МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 211
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ
N 295
ПРИКАЗ
от 28 июня 2001 года
О ПРИМЕНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 СЕНТЯБРЯ 1999 Г. N 1002
В целях реализации пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1462 и от 23 мая 2001 г. N 410 (далее Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002) в отношении организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость, приказываем:
1. Утвердить Порядок подготовки заключений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по программам финансового оздоровления организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость (Приложение 1) и Типовую структуру программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации (Приложение 2).
2. Установить, что в целях контроля за финансовым состоянием организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость, подавших заявление о реструктуризации задолженности, а также контроля за выполнением указанными организациями мероприятий по финансовому оздоровлению, запланированных ими в программе финансового оздоровления, названные организации ежеквартально, начиная с даты подачи заявления о реструктуризации задолженности и до окончания срока реструктуризации задолженности, представляют в Минэкономразвития программу финансового оздоровления мероприятий по финансовому оздоровлению, а также справку о своем финансовом состоянии (Приложение 3).
3. Установить, что в целях устранения разногласий по вопросам подготовки заключений по программам финансового оздоровления организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость, и определения единой позиции Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по проектам решения Правительства Российской Федерации о реструктуризации задолженности по обязательным платежам указанных организаций образуется рабочая группа.
4. Утвердить состав рабочей группы (Приложение 4).
Министр
экономического развития и торговли
Российской Федерации
Г.О.ГРЕФ
Руководитель
Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению
и банкротству
Т.И.ТРЕФИЛОВА
Приложение 1
к Приказу
Министерства экономического
развития и торговли
Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению
и банкротству
от 28 июня 2001 г. N 211/295
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ ПО ПРОГРАММАМ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИМЕЮЩИХ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ИЛИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ
Настоящий Порядок устанавливает правила организации работы и порядок взаимодействия между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству по подготовке заключений по программам финансового оздоровления организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость, в целях принятия Правительством Российской Федерации решения о реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации (далее именуется - задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет):
в части задолженности по налогам и сборам, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, - при подаче заявления до 1 января 2000 г., по состоянию на 1 января 2000 г. - при подаче заявления после 1 января 2000 г. и на 1 января 2001 г. - при подаче заявления после 1 января 2001 г., но не более задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления;
в части задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления.
I. Общие положения
1. Организациями, имеющими стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость, в целях применения настоящего Порядка признаются:
1.1. Организации, которые в соответствии с распоряжением ФСДН России от 31 марта 1999 г. N 13-р, зарегистрированным Минюстом России 30 апреля 1999 г., регистрационный N 1772 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 21 от 24 мая 1999 г.), и в соответствии с распоряжением ФСФО России от 20 декабря 2000 г. N 226-р, зарегистрированным Минюстом России 22 января 2001 г. N 2536, являются крупными, экономически или социально значимыми.
1.2. Организации, которые включены в перечни, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 784 "О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3778) и от 12 июля 1996 г. N 802 "О перечне предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация которых запрещена" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 30, ст. 3657).
2. Организация, имеющая стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость (далее именуется - организация), имеет право:
на проведение реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002;
на проведение реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, при наличии заключения Минэкономразвития России и ФСФО России по программе финансового оздоровления организации и в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
II. Процедура рассмотрения заявлений организаций
3. Организация представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации один комплект оригиналов и два комплекта заверенных организацией копий следующих документов:
а) заявление организации о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам (приложение 1),
б) программу финансового оздоровления организации, разработанную в соответствии с типовой структурой программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации,
в) ходатайство федерального органа исполнительной власти (для организаций, подавших заявления до 1 апреля 2000 г.),
г) справку налогового органа по месту регистрации организации, подтверждающую фактическое начисление и поступление платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам в 1998 и 1999 годах в федеральный бюджет, а также величину задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет на 1-е число месяца подачи заявления для организаций, подавших заявления до 1 января 2000 г., на 1 января 2000 г. для организаций, подавших заявления с 1 января 2000 г. до 1 апреля 2000 г. (приложение 2),
справку налогового органа, подтверждающую фактическое начисление и поступление платежей по налогам и сборам за последние два месяца до подачи заявления о реструктуризации для организаций, подавших заявления до 1 апреля 2000 г. (приложение 3),
д) для организаций, подавших заявления с 1 мая до 1 декабря 2001 года:
справку (справки) налогового органа по месту постановки на учет организации, подтверждающую (подтверждающие) фактическое поступление платежей по федеральным налогам и сборам в сумме обязательных начислений за период с 1 января 2001 года до первого числа месяца подачи заявления (приложение 4),
справку (справки) налогового органа по месту постановки на учет организации о задолженности по налогам и сборам на первое число месяца подачи заявления (приложение 5),
справку (справки) налогового органа по месту постановки на учет организации о задолженности по пеням и штрафам на первое число месяца подачи заявления (приложение 6),
е) документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) по платежам в федеральный бюджет, в том числе в виде налогового кредита и инвестиционного кредита, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления,
ж) бухгалтерский баланс с приложениями (по формам, утвержденным Минфином России), заверенные налоговой инспекцией, форму статистической отчетности 5-з, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 10 ноября 1998 г. N 110 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и за производством и отпуском электро- и теплоэнергии", за 1998 год и за последний отчетный период 1999 года для организаций, подавших заявления о проведении реструктуризации до 1 апреля 2000 года,
бухгалтерский баланс с приложениями (по формам, утвержденным Минфином России), заверенные налоговой инспекцией, за 1999, 2000 годы и отчетный период 2001 года, форму статистической отчетности 5-з за 2000 год для организаций, подавших заявления о проведении реструктуризации с 1 мая до 1 декабря 2001 года,
з) расшифровки следующих статей баланса на последнюю отчетную дату:
- незавершенное строительство (с указанием % готовности и сроков начала и окончания строительства),
- долгосрочные финансовые вложения (с динамикой вкладов по годам),
- краткосрочные финансовые вложения,
- авансы выданные,
- убытки (с пояснительной запиской при их наличии),
и) списки кредиторов и дебиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1% от величины соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), упорядоченные по величине задолженности, с разбивкой на резидентов и нерезидентов,
к) график погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет (приложение 7).
4. Заявление организации, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), рассматривается только при представлении мирового соглашения с конкурсными кредиторами, утвержденного арбитражным судом.
5. В случае если организация одновременно с реструктуризацией задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет будет осуществлять реструктуризацию задолженности перед бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, то к заявлению о реструктуризации задолженности по обязательным платежам, помимо всех перечисленных документов, должны быть приложены:
а) ходатайство органа (органов), уполномоченного принимать решения от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования о проведении реструктуризации кредиторской задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципального образования одновременно с реструктуризацией ее задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет,
б) графики погашения задолженности организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующих уровней, согласованные органом (органами), уполномоченным принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования,
в) справку о размере задолженности перед бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на первое число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
6. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления организации о предоставлении права на реструктуризацию задолженности проверяет поступившие документы на соответствие установленным требованиям и направляет копию указанных документов в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству.
В случае несоответствия поступивших документов установленным требованиям, в том числе пункту 1 настоящего Порядка, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации возвращает в течение 10 рабочих дней документы заявителю без рассмотрения с указанием причины возврата.
Организация имеет право повторно подать заявление после устранения недостатков, выявленных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
7. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в месячный срок с даты поступления рассматривает заявление организации со всеми прилагаемыми документами и направляет подготовленное заключение по программе финансового оздоровления в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Копию указанного заключения Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству направляет организации - заявителю.
8. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации не позднее чем в 3-недельный срок со дня получения заключения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству рассматривает заявление организации со всеми прилагаемыми документами и направляет в Правительство Российской Федерации:
- проект решения Правительства Российской Федерации,
- ходатайство федерального органа исполнительной власти о принятии решения по реструктуризации задолженности организации для организаций, подавших заявления до 1 апреля 2000 г.,
- заключения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по программе финансового оздоровления организации.
9. В случае возникновения разногласий по вопросам подготовки заключения по программе финансового оздоровления и проекта решения Правительства Российской Федерации рассмотрение данных вопросов и определение единой позиции осуществляется на заседании рабочей группы.
Приложение 1
к Порядку подготовки заключений
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению и
банкротству по программам финансового
оздоровления организаций,
имеющих стратегическое значение
для национальной безопасности государства
или социально - экономическую значимость
В Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации
ЗАЯВЛЕНИЕ
просит дать заключение по программе финансового оздоровления и возможности проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002.
<*> Написание наименования организации производится в строгом соответствии с учредительными документами.
<**> Написание адреса производится в строгом соответствии с указанным порядком: почтовый индекс; наименование государства; наименование региона (республика в составе государства, край, область, автономные образования); наименование района; наименование населенного пункта (город, поселок и др.); наименование части населенного пункта (улица, проспект, переулок и др.); номер дома; корпус или строение; номер квартиры.
Приложение 2
к Порядку подготовки заключений
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению и
банкротству по программам финансового
оздоровления организаций,
имеющих стратегическое значение
для национальной безопасности государства
или социально - экономическую значимость
СПРАВКА
О ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТЫ РЕГИОНАЛЬНЫЙ И (ИЛИ) МЕСТНЫЙ
Дата
Печать
Приложение 3
к Порядку подготовки заключений
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению и
банкротству по программам финансового
оздоровления организаций,
имеющих стратегическое значение
для национальной безопасности государства
или социально - экономическую значимость
СПРАВКА
О ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТЫ РЕГИОНАЛЬНЫЙ И (ИЛИ) МЕСТНЫЙ
млн. руб.
Дата
Печать
Приложение 4
к Порядку подготовки заключений
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению и
банкротству по программам финансового
оздоровления организаций,
имеющих стратегическое значение
для национальной безопасности государства
или социально - экономическую значимость
СПРАВКА
О НАЧИСЛЕННЫХ И УПЛАЧЕННЫХ СУММАХ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ
(тыс. руб.)
Приложение 5
к Порядку подготовки заключений
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению и
банкротству по программам финансового
оздоровления организаций,
имеющих стратегическое значение
для национальной безопасности государства
или социально - экономическую значимость
СПРАВКА
О ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО СОСТОЯНИЮ
НА ____.____.____
(на первое число месяца подачи заявления)
Приложение 6
к Порядку подготовки заключений
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению и
банкротству по программам финансового
оздоровления организаций,
имеющих стратегическое значение
для национальной безопасности государства
или социально - экономическую значимость
СПРАВКА
О ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО СОСТОЯНИЮ
НА ____.____.____
(на первое число месяца подачи заявления)
(тыс. руб.)
Приложение 7
к Порядку подготовки заключений
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению и
банкротству по программам финансового
оздоровления организаций,
имеющих стратегическое значение
для национальной безопасности государства
или социально - экономическую значимость
ГРАФИК
ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ <*>
<*> Представляется по каждому бюджету и государственному внебюджетному фонду и согласовывается с уполномоченным органом (органами) субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также государственного внебюджетного фонда в случае проведения единовременной реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Приложение 2
к Приказу
Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению
и банкротству
от 28 июня 2001 г. N 211/295
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА
ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Титульный лист.
2. Исполнительское резюме.
3. Оглавление.
4. Описание организации - общая характеристика.
5. Описание бизнеса организации и состояния рынка выпускаемой продукции.
6. Анализ финансового состояния организации и причин необходимости его оздоровления.
7. Маркетинговый план.
8. Направления развития организации и пути финансового оздоровления.
9. План производства.
10. Финансовый план.
Приложения.
1. Титульный лист должен отражать:
- полное наименование организации;
- месяц и год составления программы;
- период, на который составлена программа.
2. Исполнительское резюме:
- представляет собой краткое изложение программы (1 - 2 стр.), где в сжатом виде даются основные сведения об организации, мероприятия по ее развитию и направления финансового оздоровления.
3. Оглавление:
- должно содержать перечисление всех разделов "Программы" с указанием номеров страниц.
4. Описание организации - общая характеристика
В данном разделе должны быть отражены:
- полное и сокращенное наименование организации;
- юридический и почтовый адрес организации;
- телекоммуникационные реквизиты;
- основной вид деятельности;
- организационно - правовая форма организации;
- распределение акций между крупными акционерами (свыше 10% акций от уставного капитала);
- размер доли государства (в %) в уставном капитале организации;
- перечень структурных подразделений и схема структуры управления организации;
- общая численность работников
Приводится общая численность с указанием численности промперсонала, а также численность работников по каждому структурному подразделению;
- фонд оплаты труда работников организации, средняя зарплата
Приводятся данные по динамике изменения фонда оплаты труда и средней зарплаты за последние два года, с указанием сроков имеющихся задержек выплаты зарплаты;
- состав основного и вспомогательного производства;
- основные виды выпускаемой продукции и объемы выпуска;
- годовая выручка от реализации всей продукции (по оплате), выручка за последний отчетный период (в т.ч. денежными средствами, высоколиквидными банковскими векселями);
- объем экспорта (руб., % от общего объема выпускаемой продукции);
- основные объекты незавершенного строительства (освоение объемов (%), эффект от ввода новых объектов)
Необходимо дать характеристики объектов незавершенного строительства, с указанием % их готовности к вводу. Привести данные по ожидаемому эффекту от ввода в действие объектов строительства;
- объекты социальной сферы, находящиеся на балансе организации, и затраты на их содержание (за предыдущий, текущий годы и планируемый период)
Приводится список объектов непроизводственной сферы, находящихся на балансе организации, с указанием расходов на их содержание;
- объемы затрат на содержание мобилизационных мощностей и государственных резервов;
- дочерние компании
Приводится список дочерних и зависимых компаний с указанием размера (величины) доли организации в их уставном капитале и с краткой характеристикой их деятельности;
- величины задолженностей перед бюджетами и внебюджетными фондами
Указываются величины задолженностей перед фискальной системой за текущий, предыдущий годы, а также динамика их изменения;
Дополнительно приводятся сведения о профессиональном, образовательном и возрастном уровнях менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев. Также должны быть приведены сведения о наличии и основных характеристиках системы финансово - экономического контроля, действующей в организации, и уровне ее автоматизации. В программе должны быть отражены вопросы страхования имущества организации, ответственности руководителей и т.д.
5. Описание бизнеса организации и состояние рынка выпускаемой продукции
В данном разделе необходимо изложить основные направления деятельности организации. Дать сведения по основным поставщикам и потребителям продукции:
- основные виды выпускаемой продукции и объемы производства за год (за предыдущий, текущий годы и на планируемый период);
- плановая (проектная) мощность по основным видам продукции;
- загрузка производственных мощностей (%)
Требуется привести список основных видов продукции организации и объемы производства за предыдущий год, текущий отчетный период и на планируемый период. Дать сведения о загрузке производственных мощностей и реализации по соответствующим видам продукции, с указанием загрузки в процентах по отношению к 1989 - 1990 годам или к другому году, который можно считать годом финансовой устойчивости. Указать долю в товарном объеме продукции организации и в выручке по каждому из видов выпускаемой продукции;
- поставщики сырья и комплектующих
Приводятся данные по основным поставщикам сырья (с разбивкой на импорт и внутренний рынок) и объемам поставок за предыдущий год и текущий отчетный период. Представляются данные по видам расчета за полученное сырье с разбивкой на денежные средства, бартер, зачет и т.д. Приводятся данные по ценам на сырье в динамике, за последние два года, которые сравниваются с мировыми ценами на данные виды сырья в долларовом эквиваленте;
- потребители продукции
Приводятся данные по основным потребителям продукции (с разбивкой на экспорт и внутренний рынок), видам и объемам поставок с указанием цен на продукцию в динамике за предыдущий год и текущий отчетный период, которые сравниваются с мировыми аналогами в долларовом эквиваленте. Приводятся данные по срокам и формам расчетов за поставленную продукцию (бартер, зачет, денежные средства).
6. Анализ финансового состояния организации и причины необходимости его оздоровления
В этом разделе приводятся результаты анализа финансового состояния предприятия за предыдущий год и на последнюю отчетную дату. Определяются основные показатели финансового состояния организации, структуры его баланса.
Раздел должен содержать анализ ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности организации, затрат по различным видам продукции и полученных финансовых результатов.
Обязательным является определение следующих показателей:
- наличие собственного капитала в обороте
Вычисляется как разность между собственным капиталом организации и ее внеоборотными активами;
- объем оборотных средств всего и заемных средств
Заемные средства вычисляются как сумма долгосрочных и краткосрочных пассивов;
- структура оборотных средств с распределением на средства "в производстве" и "в расчетах"
Средства в производстве определяются путем вычитания из суммы статей баланса "запасы" и "НДС" содержимого статьи "товары отгруженные". Средства в расчетах определяются вычитанием из суммы оборотных средств в производстве;
- покрытие текущих обязательств оборотными активами
Вычисляются как отношение всех оборотных средств к текущим обязательствам организации;
- средние сроки расчетов с организацией за отгруженную продукцию
Определяется как частное от деления средств в расчетах на среднемесячную выручку за анализируемый период;
- степень платежеспособности по текущим обязательствам
Определяется как частное от деления краткосрочных пассивов на среднемесячную выручку за анализируемый период;
- структура заемных средств с распределением на обязательства перед банками и займы, перед прямыми кредиторами, перед фискальной системой, по внутреннему долгу
Обязательства перед банками и займы определяются как сумма средств по соответствующим строкам разделов IV и V баланса. Обязательства перед прямыми кредиторами определяются суммой строк "поставщики и подрядчики", "авансы полученные", "векселя к уплате", "задолженность перед дочерними и зависимыми обществами" и "прочие кредиторы". Обязательства перед фискальной системой определяются суммой "задолженности перед бюджетом" и "по социальному страхованию и обеспечению". Внутренний долг включает все остальные обязательства;
- структура себестоимости по основным видам продукции и организации в целом
Приводится распределение затрат с разбивкой на материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных средств и прочие затраты. Для материальных затрат необходимо указать распределение по разделам сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, работы и услуги сторонних организаций, топливо и энергию. При этом необходимо сравнить сложившуюся на настоящее время структуру себестоимости со структурой в 1989 - 1990 годах или в другой год, который можно считать годом финансовой стабильности;
- расчет постоянных и переменных затрат на производство продукции и определение точек безубыточности (порогов рентабельности) по каждому из видов выпускаемой продукции
Точка безубыточности рассчитывается как объем выпуска продукции данного вида, при котором выручка покрывает затраты на производство. Определяется делением величины постоянных затрат на выпуск данного вида продукции на разность цены на единицу продукции и переменных затрат на единицу продукции данного вида;
- прибыль (убыток) от продаж;
- прибыль (убыток) до налогообложения;
- прибыль (убыток) от обычной деятельности;
- чрезвычайные доходы и расходы;
- чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток)) отчетного периода
Приводятся в соответствии с формой 2 бухгалтерской отчетности.
Перечисленные показатели следует привести за предыдущий год и на последний отчетный период. При этом рассмотрение показателей в динамике должно завершиться выводами о "болевых точках" финансового состояния и направлениях финансового оздоровления.
7. Маркетинговый план
Данный раздел основывается на маркетинговом исследовании и должен содержать разработки основных мероприятий в сфере маркетинга и сбыта продукции организации:
- краткое описание отрасли и место организации в ней
Необходимо описать состояние отрасли, к которой относится организация, его преимущества и недостатки в сравнении с другими организациями - конкурентами;
- характеристика рынков, на которые ориентирован бизнес;
- условия и ограничения продвижения на рынки продукции организации;
Дается характеристика рынков, где работает организация, и доля (в %) продукции организации на рынках, указать группы потребителей (население, организации и т.п.) и их доли на потребительском рынке (%). Определяются тенденции развития и изменения рынков. Необходимо отразить сведения об объемах потребления на рынках, спрос на продукцию, ограничениях и в этой связи сделать выводы о возможности увеличения объемов выпуска продукции;
- выработка стратегии маркетинга
Подразумевает описание мероприятий по проникновению на рынки сбыта и продвижению товаров, а также описание каналов распределения и маркетинговых коммуникаций, то есть мер воздействия организации на покупателей с целью формирования спроса;
Требуется изложить ситуацию, сложившуюся после событий августа 1998 года (изменения цен, обстановку на рынках сбыта, как внутренних, так и внешних);
- разработка новых товаров и услуг организации
Приводится краткое описание мероприятий по модернизации старых товаров, разработкам и внедрению новых товаров, а также мероприятия по продвижению их на рынок.
8. Направления развития организации и пути финансового оздоровления
На основе проведенного анализа финансового состояния организации и маркетинговых исследований данный раздел должен содержать стратегический план основных направлений развития и преобразования организации, с конкретным обоснованием.
А) Данные действия должны быть направлены на:
- прирост выручки организации, в том числе ее денежной составляющей;
- сокращение издержек организации;
- оптимизацию управления товарно - денежными потоками;
- создание условий для своевременного расчета по обязательствам
Б) Среди направлений преобразований можно выделить:
- упорядочивание активов организации с целью создания эффективной рыночной структуры активов
Мероприятия могут включать передачу объектов социальной и непроизводственной сферы местным органам управления. Формирование на базе данных объектов самостоятельных (дочерних) организаций. Продажа, сдача в аренду, в залог неиспользуемой части имущества, основных средств. Приобретение нового и реконструкция старого имущества производственного назначения;
- совершенствование организационной структуры управления
Мероприятия по реорганизации структуры управления и реструктуризации организации, создание центров финансовой ответственности, выделение отдельных производств в самостоятельные бизнес - единицы, выделение филиалов. Создание или вхождение в вертикально - интегрированные структуры (финансово - промышленные группы, холдинги);
- упорядочение задолженности организации
Мероприятия по реструктуризации и погашению задолженности перед бюджетами, внебюджетными фондами, коммерческими кредиторами;
- привлечение инвестиций
Мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного имиджа организации, привлечению инвестиций.
В) Отдельным разделом среди направлений финансового оздоровления необходимо выделить и подробно обосновать предлагаемые организацией условия, сроки и график реструктуризации задолженности в федеральный бюджет.
Для этого требуется подробно проанализировать внутренние и внешние источники погашения накопленной задолженности с учетом необходимости выплат всех обязательных платежей. При анализе должны быть учтены как источники, уже имеющиеся на данный момент, так и те, что возникнут в результате проведения программы финансового оздоровления.
Условия и сроки реструктуризации могут включать:
- период отсрочки уплаты задолженности до момента появления источников ее погашения при реализации данной программы;
- равномерный или неравномерный (нарастающим темпом) график уплаты задолженности, учитывающий эффект от проводимых мероприятий по финансовому оздоровлению организации.
Необходимые суммы по графику уплаты задолженности должны быть учтены при составлении последующих разделов настоящей программы. В частности, по разделу 9 данные суммы могут входить в смету общих расходов, а по разделу 10 должны учитываться при стыковке всех финансовых потоков.
В данном разделе необходимо доказать производственные возможности организации по проведению мероприятий финансового оздоровления.
Раздел должен содержать:
- производственную программу организации, согласованную с планируемым объемом продаж, затратами на производство продукции и ценами
Составляется на основании полученных по разделу 7 результатов исследования рынков сбыта;
- потребность в основных фондах
Необходимо привести данные расчета потребности в увеличении производственных мощностей организации за счет:
- технического перевооружения;
- реконструкции;
- ввода новых производственных мощностей
Следует рассмотреть разные возможности и выбрать оптимальный вариант; - потребность в материальных ресурсах, персонале
Приводятся результаты расчетов потребности производства в материальных ресурсах, с приведением обоснований возможности их привлечения. Приводятся расчеты численности работников и требуемого фонда заработной платы.
Данный раздел может содержать смету расходов, сводную калькуляцию себестоимости. Кроме того, необходимо отразить влияние внешних факторов на производственные возможности организации и возможные производственные риски.
10. Финансовый план
В этом разделе необходимо привести доказательства финансового эффекта проводимых мероприятий и реальности финансового оздоровления организации. Исходными материалами являются разделы 7, 8, 9, где должны быть определены потребности рынка в том или ином виде продукции, ее объеме и цене, а также возможности организации по выпуску продукции в соответствии с планируемыми направлениями оздоровления и производственными возможностями.
В разделе должны стыковаться ожидаемые финансовые потоки, поступающие от реализации товаров, работ, услуг, с налоговыми и иными обязательными платежами (налоговое планирование), а также с потребностями предприятия в материально - техническом обеспечении и иными затратами. При этом следует отразить долю бартерного обмена, поступлений денежными средствами, а также взаимозачетов.
- прогноз финансовых результатов на время реализации плана;
- потребность в инвестициях и формировании источников финансирования
Отправная точка прогноза - текущее финансовое состояние организации по его бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату.
Результат - прогнозируемый баланс организации, отражающий улучшение финансового состояния организации.
Приложения:
1. Формы: бухгалтерской отчетности 1, 2 (по оплате, по отгрузке), 3, 4, 5 и статистической отчетности 5-з за предыдущий и последний отчетные годы, а также формы бухгалтерской отчетности 1 и 2 (по оплате, по отгрузке) за последний отчетный период.
2. Расшифровки статей баланса на последний отчетный период: незавершенное строительство, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, выданные авансы, убытки.
Приложение 3
к Приказу
Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению
и банкротству
от 28 июня 2001 г. N 211/295
СПРАВКА
О ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ОРГАНИЗАЦИИ
Сокращения ф. 1 и ф. 2 - означают соответственно форма N 1 и форма N 2 бухгалтерской отчетности организации за рассматриваемый период.
Курсивом даны показатели, вычисляемые в соответствии с формулой, приведенной в круглых скобках, где указаны коды строк, участвующих в расчетах показателей.
Приложение 4
к Приказу
Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации
и Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению
и банкротству
от 28 июня 2001 г. N 211/295