Решение ФАС РФ от 29.05.2023 по делу N 28/06/105-1226/2023

"О признании жалобы частично обоснованной: действия комиссии по осуществлению закупок нарушают п. 1 ч. 11 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 29.05.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2023 г. по делу N 28/06/105-1226/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия ГКУ КБР "У" (далее - Заказчик), "М" (далее - Уполномоченный орган) комиссии по осуществлении закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительных работ на объекте: "Очистные сооружения г.п. Тырныауз, Эльбрусский район, КБР" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0104200002123000031) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссии по осуществлению закупок:

1) неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения об осуществлении Конкурса (далее - Извещение) и Закона о контрактной системе;

2) в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок неправомерно не присвоены значения по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) в отношении заявки Заявителя;

3) размещение проекта государственного контракта Извещения и графика выполнения работ Извещения, содержащие противоречивые сведения в части оплаты выполненных работ.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 25.05.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 29.05.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 22.04.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 050 869 287,62 руб.;

4) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 932050215505R5230414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.05.2023;

6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;

7) по результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, заявки 2 участников признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

8) победителем Конкурса признано ООО "Стройсервис" с предложением о цене контракта в размере 2 045 869 287 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В силу подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.

Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

В соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 8 приложения к Постановлению N 2571, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Согласно Извещению Заказчиком, Уполномоченным органом установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 18.05.2023 N ПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении заявки ООО "А" от участия в Конкурсе по следующему основанию: "Несоответствие информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, а именно участник закупки в соответствии со сведениями из Единого реестра СМП от 15.05.2023 г. N ЮЭ9965-23-21245095 с 10.07.2021 г. является субъектом малого предпринимательства с категорией "микропредприятие". Выполнение работ на сумму 1 033 913 731,08 руб. по договору строительного подряда от 17.10.2021 г. N 1/17-10-2021 не соответствует статусу "микропредприятие".

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии МСП) категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона о развитии МСП, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено статьей 4 Закона о развитии МСП.

Согласно пункту 3 части 1.1 статьи 4 Закона о развитии МСП в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должно выполняться следующее условие: доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Закона о развитии МСП, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление N 265) установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 120 млн. рублей;

малые предприятия - 800 млн. рублей;

средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Согласно письму ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы от 19.05.2023 N 10-31/003741, а также сведениям Единого реестра МСП ООО "А" 10.07.2021 присвоен статус "микропредприятие", что также подтверждается сведениями из реестра МСП.

При этом отнесение организации к определенной категории субъектов малого и среднего предпринимательства и нахождение в Едином реестре МСП не ограничивает такую организацию заключать договоры и получать по таким договорам доход свыше установленных Постановлением N 265 пределов, и, как следствие, участвовать в государственных закупках и предоставлять такие договоры в качестве подтверждения наличия опыта в соответствии с Постановлением N 2571.

На заседании Комиссия установлено, что ООО "А" в целях подтверждения соответствия позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 представлен договор от 17.10.2021 N 1/17-10-2021, заключенный с гражданином Российской Федерации Г., на выполнение работ по объекту "Реконструкция сетей наружной канализации общей протяженностью 29,757 км, по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала в МКР Турали, МКР ДОСААФ, согласно адресному перечню - Приложение N 1" с ценой 1 033 913 731,08 руб., а также акт приемки законченного строительством объекта от 25.02.2022 N 1, подтверждающий стоимость выполненных работ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка участника Конкурса ООО "А" не противоречит требованиям, предусмотренным положениями Постановления N 2571, в связи с чем действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение об отклонении заявки ООО "А" от участия в Конкурсе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 18.05.2023 N ПРОII1, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя Комиссией по осуществлению закупок в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок неправомерно не присвоены значения по критерию оценки в отношении заявки Заявителя.

Пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что Комиссией по осуществлении закупок не осуществлена оценка второй части заявки Заявителя, поскольку она признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 18.05.2023 N ПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе по причине несоответствия, представленных Заявителем информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, не присвоившего значения по критерию оценки в отношении заявки Заявителя, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом размещены проект государственного контракта Извещения и график выполнения работ Извещения, содержащие противоречивые сведения в части оплаты выполненных работ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно Извещению датой окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 16.05.2023. Вместе с тем жалоба Заявителя направлена в ФАС России 22.05.2022, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

На основании изложенного, в соответствии с частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе указанный довод Заявителя Комиссией не рассматривается.

4. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 24.05.2023 по делу N 28/06/105-1161/2023 в действиях Комиссии по осуществлению закупок, выявлены следующие нарушения:

- части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившегося в не отстранении заявки ООО "Стройсервис" от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

- пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, выразившегося в неправомерном принятии решения об отклонении заявки ООО "С" от участия в Конкурсе.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "А" обоснованной в части принятия решения об отклонении заявки ООО "А" от участия в Конкурсе.

2. В соответствии с частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя, указанный в пункте 3 мотивировочной части решения оставить без рассмотрения.

3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушения части 9 статьи 31, пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

4. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 24.05.2023 по делу N 28/06/105-1161/2023, предписание по настоящему делу не выдавать.

5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 24.05.2023 по делу N 28/06/105-1161/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.