Письмо Минтруда РФ от 04.02.2021 N 13-4/В-172

"О вопросах, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации"

Вопрос: О вопросах, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 февраля 2021 г. N 13-4/В-172

В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с письмом от 11.12.2020 рассмотрено обращение по вопросу обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) и сообщается.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила), обеспечение инвалидов ТСР осуществляется уполномоченными органами на основании рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации (далее - ИПРА), которые разрабатываются специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ).

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм утвержден приказом Минтруда России от 13.06.2017 N 486н (далее - Порядок).

Согласно Порядку ИПРА разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).

При разработке ИПРА проводится реабилитационно-абилитационная экспертная диагностика, оценка реабилитационного и абилитационного потенциала, определяются реабилитационный и абилитационный прогноз и мероприятия, ТСР, товары и услуги, позволяющие инвалиду восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей.

Назначение инвалиду конкретного вида ТСР в рамках ИПРА осуществляется на основании Перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР, утвержденного приказом Минтруда России от 28.12.2017 N 888н, по результатам проведенной в учреждении МСЭ реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики.

Вместе с тем учреждениями МСЭ в разделе ИПРА "Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета" устанавливается нуждаемость в обеспечении протезом без указания конкретных характеристик предлагаемого к обеспечению протеза.

Функциональные и технические характеристики протеза (различного социально-бытового назначения) устанавливаются врачом-протезистом на протезно-ортопедическом предприятии при обеспечении инвалида с учетом индивидуальных особенностей.

Широкий диапазон применяемых узлов, модулей, полуфабрикатов и материалов в протезах наряду с их широкой номенклатурой предопределяет очень большой ценовой разброс по протезам для инвалидов.

Отмечаем, что при обеспечении инвалидов ТСР Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) придерживается позиции индивидуального подхода к каждому получателю услуг.

Так, при обеспечении высокотехнологичными протезами Фонд принимает во внимание рекомендации, указанные в медико-технических заключениях протезно-ортопедических предприятий.

Следует также отметить, что заключения о функциональных и технических характеристиках протеза и составе его комплектующих выдаются как государственными протезно-ортопедическими предприятиями, так и частными, которые, как правило, заинтересованы в установке более дорогостоящих и не всегда показанных инвалиду комплектующих.

Стоимость таких высокотехнологичных протезов достигает 6,5 млн рублей, в связи с чем в целях обоснованности назначения и закупки высокофункциональных, высокотехнологичных и дорогостоящих протезов, в случаях если их стоимость превышает 900 тыс. рублей, территориальными органами Фонда запрашиваются дополнительные документы.

При этом, учитывая, что высокотехнологичные протезы стоимостью более 900 тыс. рублей имеют ограничения по использованию, связанные с физиологическими особенностями человека, и являются дорогостоящими средствами реабилитации, в целях рационального и эффективного использования средств федерального бюджета Фонд направляет документы инвалидов в Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России для уточнения целесообразности назначения высокофункционального протезирования.

Вопрос назначения протезов, их конструктивные и функциональные характеристики предусматривается урегулировать в рамках разработки каталога ТСР.

Согласно Правилам обеспечение ТСР осуществляется уполномоченным органом на основании проведенных этим органом конкурентных процедур согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), по результатам которых разрабатывается государственный контракт на обеспечение инвалидов ТСР.

Направления на получение ТСР оформляются территориальными органами Фонда в порядке очередности подачи гражданами заявлений (по дате подачи заявления) исходя из количества ТСР, предусмотренных условиями государственного контракта, с учетом сроков пользования ранее предоставленных изделий.

Правилами предусмотрено, что при наличии действующего государственного контракта на обеспечение ТСР в соответствии с заявлением одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление ТСР в отобранные уполномоченным органом организации в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ.

Таким образом, направления на получение ТСР могут быть оформлены только после заключения соответствующего государственного контракта.

Кроме того, Правилами предусмотрено, что срок обеспечения инвалида ТСР, изготавливаемым по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенным исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Необходимо отметить, что неравномерность обеспечения инвалидов ТСР обусловлена сроками проведения конкурентных процедур, проводимых уполномоченными органами в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, а также итогами проведения торгов (регламентные сроки проведения конкурентных процедур 30 - 35 дней, отсутствие потенциальных участников торгов, ненадлежащее исполнение поставщиками ТСР своих обязательств в рамках государственных контрактов и др.), что в значительной степени влияет на смещение сроков обеспечения инвалидов ТСР.

В соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ обеспечение инвалидов ТСР осуществляется как путем непосредственного предоставления ТСР, так и путем выплаты компенсации в случае приобретения инвалидами этих изделий самостоятельно за счет собственных средств.

Установление размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом за счет собственных средств ТСР: сообщаем, что выплата компенсации инвалидам за самостоятельно приобретенные ТСР, в том числе протезно-ортопедические изделия, осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" (далее - Приказ N 57н).

В соответствии с данным приказом инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного ТСР, в том числе протеза, но не более размера стоимости ТСР, предоставляемого уполномоченными органами и являющегося аналогичным ТСР, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом.

В отношении отдельных видов протезов соответствие приобретенного инвалидом за собственный счет протеза предоставляемым протезам устанавливается уполномоченным органом на основании заключения медико-технической экспертизы согласно приказу Минтруда России от 30.08.2019 N 605н "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы" (далее - Приказ N 605н).

Состав таких отдельных видов протезов определен приказом Минтруда России от 23.07.2019 N 521н "Об утверждении перечня технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза для определения соответствия приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам и протезно-ортопедическим изделиям, а также подлежащих замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы" (далее - Приказ N 521н).

Таким образом, при поступлении заявлений инвалидов на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР уполномоченные органы, в частности территориальные органы Фонда, самостоятельно принимают решения о выплате компенсации, руководствуясь положениями Приказа N 57н.

В настоящее время в целях методологического обеспечения деятельности территориальных органов Фонда в вопросах корректного определения размера выплачиваемой компенсации Фондом в территориальные органы направлены разъяснения Минтруда России от 25.07.2019 N 13-3/10/В-5958 с рекомендациями учитывать при определении размера компенсации функциональные и технические параметры самостоятельно приобретенных инвалидами ТСР, в том числе протезно-ортопедических изделий.

Следует отметить, что предлагаемое включение этих рекомендаций в Приказ N 57н для определения размера компенсации в настоящее время не может быть осуществлено, поскольку отсутствует само правовое основание, необходимое для подготовки нормативной правовой базы (письмо федерального органа исполнительной власти не является нормативным актом). Возможность учета конструктивных особенностей и функциональных характеристик, как было указано выше, предполагается осуществить в рамках разработки каталога ТСР.

В части актуализации Классификации, утвержденной приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" (далее - Классификация), сообщаем.

Перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р (далее - Федеральный перечень).

Федеральный перечень содержит обобщенную номенклатуру ТСР, востребованных инвалидами с различными патологиями. Детализированная номенклатура ТСР в рамках Федерального перечня определена Классификацией и включает свыше 300 наименований изделий, предоставляемых инвалидам бесплатно в соответствии с рекомендациями ИПРА.

Актуализация классификации технических средств (изделий) осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 01.11.2018 N 686н утвержден Порядок актуализации классификации технических средств (изделий) в рамках Федерального перечня. Обновленный состав межведомственной Комиссии. Кроме того, вышеуказанным приказом полномочия Комиссии дополнены рассмотрением предложений о расширении самого Федерального перечня.

В настоящее время Минтрудом России организована работа по рассмотрению поступивших предложений от участников рынка в целях вынесения их на рассмотрение Комиссии.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду статья 26.3-1 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ.

Следует отметить, что предоставление инвалидам ТСР, не предусмотренных Перечнем, может быть осуществлено в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в рамках оказания дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем включения таких ТСР в региональные перечни и их предоставления как на безвозмездной основе, так и по установленным тарифам через организованные на территории региона пункты проката ТСР.

По результатам проведенного Минтрудом России мониторинга реализуемых в субъектах Российской Федерации дополнительных мер социальной поддержки инвалидов установлено, что в большинстве регионов утверждены региональные перечни ТСР, предоставляемых инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также организованы и функционируют пункты проката ТСР, где представлены изделия из федерального и регионального перечней, а также иные устройства, в том числе полученные посредством спонсорской безвозмездной помощи на пополнение прокатного фонда.

В части внесения изменений в Административный регламент Фонда по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами ТСР (ветеранами) протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденный приказом Фонда от 16.05.2019 N 256 (далее - Административный регламент), сообщаем следующее.

В связи со вступившими в силу изменениями в нормативных правовых актах, регулирующих обеспечение инвалидов ТСР, Фондом ведется работа по внесению изменений в Административный регламент, в том числе в части исключения требования предоставления заявителями ИПРА для предоставления государственной услуги.

Сведения из ИПРА запрашиваются территориальным органом Фонда в рамках межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме того, заменено понятие "Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования" на "Сведения, подтверждающие регистрацию инвалида (ветерана) в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Административным регламентом не установлено требование нотариально заверенных копий отдельных документов, необходимо заметить, что пунктом 19 Административного регламента предусмотрена только возможность предоставления нотариально заверенных копий отдельных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, вместо оригиналов.

Согласно пункту 81 Административного регламента при представлении заявления и соответствующих документов, указанных в пункте 18 Административного регламента, в электронной форме заявителю направляется электронное сообщение, подтверждающее прием заявления и документов, с указанием даты приема и присвоенного регистрационного номера, также содержащее информацию о том, что государственная услуга предоставляется при условии предоставления заявителем оригиналов документов (копий документов, заверенных в установленном порядке), необходимых для предоставления государственной услуги.

В случае подачи заявления и документов, подтверждающих расходы за самостоятельно приобретенные ТСР и (или) услуги, предусматривается представление подлинника указанного документа, следует отметить, что данное требование вытекает из Приказа N 57н, которым не предусмотрено представление копий этих документов.

Разработка административных регламентов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг", федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Таким образом, внесение изменений в Административный регламент возможно после внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение инвалидов ТСР, в частности, внесения изменений в Приказ N 57н в части исключения возможности представления документов, необходимых для решения вопроса обеспечения инвалидов ТСР, а также заключения медико-технической экспертизы, выдаваемого инвалиду в соответствии с Приказом N 605н.

Данное заключение представляется уполномоченным органом при установлении необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены ТСР, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами за собственный счет ТСР предоставляемым уполномоченным органом ТСР за счет средств федерального бюджета.

По вопросу излишних требований территориальными органами Фонда по представлению документов при обеспечении протезами, стоимость которых превышает 900 тыс. рублей, сообщаем следующее.

Пунктом 18 Административного регламента установлены исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

Таким образом, испрашиваемые территориальными органами Фонда дополнительные документы представляются инвалидом в добровольном порядке, законодательно установленных требований к представлению этих документов в нормативных правовых актах не предусмотрено.

Директор Департамента
по делам инвалидов
Д.В. ЛИГОМИНА