Решение ФАС РФ от 04.04.2023 по делу N 23/44/104/127

"Об отказе во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей): подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий контракта"
Редакция от 04.04.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2023 г. по делу N 23/44/104/127

ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

рассмотрев обращение, направленное Федеральным "Ф" в лице ФГУП "А" (далее - Заказчик), о включении информации об АО "П" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр), Комиссия

установила:

Заказчик предоставил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию об АО "П" (далее - Подрядчик) для включения в Реестр.

Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.

В ходе рассмотрения Обращения 03.04.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.04.2023.

Заказчиком 25.01.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: Реконструкция взлетно-посадочной полосы N 1, рулежных дорожек и мест стоянок в аэропорту "Д" (далее - Объект) (номер извещения в ЕИС - 0373100090921000002) (далее - Конкурс).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 40 639 692 руб.

Между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт от 22.03.2021 N 0373100090921000002, цена которого составляет 40 639 069 руб. (далее - Контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 Контракта установлено, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной документации в целях реконструкции Объекта, а также обеспечить получение положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (далее - Работы).

Согласно пункту 1.2 Контракта Подрядчик выполняет Работы в соответствии с заданием на корректировку проектной документации (далее - Задание), требованиями СНиП и другими действующими нормативными актами Российской Федерации и в сроки, установленные Контрактом.

Пунктом 1.3 Контракта установлено, что Подрядчик передает Заказчику предусмотренные Заданием результаты выполненных работ для их дальнейшего использования при организации и проведении конкурса в целях размещения заказа на выполнение строительно-монтажных работ по Объекту, разработки технического задания на конкурс, для использования при разработке рабочей документации, а также, в том числе для организации строительно-монтажных работ по Объекту. Результатом Работ является разработанная и откорректированная по результатам государственной экспертизы проектная документация, получившая положительное заключение ФАУ "Г" результатов инженерных изысканий и проектной документации.

В соответствии с пунктом 5.1 Контракта срок выполнения работ по 20.12.2021.

Согласно Обращению основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 10.03.2023 N исх-1884 (далее - Решение) послужило отсутствие объемов финансирования Объекта за счет средств федерального бюджета для проведения государственной экспертизы проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, а также нарушение Подрядчиком сроков выполнения Работ по Контракту.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 7.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.

Согласно пункту 7.3.4 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в случае, если бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренных на Объект, не будут выделены Главному распорядителю до конца финансового года, в котором оказывались работы.

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 16.03.2023 Решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системе в сфере закупок направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в сфере закупок.

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Заказчиком Решении является 16.03.2023.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил об отсутствии претензий к Подрядчику в части нарушения сроков выполнения Работ.

При этом Решение Заказчиком не отменено, в связи с отсутствием объемов финансирования Объекта за счет средств федерального бюджета для проведения государственной экспертизы проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости.

Таким образом, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 27.03.2023.

Частью 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В соответствии с частью 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

На заседании Комиссии представитель Подрядчика сообщил, что письмами от 07.12.2021 N 4542, от 16.02.2022 N 0556 Подрядчик уведомил Заказчика о приостановлении работ по Контракту, поскольку Подрядчику стало известно о наличии на территории аэропорта "Д" артезианских скважин, в отношении которых установлены зоны санитарной охраны, находящихся в границах проектирования очистных сооружений, вследствие чего выполнение проекта по определению границ зоны санитарной охраны, может выполнить только лицо, в собственности которого находятся артезианские скважины, то есть Заказчик.

Заказчик письмом от 25.05.2022 N 5075, направленным в адрес Подрядчика, уведомил Подрядчика о согласовании Работ с учетом определения Заказчиком границ зоны санитарной охраны, а также сообщил о необходимости возобновления Работ по Контракту.

В ответном письме от 27.05.2022 N 1989 Подрядчик уведомил Заказчика о возобновлении Работ по Контракту.

Письмом от 07.10.2022 N 3651 Подрядчик направил в адрес Заказчика комплект проектной документации по Объекту, 03.11.2022 комплект отредактированной документации направлен в ФАУ "Г".

При этом ФАУ "Г" отказано в принятии результатов Работ Подрядчика по следующему основанию: "В соответствии с пунктом 3 Протокола Минстроя России от 25.11.2022 N 1615-ПРМ-СГ финансирование объекта за счет средств федерального бюджета не подтверждено, в связи с чем нецелесообразно проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости".

Согласно выводам, содержащимся в решении Арбитражного суда Московской области от 11.11.2022 по делу N А41-25120/2022 (далее - Решение суда первой инстанции), нарушение срока выполнения Работ по Контракту имело место в отсутствие вины Подрядчика и было обусловлено несвоевременным представлением Заказчиком исходных данных, иных документов и сведений, в отсутствие которых выполнение Работ по Контракту являлось невозможным. При этом Подрядчиком в установленном законом порядке правомерно приостановил выполнение Работ по Контракту, о чем было достоверно известно Заказчику.

Решением суда первой инстанции Заказчику отказано в иске о взыскании с Подрядчика неустойки по Контракту в размере 936 730,54 руб.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 N 10АП-26555/2022 по делу N А41-25120/2022 Решение суда первой инстанции оставлено без изменений, апелляционная жалоба Заказчика оставлена без удовлетворения.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно абзацу 3 подпункта "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, если заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

На основании представленных документов, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация о Подрядчике не подлежит включению в Реестр.

Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,

решила:

Информацию, представленную Заказчиком об АО "П" (ИНН: <...>), в Реестр не включать.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.