ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 2 мая 2023 г. по делу N 23/44/93/80
ОБ ОТКАЗЕ В СОГЛАСОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ)
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное ООО "Т" (далее - Заказчик) в соответствии с правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,
1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
К обращению Заказчика приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и извещения о проведении Конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, контрольный орган в сфере закупок рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 5.1.1 проекта государственного контракта извещения о проведении Конкурса (далее - Проект контракта, Извещение) установлено, что подрядчик при выполнении работ по строительству объекта обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту виды и объемы работ по строительству объекта из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по реконструкции, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, согласно приложению N 3 к контракту, в совокупном стоимостном выражении не менее 25 процентов цены контракта.
Вместе с тем Заказчик не является государственным, муниципальным заказчиком в рамках Закона о контрактной системе, в связи с чем положения, предусмотренные Постановлением N 570, к закупке не применяется.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего в Проекте контракта виды о объемы работ, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, предусмотренные положениями Постановления N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями статьи 48 ГрК РФ и с учетом особенностей, указанных в части 13 статьи 48 ГрК РФ.
Согласно подпункту "г" пункта 3(2) Постановления N 87 в состав проектной документации для строительства линейных объектов или на отдельные этапы строительства линейных объектов в обязательном порядке включается, в том числе, раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта".
Вместе с тем для целей информационного обеспечения закупки в извещении о проведении закупки должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение о цене контракта.
При этом отсутствие в описании объекта закупки полной информации об объеме выполняемых работ создает препятствия для оценки участниками закупки экономической целесообразности их участия в закупке и формирования ценового предложения.
Согласно Извещению объектом закупки является реконструкция системы теплоснабжения восточной части города Лиски Воронежской области (в том числе двух квартальных котельных с тепловыми сетями).
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 09.06.2020 N 36-1-1-3-023392-2020, являющегося приложением к Извещению, проектная документация содержит, в том числе следующие книги раздела: книга 2.3 раздела 4 "Трансформаторная подстанция. Конструктивные решения", книга 2.5.1 раздела 4 "Котельная (по ул. Воронежская). Тепломеханические решения", книга 2.5.2 раздела 4 "Котельная (по ул. Воронежская). Наружные сети водоотведения" (перечень не является исчерпывающим).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные книги раздела проектной документации не размещены в ЕИС.
Учитывая изложенное, Комиссией установлено, что Заказчиком в ЕИС размещена проектная документация не в полном объеме.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подпунктом "в" пункта 13 Правил установлено, что контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 13 Правил, Комиссия
1. Отказать ООО "Т" в согласовании заключения контракта по итогам проведения Конкурса с номером извещения 0800600006423000001 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "Ю" (ИНН: <...>).
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 02.05.2023 по делу N 23/44/93/80 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.