д) документарная проверка;

е) выездная проверка.

42. При осуществлении надзора без взаимодействия с контролируемым лицом проводится выездное обследование.

43. Виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска при осуществлении надзора определяются согласно приложению N 3.

Плановые проверки, дата начала которых в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год наступает после 1 июля 2021 г., проводятся в соответствии с настоящим Положением.

44. Виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия определяются согласно приложению N 4.

45. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

46. Конкретное контрольное (надзорное) мероприятие и перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия, указываются в приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или его территориального органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

VI. Организация и проведение контрольных надзорных мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий

47. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или его территориального органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия должен содержать информацию, указанную в части 1 статьи 64 Федерального закона, в том числе указание способа фиксации доказательств (при использовании). Для фиксации должностным лицом (инспектором) и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случае проведения:

а) мониторинговой закупки;

б) выборочного контроля;

в) инспекционного визита;

г) рейдового осмотра;

д) выездной проверки.

48. В обязательном порядке для доказательства нарушений обязательных требований используются фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случае:

а) проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;

б) проведения выборочного контроля (в случае если при его проведении отсутствует возможность провести оценку соблюдения обязательных требований иными способами без отбора проб (образцов) или в случае отсутствия контролируемого лица или его представителя).

49. В случае если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, иные способы фиксации доказательств, то об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. Материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Для фиксации доказательств могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

Проведение аудио- и видеозаписи осуществляется в ходе контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

50. После объявления о проведении мониторинговой закупки должностное лицо на месте составляет протокол о проведении мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров) на инструментальное обследование, испытание или экспертизу (далее - протокол мониторинговой закупки).

51. Протокол мониторинговой закупки составляется в 2 экземплярах и подписывается всеми лицами, принимающими участие в мониторинговой закупке, и приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае отказа контролируемого лица от подписания протокола мониторинговой закупки должностным лицом (инспектором) делается отметка об этом в протоколе мониторинговой закупки.

52. Экспертиза осуществляется по результатам мониторинговой закупки в соответствии со статьей 84 Федерального закона.

53. Экспертиза проводится в следующем порядке:

а) отбор проб (образцов) продукции;

б) проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);

в) проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции;

г) оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в 3 экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.

54. Экспертное заключение приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

При невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии или его территориальный орган обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.

Место осуществления экспертизы определяется должностным лицом (инспектором), которое проводит контрольное (надзорное) мероприятие.

55. В случае привлечения к мониторинговой закупке, выборочному контролю специалиста для проведения инструментального обследования протокол инструментального обследования на месте составляется этим специалистом.

56. Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов - для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

57. В случае проведения мониторинговой закупки, выборочного контроля, инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в ходе инструментального обследования могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации.

58. Обязанность отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов лежит на должностном лице, осуществляющем надзор, если иное не установлено соглашением (договором) между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии или его территориальным органом и экспертом или экспертной организацией.

59. При осуществлении выборочного контроля, рейдового осмотра или выездной проверки, предусматривающих проведение контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы, должностные лица (инспектора) используют правила и методы исследования (испытаний) и измерений, установленные в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании", для:

технического регламента Таможенного союза 013/2011 в части автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута;

технического регламента Таможенного союза 018/2011 в части колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении;

единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в части электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.06.2022 N 1123)

60. При осуществлении выборочного контроля, рейдового осмотра или выездной проверки может быть осуществлен отбор образцов только той продукции, на которую распространяются требования нормативных правовых актов, указанных в пункте 59 настоящего Положения, и в количестве, предусмотренном соответствующими правилами и методами исследований (испытаний) и измерений.

Отбор проб (образцов) продукции при проведении выборочного контроля в обязательном порядке осуществляется с использованием видеозаписи.

Отбор проб (образцов) продукции осуществляется в следующем порядке:

отбор пробы (образца) продукции;

оформление и подписание протокола отбора проб (образцов) продукции всеми участниками контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае отказа контролируемого лица от подписания протокола отбора проб (образцов) продукции должностным лицом (инспектором) делается отметка об этом в протоколе отбора проб (образцов) продукции.

VII. Права и обязанности должностных лиц (инспекторов) при осуществлении надзора, контролируемых лиц, иных участников надзора

61. При осуществлении профилактических или контрольных (надзорных) мероприятий Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы:

а) обладают правами, установленными Федеральным законом и Федеральным законом "О техническом регулировании";

б) должны исполнять обязанности, установленные Федеральным законом и Федеральным законом "О техническом регулировании".

62. Права и обязанности контролируемых лиц (в том числе их представителей, работников), а также иных участников надзора, возникающие в связи с организацией и осуществлением надзора, устанавливаются Федеральным законом.

63. В приказ о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в течение 2 рабочих дней вносятся изменения сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия при заблаговременном получении органом надзора от индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие (но не позднее чем за 1 рабочий день до начала проведения контрольно-надзорного мероприятия), информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия с приложением копий подтверждающих документов.

64. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится органом надзора на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя в орган надзора, в следующих случаях:

а) отсутствие по месту регистрации на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с ежегодным отпуском, командировкой, похоронами;

б) временная нетрудоспособность (в том числе в связи с временной нетрудоспособностью детей, близких родственников) на момент контрольного (надзорного) мероприятия;

в) нахождение в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком;

г) применение к контролируемому лицу таких видов наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, как обязательные, исправительные или принудительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок;

д) призвание на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";

е) наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства).

VIII. Досудебный порядок подачи жалобы

65. Жалоба на решение территориального органа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, действия (бездействие) его должностных лиц (инспекторов) рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) этого территориального органа либо Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии рассматривается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

В случае обжалования решений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии жалоба рассматривается руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

66. Жалоба, поступившая в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии или его территориальный орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

67. При рассмотрении жалобы Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии или его территориальный орган использует информационную систему. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.11.2022 N 2040)

IX. Ключевые показатели надзора и их целевые значения (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2021 N 2380)

68. Оценка результативности и эффективности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности надзора, в которую входят ключевые и индикативные показатели надзора.

В информационную систему Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии вносится информация о целевых (плановых) значениях ключевого показателя надзора, используемого для оценки результативности и эффективности надзора, а также с использованием информационной системы Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии рассчитываются фактические значения такого показателя. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.11.2022 N 2040)

69. Ключевым показателем надзора является соотношение количества объектов надзора, относящихся к высокой категории риска на конец отчетного года, и общего количества объектов надзора на конец отчетного года.

Значение ключевого показателя (КП) рассчитывается по формуле:

,

где:

X - количество объектов надзора, относящихся к высокой категории риска, на конец отчетного года;

У - общее количество объектов надзора на конец отчетного года.

Целевым (плановым) значением ключевого показателя (КП) признается значение, равное 10 процентам и менее.

Приложение N 1
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
за соблюдением требований,
установленных техническими регламентами
в отношении колесных транспортных
средств (шасси) и компонентов
транспортных средств (шасси),
находящихся в обращении (до начала
их эксплуатации), автомобильного
бензина, дизельного топлива, судового
топлива и мазута, или обязательных
требований, подлежащих применению
до дня вступления в силу технических
регламентов в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании",
в отношении электрической энергии
в электрических сетях общего
назначения переменного трехфазного
и однофазного тока частотой 50 Гц

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)

1. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемым лицом обязательных требований деятельность контролируемого лица, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору), разделяется на группы тяжести "А", "Б", "В" и "Г" (далее - группы тяжести).

2. К группе тяжести "А" относятся следующие виды деятельности:

а) деятельность по обращению компонентов транспортных средств (шасси);

б) деятельность по обращению электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

3. К группе тяжести "Б" относятся следующие виды деятельности:

а) деятельность по обращению автомобильного бензина или дизельного топлива;

б) деятельность по обращению колесных транспортных средств (шасси).

4. К группе тяжести "В" относятся следующие виды деятельности:

а) деятельность по обращению судового топлива или мазута;

б) деятельность по выпуску в обращение колесных транспортных средств (шасси) и (или) компонентов транспортных средств.

5. К группе тяжести "Г" относятся следующие виды деятельности:

а) деятельность по выпуску в обращение автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива или мазута;

б) деятельность по выпуску в обращение электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

6. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой категории риска.

7. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая государственному контролю (надзору), разделяется на группы вероятности "1", "2", "3", "4".

8. К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц, осуществляемая с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.43, частью 3 статьи 14.43.1, частью 3 статьи 14.44 или частью 4 или 5 статьи 14.46.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении которых имеется вступившее в силу в течение 5 последних лет постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя.

9. К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц, осуществляемая с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.43, частью 2 статьи 14.43.1, частью 2 статьи 14.44 или частью 3 статьи 14.46.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении которых имеется вступившее в силу в течение 4 последних лет постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя.

10. К группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых лиц, осуществляемая с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.43, частью 1 статьи 14.43.1, частью 1 статьи 14.44, статьей 14.45 или частями 1 или 2 статьи 14.46.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении которых имеется вступившее в силу в течение 3 последних лет постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя.

11. К группе вероятности "4" относится деятельность контролируемых лиц при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 8 - 10 настоящего приложения.

12. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным группам вероятности, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой категории риска.

13. Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности, предусмотренном в следующей таблице:

Категория риска Группа тяжести Группа вероятности
Высокий риск А 1
Б 1
Значительный риск А 2
А 3
Б 2
Средний риск Б 3
В 1
В 2
Г 1
Г 2
Умеренный риск В 3
Г 3
Низкий риск В 4
Г 4

Приложение N 2
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
за соблюдением требований,
установленных техническими регламентами
в отношении колесных транспортных
средств (шасси) и компонентов
транспортных средств (шасси),
находящихся в обращении (до начала
их эксплуатации), автомобильного
бензина, дизельного топлива, судового
топлива и мазута, или обязательных
требований, подлежащих применению
до дня вступления в силу технических
регламентов в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании",
в отношении электрической энергии
в электрических сетях общего
назначения переменного трехфазного
и однофазного тока частотой 50 Гц

ВИДЫ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВЕДЕНИЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2021 N 2380)

Контрольное (надзорное) мероприятие Перечень контрольных (надзорных) действий
Взаимодействие с контролируемым лицом
1. Мониторинговая закупка осмотр
опрос
инструментальное обследование
истребование документов
испытание
экспертиза
2. Выборочный контроль осмотр
отбор проб (образцов)
инструментальное обследование
истребование документов
испытание
экспертиза
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2021 N 2380)
3. Инспекционный визит осмотр
опрос
получение письменных объяснений
инструментальное обследование
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля
4. Рейдовый осмотр осмотр
опрос
отбор проб (образцов)
инструментальное обследование
истребование документов
испытание
экспертиза
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2021 N 2380)
5. Документарная проверка получение письменных объяснений
истребование документов
экспертиза
6. Выездная проверка осмотр
опрос
получение письменных объяснений
истребование документов
отбор проб (образцов)
инструментальное обследование
испытание
экспертиза
Без взаимодействия с контролируемым лицом
7. Выездное обследование осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов

Приложение N 3
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
за соблюдением требований,
установленных техническими регламентами
в отношении колесных транспортных
средств (шасси) и компонентов
транспортных средств (шасси),
находящихся в обращении (до начала
их эксплуатации), автомобильного
бензина, дизельного топлива, судового
топлива и мазута, или обязательных
требований, подлежащих применению
до дня вступления в силу технических
регламентов в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании",
в отношении электрической энергии
в электрических сетях общего
назначения переменного трехфазного
и однофазного тока частотой 50 Гц

ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ КАЖДОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА

Категория риска Периодичность проведения Контрольное (надзорное) мероприятие
1. Высокий один раз в 2 года одно из мероприятий:
мониторинговая закупка
выборочный контроль
инспекционный визит
выездная проверка
2. Значительный один раз в 3 года одно из мероприятий:
мониторинговая закупка
выборочный контроль
инспекционный визит
выездная проверка
3. Средний один раз в 4 года одно из мероприятий:
мониторинговая закупка
выборочный контроль
инспекционный визит
документарная проверка
4. Умеренный один раз в 5 лет одно из мероприятий:
мониторинговая закупка
выборочный контроль
инспекционный визит
документарная проверка
5. Низкий - -

Приложение N 4
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
за соблюдением требований,
установленных техническими регламентами
в отношении колесных транспортных
средств (шасси) и компонентов
транспортных средств (шасси),
находящихся в обращении (до начала
их эксплуатации), автомобильного
бензина, дизельного топлива, судового
топлива и мазута, или обязательных
требований, подлежащих применению
до дня вступления в силу технических
регламентов в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании",
в отношении электрической энергии
в электрических сетях общего
назначения переменного трехфазного
и однофазного тока частотой 50 Гц

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) МЕРОПРИЯТИЯ

Основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия Контрольное (надзорное) мероприятие
1. Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров одно из мероприятий:
мониторинговая закупка
выборочный контроль
инспекционный визит
рейдовый осмотр
документарная проверка
выездная проверка
2. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц одно из мероприятий:
мониторинговая закупка
выборочный контроль
инспекционный визит
рейдовый осмотр
документарная проверка
выездная проверка
3. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям одно из мероприятий:
мониторинговая закупка
выборочный контроль
инспекционный визит
рейдовый осмотр
документарная проверка
выездная проверка
4. Истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" одно из мероприятий:
мониторинговая закупка
выборочный контроль
инспекционный визит
документарная проверка
выездная проверка