ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2001 г. N 540
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В целях комплексного решения проблем по снижению заболеваемости и смертности населения Российской Федерации от болезней сердечно-сосудистой системы Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" (далее именуется Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, финансирование мероприятий Программы с учетом возможностей федерального бюджета.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы и разработать региональные программы по профилактике и лечению артериальной гипертонии.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2001 г.
N 540
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы | - постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 1776-р |
Государственный заказчик Программы | - Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Российская академия медицинских наук | |
Министерство образования Российской Федерации | |
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации | |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | |
Цели Программы | - комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями; снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда) |
Сроки реализации Программы | - 2002-2008 годы |
Система программных мероприятий | - на первом этапе (2002-2004 годы) предусматривается: проведение |
мероприятий среди населения по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии; | |
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по первичной профилактике артериальной гипертонии; | |
обеспечение учреждений терапевтической и кардиологической служб современными гипотензивными лекарственными средствами; | |
создание систем динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и учета больных артериальной гипертонией; | |
организация неврологических реабилитационных отделений для больных, перенесших инсульт вследствие артериальной гипертонии; | |
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; | |
укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено) и учреждений терапевтической и кардиологической служб; | |
повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии. | |
На втором этапе (2005-2008 годы) предусматривается: | |
проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению больных артериальной гипертонией с использованием новых методов лечения; | |
обеспечение функционирования на региональном уровне системы учета больных артериальной гипертонией; | |
анализ и оценка эпидемиологической ситуации в области заболеваемости артериальной гипертонией и ее осложнений, складывающейся в регионах; | |
завершение научных разработок по созданию оптимальных рационов питания и высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств; | |
дальнейшее укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено) и учреждений терапевтической и кардиологической служб; | |
обеспечение учреждений терапевтической и кардиологической служб современными гипотензивными лекарственными средствами, повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии | |
Основные исполнители Программы | - Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Российская академия медицинских наук | |
Министерство образования Российской Федерации | |
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации | |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации организации, выбранные на конкурсной основе | |
Объемы и источники финансирования Программы | - объем финансирования Программы в 2002-2008 годах: |
всего 3580,42 млн. рублей, | |
из них: | |
федеральный бюджет 372,1 млн. рублей; бюджеты субъектов Российской Федерации 2803,23 млн. рублей; | |
внебюджетные источники - 405,09 млн. рублей (по согласованию) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - повышение эффективности профилактики и выявления на ранних стадиях артериальной гипертонии; |
разработка новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных, имеющих сердечно-сосудистые заболевания; | |
разработка научно-технической документации на производство продуктов питания, оптимальных рационов питания для лечебных и профилактических целей и высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств; | |
улучшение организации и повышение качества кардиологической помощи; | |
повышение качества профессиональной подготовки медицинских работников в области кардиологии; | |
укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, стационаров терапевтической и кардиологической служб; | |
снижение уровня заболеваемости населения цереброваскулярными болезнями и ишемической болезнью сердца на 13-18 процентов, инвалидности в результате инсультов и инфарктов миокарда - на 10-12 процентов и смертности от инсультов и инфарктов миокарда - на 10-16 процентов; снижение суммарного экономического ущерба, связанного с заболеваемостью артериальной гипертонией и ее осложнениями, на 22,4 млрд. рублей | |
Система организации исполнения Программы и контроль за ее реализацией | - для организации работы по выполнению Программы Министерством здравоохранения Российской Федерации создается дирекция Программы, возглавляемая заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации. |
Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию мероприятий Программы |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Федеральная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 1776-р.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием.
Результаты выборочного обследования населения показали, что общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигает в России более 41,6 млн. человек, хотя, по данным официальной статистики, в стране зарегистрировано всего 7,2 млн. таких больных, в том числе 2,5 млн. больных ишемической болезнью сердца с гипертонией и 2,1 млн. больных цереброваскулярными болезнями (инсульты) с гипертонией.
В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 56 процентов. Из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней основных осложнений артериальной гипертонии приходится соответственно 46,9 и 37,6 процента.
Борьба с артериальной гипертонией является проблемой, эффективно решить которую можно только на государственном уровне.
Ведущая роль в профилактике и диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и в лечении неосложненных форм отводится участковым врачам-терапевтам и семейным врачам амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения.
Специализированная помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями оказывается в кардиологических диспансерах, кардиологических кабинетах поликлиник и стационарах.
В настоящее время в системе здравоохранения Российской Федерации функционирует 26 кардиологических диспансеров (18 из них имеют стационары), 2652 кардиологических кабинета, 55,2 тыс. кардиологических коек (4,1 тыс. из них в диспансерах) и 1162 специализированные кардиологические бригады скорой медицинской помощи, численность врачей-кардиологов составляет 9,2 тыс. человек.
Несмотря на принимаемые меры, в организации кардиологической помощи населению остается много нерешенных проблем.
Из-за недостаточного финансирования кардиологические учреждения и амбулаторно-поликлинические учреждения плохо оснащены современным диагностическим оборудованием, ультразвуковой аппаратурой, испытывают острую нужду в современных гипотензивных и других сердечно-сосудистых препаратах (потребность в них удовлетворяется не более чем на 50 процентов). Серьезную тревогу вызывает снижение ассортимента таких препаратов.
Отсутствует системный подход в организации и проведении профилактических мероприятий, не определен порядок взаимодействия учреждений здравоохранения различной ведомственной принадлежности, не разработаны критерии оценки эффективности проводимых ими мероприятий.
Сокращение объема профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях, отсутствие постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, целью которой были бы формирование у населения стремления к здоровому образу жизни и профилактика заболеваний, приводят к тому, что более 80 процентов больных артериальной гипертонией не выявляются.
Квалификация участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и врачей-кардиологов не всегда соответствует современному уровню медицинской помощи, оказываемой кардиологическим больным, в первую очередь больным артериальной гипертонией, что связано с нехваткой специальной литературы, отсутствием программы непрерывного последипломного образования. Также не разработаны эффективные программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний среди взрослого населения, детей и подростков для медицинских работников и педагогов школ. В стране нет базового центра для получения профессионального образования и повышения квалификации медицинских работников в области кардиологии.
Сложившаяся за последние годы в Российской Федерации эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.
Экономический ущерб, обусловленный временной или стойкой утратой трудоспособности, преждевременной смертью из-за артериальной гипертонии и ее осложнений - ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней, только в 1999 году составил около 29,3 млрд. рублей.
Мировой опыт показывает, что проблема людских и материальных потерь разрешима и основную роль в этом играет профилактическая деятельность.
Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в таких странах, как США, Канада, Финляндия, произошло не вследствие улучшения качества лечения больных, а главным образом в результате активизации деятельности по предупреждению возникновения новых случаев заболевания. В 1960-1970 годах в этих странах на общегосударственном уровне начали проводить профилактические мероприятия, направленные на снижение риска возникновения артериальной гипертонии, вызываемой питанием с избыточным количеством насыщенного жира и поваренной соли, курением, злоупотреблением алкоголем, сидячим образом жизни, повышением холестерина в крови, сахарным диабетом и др.
Среди населения Российской Федерации такие факторы риска распространены очень широко, и соответствующая профилактическая работа может существенно снизить заболеваемость, нетрудоспособность и смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний.
Поскольку проблема борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода, решить ее можно путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, ведомственных служб здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций в рамках федеральной целевой и региональных программ.
Чтобы добиться эффективных результатов, необходимо прежде всего сформировать у людей приоритетное отношение к проблеме своего здоровья. Важную роль в этом играет информирование населения об опасности артериальной гипертонии и ее последствиях, пропаганда медицинских и гигиенических знаний о здоровом образе жизни и рекомендации по искоренению вредных привычек. В этих целях Министерству здравоохранения Российской Федерации, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и Российской академии медицинских наук необходимо осуществлять совместную деятельность по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью формирования здорового образа жизни, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и снижения факторов риска их развития. Основным проводником этих знаний являются средства массовой информации.
Весьма эффективные результаты дают программы по укреплению здоровья школьников, для чего Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству образования Российской Федерации предлагается разработать научно обоснованные методики профилактики сердечно-сосудистых заболеваний среди детей и подростков.
Эффективность мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии напрямую связана с решением данной проблемы в каждом регионе, области, городе с учетом местных условий и имеющихся возможностей при поддержке на федеральном уровне. При этом инициативу в сотрудничестве с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, средствами массовой информации и общественными организациями должны взять на себя органы и учреждения здравоохранения.
Профилактическая направленность Программы, ее принципиальная новизна в части проведения системных мероприятий увязываются с целями, задачами и основными принципами Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.
При разработке Программы учитывались рекомендации Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по борьбе с артериальной гипертонией, предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принятие Программы будет способствовать реализации государственной политики в сфере борьбы с артериальной гипертонией и ее осложнениями, позволит внедрить в практику эффективные методы профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации больных, сократить число осложнений и неблагоприятных исходов, вызванных этими заболеваниями.
Программа призвана стать ориентиром для заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке программ по борьбе с артериальной гипертонией или при решении конкретных задач в деле повышения качества кардиологической помощи населению.
Борьба с артериальной гипертонией является одним из важнейших направлений деятельности по снижению сердечно-сосудистых заболеваний, и реализация мероприятий Программы создаст реальные предпосылки для успешного решения всей проблемы в целом.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основными целями Программы являются комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
расширение деятельности по предупреждению артериальной гипертонии, повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями;
создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и системы учета больных артериальной гипертонией;
совершенствование подготовки медицинских кадров (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и кардиологов) в области кардиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб и клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля;
проведение научно-исследовательских работ по созданию новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями;
разработка продуктов питания и оптимальных рационов питания для профилактических и лечебных целей и высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств.
Программа рассчитана на 2002-2008 годы и будет реализовываться в два этапа.
На первом этапе (2002-2004 годы) намечается создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью первичной профилактики артериальной гипертонии, организация и проведение профилактических мероприятий по выявлению больных на ранней стадии заболевания, оснащение современным медицинским оборудованием и аппаратурой, обеспечение учреждений терапевтической и кардиологической служб современными гипотензивными лекарственными средствами, подготовка и издание для медицинских работников новых методических разработок, справочных и информационных материалов по первичной профилактике, диагностике и лечению больных артериальной гипертонией, создание на федеральном уровне систем динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и учета больных артериальной гипертонией, что позволит получать необходимую оперативную информацию, организация неврологических реабилитационных отделений для больных, перенесших инсульт вследствие артериальной гипертонии, проведение научно-исследовательских работ по созданию новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, разработка оптимальных рационов питания с профилактической и лечебной целью и разработка высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств, повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии.
На втором этапе (2005-2008 годы) будет продолжено оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием и обеспечение этих учреждений гипотензивными препаратами, обучение населения с помощью информационных программ, адаптированных к различным возрастным и социальным группам, ведению здорового образа жизни и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, будет увеличен объем профилактических осмотров населения с оказанием при этом консультативной и лечебной помощи, на региональном уровне будут функционировать системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и учета больных артериальной гипертонией, что позволит создать базу данных о группах повышенного риска, будет продолжена организация неврологических реабилитационных отделений для больных с острым нарушением мозгового кровообращения, будут завершены разработки научно-технической документации на производство продуктов питания и формирование оптимальных рационов питания для профилактических и лечебных целей, а также на создание высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств.
3. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы (приложение N 1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая научные исследования, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативное и правовое обеспечение.
В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам:
профилактика, диагностика, лечение артериальной гипертонии и реабилитация больных с ее осложнениями;
научное обеспечение Программы;
укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих медицинскую помощь в области профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией;
повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии.
Основными направлениями в решении этих проблем являются следующие:
проведение мероприятий по повышению эффективности профилактики артериальной гипертонии, создание в этих целях постоянно действующей информационно-пропагандистской системы для распространения среди населения медицинских и гигиенических знаний об артериальной гипертонии, что способствует повышению мотиваций к ведению здорового образа жизни;
создание специальных теле- и радиопередач на такие темы, как "Способы измерения артериального давления и его нормативы", "Рациональное питание для больных артериальной гипертонией", "Профилактика артериальной гипертонии с детства", "Профилактика нарушений мозгового кровообращения при артериальной гипертонии", "Гипертонические кризы и осложнения артериальной гипертонии", а также рекламных роликов и видеоклипов, разработка, издание и распространение информационных листков, плакатов;
подготовка и выпуск новых методических, справочных и информационных материалов по профилактике и раннему выявлению артериальной гипертонии для медицинских работников, работников образовательных учреждений, участвующих в профилактической деятельности, и населения;
организация и проведение мероприятий по выявлению у населения артериальной гипертонии на ранних стадиях, профилактике инфаркта миокарда и инсульта у больных артериальной гипертонией, по измерению артериального давления у населения, включая детей и подростков (в образовательных учреждениях), организация диспансерного наблюдения лиц с повышенным артериальным давлением;
создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией на основе унифицированной методики выборочных исследований, анализ и оценка получаемой информации, прогнозирование направлений развития эпидемиологической ситуации, связанной с артериальной гипертонией и ее осложнениями, разработка профилактических мероприятий, подготовка предложений по вопросам реализации государственной политики в области профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
разработка и внедрение системы учета больных артериальной гипертонией и лиц с повышенным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний;
повышение эффективности лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями на основе внедрения современных методов, обеспечение стационаров терапевтической и кардиологической служб и клиник кардиологического профиля современными гипотензивными лекарственными средствами, организация неврологических реабилитационных отделений для больных с нарушением мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии.
Для реализации мероприятий Программы предусматривается проведение научно-исследовательскими учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации прикладных научных исследований и разработок, в ходе которых планируется усовершенствовать существующие и создать новые эффективные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и другими сердечно-сосудистыми заболеваниями, разработать технологии производства продуктов питания с пониженным содержанием холестерина, липидов, солей натрия и обогащенных микроэлементами и пищевыми добавками, оптимальные рационы питания для профилактических и лечебных целей, а также новые высокоэффективные импортозамещающие гипотензивные лекарственные средства.
Предполагается осуществить разработку научно обоснованных методов и критериев оценки эффективности мероприятий по борьбе с артериальной гипертонией.
Планируется укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения, оснастить современным медицинским оборудованием и аппаратурой амбулаторно-поликлинические учреждения (первичное звено), кабинеты врачей общей практики и неврологов, стационары терапевтической и кардиологической служб в регионах, клиники научно-исследовательских центров и институтов кардиологического профиля, оказывающих высокотехнологичные, дорогостоящие виды кардиологической помощи и являющихся базами для подготовки врачей-кардиологов (Российский кардиологический научно-производственный комплекс Министерства здравоохранения Российской Федерации, Центральный научно-исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт кардиологии, Научно-исследовательский институт кардиологии при Саратовском государственном медицинском университете Министерства здравоохранения Российской Федерации, Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Научно-исследовательский институт кардиологии Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, включая филиал этого института в г. Тюмени, Научно-исследовательский институт терапии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук и Научно-исследовательский институт неврологии Российской академии медицинских наук).
В целях повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии предусмотрены следующие мероприятия:
совершенствование учебно-тематических планов и образовательных программ повышения квалификации медицинских работников (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и кардиологов) путем включения в них основ профилактики артериальной гипертонии;
создание серии учебных видеофильмов об эффективных методах профилактики и диагностики на ранней стадии артериальной гипертонии;
разработка и внедрение унифицированных методов диагностики и лечения больных артериальной гипертонией;
участие в международном сотрудничестве со странами-членами Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, реализующими национальные программы по борьбе с артериальной гипертонией.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников (приложение N 2).
Общий объем финансирования Программы составляет 3580,42 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 372,1 млн. рублей (10,4 процента), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 2803,23 млн. рублей (78,3 процента) и за счет средств внебюджетных источников 405,09 млн. рублей (11,3 процента).
Объем финансирования на 2002 год составляет 558,39 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 60,15 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 435,24 млн. рублей и за счет средств внебюджетных источников 63 млн.рублей.
В общих расходах за счет средств федерального бюджета расходы на приобретение дорогостоящего оборудования длительного пользования для оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 221,2 млн. рублей (59,4 процента), расходы на прочие нужды 150,9 млн. рублей (40,6 процента).
Расходы на прочие нужды включают в себя проведение следующих мероприятий:
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью осуществления первичной профилактики артериальной гипертонии - 60 млн. рублей;
подготовка и издание новых методических разработок, справочных и информационных материалов по профилактике, диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и лечению больных артериальной гипертонией 4 млн. рублей;
создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией - 28 млн. рублей;
разработка и внедрение системы учета больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями - 27,8 млн. рублей;
обеспечение клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля современными гипотензивными лекарственными средствами 16,1 млн. рублей;
создание серии учебных видеофильмов об эффективных методах профилактики и диагностики на ранних стадиях артериальной гипертонии - 4,3 млн. рублей;
разработка и внедрение в медицинскую практику унифицированных методов диагностики и лечения больных артериальной гипертонией - 2,3 млн. рублей;
участие в международном сотрудничестве со странами-участниками Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, реализующими национальные программы по борьбе с артериальной гипертонией 8,4 млн. рублей.
Распределение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, представлено в бюджетной заявке на 2002 год (приложение N 3).
Кроме того, на финансирование программных мероприятий по разделу "Прочие нужды" предусматривается привлечь 10 млн. рублей из межрегионального фонда поддержки здравоохранения "Здоровье". Субъектами Российской Федерации намечается привлечь средства внебюджетных источников (по согласованию) в размере 395,09 млн. рублей.
За счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации на текущее финансирование, будут осуществляться мероприятия по повышению квалификации медицинских работников, совершенствованию кардиологической службы и разработке нормативных документов, связанных с реализацией Программы.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается финансировать проведение профилактических мероприятий и мероприятий по выявлению больных артериальной гипертонией на ранней стадии, оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено) и учреждений терапевтической и кардиологической служб медицинским оборудованием, аппаратурой и современными гипотензивными препаратами, организацию неврологических реабилитационных отделений для больных с нарушением мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласованы государственным заказчиком Программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных программ могут предусматривать выделение дополнительных средств с учетом возможностей бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также привлекать средства общественных организаций, пожертвования граждан и средства других источников.
5. Реализация Программы и контроль за ходом ее выполнения
К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные организации, в том числе научные учреждения.
Текущее управление осуществляется дирекцией Программы, возглавляемой заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации, ответственным за реализацию Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством здравоохранения Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.
Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
Министерство здравоохранения Российской Федерации с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
6. Оценка социально-экономической эффективности от реализации Программы
Экономические аспекты борьбы с артериальной гипертонией включают анализ затрат на лечение больных и их эффективность.
Под эффективностью лечения подразумеваются предупреждение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от артериальной гипертонии и ее осложнений, а также качественное изменение образа жизни, которое приводит к отсутствию необходимости госпитализации и реабилитации больных.
Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на существенное улучшение показателей здоровья населения по сердечно-сосудистым заболеваниям.
Как считают эксперты, проведение широкомасштабных мероприятий по профилактике артериальной гипертонии, повышению качества ее диагностики и лечения позволит:
повысить эффективность выявления лиц, склонных к заболеванию артериальной гипертонией;
сократить сроки восстановления утраченного здоровья за счет внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;
снизить:
заболеваемость населения цереброваскулярными болезнями - на 16-18 процентов и ишемической болезнью сердца - на 13-15 процентов;
инвалидность в результате инсультов и инфарктов миокарда - на 10-12 процентов;
смертность от сердечно-сосудистых заболеваний - на 15 процентов, от инсультов - на 14-16, от инфарктов миокарда - на 10-12 процентов;
укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу первичного звена здравоохранения, учреждений терапевтической и кардиологической служб;
обеспечить современный уровень качества кардиологической помощи населению;
усилить профилактическую деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений;
сократить расходы на стационарное лечение и реабилитацию больных в результате перенесения основной деятельности по оказанию медицинской помощи больным артериальной гипертонией и больным с ее осложнениями на уровень первичной медико-санитарной помощи;
увеличить период активной трудоспособности граждан.
В результате реализации Программы экономический эффект от снижения заболеваемости и инвалидности с временной или стойкой утратой трудоспособности, а также смертности в связи с гипертонической болезнью и сердечно-сосудистыми заболеваниями, при которых артериальная гипертония является сопутствующим заболеванием, по экспертным оценкам, составит 22,4 млрд. рублей в течение 2002-2008 годов.
Экономический эффект определен на основе прогноза динамики заболеваний, инвалидности и смертности населения от сердечно-сосудистых болезней и изменений среднедушевого валового продукта.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе "Профилактика
и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе "Профилактика и лечение
артериальной гипертонии в Российской Федерации"
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Примечание. Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласованы государственным заказчиком Программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к федеральной целевой программе "Профилактика и лечение
артериальной гипертонии в Российской Федерации"
БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА
НА 2002 ГОД НА АССИГНОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственный заказчик - Министерство здравоохранения Российской Федерации